Проект «дождевой червь - герой невидимого мира»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Деятельность человека в природе, часто безграмотная, расточительная, ведет к нарушению экологического равновесия. Чтобы человечество задумывалось над своим отношением к окружающему миру, необходимо с раннего детства прививать детям элементарные знания о природе, формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, учить видеть в простом - чудесное, в привычном - необычное. Важно дать детям понять, что всё живое прекрасно и мы не имеем права уничтожать то, что создала природа.  Мы люди, часть природы, уничтожая природу, уничтожаем себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dozhdevoy_cherv_-_geroy_nevidimogo_mira.docx47.56 КБ

Предварительный просмотр:

   

ПРОЕКТ

«Дождевой червь - герой невидимого мира»

для детей 6 – 7 лет

                                                                                             Воспитатель:  Рысева Ю.Ю.

                   

Санкт-Петербург

2024

Пояснительная записка

Актуальность

Наша огромная планета населена множеством живых существ. Они живут и на земле и под землёй. Часто мы их не замечаем. Некоторые нам нравятся, кого-то мы боимся, а кто-то нам может показаться просто неприятным. Почва, как и любая другая среда обитания, является важным условием существования жизни. Живые организмы, находящиеся в почве, как и сама почва, нуждается в заботе и охране от истощения, разрушения и загрязнения.

Деятельность человека в природе, часто безграмотная, расточительная, ведет к нарушению экологического равновесия. Чтобы человечество задумывалось над своим отношением к окружающему миру, необходимо с раннего детства прививать детям элементарные знания о природе, формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, учить видеть в простом - чудесное, в привычном - необычное. Важно дать детям понять, что всё живое прекрасно и мы не имеем права уничтожать то, что создала природа.  Мы люди, часть природы, уничтожая природу, уничтожаем себя.

Обоснование выбора темы проекта

Во время прогулок педагоги группы замечали, что многие воспитанники любят копаться в почве, находить дождевых червей, рассматривать их. У некоторых ребят (особенно девочек) разговор о дождевых червях вызывает отрицательные эмоции, чувство брезгливости. Конечно, не все дети любят червей, кого-то они пугают, и это нормально. Но если у детей есть интерес, его нужно поддерживать.

Дождевые черви - не самые милые и привлекательные создания. Но для ребенка - это целый мир тайн и открытий., настоящий источник удивления и интереса. Их необычный вид привлекает внимание, пробуждает любопытство. Длинные, гладкие, с непонятными "глазами" на переднем конце, они вызывают удивительную реакцию у детей. Это не милые и пушистые собачки, это что-то иное, что манит разобраться в его тайнах.  

Дети любят узнавать новое, а черви - это настоящая загадка! Это жители невидимого мира. Они живут под землей, в темных и влажных тоннелях, что делает их еще более интригующими для детского воображения. Дети хотят знать, чем они питаются, как они передвигаются и видят в темноте.  Все это вызывает вопросы и желание исследовать.

Дождевых червей можно легко найти в саду или на лужайке. Наблюдение за ними в естественной среде - это увлекательное занятие, которое позволяет детям узнать о природе, ее многообразии и важности экологического баланса, помогает ребятам преодолеть страх перед, казалось бы, неприятными существами.

Характеристика проекта

Аудитория: дети 6 -7 лет (подготовительная к школе группа)        

Продолжительность: с 09.09.2024 по 23.09.2024 года.

Цель: развивать интерес детей к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях.

Задачи, связанные с развитием детей:

- формировать представления о дождевом черве, его приспособлении к жизни под землей, роли в создании плодородной почвы.

- развивать умение сопереживать живым существам,

- формировать навыки исследовательской деятельности;

- формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам,

-развивать познавательные способности детей, любознательность, память, эмоциональную отзывчивость;

-закрепить умение анализировать, обобщать полученную информацию, самостоятельно делать выводы;

- способствовать развитию речевого общения, обогащению и расширению словаря;

- развивать коммуникативные навыки, образное и пространственное мышление, творческие способности.                                                              

Задачи, связанные с деятельностью педагога:                                                                

- изучить литературу по теме проекта,

- реализовать проект «Дождевой червь - герой невидимого мира»,

- обобщить опыт проделанной работы и представить его педагогическому сообществу в виде публикации в соцсетях,

- информировать родителей о реализации данного проекта.

