Проект «дождевой червь - герой невидимого мира»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Деятельность человека в природе, часто безграмотная, расточительная, ведет к нарушению экологического равновесия. Чтобы человечество задумывалось над своим отношением к окружающему миру, необходимо с раннего детства прививать детям элементарные знания о природе, формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, учить видеть в простом - чудесное, в привычном - необычное. Важно дать детям понять, что всё живое прекрасно и мы не имеем права уничтожать то, что создала природа. Мы люди, часть природы, уничтожая природу, уничтожаем себя.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 47.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Дождевой червь - герой невидимого мира»
для детей 6 – 7 лет
Воспитатель: Рысева Ю.Ю.
Санкт-Петербург
2024
Пояснительная записка
Актуальность
Наша огромная планета населена множеством живых существ. Они живут и на земле и под землёй. Часто мы их не замечаем. Некоторые нам нравятся, кого-то мы боимся, а кто-то нам может показаться просто неприятным. Почва, как и любая другая среда обитания, является важным условием существования жизни. Живые организмы, находящиеся в почве, как и сама почва, нуждается в заботе и охране от истощения, разрушения и загрязнения.
Деятельность человека в природе, часто безграмотная, расточительная, ведет к нарушению экологического равновесия. Чтобы человечество задумывалось над своим отношением к окружающему миру, необходимо с раннего детства прививать детям элементарные знания о природе, формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, учить видеть в простом - чудесное, в привычном - необычное. Важно дать детям понять, что всё живое прекрасно и мы не имеем права уничтожать то, что создала природа. Мы люди, часть природы, уничтожая природу, уничтожаем себя.
Обоснование выбора темы проекта
Во время прогулок педагоги группы замечали, что многие воспитанники любят копаться в почве, находить дождевых червей, рассматривать их. У некоторых ребят (особенно девочек) разговор о дождевых червях вызывает отрицательные эмоции, чувство брезгливости. Конечно, не все дети любят червей, кого-то они пугают, и это нормально. Но если у детей есть интерес, его нужно поддерживать.
Дождевые черви - не самые милые и привлекательные создания. Но для ребенка - это целый мир тайн и открытий., настоящий источник удивления и интереса. Их необычный вид привлекает внимание, пробуждает любопытство. Длинные, гладкие, с непонятными "глазами" на переднем конце, они вызывают удивительную реакцию у детей. Это не милые и пушистые собачки, это что-то иное, что манит разобраться в его тайнах.
Дети любят узнавать новое, а черви - это настоящая загадка! Это жители невидимого мира. Они живут под землей, в темных и влажных тоннелях, что делает их еще более интригующими для детского воображения. Дети хотят знать, чем они питаются, как они передвигаются и видят в темноте. Все это вызывает вопросы и желание исследовать.
Дождевых червей можно легко найти в саду или на лужайке. Наблюдение за ними в естественной среде - это увлекательное занятие, которое позволяет детям узнать о природе, ее многообразии и важности экологического баланса, помогает ребятам преодолеть страх перед, казалось бы, неприятными существами.
Характеристика проекта
Аудитория: дети 6 -7 лет (подготовительная к школе группа)
Продолжительность: с 09.09.2024 по 23.09.2024 года.
Цель: развивать интерес детей к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях.
Задачи, связанные с развитием детей:
- формировать представления о дождевом черве, его приспособлении к жизни под землей, роли в создании плодородной почвы.
- развивать умение сопереживать живым существам,
- формировать навыки исследовательской деятельности;
- формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам,
-развивать познавательные способности детей, любознательность, память, эмоциональную отзывчивость;
-закрепить умение анализировать, обобщать полученную информацию, самостоятельно делать выводы;
- способствовать развитию речевого общения, обогащению и расширению словаря;
- развивать коммуникативные навыки, образное и пространственное мышление, творческие способности.
Задачи, связанные с деятельностью педагога:
- изучить литературу по теме проекта,
- реализовать проект «Дождевой червь - герой невидимого мира»,
- обобщить опыт проделанной работы и представить его педагогическому сообществу в виде публикации в соцсетях,
- информировать родителей о реализации данного проекта.
