"Формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности дошкольников".
материал по окружающему миру

Вотякова Мария Юрьевна
Наша работа в ДОУ направлена на формирование начальных естественнонаучных понятий у дошкольников согласно ФГОС. Благодаря этому, мы закладываем элементарные знания у детей и способствуем формированию целостной картины мира.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема нашего выступления "Формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности дошкольников".

Наша работа в ДОУ направлена на формирование начальных естественнонаучных понятий у дошкольников согласно ФГОС. Благодаря этому, мы закладываем элементарные знания у детей и способствуем формированию целостной картины мира.

Ребенок должен понимать, что в природе не бывает «ничейной» реки, ненужной травки, бесполезной букашки. В природе все гармонично связано между собой, нарушение одной из цепочек грозит нарушением природного баланса.

Экологическая культура поведения формируется на основе знаний, практических навыков, эстетических переживаний. Дошкольник должен научиться сопереживать живым существам: живому больно, его надо любить, убивать животное нельзя, мы не имеем право уничтожать то, что создала природа. Нам нужно закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира, как огромного дома, в котором мы все живем.

Естественно-научная грамотность - это способность человека использовать естественно-научные знания, выявлять проблемы и делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

В результате формирования естественно-научной грамотности дошкольники научатся:

  • объяснять естественно-научные явления на основе научных знаний;
  • называть, характеризовать, описывать и объяснять причинно-следственные связи между естественно-научными явлениями и объектами;
  • прогнозировать и объяснять изменения предметов и объектов в результате воздействия на них человека или их взаимодействия с использованием научных знаний.

Вся работа по экологическому образованию и воспитанию строится по 3-м блокам:

1) специально организованное обучение в форме занятий;

2) совместная деятельность взрослого с детьми;

3) свободная самостоятельная деятельность детей.

На занятиях могут быть использованы разнообразные приемы, методы и формы обеспечивающие активную позицию ребенка и вызывающие развитие эмоций и чувств у детей, которые способствуют проявлению гуманного отношения к природе:

  • решение проблемных ситуаций;
  • элементарное экспериментирование;
  • работа с моделями;
  • моделирование;
  • игры;
  • наблюдение;
  • постановка проблемных вопросов;
  • участие детей в уходе за растениями и т. д.


Методы, способствующие формированию ЕНГ:

  1. Метод "Мозговой штурм"

Детям ставят задачу и предлагают найти решение, причем разрешено выдвигать любые, даже самые нереальные версии решения.

Запрещена любая критика выдвигаемых идей как со стороны взрослых, так и со стороны товарищей по группе. Можно лишь дополнять и предлагать усовершенствования чужих идей.

  • Как спасти бабушку от серого волка
  • Как тушить пожар без воды
  • Где спрятаться от жары летом
  • Как оставить кусочек лета в зиму

Когда идей накопится много, участники обсуждения все вместе выбирают оптимальный вариант.

  1. Метод «Синектика»

Это так называемый метод аналогий.

  • Прямая аналогия

Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолёт – аналогия стрекозы, подводная лодка – аналогия рыбы, журавль, змея, луна, расческа и т.д.) 

  • Личностная аналогия (эмпатия)

Предлагаем ребёнку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.

- Представь, что ты цветочек на клумбе, которую забыли полить.

- изобрази будильник, который забыли выключить;

- покажи походку человека, которому жмут ботинки;

- изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика;

- представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прогавкай «В лесу родилась елочка…», промяукай «Солнечный круг…» и т. д.;

  1. Метод противоречий

Помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить детей их формулировать.

Игры: «Чёрное-белое», «Хорошо-плохо», «Нравится - не нравится», «Маятник».

Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением чёрного домика – дети перечисляют отрицательные качества.

(Например, книга. Хорошо – из книг узнаёшь много интересного…, плохо – они быстро рвутся… и т.д.) Цветок, птица, волк.

Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов

Пример “Помоги Золушке”

Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?

Ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем – нибудь тяжелым прижимать.


  1. Метод морфологического анализа

Суть метода в том, чтобы попытаться скомбинировать разные характеристики предмета при создании нового объекта. Данный метод позволяет выявлять характерные признаки разных вещей, а после на основе полученных данных создавать совершенно новые разновидности этих же предметов. Метод формирует такие мыслительные действия, как анализ, синтез, сравнение.

Дети придумывают новые здания, одежду, фантастических животных и птиц, сказочных персонажей. Но необходимо помнить - любое фантазирование должно быть воплощено в виде рисунка или аппликации, иначе ребёнок не чувствует удовлетворения от творческого процесса.

  1. Метод фокальных объектов

Этот метод предполагает в какой-то степени обратную ситуацию: нужно перенести свойства одного объекта на другой. На занятиях по речевому, познавательному развитию, дети с интересом играют в игру «Изобретатели», в которой изобретают предметы мебели, посуды, животных, овощи и фрукты, кондитерские изделия, елочные игрушки.

Главное, ни в чем не ограничивать детскую фантазию!