Используемые принципы при реализации проекта

1.Научность. Подкрепление всех проводимых мероприятий практически апробированными методиками.

2.Гуманизация. Развитие у ребенка гуманистической направленности отношения к миру, концентрирующей в себе общечеловеческие ценности, отношения к миру и природе.

3.Сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка.

4.Комплексность и итеративность: решение задач в системе всего образовательного процесса.

Планируемый результат:

1.Дети знают особенности строения дождевого червя, имеют простейшие представления о его внешнем виде, способах его передвижения и питания;

2.Имеют представления о роли дождевого червя в формировании почвы;

3.Повышение интереса у детей к миру природы.

4.Дети обобщают, анализируют полученную информацию, делают выводы в соответствии с результатами наблюдений.

5.Знают и активно употребляют в речи слова, связанные с темой проекта (сегменты, поясок, копролиты, щетинки).

6.Участвует в посильной трудовой деятельности.

7.Создают с помощью различных материалов выразительные образы в рисунках, лепке и аппликации.

8.Умеют самостоятельно применять полученные знания в повседневной жизни и игровой деятельности.

9.Активно взаимодействуют со всеми участниками образовательного процесса.

Маршрутный лист проекта

Этап

Примерные сроки реализации

Деятельность педагога

Планируемая деятельность детей

Что в итоге сделали дети на данном этапе

Постановка проблемы

09.09.2024

Недавно мы вышли с детьми на прогулку после дождя. Ребята заметили, что на поверхности земли и дорожках появилось много червей. Кто-то из ребят начал их собирать в ладошку, кто-то с визгом избегал встречи с ними, кто-то брезгливо морщился, разглядывая червяков. Ребята стали задавать вопросы: почему их так много появилось после дождя? Куда они ползут?

Воспитатель сообщила детям, что эти черви называются дождевыми. Последовал другой вопрос: почему они называется «дождевыми»?

Педагог предложила детям вместе разобраться с этими вопросами.

Осознание и осмысление актуальности темы, мотива деятельности, формулирование проблемы, вхождение в проблемную ситуацию. Дети учатся видеть проблему, формулируют важные вопросы.

 Дети задавали множество вопросов: есть ли у червяка живот? Есть ли у него голова, глаза, уши? Слышит ли он? Распознает запахи? Почему коричневого цвета? Как зимуют? Какую приносят пользу? Есть ли у червя враги?

Решили: пополнить свои знания об их строении, образе жизни, значении в природе и запустить проект «Дождевой червь - герой невидимого мира».

Определение цели деятельности и конкретного замысла

10.09.2024

Педагоги ставят перед собой цель вовлечения воспитанников в проектную деятельность, исходя из их интересов: вовлекают дошкольников в решение проблемы; помогают детям сформулировать цель проекта и определить замысел ее реализации, вместе с детьми составляют план — схему проведения проекта, обсуждают, что хотели бы получить в итоге?

Проявляют готовность участвовать в проекте, участвуют в обсуждении, выбирают необходимые средства для достижения результата деятельности.

В процессе обсуждения возникли вопросы: что необходимо сделать, чтобы больше узнать?     Как рассказать о том, что мы узнаем?

Воспитанники предлагали пути решения проблемы:

- подумать самостоятельно,

- понаблюдать,

- провести эксперименты,

- получить информацию из книг,

- посмотреть в интернете,

- спросить у специалиста (у взрослого),

- полученными знаниями поделится с товарищами.

Планирование

11.09.2024

Педагоги фиксируют высказывания детей и помогают составить план реализации проекта, доводят до ума план, задуманный детьми. (систематизируют их ответы и выстраивают в логической последовательности), собирают информацию, материал по теме: «Дождевой червь - герой невидимого мира».

Дети участвуют в определении последовательности действий, перечисляют любимые занятия (можно понаблюдать, вылепить, сделать аппликацию, или нарисовать червячков), предлагают игры, занимательные викторины и конкурсы.

