Занятие по понавательному развитию "Путешествие по родному краю"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Закрепление знаний докольников о родном крае.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Районное методическое объединение воспитателей г.Аркадак Саратовская область
Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе МБДОУ детский сад "Звездочка" "Путешествие по родному краю".
Подготовила воспитатель высшей категории
Еремина Елена Геннадьевна
Аркадак 2025 - 2026 учебный год
Цель: формировать у детей дошкольного возраста понятия "Малая родина".
Задачи образовательные:
- познакомить детей с признаками и характеристиками области с учетом возрастных особенностей восприятия ими информации;
- расширить и уточнить представления детей о богатстве природного мира родного края, его многообразии;
- закреплять знания детей о гербе Аркадакского района, формировать представления о функциональном назначении герба, символическом значении его цвета и образов;
- знакомить детей с профессиями горожан, связанными со спецификой родного населенного пункта;
- способствовать проявлению активной деятельной позиции детей: непосредственное познание достопримечательностей родного населенного пункта на прогулке, чтение произведений устного народного творчества, в которых представлена художественно - эстетическая оценка родного края;
- формировать "патриотизма наследника", испытывающего чувство гордости за наследие своих предков.
развивающие:
- развивать интерес детей к населенному пункту, в котором они проживают, переживание чувства удивления и восхищения достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего через путешествие по Аркадакскому району;
- развивать связную речь, память, мышление, эмоциональную отзывчивость;
- развивать способность детей доказательно строить свои суждения, отвечая на вопросы взрослого полными развернутыми предложениями;
- развивать творческие способности детей при работе с соленым тестом; упражнять в создании и воплощении замысла; побуждать доводить работу до конца;
воспитательные:
- воспитывать гражданско - патриотические чувства детей к малой родине;
- воспитывать уважительное отношение к государственному символу - гербу;
- воспитывать чувство гордости за родной край, уважение к людям труда.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: беседы о родном городе, его жителях; встреча с участниками СВО, прославившими своими подвигами нашу родину; занятия "Осеннее путешествие в Аркадакский лес", "Государственные символы России"; "Как хлеб на стол пришел", "Этих дней не смолкнет слава!"; прогулки по улицам города, экскурсии в библиотеку, музей, Дом культуры; организация фотовыставки "Люблю Хопер в любое время года!", чтение стихотворений о родном крае, заучивание пословиц и поговорок о хлебе, о труде; принятие участия в экологической тропе "Сделаем свой город чище и краше", в акциях "Открытка ветерану", "Посылка бойцам СВО".
Оборудование: ширма русской избы с русской печью, клубок, конверты с разрезными частями герба Аркадакского района на каждого ребенка, телевизор, флешка с записью звуков леса и видео природы Аркадакского района, макет природной зоны родного края, наборы животных и птиц, растений, зеленые всходы семян пшеницы в контейнерах, сюжетные картинки на тему "Как хлеб на стол пришел", карта Саратовской области, доска, соленое тесто, формочки для теста на каждого ребенка, фартуки на каждого ребенка, клеенки, влажные салфетки.
Ход занятия:
(Хозяюшка заходит в избу, ставит тесто на стол, поет)
- В эту пору в родимой сторонушке
Солнце ясное рано встает
Даже малая пташка соловушка
Веселее и звонче поет
(Замечает детей)
Хозяюшка: Да тут и гостей у меня полный двор! Здравствуйте, родимые мои! Проходите в избу, присаживайтесь к столу. Как хорошо, что вы пришли ко мне в гости, а я только что тесто замесила.
- Понравилась вам моя песня? О чем она? (О родимой сторонушке)
- Как вы понимаете, что это значит родимая сторона? (Ответы детей)
- Ребята, подумайте, кого или что мы можем назвать родным? А поможет вам в этом мой клубочек. Давайте пустим его по кругу, говорим слова и держимся за шерстяную ниточку
Игра "Подбери словечко"
- Сколько хороших слов вы подобрали! Вот как эта ниточка нас сейчас связала, так и родные люди и все родное всегда должны быть вместе.
- Ребята, а как по - другому мы можем назвать родимую сторонушку? (Малая родина)
- У каждого на земле человека есть своя малая родина. Что же такое для вас малая родина? (Ответы детей) Действительно, малая родина - это место, где мы родились и живем, это наш город, улица, дом и даже детский сад, в который вы ходите, маленький кусочек нашей большой страны.
