Картотека дидактических игр на тему "Осень"
картотека по окружающему миру (средняя группа)
Картотека дидактических игр "Осень"
Расширять знания детей об осени и осенних явлениях природы. Формирование представлений о характерных признаках и периодах осени. Познакомить детей с осенними месяцами и осенними периодами. Воспитывать у детей интерес к сезонным явлениям в природе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр «Осень»
Расширять знания детей об осени и осенних явлениях природы. Формирование представлений о характерных признаках и периодах осени. Познакомить детей с осенними месяцами и осенними периодами. Воспитывать у детей интерес к сезонным явлениям в природе.
«НАЗОВИ ПРАВИЛЬНОЕ СЛОВО»
Окончания глаголов выделяем голосом.
Образец: Ветер дует, а ветры дуют.
Птица улетает, а птицы …
Лист желтеет, а листья …
Дождь моросит, а дожди ….
Цветок увядает, а цветы ….
Холод наступает, а холода …
Урожай созревает, а урожаи ….
«ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ»
Употребление в речи глаголов в разных временных формах.
Образец:
(что делает?) – дует
ветер (что сделает?) – подует
(что делал?) — дул
(что будет делать?) – будет дуть.
Игра повторяется со словами: дождь, трава, листья и д.р.
«ГРИБНАЯ ПОЛЯНКА»
(Выбери съедобные, не съедобные грибы, собери только лисички и т.
найди грибы, которые растут под берёзой «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»
(Берёза, дуб, смородина,)
«ЧТО ЕСТЬ ЧТО»,
«СОБИРАЕМ УРОЖАЙ»
(Овощи, фрукты, ягоды)
«ЧЬИ ПРИПАСЫ?».
Осенние заготовки людей и животных
«СКАЖИ СО СЛОВОМ «ОСЕННИЙ»
Небо (какое?) – осеннее; ветер (какой?) – осенний; аллея (какая?) – осенняя; тучи (какие?) – осенние (дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто).
«НАЗОВИ, КАКАЯ ПОГОДА». Образование качественных прилагательных.
Какая погода бывает осенью, если идет дождь? – дождливая.
Если дует ветер – ветреная.
Если на улице холодно, какая погода? – холодная.
Если пасмурно – пасмурная.
Если сыро – сырая.
Если хмуро – хмурая.
«ОН (ОНА) – ОНИ» Образование множественного числа глаголов.
Наступил осенний день – наступили осенние дни (плывет темная туча; стоит большое дерево; идет холодный дождь; дует сильный ветер; висит теплая куртка; летит птичья стая).
«СКАЖИ НАОБОРОТ». Поиск антонимов.
Осень ранняя – осень поздняя.
День веселый – день грустный.
День солнечный – день пасмурный.
Облако белое – туча черная.
СОСТАВИТЬ ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ ПРО ОСЕНЬ, ПО ПЛАНУ:
Когда наступает осень?
Осенние месяцы.
Приметы осени в природе (солнце, небо, земля, деревья).
Что делают птицы и животные осенью?
Труд человека в осенний период.
Осенняя одежда.
Любишь ли ты осень? Почему?
«РАЗ ШИШКА, ДВА ШИШКА…».
Цель игры: знакомство детей с природой и повторение прямого счёта (можно и обратного счёта). Детям выдаются ведёрки, корзинки и т.д. За определённое время нужно набрать в него упавшие с дерева шишки, при этом приговаривая: «Раз шишка, два шишка и т.д.». Можно использовать листья, жёлуди и т. д. Далее идёт беседа о дереве, чьи плоды или листья были собраны.
«КРУГ, ОВАЛ, ТРЕУГОЛЬНИК».
Цель игры: знакомство детей с природой и повторение геометрических фигур.
Данная игра может проводиться как индивидуально, так и парами или группами. Задача детей: собирать листья определённой формы. Можно всем сразу трёх видов, а можно разделить по группам: одна группа собирает листья похожие по форме на круг, другая – на овал, третья – на треугольник
«УГАДАЙ НА ВКУС»
В чашке лежат кусочки разных овощей или фруктов. Ребенку завязывают глаза и он должен по запаху определить, что это.
«ДА-НЕТ».
Цель игры: развитие логического мышления и расширение кругозора детей.
Ведущий предлагает утверждения. Если утверждение верное дети говорят: «Да!» и хлопают в ладоши. Если утверждение не верное, то дети говорят: «Нет!» и топают ногами.
Примерные утверждения:
Сегодня идёт дождь.
На дворе осень.
Земля покрыта снегом.
Сентябрь – это зимний месяц.
Октябрь – это осенний месяц.
Сентябрь, октябрь, ноябрь – это осенние месяцы.
Осенью бывает снег.
Осенью птицы улетаю на юг.
Осенью в лесу много грибов и ягод.
«Слушай дождик»
Педагог демонстрирует стук «дождика» (кончиков пальцев) по различным поверхностям – ткани, столу, стеклу, пластмассе и т.п. Затем детям предлагается закрыть глаза и по звуку угадать, где «танцует» дождик.
«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК» | (ОВОЩИ, «ФРУКТЫ) (определение предметов на ощупь) |
«КАКОЙ СОК? КАКОЕ ВАРЕНЬЕ?» «Это морковь. Из него получается морковный сок» и т. д. | «Это морковь. Из него получается морковный сок» и т. д. Как эти соки называются? |
«КАКОЙ ЛИСТ?» | «Это лист с берёзы – берёзовый лист. А это лист с клена – кленовый лист». |
«ХЛОПАЙ В ЛАДОШИ» | На слух воспринимать названия овощей и фруктов, находить их на картинках, развивать слуховое внимание. |
«ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО» | Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста). Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку). От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла). Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку). Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук). Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку). Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок). А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград). Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы). Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши). Для начинки в пироги набираем … (яблоки). |
«КАКИЕ БЫВАЮТ ЛЕСА?» | (Если в лесу растут сосны и ели, то этот лес - хвойный. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека (средняя группа) на тему: Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы
Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы...

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.
Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие
Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...
