Конспект занятия в средней группе на тему «В мире стекла»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Чеботарева Елена Анатольевна

Цель: Знакомство детей со свойствами стекла.

Задачи

Образовательные:

- Знакомить детей со свойствами стекла: твёрдое,  хрупкое,  шероховатое, гладкое, скользкое, тяжёлое, прозрачное, холодное, водонепроницаемое, издаёт мелодичный звук, если по нему постучать, цветное.

- Формировать знания детей о том, что все эти свойства учитываются при изготовлении различных предметов из этого материала,

- Знакомить с историей  изобретения стекла,  с профессией взрослых: стеклодув. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_mire_stekla.docx29.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в средней группе

Тема: «В мире стекла»

Цель: Знакомство детей со свойствами стекла.

Задачи

Образовательные:

- Знакомить детей со свойствами стекла: твёрдое,  хрупкое,  шероховатое, гладкое, скользкое, тяжёлое, прозрачное, холодное, водонепроницаемое, издаёт мелодичный звук, если по нему постучать, цветное.

- Формировать знания детей о том, что все эти свойства учитываются при изготовлении различных предметов из этого материала,

- Знакомить с историей  изобретения стекла,  с профессией взрослых: стеклодув.  

Развивающие:

- Развивать внимание, любознательность,  умение обследовать предметы, восприятие, память, связную речь, наблюдательность, мышление.

Воспитательные:

- Воспитывать бережное обращение с предметами, изготовленными из стекла.

 -Воспитывать умение выслушивать товарища.

-Воспитывать дружеские взаимоотношения.

-Воспитывать уважение к труду взрослых.

Словарная работа: твёрдое, хрупкое, гладкое, шероховатое, тяжёлое, холодное, скользкое, с бугорками, прозрачное, цветное,  водонепроницаемое.

Предварительная работа: Рассматривание предметов, сделанных из разных материалов, составление рассказов, заучивание пословиц о труде, рассматривание иллюстраций о предметах и о профессиях взрослых, чтение стихотворений о стекле, о стеклодуве, отгадывание загадок.  

Методы и приёмы: сюрпризный момент, игровой, наглядный, поисково – исследовательская деятельность.

Материал и оборудование:

Изделия из стекла: вазочки, розеточки, салатницы, стаканы, бутылочки,

 флакончики, пробирки, линзы для очков, термометры, лампочки, баночки и другие стеклянные изделия, пуговицы, мультимедийная установка.

Ход занятия.

I.Вводная часть.

Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя. Что вы видите?

Дети: мы видим много разных предметов.

Воспитатель: правильно, вокруг нас находится много предметов. Эти предметы сделаны из разного материала.

Раздаётся стук в дверь, входит почтальон, здоровается и передаёт красивый конверт воспитателю. Воспитатель благодарит почтальона за письмо, открывает конверт и показывает детям красивую открытку, на которой написаны загадки.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадки:

  • Холод терпит, а палку нет.
  • Что зимой дома мёрзнет, а на улице нет.
  • Его не видишь, а потрогать можно.
  • На окошечках простое,

А в бутылочках цветное,

Не бежит, не льётся,

А ударишь - разобьётся.

  • Очень хрупко и прозрачно

В пользу людям предназначено.

Дети: это стекло.

Воспитатель: молодцы ребята, вы правильно отгадали загадки, это стекло. А сейчас я предлагаю пройти всем в «Музей стекла».

II.Основная часть.

Воспитатель: вот мы и в музее. Постарайтесь всё увидеть, узнать, чтоб другим, про музей рассказать.  

Воспитатель: дети, посмотрите внимательно, как много здесь красивых предметов.

Назовите их. Дети называют предметы, стоящие на столах.

Воспитатель: вам нравятся эти предметы?

Дети: да. Нравятся.

Воспитатель:  мне тоже   понравилось в музее, понравились все предметы -  они красивые, все блестят, разного цвета.

Воспитатель: предметы разные по назначению. Чем они отличаются друг от друга?

Дети: предметы разные по цвету, по форме, по величине, по назначению и т. д.

Воспитатель: дети, а чем эти предметы похожи, какой у них общий признак? Из какого материала они сделаны?

Дети: все предметы сделаны из стекла.

Воспитатель: правильно, все предметы сделаны из стекла. А если они сделаны из стекла, как можно сказать, какие предметы?

Дети: стеклянные.

Воспитатель: да, все эти предметы сделаны из одного и тоже материала  - стекла, они стеклянные.

