Конспект занятия в средней группе на тему «В мире стекла»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Цель: Знакомство детей со свойствами стекла.
Задачи
Образовательные:
- Знакомить детей со свойствами стекла: твёрдое, хрупкое, шероховатое, гладкое, скользкое, тяжёлое, прозрачное, холодное, водонепроницаемое, издаёт мелодичный звук, если по нему постучать, цветное.
- Формировать знания детей о том, что все эти свойства учитываются при изготовлении различных предметов из этого материала,
- Знакомить с историей изобретения стекла, с профессией взрослых: стеклодув.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в средней группе
Тема: «В мире стекла»
Цель: Знакомство детей со свойствами стекла.
Задачи
Образовательные:
- Знакомить детей со свойствами стекла: твёрдое, хрупкое, шероховатое, гладкое, скользкое, тяжёлое, прозрачное, холодное, водонепроницаемое, издаёт мелодичный звук, если по нему постучать, цветное.
- Формировать знания детей о том, что все эти свойства учитываются при изготовлении различных предметов из этого материала,
- Знакомить с историей изобретения стекла, с профессией взрослых: стеклодув.
Развивающие:
- Развивать внимание, любознательность, умение обследовать предметы, восприятие, память, связную речь, наблюдательность, мышление.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное обращение с предметами, изготовленными из стекла.
-Воспитывать умение выслушивать товарища.
-Воспитывать дружеские взаимоотношения.
-Воспитывать уважение к труду взрослых.
Словарная работа: твёрдое, хрупкое, гладкое, шероховатое, тяжёлое, холодное, скользкое, с бугорками, прозрачное, цветное, водонепроницаемое.
Предварительная работа: Рассматривание предметов, сделанных из разных материалов, составление рассказов, заучивание пословиц о труде, рассматривание иллюстраций о предметах и о профессиях взрослых, чтение стихотворений о стекле, о стеклодуве, отгадывание загадок.
Методы и приёмы: сюрпризный момент, игровой, наглядный, поисково – исследовательская деятельность.
Материал и оборудование:
Изделия из стекла: вазочки, розеточки, салатницы, стаканы, бутылочки,
флакончики, пробирки, линзы для очков, термометры, лампочки, баночки и другие стеклянные изделия, пуговицы, мультимедийная установка.
Ход занятия.
I.Вводная часть.
Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя. Что вы видите?
Дети: мы видим много разных предметов.
Воспитатель: правильно, вокруг нас находится много предметов. Эти предметы сделаны из разного материала.
Раздаётся стук в дверь, входит почтальон, здоровается и передаёт красивый конверт воспитателю. Воспитатель благодарит почтальона за письмо, открывает конверт и показывает детям красивую открытку, на которой написаны загадки.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадки:
- Холод терпит, а палку нет.
- Что зимой дома мёрзнет, а на улице нет.
- Его не видишь, а потрогать можно.
- На окошечках простое,
А в бутылочках цветное,
Не бежит, не льётся,
А ударишь - разобьётся.
- Очень хрупко и прозрачно
В пользу людям предназначено.
Дети: это стекло.
Воспитатель: молодцы ребята, вы правильно отгадали загадки, это стекло. А сейчас я предлагаю пройти всем в «Музей стекла».
II.Основная часть.
Воспитатель: вот мы и в музее. Постарайтесь всё увидеть, узнать, чтоб другим, про музей рассказать.
Воспитатель: дети, посмотрите внимательно, как много здесь красивых предметов.
Назовите их. Дети называют предметы, стоящие на столах.
Воспитатель: вам нравятся эти предметы?
Дети: да. Нравятся.
Воспитатель: мне тоже понравилось в музее, понравились все предметы - они красивые, все блестят, разного цвета.
Воспитатель: предметы разные по назначению. Чем они отличаются друг от друга?
Дети: предметы разные по цвету, по форме, по величине, по назначению и т. д.
Воспитатель: дети, а чем эти предметы похожи, какой у них общий признак? Из какого материала они сделаны?
Дети: все предметы сделаны из стекла.
Воспитатель: правильно, все предметы сделаны из стекла. А если они сделаны из стекла, как можно сказать, какие предметы?
Дети: стеклянные.
Воспитатель: да, все эти предметы сделаны из одного и тоже материала - стекла, они стеклянные.