- Ребята, кто из вас скажет, как называется наша малая родина? (Ответы детей)
- Правильно. Давайте сейчас с вами обратимся к карте родного края.
(Дети подходят к карте )
- Посмотрите, вот наша Саратовская область. Протекающая полноводная река Волга делит область на две части: правобережье и левобережье. Главным городом является Саратов, который стоит на берегу Волги. В правобережье находится наш Аркадакский район. Скажите, какие реки протекают рядом с нашим городом? (р.Хопер и р.Аркадачка)
- Посмотрите, перед вами лежат конверты. Я предлагаю вам подойти, достать их содержимое и собрать целый предмет из частей .
Игра "Собери целое из частей"
- Что у вас получилось? (Герб Аркадакского района. )
- Ребята, давайте вспомним, что такое герб. (Ответы детей). Действительно, герб - это "визитная карточка территории", к которой он относится. Он может рассказать очень многое: о красоте и богатстве края, об обычаях и характере местных жителей, о событиях прошлого. Расскажите о значении нашего герба и каждого его цвета.
(Рассказы детей : Лось - символизирует силу, мудрость, величие. Красный цвет - цвет красоты, труда и мужества. Золотой цвет - богатство и милосердие. Зеленый - цвет природы, жизни. В левом верхнем углу - три стерляди, символизирующие принадлежность к Саратовской области.)
Воспитатель: Действительно, красив и богат наш Аркадакский район. Я приглашаю вас совершить небольшую прогулку по нему.
Физ.минутка
По родному краю мы шагаем дружно, (Шагают по кругу друг за другом)
Во все стороны смотреть всем нам очень нужно. ( Повороты головы вправо и влево)
Справа луг и поле ржи, (Взмах правой рукой в правую сторону)
Ты комбайнеру помаши. (Машут рукой)
Слева речка, вокруг лес, (Взмах левой рукой в левую сторону)
А в лесу полно чудес: (Имитирование плавания руками,
затем руки вверх в стороны)
Гриб на толстой ножке стоит у дорожки. (Упр - ие на равновесие на одной ноге)
Скачут, скачут во лесочке зайцы - серые клубочки. (Прыжки на двух ногах на месте)
И сердито еж пыхтит, тихо листьями шуршит: (Дыхательное упражнение)
П - ф - ф , п - ф - ф !
(После физ.минутки дети из круга перестраиваются в полукруг. Воспитатель показывает ориентир, куда повернуться детям лицом.)
- Ребята, посмотрите, какая красивая природа нашего Аркадакского района! Какие здесь удивительные места!
(Просмотр презентации природы Аркадакского района)
- Какое у вас возникло настроение после увиденного? Что вы почувствовали?
(Ответы детей)
- Давайте с вами подойдем к столу. Посмотрите, перед вами макет нашей природной зоны. Я загадаю вам загадки, а вы должны отгадать, о каких растениях леса здесь говориться.
Не заботясь о погоде Каждый год на нем с охотой Кудри в речку опустила
В сарафане белом ходит, Вырастают вертолеты И о чем - то загрустила
А в один и теплых дней Жаль, что каждый вертолет А о чем она грустит,
Май сережки дарит ей. На всего один полет Никому не говорит
(Береза) (Клен) (Ива)
- Ребята, какие еще вы знаете растения, которыми богат наш лес? (Дети на макете определяют деревья и кустарники по их внешним признакам)
- Молодцы! Посмотрите, кого - то в нашем лесу не хватает? (Животных, птиц)
- Я предлагаю вам разделиться на 2 подгруппы, выбрать и разместить на макете животных, птиц нашего края.
Дидактическая игра "Какие животные и птицы живут в нашей местности?"
- Ребята, посмотрите, как ожил сразу наш лес! Сколько красоты и богатства заключено в нем!(Звуки леса после игры)
Лес несказанно богат,
Он наш друг и он наш брат.
Лес укроет нас от стужи,
Если мы с ним очень дружим.
Он напоит медом нас,
А из сока сбродим квас.
Мы из леса дом построим,
Берестой шалаш покроим.
Лес - и воздух, и вода,
Неземная красота!
- Ребята, о чем говорят эти строчки стихотворения?
( Речка, лес, пение птиц, запах природы, вкус березового сока - это с детства все нам близкое и родное. Все это мы должны беречь.) Богата и красива природа нашего края, поэтому на гербе нашего района есть зеленый цвет.
