Главные вкладки
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе № 6 «Традиционные праздники бурят» по ознакомлению с изобразительном искусством.
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: Расширить представление о Традиционных праздниках бурят – Сагаалган и Сурхарбан. Развивать творческую активность, эстетический вкус, умения различать цветовой колорит; воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.
Задачи: Развивать интерес к культуре бурятского народа - традиционными праздникам бурят являются – Сагаалган и Сурхарбан; воспитывать бережное отношение к объектам народного творчества. Вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать их, любоваться красотой.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию
Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение
«СОШ № 108» г. Улан - Удэ
Конспект интегрированного занятия
в подготовительной группе № 6
«Традиционные праздники бурят» по ознакомлению с изобразительном искусством.
Составила: воспитатель Томилова О.Г.
2023-2024 учебный год.
Цель: Расширить представление о Традиционных праздниках бурят – Сагаалган и Сурхарбан. Развивать творческую активность, эстетический вкус, умения различать цветовой колорит; воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству. Задачи: Развивать интерес к культуре бурятского народа - традиционными праздникам бурят являются – Сагаалган и Сурхарбан; воспитывать бережное отношение к объектам народного творчества. Вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать их, любоваться красотой.
Предварительная работа: Беседа - Сагаалган и Сурхарбан; Традиции и обычаи Белого месяца; что можно и нужно дарить в Сагаалган; что означают обряды; история Сурхарбана. Знакомство с репродукциями художественных произведений по теме Сагаалган и Сурхарбан.
Организационный момент: Мелодия «Цветок Байкала»
Ход:
Воспитатель:
- Вы сейчас послушайте музыку и скажите, о чем мы сегодня будем говорить?
Дети: О Бурятии и о бурятских национальных костюмах, о бурятском орнаменте, о праздниках.
Воспитатель: Почему вы так подумали?
Воспитатель: Давайте вспомним, какие народности проживают на территории нашей республики.
Тема нашего сегодняшнего занятия - Традиционные праздники бурят – Сагаалган и Сурхарбан .
Воспитатель: традиционными праздниками бурят являются – Сагаалган и Сурхарбан. «Сагаалган» - новый год по лунному календарю. Корни этого национального праздника уходят в далекое прошлое. В советские времена многие традиции и обычаи бурятского народа были утеряны, претерпели некоторые изменения, но не были совсем забыты. И вот наступили времена, когда возвращаются народные праздники, восстанавливаются народные обряды, традиции. Сагаалган символизирует окончание холодной зимы, наступление весны, появление молока. Отсюда и название праздника – Сагаалган, т. е. дословно «беление», «отбеливание», или «Праздник белого месяца». В течение целого месяца, пока длится праздник, принято посещать своих родственников, дарить им подарки.
Воспитатель: Другим любимым праздником бурят является Сурхарабан.
Сурхарбан - бурятский спортивный народный праздник. Древнее название – «Эрын гурбан наадан» («Три игры мужей»). «Сурхарбан» с бурятского языка переводится как «стрельба в сур» - кожаную мишень. Мишени для стрельбы из лука делали из кожаного ремня – «сур». Потом это название перенесли на другие мишени из кожи, а соревнования по стрельбе в сур – Сурхарбан – стало названием всего праздника.
В древности он символизировал появление хорошего травостоя, что было очень важно для скотоводов-бурят. Праздник имел спортивно-прикладное значение: молодые юноши демонстрировали силу, ловкость и меткость в состязаниях по борьбе, скачкам, стрельбе из лука. Во время праздника исполнялся танец «Ёхор».
Воспитатель: загадывает загадку: «Кто умеет краской и холстом рассказать нам обо всем?». Скажите, кого называют художником?
- Это люди, которые создают красивые вещи, картины, рисунки в книгах, ваяют фигурки людей и животных из глины, придумывают узоры для фарфоровой и деревянной посуды, ткани, расписывают игрушки, мебель.
А для чего нужна профессия художника?
- Художники видят красивое в окружающей нас жизни: в природе, человеке, в явлениях природы, и выражает эту красоту в своих произведениях.
Воспитатель: Замечательная профессия – художник! Стоит ему взять в руки лист бумаги или холст, краски и кисти и…. Ничего не было на белом листе и вдруг появились линии, одна, другая, третья, кисть бежит по бумаге дальше, и дальше, и дальше и вдруг…. появляется на картине животное, дерево, человек! Вот так совершается чудо!
А как вы думаете, что может изобразить художник? Все!
Воспитатель: А я вас приглашаю сегодня посетить галерею.
Воспитатель: Все эти картины относятся к традиционным праздникам бурят.
Воспитатель: Одной из картин, показывающих празднование Сагаалгана в старину у бурят, является работа Галсана Эрдынийна «Цагалган» (название дается по оригиналу, датированному 1935 г.) из серии «Старый быт агинских бурят». Это – единственное произведение в творчестве Г. Эрдынийна, где действие происходит в условиях зимнего сезона. Его содержание посвящено традиционной встрече Нового года (по восточному лунному календарю) в бурятском улусе. Прежде всего, мы видим на ней множество людей, собравшихся по случаю главного национального праздника, от которого в монгольском мире ведется ежегодный отсчет времени.