Используемые принципы при реализации проекта
1.Научность. Подкрепление всех проводимых мероприятий практически апробированными методиками.
2.Гуманизация. Развитие у ребенка гуманистической направленности отношения к миру, концентрирующей в себе общечеловеческие ценности, отношения к миру и природе.
3.Сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка.
4.Комплексность и итеративность: решение задач в системе всего образовательного процесса.
Планируемый результат:
1.Дети знают особенности строения дождевого червя, имеют простейшие представления о его внешнем виде, способах его передвижения и питания;
2.Имеют представления о роли дождевого червя в формировании почвы;
3.Повышение интереса у детей к миру природы.
4.Дети обобщают, анализируют полученную информацию, делают выводы в соответствии с результатами наблюдений.
5.Знают и активно употребляют в речи слова, связанные с темой проекта (сегменты, поясок, копролиты, щетинки).
6.Участвует в посильной трудовой деятельности.
7.Создают с помощью различных материалов выразительные образы в рисунках, лепке и аппликации.
8.Умеют самостоятельно применять полученные знания в повседневной жизни и игровой деятельности.
9.Активно взаимодействуют со всеми участниками образовательного процесса.
Маршрутный лист проекта
Этап | Примерные сроки реализации | Деятельность педагога | Планируемая деятельность детей | Что в итоге сделали дети на данном этапе |
Постановка проблемы | 09.09.2024 | Недавно мы вышли с детьми на прогулку после дождя. Ребята заметили, что на поверхности земли и дорожках появилось много червей. Кто-то из ребят начал их собирать в ладошку, кто-то с визгом избегал встречи с ними, кто-то брезгливо морщился, разглядывая червяков. Ребята стали задавать вопросы: почему их так много появилось после дождя? Куда они ползут? Воспитатель сообщила детям, что эти черви называются дождевыми. Последовал другой вопрос: почему они называется «дождевыми»? Педагог предложила детям вместе разобраться с этими вопросами. | Осознание и осмысление актуальности темы, мотива деятельности, формулирование проблемы, вхождение в проблемную ситуацию. Дети учатся видеть проблему, формулируют важные вопросы. | Дети задавали множество вопросов: есть ли у червяка живот? Есть ли у него голова, глаза, уши? Слышит ли он? Распознает запахи? Почему коричневого цвета? Как зимуют? Какую приносят пользу? Есть ли у червя враги? Решили: пополнить свои знания об их строении, образе жизни, значении в природе и запустить проект «Дождевой червь - герой невидимого мира». |
Определение цели деятельности и конкретного замысла | 10.09.2024 | Педагоги ставят перед собой цель вовлечения воспитанников в проектную деятельность, исходя из их интересов: вовлекают дошкольников в решение проблемы; помогают детям сформулировать цель проекта и определить замысел ее реализации, вместе с детьми составляют план — схему проведения проекта, обсуждают, что хотели бы получить в итоге? | Проявляют готовность участвовать в проекте, участвуют в обсуждении, выбирают необходимые средства для достижения результата деятельности. | В процессе обсуждения возникли вопросы: что необходимо сделать, чтобы больше узнать? Как рассказать о том, что мы узнаем? Воспитанники предлагали пути решения проблемы: - подумать самостоятельно, - понаблюдать, - провести эксперименты, - получить информацию из книг, - посмотреть в интернете, - спросить у специалиста (у взрослого), - полученными знаниями поделится с товарищами. |
Планирование | 11.09.2024 | Педагоги фиксируют высказывания детей и помогают составить план реализации проекта, доводят до ума план, задуманный детьми. (систематизируют их ответы и выстраивают в логической последовательности), собирают информацию, материал по теме: «Дождевой червь - герой невидимого мира». | Дети участвуют в определении последовательности действий, перечисляют любимые занятия (можно понаблюдать, вылепить, сделать аппликацию, или нарисовать червячков), предлагают игры, занимательные викторины и конкурсы. | Составили план работы над проектом: 1.Получить представление о строения дождевого червя, его внешнем виде, способах его передвижения и питания. 2.Выяснить, какую роль играют дождевые черви в природе. 3.Определить, какая опасность грозит дождевым червям, и нуждаются ли они в защите. |
