Занятие по понавательному развитию "Путешествие по родному краю"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ерёмина Елена Геннадьевна

Закрепление знаний докольников о родном крае. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_moya_malaya_rodina.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

Районное методическое объединение воспитателей  г.Аркадак Саратовская область

Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе МБДОУ детский сад "Звездочка" "Путешествие по родному краю".

Подготовила воспитатель высшей категории

Еремина Елена Геннадьевна

Аркадак 2025 - 2026 учебный год

Цель: формировать у детей дошкольного возраста понятия "Малая родина".

Задачи    образовательные:

             -   познакомить детей с признаками и характеристиками области с учетом возрастных особенностей восприятия ими информации;

             -  расширить и уточнить представления детей о богатстве природного мира родного края, его многообразии;

             -  закреплять знания детей о гербе Аркадакского района, формировать представления о функциональном назначении герба, символическом значении его цвета и образов;

             -  знакомить детей с профессиями горожан, связанными со спецификой родного населенного пункта;

             -  способствовать проявлению активной деятельной позиции детей: непосредственное познание достопримечательностей родного населенного пункта на прогулке, чтение произведений устного народного творчества, в которых представлена художественно - эстетическая оценка родного края;

             - формировать  "патриотизма наследника", испытывающего чувство гордости за наследие своих предков.

                  развивающие:

              -   развивать интерес детей к населенному пункту, в котором они проживают, переживание чувства удивления и восхищения достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего через путешествие по Аркадакскому  району;

             -  развивать связную речь, память, мышление, эмоциональную отзывчивость;

             -  развивать способность детей доказательно строить свои суждения, отвечая на вопросы взрослого полными развернутыми предложениями;

             -  развивать творческие способности детей при работе с соленым тестом; упражнять в создании и воплощении замысла; побуждать доводить работу до конца;

                  воспитательные: 

             -  воспитывать гражданско - патриотические чувства детей к малой родине;

             -  воспитывать уважительное отношение к государственному символу - гербу;

             -  воспитывать чувство  гордости за родной край, уважение к людям труда.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Предварительная работа: беседы о родном городе, его жителях; встреча с участниками СВО, прославившими своими подвигами нашу родину;  занятия "Осеннее путешествие в Аркадакский лес", "Государственные символы России"; "Как хлеб на стол пришел", "Этих дней не смолкнет слава!"; прогулки по улицам города, экскурсии в библиотеку, музей, Дом культуры;  организация фотовыставки "Люблю Хопер в любое время года!", чтение стихотворений о родном крае, заучивание пословиц и поговорок о хлебе, о труде; принятие участия в экологической тропе "Сделаем свой город чище и краше", в акциях "Открытка ветерану", "Посылка бойцам СВО".

Оборудование:  ширма русской избы с русской печью,  клубок,  конверты с разрезными частями герба Аркадакского района на каждого ребенка, телевизор,  флешка с записью звуков леса и видео природы Аркадакского района, макет природной зоны родного края, наборы животных и птиц, растений,   зеленые всходы семян пшеницы в контейнерах,  сюжетные картинки на тему "Как хлеб на стол пришел",  карта Саратовской области,  доска,  соленое тесто,  формочки для теста на каждого ребенка,  фартуки на каждого ребенка,  клеенки, влажные салфетки.

Ход занятия:

(Хозяюшка заходит в избу, ставит тесто на стол, поет)

-  В эту пору в родимой сторонушке

   Солнце ясное рано встает

   Даже малая пташка соловушка

   Веселее и звонче поет

(Замечает детей)

Хозяюшка:     Да тут и гостей у меня полный двор!  Здравствуйте, родимые мои! Проходите в избу, присаживайтесь к столу. Как хорошо, что вы пришли ко мне в гости, а я только что тесто замесила.

-  Понравилась вам моя песня?    О чем она?  (О родимой сторонушке)

- Как вы понимаете, что это значит родимая сторона?   (Ответы детей)

- Ребята, подумайте, кого или что мы можем назвать родным? А поможет вам в этом мой клубочек. Давайте пустим его по кругу, говорим слова и держимся за шерстяную ниточку

Игра "Подбери словечко"

- Сколько хороших слов вы подобрали! Вот как эта ниточка нас сейчас связала, так и родные люди и все родное всегда должны быть вместе.

- Ребята, а как по - другому мы можем назвать родимую сторонушку?  (Малая родина)

- У каждого на земле человека есть своя малая родина. Что же такое для вас малая родина?  (Ответы детей)  Действительно, малая родина - это место, где мы родились и живем, это наш город, улица, дом и даже детский сад, в который вы ходите, маленький кусочек нашей большой страны.