Воспитатель: ребята, а сейчас посмотрите на экран, и вы увидите, и узнаете,  как изобрели стекло. Стекло изобрели очень – очень давно, пять тысяч лет назад. Делали его так: в глиняный горшок сыпали песок, золу, соду (воспитатель показывает песок, золу, соду), добавляли краски и долго варили на огне, пока не получалось мягкое, блестящее тесто. Затем мастер – стекольщик брал в руки глиняную палочку, пустую внутри.  На один конец он подцеплял немного расплавленного стекла, а другой конец брал в рот и выдувал в стеклянный пузырь так же, как дети выдувают мыльный пузыри. Раздувая стекло, мастер придавал своим изделиям красивую форму и получались изящные вазы, разноцветные бусы и другие изделия. Мастера, который выдувает стекло, называют стеклодувом. Однажды старому мастеру – стеклодуву пришла мысль: выдуть большой стеклянный пузырь и отстричь у него концы с двух сторон. Получилась ровная трубка. Он разрезал мягкую и  ещё тёплую стеклянную трубку вдоль и  развернул её на столе. Получился стеклянный лист. Первое стекло было мутное, неровное: один край толще, другой тоньше. А потом изобретатели придумали машину, которая вытягивает из плавильной печи жидкую стеклянную массу в виде широкой ровной ленты. Когда стеклянная лента остынет, её разрезают на части и вот готово оконное стекло. Стекло для шкафов. Стеклодув – трудная профессия, мужская и ею может овладеть не каждый мужчина. Завод, на котором производят стекло, называется - стекольный.

Воспитатель: дети, а сейчас потрудимся и мы с вами, поближе рассмотрим изделия из стекла. Проходите в нашу «мастерскую», усаживайтесь поудобнее, закройте глаза и представьте ещё раз, какие изделия вы видели на выставке.

Дети, открывайте глаза, сегодня вы будете исследователями, вы  будете определять свойства стекла. Посмотрите как  много предметов у вас на столах. Как вы думаете,  из какого материала они сделаны?

Дети:  из стекла.

Воспитатель: возьмите в руки один предмет. Попытайтесь его согнуть. Получилось?

Дети: нет, не получилось.

 Воспитатель: что можно сказать о стекле? Какое оно?

Дети: не гнётся, стекло твёрдое.

Воспитатель: правильно, стекло твёрдое.

Воспитатель: дети, возьмите с подноса и положите в стакан  пуговицу. Что вы видите в стакане?

Дети: в стакане мы видим пуговицу.

Воспитатель: какого цвета пуговица? (ответы детей)

Воспитатель: если в стакане вы видите пуговицу, значит, что можно сказать про стекло, какое оно?

Дети: прозрачное.

 Воспитатель: и так, мы определили, что стекло, материал прозрачный. Как выдумаете, где используется это свойство стекла?

Дети: оконное стекло, аквариум, очки, электрические лампочки и т. д.

Воспитатель: дети, а сейчас налейте в стакан воды. Вытекает вода из стакана?

Дети: нет, вода из стакана не вытекает.

Воспитатель: вода из стакана не вытекает. Значит можно сказать, что стекло водонепроницаемое (дети повторяют это слово хором и индивидуально)

Воспитатель: дети, проведите  по стеклянным предметам рукой. Какое ещё свойство можно выделить у стекла?

Дети: - стекло гладкое, (не гладкое), с бугорками, ребристое.

Воспитатель: правильно, предметы, сделанные из стекла могут быть гладкими, а могут быт и шероховатыми.

Воспитатель: дети, возьмите любой предмет и приложите к щеке. Что вы ощущаете? Тёплое или холодное стекло?

 Дети: стекло холодное.

Воспитатель: возьмите  предмет, погладьте его рукой. Что можно сказать о стекле, какое оно?

Дети: стекло скользкое.

Воспитатель: дети, возьмите в руку стеклянный предмет и скажите лёгкий он?

Дети: тяжёлый.

 Воспитатель: правильно, предметы, изготовленные из стекла – тяжёлые.

Воспитатель: дети посмотрите у меня в руках стеклянная ёлочная игрушка. Если я неосторожно её выроню из рук. что с ней произойдёт?

Дети: игрушка разобьётся.

Воспитатель: правильно, игрушка разобьётся на мелкие осколки, с острыми краями, о которые можно пораниться. Уронить игрушку?

Дети: нет, не надо её ронять, игрушка красива, блестящая,  ей можно украсить новогоднюю ёлку, а она может разбиться. 

Воспитатель: стеклянные предметы не прочные, легко бьются.  Что можно сказать о стекле, какое оно?

Дети: Стекло бьётся. Оно хрупкое.