Реализация проекта и постоянная рефлексия | 12.09 - 22.09.2024 | - изучение материала по теме; - создание в группе условия для осуществления детских замыслов с целью поддержания интереса к произведению и проекту в целом (иллюстрации, макеты, схемы, дидактические игры по теме проекта: «Найди отличия», «Четвертый лишний», материалы для творчества, оборудование для наблюдений); - поощрение самостоятельных творческих работ детей; - беседы: «Дождевой червь-необыкновенное существо», «Удивительный мир подземных пахарей»; - рассматривание плакатов, иллюстраций, схем по теме проекта, просмотр видео материалов; - продуктивная деятельность: аппликация «Забавные червячки», рисование «Прогулка дождевого червяка», лепка «Подземные жители»; - наблюдения за дождевыми червями на участке детского сада; - опыт с бумагой «Живые червячки»; - чтение произведений по теме: А. Кропотин «Немного о дождевых червяках», Т. Мизина. «Сказка про червяков», Н. Павлова. «Большое чудо», Т. Берестова «Сказка о Дождевом Червячке»; Ю. Богодист. «Мне попался дождевой червь под ноги»; - вовлечение родителей в проектную деятельность: поиск материалов, информации, наблюдения за дождевыми червями, семейные обсуждения, совместное творчество родителей и детей (изготовление поделок, рисунков, обсуждение маршрута выходного дня (организация экскурсии в Музей почвоведения»), рекомендации по просмотру мультипликационных фильмов, чтению художественной литературы, консультация для родителей «Формирование гуманного отношения к природе через экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста». | Участвуют в разнообразных видах деятельности, выступают партнерами и помощниками воспитателя. | В процессе наблюдений за дождевым червем на участке детского сада мы сделали вывод, что у червяка есть «брюшко». Дети несколько раз попробовали перевернуть червяка. Он тут же возвращался в исходное положение. Лежать на «спине» ему не нравилось. Ребята хотели определить, где у червя голова. Предположили: червь должен ползать головой вперед. Наблюдения подтвердили, что червь всегда ползет одним концом вперед, а значит, там и находится передняя часть его туловища. Карине заметила утолщение на тельце червя и предположила, что он «объелся» или поранился. В процессе изучения выяснили: это поясок. Он необходим червячку для размножения. Миша рассказал, что червячок, за которым он наблюдал на дачном участке, был светло - коричнегого цвета, Надя поделилась: ее червяк - розовато цвета с коричневыми кольцами. Егор высказал предположение. коричневый цвет – это цвет почвы, в которой обитают червяки, что позволяет им оставаться незаметными даже на поверхности. Даша узнала: когда червяк роет землю, он её рыхлит и помогает проникновению кислорода. А когда он кушает сгнившие растения под землёй, он их пропускает через себя и выводит наружу, тем самым удобряя почву. Алина добавила, что дождевые черви также способствуют увлажнению почвы: ходы в земле облегчают поступление влаги к корням растений. После просмотра познавательного фильма дети узнали, что с наступлением холодов черви уползают глубоко под землю, где в норках у них есть запас опавших листьев, которыми они и питаются в зимний период. Алеся предложила создать книгу о дождевом черве. Вместе дети отобрали наиболее интересные факты. Используя свои рисунки в качестве иллюстраций, оформили книгу «Удивительная жизнь дождевого червячка». Элен поделилась знаниями: наибольшую опасность для червей представляют кроты, крысы, землеройки, лягушки, жабы. Чаще всего черви погибают вовремя пахоты (птицы любят их выбирать с поверхности земли) а также вовремя дождей, когда они выползают на поверхность. Егор вспомнил, что чуть не раздавил червяка самокатом, а Саша З. сообщил, что часто наступал на них случайно. Саша Х. рассказал, что папа использует червяков как наживку на рыбалке. Даня предложил не губить червяков, а использовать специальные приспособления в качестве наживки. Света добавила: можно помочь червячкам, когда они выползают на поверхность - перенести их в безопасное место. Алина поделилась впечатлениями от экскурсии в Подземное царство. Дети проявили интерес и выразили желание тоже там побывать. Решили организовать посещение Музея почвоведения. |
