Картотека дидактических игр на тему "Осень"
картотека по окружающему миру (средняя группа)

Сазонова Татьяна Ильинична

 Картотека дидактических игр "Осень"

Расширять знания детей об осени и осенних явлениях природы. Формирование представлений о характерных признаках и периодах осени. Познакомить детей с осенними месяцами и осенними периодами. Воспитывать у детей интерес к сезонным явлениям в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

          Картотека дидактических игр «Осень»

Расширять знания детей об осени и осенних явлениях природы. Формирование представлений о характерных признаках и периодах осени. Познакомить детей с осенними месяцами и осенними периодами. Воспитывать у детей интерес к сезонным явлениям в природе.

«НАЗОВИ ПРАВИЛЬНОЕ СЛОВО»

Окончания глаголов выделяем голосом.

Образец: Ветер дует, а ветры дуют.

Птица улетает, а птицы …

Лист желтеет, а листья …

Дождь моросит, а дожди ….

Цветок увядает, а цветы ….

Холод наступает, а холода …

Урожай созревает, а урожаи ….

«ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ»

Употребление в речи глаголов в разных временных формах.

Образец:

(что делает?) – дует

ветер (что сделает?) – подует

(что делал?) — дул

(что будет делать?) – будет дуть.

Игра повторяется со словами: дождь, трава, листья и д.р.

«ГРИБНАЯ ПОЛЯНКА»

(Выбери съедобные, не съедобные грибы, собери только лисички и т.

найди грибы, которые растут под берёзой «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»

(Берёза, дуб, смородина,)

«ЧТО ЕСТЬ ЧТО»,

«СОБИРАЕМ УРОЖАЙ»

(Овощи, фрукты, ягоды)

 «ЧЬИ ПРИПАСЫ?».

Осенние заготовки людей и животных

«СКАЖИ СО СЛОВОМ «ОСЕННИЙ»

Небо (какое?) – осеннее; ветер (какой?) – осенний; аллея (какая?) – осенняя; тучи (какие?) – осенние (дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто).

 «НАЗОВИ, КАКАЯ ПОГОДА». Образование качественных прилагательных.

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? – дождливая.

Если дует ветер – ветреная.

Если на улице холодно, какая погода? – холодная.

Если пасмурно – пасмурная.

Если сыро – сырая.

Если хмуро – хмурая.

«ОН (ОНА) – ОНИ» Образование множественного числа глаголов.

Наступил осенний день – наступили осенние дни (плывет темная туча; стоит большое дерево; идет холодный дождь; дует сильный ветер; висит теплая куртка; летит птичья стая).

«СКАЖИ НАОБОРОТ». Поиск антонимов.

Осень ранняя – осень поздняя.

День веселый – день грустный.

День солнечный – день пасмурный.

Облако белое – туча черная.

СОСТАВИТЬ ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ ПРО ОСЕНЬ, ПО ПЛАНУ:

Когда наступает осень?

Осенние месяцы.

Приметы осени в природе (солнце, небо, земля, деревья).

Что делают птицы и животные осенью?

Труд человека в осенний период.

Осенняя одежда.

Любишь ли ты осень? Почему?

«РАЗ ШИШКА, ДВА ШИШКА…».
Цель игры: знакомство детей с природой и повторение прямого счёта (можно и обратного счёта). Детям выдаются ведёрки, корзинки и т.д. За определённое время нужно набрать в него упавшие с дерева шишки, при этом приговаривая: «Раз шишка, два шишка и т.д.». Можно использовать листья, жёлуди и т. д. Далее идёт беседа о дереве, чьи плоды или листья были собраны.

«КРУГ, ОВАЛ, ТРЕУГОЛЬНИК».
Цель игры: знакомство детей с природой и повторение геометрических фигур.
Данная игра может проводиться как индивидуально, так и парами или группами. Задача детей: собирать листья определённой формы. Можно всем сразу трёх видов, а можно разделить по группам: одна группа собирает листья похожие по форме на круг, другая – на овал, третья – на треугольник

 «УГАДАЙ НА ВКУС»
В чашке лежат кусочки разных овощей или фруктов. Ребенку завязывают глаза и он должен по запаху определить, что это.

«ДА-НЕТ».
Цель игры: развитие логического мышления и расширение кругозора детей.
Ведущий предлагает утверждения. Если утверждение верное дети говорят: «Да!» и хлопают в ладоши. Если утверждение не верное, то дети говорят: «Нет!» и топают ногами.
Примерные утверждения:
Сегодня идёт дождь.
На дворе осень.
Земля покрыта снегом.
Сентябрь – это зимний месяц.
Октябрь – это осенний месяц.
Сентябрь, октябрь, ноябрь – это осенние месяцы.
Осенью бывает снег.
Осенью птицы улетаю на юг.
Осенью в лесу много грибов и ягод.

 «Слушай дождик»

Педагог демонстрирует стук «дождика» (кончиков пальцев) по различным поверхностям – ткани, столу, стеклу, пластмассе и т.п. Затем детям предлагается закрыть глаза и по звуку угадать, где «танцует» дождик.

«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»

(ОВОЩИ, «ФРУКТЫ)

(определение предметов на ощупь)

 «КАКОЙ СОК? КАКОЕ ВАРЕНЬЕ?»

«Это морковь. Из него получается морковный сок» и т. д.

«Это морковь. Из него получается морковный сок» и т. д.

Как эти соки называются?
Сок из яблок – яблочный.
Сок из винограда – виноградный.
Сок из моркови – морковный.
Сок из томатов – томатный сок.
Сок из огурцов – огуречный сок.
Сок из слив – сливовый сок.
Сок из капусты – капустный сок.
Сок из картофеля – картофельный сок.
Сок из клюквы - …
Сок из груш - …

«КАКОЙ ЛИСТ?»

«Это лист с берёзы – берёзовый лист. А это лист с клена – кленовый лист».

 «ХЛОПАЙ В ЛАДОШИ»

На слух воспринимать названия овощей и фруктов, находить их на картинках, развивать слуховое внимание.

«ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).

Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).

От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).

Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).

Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).

Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку).

Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).

А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград).

Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).

Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши).

Для начинки в пироги набираем … (яблоки).

 «КАКИЕ БЫВАЮТ ЛЕСА?»

(Если в лесу растут сосны и ели, то этот лес - хвойный.
Если в лесу растут дубы и осины, то этот лес - лиственный.
Если в лесу растут ели, берёзы и дубы, то этот лес смешанный.
Если в роще растут берёзы, то это берёзовая роща.
Если в роще растут дубы, то это дубовая роща.
Если в роще растут клёны, то это кленовая роща.)
Почему они так называются?
Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, листья (хвоя), крона, плоды.)
Отличаются ли деревья от кустарников?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека (средняя группа) на тему: Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы

Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для  средней группы...

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...