В центре, на переднем плане картины - три пары персонажей, приветствующих друг друга традиционным рукопожатием. Этот жест сопровождается взаимными поклонами и благопожеланиями. Далее по флангам выстраивается вереница людей в праздничных национальных костюмах.
Чуть поодаль, в глубине композиции, расположены войлочные юрты – средоточие семейного тепла и гостеприимства. Дымки, вьющиеся из юрточных труб, оповещают о скором приеме гостей, прибывших из разных мест. Два белых знамени, вознесшиеся над кровлями степных жилищ, указывают на неординарность происходящего события.
Вблизи юрт автор изображает кочевой скарб и орудия труда из жизненного обихода коренного населения Забайкалья. Здесь можно видеть телеги, сани, конные грабли и другой необходимый в хозяйстве инвентарь, отражающий круг сезонных забот жителей улуса.
Дальше, за изгородью – скот – главное богатство агинцев. От того, каков будет его приплод и насколько обильными вырастут корма, зависит, удачным ли будет наступивший год.
Торжественно-церемонную обстановку встречи «разряжают» стремительные фигуры всадников, мчащиеся, как вестники перемен, на дальнем плане пейзажа. Этот сюжетный ход обогащает картину всенародного праздника, привносит в нее элемент обновления. Там же, вдалеке, видны горделивые фигуры верблюдов – степных великанов и тружеников.
Воспитатель: Незаменимый атрибут мероприятия Сухарбан –национальная бурятская борьба. Стрельба из лука тоже пользовалась огромной популярностью. А о проведении конных скачек на Сурхарбане можно говорить часами. Конь всегда был верным другом и помощником бурята, служил ему верой и правдой – и в жизни, и в народных сказаниях. Воспитатель: на празднование этого праздника, которое показано в графических работах А. Н. Сахаровской из серии «Сурхарбан» - «Борьба», «Скачки», «Стрельба из лука». Вы видите людей, которые болеют за всадников во время конного соревнования. Болельщики стоят в центре, вокруг них на взмыленных лошадях скачут всадники. На другом листе мы видим состязание борцов – могучие богатыри схватились друг с другом, зрители поддерживают своих спортсменов, на заднем плане образовался круг людей, танцующих ёхор. А вот лучники, метко поражающие, к радости болельщиков, мишени для стрельбы – суры. Теме стрельбе из лука посвящены работы Ю. А. Чиркова «Портрет чемпиона Бурятии по стрельбе из лука Б. Б. Бальчинова» и Е. И. Неволиной «Лучница». На первой картине изображен бурятский мэрген, под мышкой он держит бурятский национальный лук и стрелы, на второй – девушка, натянувшая лук и готовая вот-вот выстрелить по мишени.
Такими замечательными и интересными являются бурятские народные праздники – Сагаалган и Сурхарбан.
Воспитатель: Ребята, где живут картины? Музей, какого художника находится в нашем городе? Республиканский художественный музей им. Ц. С. Сампилова» - это не только хранилище художественных ценностей, но и научно-исследовательский центр, который изучает и пропагандирует изобразительное искусство. Основой его коллекции послужили произведения старобурятской национальной живописи, изделия народного декоративно-прикладного искусства, картины, графические работы, скульптуры первого поколения профессиональных художников Бурятии.
Воспитатель: А вы можете показать портрет Ц. С. Сампилова?
Воспитатель: Как вы думаете, о чем хотели рассказать нам художники Бурятии в этих картинах? О традиционных праздниках бурят– Сагаалган и Сурхарбан.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю устроить праздник Сурхарбан.
(Дети делятся на две команды, поднять флаг Республики Бурятия под звуки гимна Бурятии)
Воспитатель: Праздник Сурхарбан считать открытым.
И так, мы, начинаем!
1.«Скачки». (Участники поочередно скачут на «коне», до
финиша и обратно, передавая следующему)
2. «Силачи». (Играющие садятся друг против друга на пол, упираясь ступнями ног в ступни партнера, и берутся руками за гимнастическую палку. По сигналу каждый начинает тянуть палку на себя. Побеждает тот, кто сумеет перетянуть партнера)
3. «Меткий стрелок» (Команды бросают дротики в мишень (Дартс), каждый участник по три раза, побеждает та команда, у которой больше попаданий)
Танец «Ёхор» (воспитатель предлагает одеть детям маски – бурятские национальные шапочки).
Церемония награждения!







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе "Наш любимый праздник - Масленица."
Несмотря на быстро меняющиеся приоритеты современного мира, интерес к празднику "Масленица" сохранился по настоящее время. Благодаря сохраненным традициям, у взрослых и детей он ассоци...

Конспект развлечения в подготовительной группе «1 мая - Праздник Весны и Труда»
Цель: Формирование ярких положительных эмоций.Задачи:1.Активизировать познавательную деятельность детей;2.Развивать воображение, сообразительность, изобретательность, любознательность, наблюдател...
Конспект НОД для подготовительной группы «История новогоднего праздника»
Цель: формировать представления о празднике новый год...