Составили план работы над проектом:

1.Получить представление о строения дождевого червя, его внешнем виде, способах его передвижения и питания.

2.Выяснить, какую роль играют дождевые черви в природе.

3.Определить, какая опасность грозит дождевым червям, и нуждаются ли они в защите.

Реализация проекта и постоянная рефлексия

12.09 - 22.09.2024

-  изучение материала по теме;

- создание в группе условия для осуществления детских замыслов с целью поддержания интереса к произведению и проекту в целом (иллюстрации, макеты, схемы, дидактические игры по теме проекта: «Найди отличия», «Четвертый лишний», материалы для творчества, оборудование для наблюдений);

-  поощрение самостоятельных творческих работ детей;

- беседы: «Дождевой червь-необыкновенное существо»,

«Удивительный мир подземных пахарей»;

- рассматривание плакатов, иллюстраций, схем по теме проекта, просмотр видео материалов;

- продуктивная деятельность: аппликация «Забавные червячки», рисование «Прогулка дождевого червяка», лепка «Подземные жители»;

- наблюдения за дождевыми червями на участке детского сада;

- опыт с бумагой «Живые червячки»;

- чтение произведений по теме: А. Кропотин «Немного о дождевых червяках», Т. Мизина. «Сказка про червяков», Н. Павлова. «Большое чудо», Т. Берестова «Сказка о Дождевом Червячке»; Ю. Богодист. «Мне попался дождевой червь под ноги»;

- вовлечение родителей в проектную деятельность: поиск материалов, информации, наблюдения за дождевыми червями, семейные обсуждения, совместное творчество родителей и детей (изготовление поделок, рисунков, обсуждение маршрута выходного дня (организация экскурсии в Музей почвоведения»), рекомендации по просмотру мультипликационных фильмов, чтению художественной литературы, консультация для родителей «Формирование гуманного отношения к природе через экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».

Участвуют в разнообразных видах деятельности, выступают партнерами и помощниками воспитателя.

В процессе наблюдений за дождевым червем на участке детского сада мы сделали вывод, что у червяка есть «брюшко». Дети несколько раз попробовали перевернуть червяка. Он тут же возвращался в исходное положение. Лежать на «спине» ему не нравилось.

Ребята хотели определить, где у червя голова. Предположили: червь должен ползать головой вперед. Наблюдения

подтвердили, что червь всегда ползет одним концом вперед, а значит, там и находится передняя часть его туловища.

Карине заметила утолщение на тельце червя и предположила, что он «объелся» или поранился. В процессе изучения выяснили: это поясок. Он необходим червячку для размножения.

Миша рассказал, что червячок, за которым он наблюдал на дачном участке, был светло - коричнегого цвета, Надя поделилась: ее червяк - розовато цвета с коричневыми кольцами.

Егор высказал предположение. коричневый цвет – это цвет почвы, в которой обитают червяки, что позволяет им оставаться незаметными даже на поверхности.
Алеся принесла фотографию червя, за которым наблюдала, на ней отчетливо видны щетинки. Девочка рассказала, что благодаря щетинкам, червяк довольно крепко цеплялся за землю, не желая вылезать на поверхность. Пришли к выводу: щетинки помогают передвигаться и удерживаться в почве.

Даша узнала: когда червяк роет землю, он её рыхлит и помогает проникновению кислорода. А когда он кушает сгнившие растения под землёй, он их пропускает

через себя и выводит наружу, тем самым удобряя почву. Алина добавила, что дождевые черви также способствуют увлажнению почвы: ходы в земле облегчают поступление влаги к корням растений.

После просмотра познавательного фильма

дети узнали, что с наступлением холодов черви уползают глубоко под землю, где в

норках у них есть запас опавших листьев, которыми они и питаются в зимний период.

Алеся предложила создать книгу о дождевом черве. Вместе дети отобрали наиболее интересные факты. Используя свои рисунки в качестве иллюстраций, оформили книгу «Удивительная жизнь дождевого червячка».

Элен поделилась знаниями: наибольшую опасность для червей представляют кроты, крысы, землеройки, лягушки, жабы. Чаще всего черви погибают вовремя

пахоты (птицы любят их выбирать с поверхности земли) а также вовремя дождей, когда они выползают на поверхность.