Воспитатель: ребята, а сейчас посмотрите на экран, и вы увидите, и узнаете, как изобрели стекло. Стекло изобрели очень – очень давно, пять тысяч лет назад. Делали его так: в глиняный горшок сыпали песок, золу, соду (воспитатель показывает песок, золу, соду), добавляли краски и долго варили на огне, пока не получалось мягкое, блестящее тесто. Затем мастер – стекольщик брал в руки глиняную палочку, пустую внутри. На один конец он подцеплял немного расплавленного стекла, а другой конец брал в рот и выдувал в стеклянный пузырь так же, как дети выдувают мыльный пузыри. Раздувая стекло, мастер придавал своим изделиям красивую форму и получались изящные вазы, разноцветные бусы и другие изделия. Мастера, который выдувает стекло, называют стеклодувом. Однажды старому мастеру – стеклодуву пришла мысль: выдуть большой стеклянный пузырь и отстричь у него концы с двух сторон. Получилась ровная трубка. Он разрезал мягкую и ещё тёплую стеклянную трубку вдоль и развернул её на столе. Получился стеклянный лист. Первое стекло было мутное, неровное: один край толще, другой тоньше. А потом изобретатели придумали машину, которая вытягивает из плавильной печи жидкую стеклянную массу в виде широкой ровной ленты. Когда стеклянная лента остынет, её разрезают на части и вот готово оконное стекло. Стекло для шкафов. Стеклодув – трудная профессия, мужская и ею может овладеть не каждый мужчина. Завод, на котором производят стекло, называется - стекольный.
Воспитатель: дети, а сейчас потрудимся и мы с вами, поближе рассмотрим изделия из стекла. Проходите в нашу «мастерскую», усаживайтесь поудобнее, закройте глаза и представьте ещё раз, какие изделия вы видели на выставке.
Дети, открывайте глаза, сегодня вы будете исследователями, вы будете определять свойства стекла. Посмотрите как много предметов у вас на столах. Как вы думаете, из какого материала они сделаны?
Дети: из стекла.
Воспитатель: возьмите в руки один предмет. Попытайтесь его согнуть. Получилось?
Дети: нет, не получилось.
Воспитатель: что можно сказать о стекле? Какое оно?
Дети: не гнётся, стекло твёрдое.
Воспитатель: правильно, стекло твёрдое.
Воспитатель: дети, возьмите с подноса и положите в стакан пуговицу. Что вы видите в стакане?
Дети: в стакане мы видим пуговицу.
Воспитатель: какого цвета пуговица? (ответы детей)
Воспитатель: если в стакане вы видите пуговицу, значит, что можно сказать про стекло, какое оно?
Дети: прозрачное.
Воспитатель: и так, мы определили, что стекло, материал прозрачный. Как выдумаете, где используется это свойство стекла?
Дети: оконное стекло, аквариум, очки, электрические лампочки и т. д.
Воспитатель: дети, а сейчас налейте в стакан воды. Вытекает вода из стакана?
Дети: нет, вода из стакана не вытекает.
Воспитатель: вода из стакана не вытекает. Значит можно сказать, что стекло водонепроницаемое (дети повторяют это слово хором и индивидуально)
Воспитатель: дети, проведите по стеклянным предметам рукой. Какое ещё свойство можно выделить у стекла?
Дети: - стекло гладкое, (не гладкое), с бугорками, ребристое.
Воспитатель: правильно, предметы, сделанные из стекла могут быть гладкими, а могут быт и шероховатыми.
Воспитатель: дети, возьмите любой предмет и приложите к щеке. Что вы ощущаете? Тёплое или холодное стекло?
Дети: стекло холодное.
Воспитатель: возьмите предмет, погладьте его рукой. Что можно сказать о стекле, какое оно?
Дети: стекло скользкое.
Воспитатель: дети, возьмите в руку стеклянный предмет и скажите лёгкий он?
Дети: тяжёлый.
Воспитатель: правильно, предметы, изготовленные из стекла – тяжёлые.
Воспитатель: дети посмотрите у меня в руках стеклянная ёлочная игрушка. Если я неосторожно её выроню из рук. что с ней произойдёт?
Дети: игрушка разобьётся.
Воспитатель: правильно, игрушка разобьётся на мелкие осколки, с острыми краями, о которые можно пораниться. Уронить игрушку?
Дети: нет, не надо её ронять, игрушка красива, блестящая, ей можно украсить новогоднюю ёлку, а она может разбиться.
Воспитатель: стеклянные предметы не прочные, легко бьются. Что можно сказать о стекле, какое оно?
Дети: Стекло бьётся. Оно хрупкое.
Воспитатель: стеклянные предметы легко бьются, стекло хрупкое. Если стеклянный предмет случайно разбился, как надо убрать осколки? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно осколки можно собрать с помощью веника, совка и на руки надеть перчатки, чтобы не пораниться.
