Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Путешествие к вулканам»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Вотякова Мария Юрьевна
Цель:
- Познакомить детей с природным явлением – вулканом.
Задачи:
- Познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулкана.
- Стимулировать желание детей экспериментировать;
- Развивать положительное отношение к познанию окружающего мира.
- Развивать аккуратность и взаимопомощь
- Способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной деятельности.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальноеказенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 36» п. Новопокровка

«Утверждаю»

Заведующий МКДОУ

                     «Детский сад № 36»

п. Новопокровка

                                                                                        ______________З.Я.Бикулова

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Путешествие к  вулканам»

Подготовил  воспитатель:

Вотякова Мария Юрьевна

Цель:

- Познакомить детей с природным явлением – вулканом.

Задачи:

- Познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулкана.

- Стимулировать желание детей экспериментировать;

- Развивать положительное отношение к познанию окружающего мира.

- Развивать аккуратность и взаимопомощь

- Способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной деятельности.

- Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

- ноутбук;

- макет вулкана;

- поддон;

- сода;

- уксус;

- сухая красная краска;

- моющая жидкость;

     -пластиковая бутылка;

     -воздушный шарик

Предварительная работа: изготовление макетов вулканов.

Ход занятия.

Воспитатель: Посмотрите, у нас сегодня на занятии присутствуют замечательные детки!

Давайте мы поздороваемся  друг с другом.

Станем рядышком, друг с другом,

Скажем «Здравствуйте !» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и « Добрый день!».

Если каждый улыбнется

Утро доброе начнется. - ДОБРОЕ УТРО!!!

Воспитатель: Ребята у нас с вами сегодня необычное занятие. Мы с вами

отправимся в путешествие в страну экспериментов. Ребята на чем можно

отправиться в путешествие? А я вам предлагаю  вот на чем. Отгадайте

загадку.

Я большой, но не пустой

Взлечу в небо над землей

И не гордый, но надутый

Ниткой толстою опутан,

Я с детьми всегда был дружный

И зовусь я шар …(воздушный).

Воспитатель: - Посмотрите, какой он красивый. Ребята, а вы знаете что,

первый воздушный шар был построен очень давно, в 1783 году. Шар был

сделан из льняной ткани и бумаги.

А чтобы отправиться в путешествие наш воздушный шар должен

подняться в небо.

И нам в пути нужен важный помощник, угадайте кто он, о нем говорится

в загадке.

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь

Невидимка он и все же

Без него мы жить не можем. - Воздух.

Скажите, а зачем под шаром расположена горелка? (предложения детей) - А давайте сейчас узнаем, что происходит с воздухом, когда его

нагревают. Для этого нам необходимо отправиться в нашу лабораторию.

Мы весело и дружно (стоим в кругу)

Надуем шар воздушный.

Шарик красный, шарик синий

Надуваем сильно- сильно.

Выдох-вдох, выдох-вдох

Полетел наш шарик-«Ох».

Мы плывем над облаками,

А земля плывет над нами.

Мы немножечко устали,

Приземлимся дружно с вами.

Ну вот мы и приземлились в нашей лаборатории. Давайте пройдем к столу.

Опыт № 1:

Воспитатель: Для этого эксперимента нам понадобится пустой  воздушный

шарик  и пластиковая бутылка.

Шарик нужно надеть на горлышко бутылки и  подержать бутылку в течении

1 мин. в горячей воде. - Что вы видите? (Шар надувается) Как вы думаете  

почему он надулся? (предположения детей)

Вывод: При нагревании воздух в бутылке расширяется и заполняет шар, он

надувается.

Воспитатель: Ну вот наш шар готов и мы можем отправляться в путешествие.

А куда мы отправимся нам поможет узнать загадка:

Я плююсь огнем и лавой,

Я опасный великан.

Славен я недоброй славой,

А зовут меня (вулкан).

- Верно.

- Я предлагаю посмотреть презентацию о вулканах.

- Посмотрите, это на вид, обычная гора, называется спящий вулкан. А это та же самая гора, но только уже с извергающейся из нее лавой, огнем и дымом – это действующий вулкан.

На нашей планете очень много вулканов. Большая часть из них потухла и, казалось бы навсегда. Но они только спят и в любую минуту могут проснуться. Одни вулканы просыпаются очень редко., один раз в 100, а может быть и в 1000 лет. Есть вулканы,которые и не думают претворяться спящими, они дымят не переставая и время от времени из них вылетают камни, пепел и вытекает лава.

Извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас, но они всегда жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут спать очень долго. За жизнью вулканов постоянно следят ученые – вулканологи. У них есть специальные приборы, которые определяют, когда проснется вулкан. И тогда ученые предупреждают людей об опасности, а люди запасаются продуктами и одеждой,покидают свои жилища и уходят как можно дальше от вулкана. Извержение вулкана очень опасно для жизни людей, раскаленная лава разрушает здания и сжигает все на своем пути, перекрывает дороги. Вулканы способны уничтожить все живое в радиусе многих километров.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на этот вулкан и скажите,на что он похож, какой он формы. (ответы детей)

- Правильно, вулкан конусообразной формы. Давайте рассмотрим вершину вулкана, на что она похожа? (ответы детей)

- Верно, вершина вулкана похожа на большую яму, воронку. Эта часть вулкана называется кратер. В кратере вулкана имеется жерло, которое уходит глубоко под землю. Огненная масса, выходящая из вулкана называется лавой.

Воспитатель:Ребята,а  вам бы хотелось хоть одним глазком взглянуть на извержение вулкана…

Я с большим удовольствием научу вас очень интересному опыту, который поможет разбудить вулкан в нашем макете.

Опыт № 2. Воспитатель: Ребята, в воронку нашего вулкана  вставлен небольшой сосуд, это будет жерло вулкана. Сейчас приступаем к приготовления раствора, который поможет оживить вулкан.  Внимательно следите за моими действиями. Я помещаю в банку одну чайную ложку соды, немного красной сухой краски и несколько капель моющей жидкости. А теперь внимание! Следующей жидкостью самостоятельно пользоваться нельзя.. Эта жидкость – уксус, и его наливать можно только взрослому. Я добавляю немного уксуса. Посмотрите что происходит.

Ребята, а вам понравилось занятие?

Что понравилось больше всего?

Какую фигуру напоминает вулкан?

Что извергается из вулкана?

Чем опасны вулканы?

Как называют людей, которые изучают вулканы?

Для чего они это делают?

Молодцы, все запомнили, а сейчас я предлагаю вам заглянуть в сундучок, где для вас спрятаны подарки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности со старшими дошкольниками "Путешествие к Винни-Пуху"

В данном конспекте легко и доступно  раскрывается проблемная ситуация, которую воспитатель вместе с детьми может решить с помощью игры и сказки, применяя свои знания в области математики....

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Путешествие в бумажную страну"

Уточнить и расширить представления детей о бумаге, ее видах, свойствах; об использовании бумаги в жизни человека.Познакомить детей с историей бумаги; с копировальной бумагой.Развивать обследовательски...

Конспект итогового занятия по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие с Наурашей»

обобщать знания детей об электричестве,- обобщать представление о кислотности;- расширять представления о том, где "живет" электричество и как оно помогаетчеловеку.- расширять кругозор детей...

Конспект итогового занятия по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие с Наурашей»

Цель: развивать познавательно - исследовательскую деятельность в процессе экспериментирования.Задачи:...

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие в зимнем лесу»

     Представленный конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности предназначен для педагогов, работающих с детьми старшей группы (детей 5-6 лет) в дошк...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».

Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...