- Ребята, кто из вас скажет, как называется наша малая родина? (Ответы детей)

- Правильно. Давайте сейчас с вами обратимся к карте родного края.

(Дети подходят к карте )

- Посмотрите, вот наша Саратовская область. Протекающая полноводная река Волга делит область на две части: правобережье и левобережье. Главным городом является Саратов, который стоит на берегу Волги. В правобережье находится наш Аркадакский район. Скажите, какие реки протекают рядом с нашим городом? (р.Хопер и р.Аркадачка)

- Посмотрите, перед вами лежат конверты. Я предлагаю вам подойти, достать их содержимое и собрать целый предмет из частей .

Игра "Собери целое из частей"

- Что у вас получилось? (Герб Аркадакского района. )

- Ребята,  давайте вспомним, что такое герб.  (Ответы детей). Действительно, герб - это "визитная карточка территории", к которой он относится. Он может рассказать очень многое: о красоте и богатстве края, об обычаях и характере местных жителей, о событиях прошлого. Расскажите о значении нашего герба и каждого его цвета.  

(Рассказы  детей :    Лось - символизирует силу, мудрость, величие. Красный цвет - цвет красоты, труда и мужества. Золотой цвет - богатство и милосердие. Зеленый - цвет природы, жизни. В левом верхнем углу - три стерляди, символизирующие принадлежность к Саратовской области.)

Воспитатель: Действительно, красив и богат наш Аркадакский район. Я приглашаю вас совершить небольшую прогулку по нему.

Физ.минутка

По родному краю мы шагаем дружно,                      (Шагают по кругу друг за другом)

Во все стороны смотреть всем нам очень нужно.    ( Повороты головы вправо и влево)

Справа луг и поле ржи,                                               (Взмах правой рукой в правую сторону)

Ты комбайнеру помаши.                                             (Машут рукой)

Слева речка, вокруг лес,                                              (Взмах левой рукой в левую сторону)

А в лесу полно чудес:                                                   (Имитирование плавания руками,  

                                                                                          затем руки вверх в стороны)

Гриб на толстой ножке стоит у дорожки.                  (Упр - ие на равновесие на одной ноге)

Скачут, скачут во лесочке зайцы - серые клубочки. (Прыжки на двух ногах на месте)

И сердито еж пыхтит, тихо листьями шуршит:         (Дыхательное упражнение)

П - ф - ф ,   п - ф - ф !

(После физ.минутки дети из круга перестраиваются в полукруг. Воспитатель показывает ориентир, куда повернуться детям лицом.)

- Ребята, посмотрите, какая красивая природа нашего Аркадакского района! Какие здесь удивительные места!

(Просмотр презентации природы Аркадакского района)  

- Какое у вас возникло настроение после увиденного? Что вы почувствовали?

 (Ответы детей)

 -  Давайте с вами подойдем к столу. Посмотрите, перед вами макет нашей природной зоны. Я загадаю вам загадки, а вы должны отгадать, о каких растениях леса здесь говориться.

Не заботясь о погоде               Каждый год на нем с охотой            Кудри в речку опустила

В сарафане белом ходит,        Вырастают вертолеты                       И о чем - то загрустила          

А в один и теплых дней          Жаль, что каждый вертолет              А о чем она грустит,

Май сережки дарит ей.            На всего один полет                          Никому не говорит    

                           (Береза)                                            (Клен)                                                  (Ива)

- Ребята, какие еще вы знаете растения, которыми богат наш лес?   (Дети на макете определяют деревья и кустарники по их внешним признакам)

- Молодцы! Посмотрите, кого - то в нашем лесу не хватает? (Животных, птиц)

- Я предлагаю вам разделиться на 2 подгруппы,  выбрать и разместить на макете животных, птиц нашего края.

Дидактическая игра "Какие животные и птицы живут в нашей местности?"

-  Ребята, посмотрите, как ожил сразу наш лес! Сколько красоты и богатства заключено в нем!(Звуки леса после игры)

Лес несказанно богат,

Он наш друг и он наш брат.

Лес укроет нас от стужи,

Если мы с ним очень дружим.

Он напоит медом нас,

А из сока сбродим квас.

Мы из леса дом построим,

Берестой шалаш покроим.

Лес - и воздух, и вода,

Неземная красота!

- Ребята, о чем говорят эти строчки стихотворения?

(  Речка, лес, пение птиц,  запах природы,  вкус березового сока -  это с детства все нам близкое и родное.  Все это мы должны беречь.) Богата и красива природа нашего края, поэтому на гербе нашего района есть зеленый цвет.