Воспитатель: дети, стеклянные предметы какого цвета могут быть?
Дети: Зелёного, жёлтого, красного и т. д.
Воспитатель: да, стеклянные предметы бывают разного цвета. А сейчас возьмите карандаши и постучите по стеклянному предмету. Что вы слышите?
Дети: мы слышали звон, мелодичный звук.
Воспитатель: правильно. У стекла есть ещё одно свойство: если до него дотронуться, оно издаёт мелодичный звук, похожий на звучание металлофона.
Динамическая пауза «Отражение в стекле» (воспитатель показывает различные фигуры, дети, как отражение, повторяют их)
III.Рефлексия
Воспитатель: дети, сегодня мы на занятии познакомились со свойствами стекла. Давайте ещё раз назовём эти свойства.
Дети:
- Прозрачное
- Цветное
- Твёрдое
- Холодное
- Гладкое
- С бугорками
- Скользкое
- Хрупкое
- Тяжёлое
- Водонепроницаемое
Воспитатель: Дети, а сейчас в игру «Хорошо – плохо»
(Дети находят в стекле положительные и отрицательные качества)
Положительные: стеклянные предметы: красивые, прозрачные, блестящие. удобные в применении и т. д.
Отрицательные: стеклянные предметы хрупкие – если уронишь, они могут разбиться, когда будешь убирать осколки - можно пораниться.
В дверь раздаётся стук. Входит кукла с корзиной в руке, здоровается с детьми и предлагает поиграть с ней в игру: «Назови, из чего сделан предмет?»
(Дети становятся в круг, кукла сидит на стульчике в середине круга.)
Дети подходят по очереди, достают предмет из корзины, называют предмет и материал, из которого сделан этот предмет. Например:
Стульчик – из дерева – деревянный
Шарик – из пластмассы – пластмассовый
Ложка – из металла – металлическая
Мяч – из резины – резиновый
Ваза - из глины – керамическая
Лампочка – из стекла – стеклянная и т. д.
(Кукла хвалит детей за игру, прощается с ними и уходит гулять)
Воспитатель: ребята, мы много сегодня говорили о стекле, говорили, что оно хрупкое. Но сейчас учёные сумели создать очень прочное стекло. Из него можно делать окна автомобилей и самолётов. Если на такое стекло бросить тяжёлый стальной шар оно не разобьётся, а если оно всё же разобьётся, то от него не будет осколков с острыми краями. И если в автобусе, автомобиле стоят такие стёкла, то при аварии люди не поранятся осколками. Из стекла даже научились ткать искусственное волокно для не горючих тканей, оно так и называется – стекловолокно.
Воспитатель: чтобы стать настоящим мастером, надо много трудиться. Труд человека, его мастерство русский народ прославил в пословицах, поговорках, некоторые из них вы дети знаете. Вставайте в круг, передавая стеклянную вазу друг другу, будем говорить пословицы и поговорки о труде:
- У работающего в руках дело огнём горит.
- Труд кормит, а лень портит.
- Не сиди, сложа руки, и не будет скуки.
- Не хвались началом, по хвались концом.
- Дело мастера боится.
- Легко сломать, а трудно сделать.
- Не печь кормит, а руки.
- Не работы бойся, пусть она тебя боится.
- Делу - время, потехе час.
- Маленькое дело, лучше большого безделья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в средней группе по теме «В мире насекомых»
план-конспект занятия по экологии с элементами математики (счет, сравнение, выкладывание целого из частей)...
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему: «В мире стекла».
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему: «В мире стекла»....

Конспект ННОД по по формированию целостной картины мира в средней группе на тему «В мире стекла»
Ознакомление со свойствами стекла, опытническая деятельность, загадки, подготовка к новогоднему утреннику.Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художеств...

Конспект занятия в средней группе на тему «Мебель» по окружающему миру
Формировать представления детей о мебели (кресло, диван, кровать, стол, стулья шкаф и др.), ее функциях и свойствах; качестве материалов, из которых она изготовлена; о том как человек создает и преобр...

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему: «В мире стекла».
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему:«В мире стекла». Цель: Помочь детям выявить свойства стекла (прозрачное, цветное, гладкое, толстое, тонкое, хрупкое)...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: "В мире стекла"
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: "В мире стекла"...

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему: «В мире стекла».
Это занятие в игровой форме поможет детям расширить знания об окружающем мире и обогатить словарный запас....