Дети с удовольствием играют в игру "Необычный подарок".

Цель: учить детей переносить признак одного объекта на другой и объяснять практическое использование нового объекта.

- Даша, какой бы подарок ты хотела получить от Ромы? (Книгу)

- А какую, опиши ее. (Большую, толстую, со сказками, в которой много картинок)

- Рома, а ты что хотел бы, чтобы тебе подарила Даша? (Машину)

- Опиши ее. (Красивую, с пультом управления)

Далее детям предлагается поменять свойства их подарков местами.

- Даша пусть у тебя будет книга с признаками машины Никиты, а у тебя Никита машина с признаками Дашиной книги. Что у нас получается?

Дети меняют признаки местами. Например,

Даша П.: - "У меня будет книга с пультом управления. Она ходит сама и рассказывает сказки"

Рома Р.: - "А у меня машина, разукрашенная сказками. Или в моей машине живут сказки. А еще, толстая машина, так как в ней сидит много людей, которые едут показывать детям сказки".

  1. Метод «Данетка»

Дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.  Игры «Да-нетки», «Чёрный ящик», «Угадай, что я загадала», «Игра в ситуации».

Игра в ситуацию

- Пять кусочков угля, морковка и старое ведро лежат посреди двора. Никто их туда не клал. Объясните, как они туда попали. (Раньше это были части снеговика, который потом растаял).

- Одновременно к реке подошли два человека. И, хотя на берегу стояла лишь одноместная лодка и поблизости больше никого не было, они благополучно переправились на противоположный берег. Как это могло получиться? (Они подошли к разным берегам реки).

Игра «Да-нетка" - "Животные леса"

Водящий загадывает животное. Участники игры должны отгадать это животное, задавая по очереди вопросы так, что водящий может ответить только «да" или «нет".  


  1. Метод «Робинзона»

Это мысленный эксперимент: вы находитесь на необитаемом острове, у вас есть бесконечное количество предметов одного вида, и больше ничего. Нужно удовлетворить все свои потребности с помощью только этих предметов. Метод позволяет бороться с психологической инерцией, помогает увидеть и использовать обычно неявные, скрытые свойства предметов, причем самым непривычным способом. 

- Представим, что на наш остров вынесло судно, потерпевшее кораблекрушение, и мы решили посмотреть, что есть на этом судне.

- Оказывается, судно полно различной обувью. Есть тут и резиновые сапоги, босоножки, мужские туфли, унты, валенки, сланцы, кроссовки.

– Подумайте, из каких частей состоит эта обувь?

- В кроссовках есть шнурки

- Унты состоят из меха

- В босоножках есть металлические части

- Как можно использовать эту обувь, чтобы себя обезопасить?

-Можно из шнурков сплести сетку, и растянуть ее между деревьями, чтобы звери не прошли.

- А как мы будем добывать питье с помощью обуви?

- Возьмем резиновые сапоги в них соберем росу или принесем из источника воду в сапогах.

Можно берцами сбивать кокосы с пальмы и пить молоко

Работа по обсуждению нахождения еды, строению дома, созданию одежды проходит аналогично.


  1. Опытная деятельность и экспериментирование

Также способствуют формированию ЕНГ:

  • Опыты с различными веществами и материалами
  • Создание и изучение моделей (например, солнечной системы) и макетов (например, природных зон, «Этажи леса»)
  • Наблюдение за ростом растений (например, лука-севка или «От семян до цветов»)
  • Создание карт местности, группы и т.д.

Большое место в системе экологического образования в детском саду должно уделяться в совместной деятельности детей и их родителей:

  • проведение родительских собраний экологической направленности (КВН, викторины, «Поле чудес» и др.);
  • участие родителей в спортивных и музыкальных праздниках экологической направленности;
  • совместное озеленение территории детского сада;
  • тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми, выпуск семейных экологических газет;
  • наглядная информация;

Такая работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать более благоприятную обстановку в семье.


Формирование естественно-научной грамотности у дошкольников

            Вотякова Мария Юрьевна

                                                                 воспитатель

МКДОУ «Д/С №36»

П. Новопокровка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА По формированию естественнонаучных представлений дошкольников. «Почемучка» Для детей 4 – 5 лет на 2019 – 2020 учебный год

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 «Белочка»Принята:...

Исследовательский проект по формированию основ экологического сознания"Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ экологической культуры дошкольников"

Проект по формированию основ экологического сознания."Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ эко...

Мастер-класс "Формирование основ естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности детей среднего дошкольного возраста через кейс-технологии"

Цель: Создание условий для распространения педагогического опыта по использованию кейс-технологии для развития экологической грамотности детей дошкольного возраста.Задачи:    ...

РПМО. Педагогическая мастерская: «Формирование экологической грамотности дошкольников» Тема: «Формирование экологической грамотности дошкольников посредством кейс-технологии»

Цель: создание условий для распространения педагогического опыта по использованию кейс-технологии для развития экологической грамотности детей дошкольного возраста.Задачи:1. Познакомить участнико...