конспект занятия в подготовительной группе" Фольклор родного края"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Притворова Елена Викторовна

Продолжать расширять и углублять знания детей о мордовском фольклоре,развивать умения выделять жанровые особенности фольклорных произведений, воспитывать любовь и интерес к устному народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programmnoe_soderzhanie.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание:

-продолжать расширять и углублять знания детей о мордовском фольклоре;

-развивать у детей умение выделять жанровые особенности фольклорных произведений; 

-продолжать учить детей составлять небольшие описательные рассказы, рассуждать, строить предложения разной грамматической структуры.

- развивать дикцию, артикуляционный аппарат детей. Воспитывать интерес к разным формам словесного народного творчества.

-воспитывать любовь и интерес к устному народному творчеству;

-развивать поэтический слух, речь,  умение чувствовать богатство литературного языка;

-обогащать внутренний мир детей добрыми чувствами, прибегая к использованию фольклорного слова, на эмоционально-чувственной основе .

Материалы и оборудование:

Картинки , ленточка, шкатулка, иллюстрации сказочных героев, штампики.

 Методы и  приёмы:

  Вступительное слово. Беседа.

  Вопросы детям. Чтение стихотворения.

  Игра « Угадай пословицу по картинке». Пословицы.

  Игра « Карусель»(скороговорка).

 Ознакомление с мордовской потешкой « Ах, девочка, красавица».

 П/И « В горшки».

 Сюрпризный момент.

 Загадки.

 Д/И « Угадай сказку»

 Украшение костюмов сказочных героев мордовским орнаментом.

 Итог. Заключительная беседа.

 

                             

                                            Ход НООД

 Дети проходят в группу, становятся в круг.

В: Ребята,  я хочу поздороваться с каждым из вас (воспитатель проходит в круг и подходит к каждому ребёнку, здоровается, прикасаясь ладонями к ладоням каждого ребёнка). Шумбратадо, шабат! (Здравствуйте дети)

 Д: Шумбратадо! (Здравствуйте)

 В: Скажите, ребята, на каком языке мы с вами поздоровались?

 Д: Ответы детей (на мордовском)

После приветствия воспитатель просит детей присесть на стульчики.

В:Ребята как называется город, в котором мы живем?

В: Как называется наша Республика? Чем она знаменита?

                                ( ответы детей)

В: Наш край богат ещё и  фольклором. А вы знаете, что такое фольклор?

 Д: Это песни, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, загадки, скороговорки, игры, хороводы, сказки.

В: А кто их сочинил?

Д: Народ.

В: «Фольклор»- переводится, как «народная мудрость».

В: Как у нас в Мордовии уж давно повелось,

Чтобы весело всем и счастливо жилось,

Чтоб не плакал никто и никто не скучал,

Сам народ для себя песни – шутки слагал.

Наши дедушки, бабушки нам говорили

Как плясали они, хороводы водили.

Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,

Своих деток учили петь ещё с колыбели.

В: В Мордовии живёт трудолюбивый народ. Что это означает?

                               ( ответы детей)

В:   Есть такая пословица: «Делу время, потехе час».

 - Как вы её понимаете? (Ответы детей)

 -Это значит что делу нужно уделять основное время, а потом уже и повеселиться можно.

 В: А какие пословицы знаете вы?

 Игра: «Угадай пословицу по картинке». Воспитатель показывает картинки, а дети угадывают пословицы. Дети приводят примеры из жизни детского сада.

 1. «Поспешишь- людей насмешишь».

 2. «Кизоть етафтсак работазь, тялонда моронят морат». (Лето в труде проведешь, зимой песни поешь) .

3. «Мезе видят, сянь и нуят. (Что посеешь, то и пожнешь)» .

 4. «Собираешь по ягодке- наберёшь кузовок». (Здесь можно привести пример, что дети на каждом занятии получают новые знания и в конечном итоге наберут их очень много для того чтобы успешно учиться в школе) .

 Воспитатель просит детей привести свои примеры пословиц и объяснить их смысл.

В: вот и у нас пришёл потехе час.

В: предлагаю прокатиться на  карусели!

      (Дети берутся за ленточки и произносят скороговорку) .

 Скороговорка:

Нас за тридевять земель

Не укатит карусель.

Но куда же без оглядки

Мчатся зайцы и лошадки?

Едем мы на карусели

От веселья и к веселью.

 (Скороговорка сначала произносится в обычном темпе, затем быстрее, можно спросить желающих произнести скороговорку.)

В: -Ну хорошо, ребята, садитесь                  

 

В: У всех сегодня хорошее настроение? Никому не грустно? А если кто то грустит, что можно сделать?

Д: Потешку рассказать.

В:Послушайте  мордовскую народную потешку « Ай, девочка, красавица»

                                (читает потешку)

В: Весело стало? А какие слова вам показались смешными?

В: а еще можно рассказать небылицу. Что такое небылица?

           

          ( дети рассказывают небылицы которые знают и сочиняют)

                          П/И « В горшки»

В: Посмотрите, шкатулка. Что в ней лежит? А узнаем мы, если отгадаем  загадки.

                           ( загадки)

Воспитатель открывает шкатулку.

 Ребята, посмотрите, здесь  герои сказок.    

Воспитатель выставляет на мольберт иллюстрации к мордовской сказке «Кот и Лиса»

 В: -Персонажей, какой сказки вы видите на этом рисунке?

 Д: - «Кот и Лиса»

 В: -Как в сказке называют кота и лису?

 Д:- Котофей Иванович и Лисафья Ивановна.

 В:- Молодцы, все верно!

 Воспитатель выставляет иллюстрации к сказке «Свинка».

 В: - Персонажей, какой сказки вы видите на этом рисунке?

 Д:- Эти персонажи из мордовской сказки «Свинка».

 В: А вот лиса в фартуке, медведь в рубахе. Но только они какие-то не яркие. А давайте мы разукрасим наряды героев мордовским узором, и они будут вам гостинцами.

Дети берут готовые штампы и украшают мордовским орнаментом фартук лисы и рубаху медведя.

В: О чём мы с вами сегодня говорили? Что вам понравилось? Как одним словом можно назвать эти формы словесного народного творчества? – фольклор, т. е. «народная мудрость».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Знакомство с животными родного края"

Конспект занятия по экологии для детей средней группы (4-5 лет)...

Конспект занятия "Насекомые в природе родного края"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста, раздел "Экология"....

Конспект занятия по ознакомлению с родным краем

«Здравствуй, Родина моя!»         Интегрированное занятие в старшей группе...

Конспект занятия по ознакомлению с родным краем «Знакомство с историей села»

Конспект занятия по озанкомоению с родным селом  и известными людьми села....

Конспект занятия "Большое путешествие по родному краю" для детей 6-7 лет Презентация к занятию

Материал предназначен для ознакомления детей с заповедными местами Республики Коми...

Конспект занятия "Путешествие в природу родного края"

Программные задачи:1. Познакомить детей с национальным парком «Орловское полесье»,его назначением, показать основные его ценности(богатый животный и растительный мир);2. Формировать ...