Егор вспомнил, что чуть не раздавил червяка самокатом, а Саша З. сообщил, что часто наступал на них случайно.

Саша Х. рассказал, что папа использует червяков как наживку на рыбалке.

Даня предложил не губить червяков, а использовать специальные        приспособления в качестве наживки. Света добавила: можно помочь червячкам, когда они выползают на поверхность - перенести их в безопасное место.

Алина поделилась впечатлениями от экскурсии в Подземное царство. Дети проявили интерес и выразили желание тоже там побывать. Решили организовать посещение Музея почвоведения.

Анализ результатов и презентация

23.09 - 24.09. 2024

Помогает детям презентовать результаты проекта, оказывает помощь в оформлении проекта, создает условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности,

находит применение сведениям, полученные в ходе реализации проекта.

Поделятся своими впечатлениями с родителями, расскажут, что узнали интересного. отразят полученные знания в продуктивной и игровой деятельности, в быту.

1.Оформление выставок работ по теме.

2.Оформление книги «Удивительная жизнь дождевого червячка».

3.Создание макета «Подземные жители».

4.Посещение Музея почвоведения, тема экскурсии «Подземный мир».

Результат проекта

Выводы:

Проект «Дождевой червь - герой невидимого мира» реализовал поставленные задачи. В результате проведенной работы в рамках проекта, дошкольники научились сравнивать, анализировать и делать выводы, приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности, много интересного узнали о дождевых червях: это животное обитает под землей и ведет скрытый образ жизни, при этом дышат дождевые черви воздухом, кольца и щетинки на теле у дождевого червя помогают ему передвигаться под землей. Дети понимают и осознают, насколько значима роль этих подземных жителей в природе: черви рыхлят почву, помогая растениям расти, перерабатывают остатки растений в полезные вещества.

Наблюдения за червями, опыты, изучение познавательной литературы, чтение художественных книг о них, посещение экспозиции Музея почвоведения позволили воспитанникам лучше понять это удивительное существо и осознать, как такие маленькие жители Земли способны выполнять  огромный труд - улучшать почву на планете.

 Педагоги собрали и систематизировали весь материал по теме проекта. Со стороны родителей появился интерес к деятельности, организованной в рамках проекта: развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с ребенком на интересующие его темы, участвовать в жизни группы.

Список литературы

1. Лобанова В. Педагогическая модель обучения детей старшего дошкольного возраста элементам проектной деятельности. Дошкольное воспитание. – 2014. – № 12. – С. 99-103.

2. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.

«МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2013.

 3. С. Н. Николаева «Юный эколог» Программа экологического воспитания в  детском саду - М., «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Наши друзья - подземные жители дождевые черви"

Формировать представление детей о дождевом черве и приносимой им пользе. Выяснить, какова роль дождевых червей в природе, какую пользу они приносят окружающей среде, и как человек использует их в свои...

проект "Наши друзья - дождевые черви"

Проект разработан для старшего дошкольного возраста. Образовательная область "Познание"...

НЕВИДИМЫЕ ПОМОЩНИКИ – ДОЖДЕВЫЕ ЧЕРВИ. КТО ОНИ??

: Изучение дождевых червей .    1)Узнать, как появились дождевые черви.       2)Узнать особенности их строения, внешнего вида.            ...

Конспект по познавательному и экспериментированию «Дождевые черви» Опыты: «Как дождевые черви создают плодородную землю»

Конспектпо познавательному и экспериментированию«Дождевые черви»Опыты: «Как дождевые черви создают плодородную землю»  Цель: Продолжать знакомство с особенностями стр...

«НЕВИДИМЫЕ ПОМОЩНИКИ – ДОЖДЕВЫЕ ЧЕРВИ. КТО ОНИ?»

Изучение дождевых червей . 1)Узнать, как появились дождевые черви.                                      ...

Проект «Дождевые черви — ангелы почвы» в старшей группе

Проект «Дождевые черви — ангелы почвы» в старшей группе...

Проект "Дождевой червь"

Цель проекта узнать кто такие дождевые черви. Выяснить какие органы чувств имеют дождевые черви....