Воспитатель: стеклянные предметы легко бьются, стекло хрупкое. Если стеклянный предмет случайно разбился, как надо убрать осколки? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно осколки можно собрать с помощью веника, совка и на руки надеть перчатки, чтобы не пораниться.

Воспитатель: дети, стеклянные предметы какого цвета могут быть?

Дети: Зелёного, жёлтого, красного и т. д.

Воспитатель: да, стеклянные предметы бывают разного цвета. А сейчас возьмите карандаши и постучите по стеклянному предмету. Что вы слышите?

Дети: мы слышали звон,  мелодичный звук.

Воспитатель: правильно. У стекла есть ещё одно свойство: если до него дотронуться, оно издаёт мелодичный звук, похожий на звучание металлофона.

Динамическая пауза «Отражение в стекле» (воспитатель показывает различные фигуры, дети, как отражение, повторяют их)

III.Рефлексия

Воспитатель: дети, сегодня мы на занятии познакомились со свойствами стекла. Давайте ещё раз назовём эти свойства.

Дети:

  • Прозрачное
  • Цветное
  • Твёрдое
  • Холодное
  • Гладкое
  • С бугорками
  • Скользкое
  • Хрупкое
  • Тяжёлое
  • Водонепроницаемое

Воспитатель: Дети, а сейчас в игру «Хорошо – плохо» 

(Дети находят в стекле положительные и отрицательные качества)

Положительные: стеклянные предметы: красивые, прозрачные, блестящие. удобные в применении и т. д.

Отрицательные: стеклянные предметы хрупкие – если уронишь, они  могут разбиться,  когда будешь убирать осколки - можно пораниться.

В дверь раздаётся стук. Входит кукла с корзиной в руке, здоровается с детьми и предлагает поиграть с ней в игру: «Назови, из чего сделан предмет?»

 (Дети становятся в круг, кукла сидит на стульчике в середине круга.)

 Дети подходят по очереди, достают предмет из корзины, называют предмет и материал, из которого сделан этот предмет. Например:

Стульчик – из дерева – деревянный

Шарик – из пластмассы – пластмассовый

Ложка – из металла – металлическая

Мяч – из резины – резиновый

Ваза -  из глины – керамическая

Лампочка – из стекла – стеклянная и т. д.

(Кукла хвалит детей за игру, прощается с ними и уходит гулять)

Воспитатель: ребята, мы много сегодня говорили о стекле, говорили, что оно хрупкое. Но сейчас учёные сумели создать очень прочное стекло. Из него можно делать окна автомобилей и самолётов. Если на такое стекло бросить тяжёлый стальной шар оно не разобьётся, а если оно всё же разобьётся, то от него не будет осколков с острыми краями. И если в автобусе, автомобиле стоят такие стёкла, то при аварии люди не поранятся осколками. Из стекла даже научились ткать искусственное волокно для не горючих тканей, оно так и называется – стекловолокно.

Воспитатель: чтобы стать настоящим мастером, надо много трудиться. Труд человека, его мастерство русский народ прославил в пословицах, поговорках, некоторые из них вы дети знаете. Вставайте в круг, передавая стеклянную вазу друг другу, будем говорить пословицы и поговорки о труде:

  • У работающего в руках дело огнём горит.
  • Труд кормит, а лень портит.
  • Не сиди, сложа руки, и не будет скуки.
  • Не хвались началом, по хвались концом.
  • Дело мастера боится.
  • Легко сломать, а трудно сделать.
  • Не печь кормит, а руки.
  • Не работы бойся, пусть она тебя боится.
  • Делу -  время, потехе час.
  • Маленькое дело, лучше большого безделья.

   

 

               

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в средней группе по теме «В мире насекомых»

план-конспект занятия по экологии с элементами математики (счет, сравнение, выкладывание целого из частей)...

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему: «В мире стекла».

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему: «В мире стекла»....

Конспект ННОД по по формированию целостной картины мира в средней группе на тему «В мире стекла»

Ознакомление со свойствами стекла, опытническая деятельность, загадки, подготовка к новогоднему утреннику.Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художеств...

Конспект занятия в средней группе на тему «Мебель» по окружающему миру

Формировать представления детей о мебели (кресло, диван, кровать, стол, стулья шкаф и др.), ее функциях и свойствах; качестве материалов, из которых она изготовлена; о том как человек создает и преобр...

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему: «В мире стекла».

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему:«В мире стекла». Цель: Помочь детям выявить свойства стекла (прозрачное, цветное, гладкое, толстое, тонкое, хрупкое)...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: "В мире стекла"

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: "В мире стекла"...

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему: «В мире стекла».

Это  занятие в игровой форме поможет детям расширить знания об окружающем мире и обогатить  словарный запас....