Анализ результатов и презентация | 23.09 - 24.09. 2024 | Помогает детям презентовать результаты проекта, оказывает помощь в оформлении проекта, создает условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности, находит применение сведениям, полученные в ходе реализации проекта. | Поделятся своими впечатлениями с родителями, расскажут, что узнали интересного. отразят полученные знания в продуктивной и игровой деятельности, в быту. | 1.Оформление выставок работ по теме. 2.Оформление книги «Удивительная жизнь дождевого червячка». 3.Создание макета «Подземные жители». 4.Посещение Музея почвоведения, тема экскурсии «Подземный мир». |
Результат проекта
Выводы:
Проект «Дождевой червь - герой невидимого мира» реализовал поставленные задачи. В результате проведенной работы в рамках проекта, дошкольники научились сравнивать, анализировать и делать выводы, приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности, много интересного узнали о дождевых червях: это животное обитает под землей и ведет скрытый образ жизни, при этом дышат дождевые черви воздухом, кольца и щетинки на теле у дождевого червя помогают ему передвигаться под землей. Дети понимают и осознают, насколько значима роль этих подземных жителей в природе: черви рыхлят почву, помогая растениям расти, перерабатывают остатки растений в полезные вещества.
Наблюдения за червями, опыты, изучение познавательной литературы, чтение художественных книг о них, посещение экспозиции Музея почвоведения позволили воспитанникам лучше понять это удивительное существо и осознать, как такие маленькие жители Земли способны выполнять огромный труд - улучшать почву на планете.
Педагоги собрали и систематизировали весь материал по теме проекта. Со стороны родителей появился интерес к деятельности, организованной в рамках проекта: развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с ребенком на интересующие его темы, участвовать в жизни группы.
Список литературы
1. Лобанова В. Педагогическая модель обучения детей старшего дошкольного возраста элементам проектной деятельности. Дошкольное воспитание. – 2014. – № 12. – С. 99-103.
2. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.
«МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2013.
3. С. Н. Николаева «Юный эколог» Программа экологического воспитания в детском саду - М., «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Наши друзья - подземные жители дождевые черви"
Формировать представление детей о дождевом черве и приносимой им пользе. Выяснить, какова роль дождевых червей в природе, какую пользу они приносят окружающей среде, и как человек использует их в свои...

проект "Наши друзья - дождевые черви"
Проект разработан для старшего дошкольного возраста. Образовательная область "Познание"...

НЕВИДИМЫЕ ПОМОЩНИКИ – ДОЖДЕВЫЕ ЧЕРВИ. КТО ОНИ??
: Изучение дождевых червей . 1)Узнать, как появились дождевые черви. 2)Узнать особенности их строения, внешнего вида. ...

Конспект по познавательному и экспериментированию «Дождевые черви» Опыты: «Как дождевые черви создают плодородную землю»
Конспектпо познавательному и экспериментированию«Дождевые черви»Опыты: «Как дождевые черви создают плодородную землю» Цель: Продолжать знакомство с особенностями стр...

«НЕВИДИМЫЕ ПОМОЩНИКИ – ДОЖДЕВЫЕ ЧЕРВИ. КТО ОНИ?»
Изучение дождевых червей . 1)Узнать, как появились дождевые черви. ...

Проект «Дождевые черви — ангелы почвы» в старшей группе
Проект «Дождевые черви — ангелы почвы» в старшей группе...

Проект "Дождевой червь"
Цель проекта узнать кто такие дождевые черви. Выяснить какие органы чувств имеют дождевые черви....