- Ребята, мы вышли с вами из леса. Я предлагаю вам продолжить наше путешествие.  Посмотрим, что нам встречается на пути ? (Поля) (Дети рассматривают зеленые всходы пророщенных семян пшеницы)

- Что же выращивают на полях? Я загадаю вам загадку, а вы найдите отгадку в "Чудесном мешочке".

  Д/и "Чудесный мешочек"

 Был я сыпучим,

Потом стал тягучим,

В огонь попал -

Твердым стал  (Хлеб)

- Действительно,  хлеб. Ребята, а вы знаете, что хлеб - это символ достатка и благополучия.  В старину его сравнивали с золотом, с солнцем, с самой жизнью. Хлеб берегли, хлебом - солью встречали гостей. В честь хлеба слагали песни.  Вспомните, какие пословицы о хлебе вы знаете.

(  Хлеб - всему голова. Без хлеба сыт не будешь. Хлеб - кормилец. Покуда есть хлеб и вода, все не беда. Хлеб - батюшка, вода - матушка .)

 Поэтому на гербе нашего района присутствует золотой цвет, как символ богатства.

-   Очень долог и труден труд хлебороба, чтобы из зернышка получить каравай хлеба.  В народе говорят: "Сто потов сойдет, пока хлеб взойдет". Давайте с вами  вспомним, как хлеб приходит к нам на стол.  

        Д/и "Как хлеб на стол пришел"

- Ребята, видите, как много людей разных профессий трудятся, проявляя любовь к своей работе,  и мужество для того, чтобы у нас с вами каждый день на столе был свежий душистый хлеб. Поэтому на гербе нашего района присутствует красный цвет.

- Посмотрите, мое тесто уже подошло, пора его разделывать. Поможете мне? (Дети одевают фартуки и садятся к столу)

- Чтобы пальчики нас слушались, давайте их разомнем, подготовим к работе.

Пальчиковая гимнастика.

Муку в тесто замесили,                  (Сжимают и разжимают кулачки)

А из теста мы слепили:                  (Прихлопывают ладошками "лепят")

Пирожки и плюшки,                       (Поочередно разгибают пальчики обеих рук, начиная с

Сдобные ватрушки,                         мизинца)

Булочки и калачи -

Все мы испечем в печи.                  ( Обе ладошки разворачивают вверх)

Очень вкусно!                                  (Гладят живот)

- Ваши пальчики готовы к работе. Я предлагаю вам помочь мне украсить  каравай. Как это делать, вы знаете. Приступаем.

(Самостоятельная работа детей. По окончании работы каравай ставим в печь.)

- Молодцы, как хорошо вы мне помогли! Давайте поставим каравай в печь, а сами присядем и отдохнем.

- Скажите, понравилось вам наше небольшое путешествие по малой родине - Аркадакской земле? А знаете, есть такая поговорка: " Где родился, там и пригодился". Давайте повторим ее. (Дети повторяют) Как вы понимаете ее смысл? (Предположения детей)   Означает она то, что живя и работая в том месте, где человек появился на свет, он как бы отдает дань уважения той земле, что вскормила и вспоила его, тем людям, которые научили любить и беречь свою малую родину. Я предлагаю вам  немного помечтать о том,  что вы захотите сделать для своей родной сторонушки, когда вырастите.  Начать можно словами: «Когда я вырасту ...» (Размышления детей)

-  Ваши мечты прекрасны! Думаю, каждому из вас удастся их осуществить, когда вы вырастете. Тут и наш Аркадакский каравай поспел в печи. Пора угощаться. Приглашаю всех к столу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия из цикла знакомство с родным краем:"В гости к Лесовичку"

Путеществие в весенний лес родного края и знакомство с его обитателями - дикими животными....

конспекты занятий по ознакомлению с самобытностью родного края

Программа «Истоки», по которой работает наш коллектив – открытого типа, что предполагает использование различных методик и технологий. Для более полного усвоения ребенком нравственных, общечел...

конспект занятия в старшей группе "Деревья родного края"

Познавательное занятие о деревьях(осина, берёза, ель, сосна)....

Цикл занятий по ознакомлению детей с родным краем.

Цикл занятий по ознакомлению с родным краем разработан для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по окружающему миру "Мой родной край" подготовительная группа

Конспект занятия по окружающему миру "Мой родной край" подготовительная группа...

конспект занятия в подготовительной группе" Фольклор родного края"

Продолжать расширять и углублять знания детей о мордовском фольклоре,развивать умения выделять жанровые особенности фольклорных произведений, воспитывать любовь и интерес к устному народному творчеств...