- Ребята, мы вышли с вами из леса. Я предлагаю вам продолжить наше путешествие. Посмотрим, что нам встречается на пути ? (Поля) (Дети рассматривают зеленые всходы пророщенных семян пшеницы)
- Что же выращивают на полях? Я загадаю вам загадку, а вы найдите отгадку в "Чудесном мешочке".
Д/и "Чудесный мешочек"
Был я сыпучим,
Потом стал тягучим,
В огонь попал -
Твердым стал (Хлеб)
- Действительно, хлеб. Ребята, а вы знаете, что хлеб - это символ достатка и благополучия. В старину его сравнивали с золотом, с солнцем, с самой жизнью. Хлеб берегли, хлебом - солью встречали гостей. В честь хлеба слагали песни. Вспомните, какие пословицы о хлебе вы знаете.
( Хлеб - всему голова. Без хлеба сыт не будешь. Хлеб - кормилец. Покуда есть хлеб и вода, все не беда. Хлеб - батюшка, вода - матушка .)
Поэтому на гербе нашего района присутствует золотой цвет, как символ богатства.
- Очень долог и труден труд хлебороба, чтобы из зернышка получить каравай хлеба. В народе говорят: "Сто потов сойдет, пока хлеб взойдет". Давайте с вами вспомним, как хлеб приходит к нам на стол.
Д/и "Как хлеб на стол пришел"
- Ребята, видите, как много людей разных профессий трудятся, проявляя любовь к своей работе, и мужество для того, чтобы у нас с вами каждый день на столе был свежий душистый хлеб. Поэтому на гербе нашего района присутствует красный цвет.
- Посмотрите, мое тесто уже подошло, пора его разделывать. Поможете мне? (Дети одевают фартуки и садятся к столу)
- Чтобы пальчики нас слушались, давайте их разомнем, подготовим к работе.
Пальчиковая гимнастика.
Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают кулачки)
А из теста мы слепили: (Прихлопывают ладошками "лепят")
Пирожки и плюшки, (Поочередно разгибают пальчики обеих рук, начиная с
Сдобные ватрушки, мизинца)
Булочки и калачи -
Все мы испечем в печи. ( Обе ладошки разворачивают вверх)
Очень вкусно! (Гладят живот)
- Ваши пальчики готовы к работе. Я предлагаю вам помочь мне украсить каравай. Как это делать, вы знаете. Приступаем.
(Самостоятельная работа детей. По окончании работы каравай ставим в печь.)
- Молодцы, как хорошо вы мне помогли! Давайте поставим каравай в печь, а сами присядем и отдохнем.
- Скажите, понравилось вам наше небольшое путешествие по малой родине - Аркадакской земле? А знаете, есть такая поговорка: " Где родился, там и пригодился". Давайте повторим ее. (Дети повторяют) Как вы понимаете ее смысл? (Предположения детей) Означает она то, что живя и работая в том месте, где человек появился на свет, он как бы отдает дань уважения той земле, что вскормила и вспоила его, тем людям, которые научили любить и беречь свою малую родину. Я предлагаю вам немного помечтать о том, что вы захотите сделать для своей родной сторонушки, когда вырастите. Начать можно словами: «Когда я вырасту ...» (Размышления детей)
- Ваши мечты прекрасны! Думаю, каждому из вас удастся их осуществить, когда вы вырастете. Тут и наш Аркадакский каравай поспел в печи. Пора угощаться. Приглашаю всех к столу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия из цикла знакомство с родным краем:"В гости к Лесовичку"
Путеществие в весенний лес родного края и знакомство с его обитателями - дикими животными....
конспекты занятий по ознакомлению с самобытностью родного края
Программа «Истоки», по которой работает наш коллектив – открытого типа, что предполагает использование различных методик и технологий. Для более полного усвоения ребенком нравственных, общечел...
конспект занятия в старшей группе "Деревья родного края"
Познавательное занятие о деревьях(осина, берёза, ель, сосна)....

Цикл занятий по ознакомлению детей с родным краем.
Цикл занятий по ознакомлению с родным краем разработан для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект занятия по окружающему миру "Мой родной край" подготовительная группа
Конспект занятия по окружающему миру "Мой родной край" подготовительная группа...

конспект занятия в подготовительной группе" Фольклор родного края"
Продолжать расширять и углублять знания детей о мордовском фольклоре,развивать умения выделять жанровые особенности фольклорных произведений, воспитывать любовь и интерес к устному народному творчеств...

презентация " Занятие с использованием природного материала родного края"
материал для воспитателей детских садов...
