Проектно-исследовательская работа «Почему у ёлки колкие иголки?»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Тухватшина Дилара Маратовна
Я задалась вопросом, а почему же у елки не листья, а иголки, 
а почему же они колки? 
Так и появилась у меня тема для исследования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_novyy1.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые члены жюри  и  участники конкурса.

Слайд №1.  Я, Якубовская Агата представляю вам свой проект «Почему у елки колкие  иголки?».

Так красива, величава,        
Королева леса право.
Все обнять её бегут,
Но иголки не дают.

 Слайд №2  На занятие по развитию речи мы учили скороговорку «Ёлка, ёлка, ёлочка колкая иголочка». Я задалась вопросом, а почему же у елки не листья, а иголки, а почему же они колки? Мы с воспитателем и с детьми в детском саду поговорили об этой теме. Дети нашей группы тоже не знали,    как ответить на этот вопрос.

Так и появилась у меня тема для исследования. Конечно, возникло ещё множество других вопросов: У какой ёлки самые колкие иголки?    От чего зависит колкость иголок? Все ли хвойные деревья одинаковы?  Похожи ли они или различаются? В чем же польза елового леса?

Чтобы ответить на все мои вопросы мы  с  мамой и воспитателем   изучили научную  литературу, наблюдали, просматривали телепередачи, экспериментировали.

Слайд №3 что же, я узнала? В мире существует более 600 видов хвойных деревьев и только 7 видов растёт у нас в России. А вы знаете, какие виды хвойных растений растут  на территории нашей страны? Нет. Я вам расскажу. Это сосна, ель, сибирский кедр, лиственница, тис, пихта,  можжевельник. Почему эти деревья называют хвойными? Все ли хвойные деревья одинаковы?  Существуют ли различия? Для эксперимента мы изучили: ель, сосну и лиственницу.

С-4  Ель – дерево, которое живёт довольно долго, 250-300 лет. Встречаются и деревья, возраст которых достигает 500 лет. Иголки у елей – это такие необычные листья. С их помощью деревья дышат, берут у солнца свет и тепло. Рассмотрев, еловую ветку через лупу, мы заметили, что хвоя елей в виде одиночных хвоинок. Каждая хвоинка четырехгранная, они заострены на конце. Получается, что толстая еловая иголка как бы заканчивается еще одной совсем тонкой и колкой иголочкой.

Слайд №5  А вы знаете, почему осенью листья на деревьях желтеют и опадают, а у ёлки иголки остаются? Может, ель зимой не спит? Нет! Крепко спит и она. А свои зеленые иголки – бережет к весне. И все же елка, меняет свой зеленый наряд, но делает это очень медленно, около 7 лет.  

Слайд №6  Мы в детском саду с воспитателем сравнили,  у какой елки самые колкие иголки? Взяли веточки от трех ёлей. Взрослой -25 лет, средней- 15 лет, молодой – 4 года. Потрогали иголки на улице на морозе и узнали,  какая из них сильнее колется.

  Потом потрогали в детском саду в тепле. Результат на улице: самая колючая была взрослая веточка и маленькая. А средняя не колючая, не жесткая, мягкая. Точно такой же результат в детском саду. Мы пришли к выводу, что если, средний возраст иголок 7  лет, самые молодые хвоинки у  средней ели, которой 15 лет.

С-7 Результаты  подсчета представлены на экране. Средние хвоинки не сильно колючие.

С-8  Чтоб ответить на вопрос все ли хвойные деревья одинаковы, мы с воспитателем и с детьми изучили энциклопедии: «Я познаю мир», «Зеленая планета» рассмотрели  серию картин «Деревья». Узнали много интересного о лиственнице и сосне.

  Пришли к выводу: что лиственница  в  отличие от других хвойных деревьев,  меняет окраску, ежегодно сбрасывает хвою. Зимой она стоит голая, черная, как обгорелая. Весной покрывается мягкой, нежно – зеленой хвоей. 

  Несмотря на то, что сосна  вечнозеленое  растение, ее хвоя тоже может желтеть. У сосны хвоя сохраняется в течение 2-3 лет. Иногда опадение происходит медленно, а в иных случаях иголки желтеют одновременно в конце лета или начале.

С-9. И так в чем схожесть  и  различие  ели, сосны, лиственницы? Чтоб ответить на этот вопрос мы обратились к  интернет источникам. И узнали:

- у  ёлки – иголочки короткие, до 3 см, обычно острые, четырехгранные. Иголочки сидят по одной на ветви. Зрелые шишки разваливаются.

- у сосны иголочки длинные, более 4 см. Иголочки собраны в пучки по 2-5 штук. Шишки сосны не разваливаются на дереве.

-у  лиственницы  иголочки короткие до 4 см, хвоинки собраны в пучки  по 20- 40 штук, шишки мелкие.

С-10 Осталась нам ответить на последний вопрос: есть ли польза елового леса? Конечно же, ель как любое растение очищает воздух, поглощает  углекислый газ и выделяет кислород. У ели целебными свойствами обладает: смола, хвоя,  незрелые шишки, почки. А еще  еловая смола  заживлять раны, а  еловой хвое много витамина С, а также витамин А.

Ель дает ценный строительный материал. Из ее древесины изготавливают: бумагу, картон, целлофан, кинопленку, автомобильные покрышки, лекарство, искусственную кожу, даже музыкальные инструменты. Самые лучшие скрипки Страдиварии изготовленные из ели, дают прекрасный звук.

С-11  После проведенных исследований мы с ребятами в группе провели

 -  акцию: «Защитим зеленую красавицу», где дети нарисовали рисунки в защиту ёлочки.

-  с детьми провели викторину «Елочка- колкая иголочка». Где ребята узнали:

- что нельзя вырубать елочку без разрешения.

-приходя  в лесу нельзя обламывать молодые деревья.

- не обязательно украшать квартиру в  новый год настоящим деревом, можно использовать искусственную ель.

-ель нужна многим живым организмам: людям, животным, растениям, грибам

-а еще лучше вырастить дерево во дворе дома или детского сада, как например у нас. Мы приняли решение продолжать исследования по этой теме. Цель наша привлечь внимание ребят и взрослых к проблеме сохранения елей в нашей местности.

   В заключение хочется сказать: относитесь бережно к природе, окружающему миру. Ведь если когда - нибудь мы вырубим все елки, их не будет. А я хочу, чтоб лесная красавица, наша елочка колкая иголочка жила!

С-12Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно- исследовательская деятельность. Тема " Почему тает снег?" ( подготовительная группа)( 2015 год).

Проектно-исследовательская деятельность развивает познавательный интерес ребенка, способствует развитию речи, находчивости,  развивает умение поиска информации....

Проектно исследовательская работа "Почему звезд не видно днем?"

Почему ночью, поздно вечером и рано утром мы можем видеть прекрасное звездное небо, а днем на небе ни обной звезды не видно? Предлагаем провести исследование и эксперимент с воспитанниками старшей и п...

Презентация опыта "Развитие познавательной мотвации детей старшего возраста через проектно-исследовательскую деятельность". Проект "Почему говорят вода - это жизнь?"

Приоритетными направлениями моей работы являются:• создание условий для реализации креативных возможностей детей, применение в практике деятельности  исследовательских и опытно-экспериментал...

Проектно-исследовательская работа «Почему профессии так называются".

Очень интересный опыт исследовательской работы в с детьми старшего дошкольного возраста. Тема исследования возникла из проекта "Профессии". Получилось интересно и для детей, и для взрослых! ...

Проектно-исследовательская работа «Почему профессии так называются".

Очень интересный опыт исследовательской работы с детьми старшего дошкольного возраста. Тема исследования возникла из проекта "Профессии". Получилось интересно и для детей, и для взрослых! Ес...

Конспект НОД по лепке с детьми по теме "Ёлочка, ёлка, колкая иголка"

Конспект НОД по лепке с детьми по теме "Ёлочка, ёлка, колкая иголка"...

Занятие по познавательному развитию для детей раннего возраста «Ёлочка, ёлка - колкая иголка»

Формировать представления детей о дереве ёлочке. Учить рассматривать предметы (ёлку). Развивать внимание, память. Воспитание бережного отношения к природе....