Программа познавательно – исследовательской деятельности со старшими дошкольниками «Удивительное рядом»
рабочая программа по окружающему миру

Князева Наталья Геннадьевна
Программа  познавательно – исследовательской деятельности  со старшими дошкольниками «Удивительное рядом»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_programmy_udivitelnyy_mir_vokrug_nas.pptx1.14 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 25» Программа познавательно – исследовательской деятельности со старшими дошкольниками « Удивительное рядом» Подготовила : старший воспитатель З.В. Шмакова воспитатель Н.Г. Князева 2022 год

Слайд 2

«...Дайте детям право исследовать что-нибудь самостоятельно – только тогда они и начнут что-нибудь действительно изучать. Все остальное - бессмысленное насилие над ребенком.» М.А.Балабан.

Слайд 3

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ: Пояснительная записка. Программа « Удивительное рядом» – это программа, дополняющая содержание образовательной деятельности основной образовательной программы по образовательной области «Познавательное развитие», определяющая цели, задачи, направления, содержание, формы м методы организации познавательно – исследовательской деятельности со старшими дошкольниками. Программа разработана творческой группой дошкольной организации на основании федерального государственного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155) Программа направлена на решение задач познавательно – исследовательской деятельности посредством проектирования с использованием метода мыслительных карт Т. Бьюзена , на основе ознакомления с живой и не живой природой с учётом регионального компонента.

Слайд 4

Цель : способствовать формированию у старших дошкольников естественно - научных знаний и представлений о живой и не живой природе, с использованием метода мыслительных карт Т. Бьюзена . Задачи: формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (живая, неживая природа) регионального компонента; формирование умения проектировать деятельность и фиксировать результаты исследований с использованием метода мыслительных карт Т. Бьюзена ; формирование основных ключевых компетенций (умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, обобщать), способности к исследовательскому типу мышления; развитие любознательности и познавательной мотивации, стремления к самостоятельному познанию и размышлению; формирование познавательных интересов и действий, развитие воображения, мыслительной деятельности и творческой активности; - повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах познавательно – исследовательской деятельности дошкольников.

Слайд 5

Принципы: - Принцип психологической комфортности. - Принцип природосообразности и учёта регионального компонента. - Принцип дифференцированного и индивидуального подхода к каждому ребёнку. - Принцип интеграции образовательных областей. - Принцип научной обоснованности и практической применимости. Принцип доступности, возрастной адекватности. Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности. Принцип развивающего эффекта содержания. Принцип системности. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых. Принцип комплексно-тематического построения образовательной деятельности

Слайд 6

Подходы к формированию Программы: - Культурно-исторический подход Л.С. Выготского «Обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в его хвосте; педагогика же должна ориентироваться не на сегодняшний, а на завтрашний день ребенка». - Деятельностный подход. Развитие ребенка осуществляется в процессе деятельности поэтапно (взрослый - ребенок, ребенок - ребенок, самостоятельная деятельность ребенка). Ребенок развивается в процессе правильно организованной деятельности в соответствии с возрастной периодизацией. - Личностно-ориентированный подход, который характеризуется переходом к личностно - ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка, от способов воздействия к способам взаимодействия. Цель личностно - ориентированного подхода – развитие ребенка. Приоритетным становится субъект - субъектное взаимодействие взрослого и ребенка.

Слайд 7

Значимые характеристики: Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках ФГОС. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности, но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практикуется в установлении причинно - следственных родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития. Проектно – исследовательская деятельность формирует умение уделять внимание анализу эффективности источников информации, обсуждать действия и результаты в кругу сверстников.

Слайд 8

Планируемые результаты : сформированы первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (живая, неживая природа); сформированы умения проектировать деятельность и фиксировать результаты исследований с использованием метода мыслительных карт Т. Бьюзена ; сформированы основных ключевые компетенции (умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, обобщать), развита способность исследовательского мышления; развита любознательность и познавательная мотивация, стремление к самостоятельному познанию и размышлению; сформирован познавательный интерес и действия, развито воображение, мыслительная деятельность и творческая активность; - родители компетентны в вопросах познавательно – исследовательской деятельности дошкольников, принимают участие в организованных мероприятиях.

Слайд 9

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ: 2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития ребёнка в образовательной области «Познавательное развитие» - познавательно – исследовательская деятельность: Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира живой и не живой природы. Проектирование и фиксирование познавательно – исследовательской деятельности методом мыслительных карт Т. Бьюзена .

Слайд 10

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств: НОД ПИД в режимные моменты Самостоятельная ПИД детей Формы организации ПИД

Слайд 11

Методы и приёмы организации ПИД: Наблюдения Экскурсии Ролевые игры Эксперименты Логические игры и задания Экспресс – исследования Игры – исследования Задачи - шутки Проектирование Загадки Ребусы шарады

Слайд 12

Приёмы активизации процесса исследовательской деятельности: Создать мыслительную карту проекта исследования. Подумать самостоятельно. Понаблюдать. Спросить у другого человека. Посмотреть в книгах. Посмотреть в интернете, по телевизору и др. Провести эксперимент. Продолжить создание мыслительной картуы по результатам исследования.

Слайд 13

2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик: - «Совместная игра» - игры – исследования, ролевые игры, дающие возможность провести исследование, например – по каждой профессии: если бы я был строителем, учителем и др., игры – путешествия, например- по реке Чулым, в парк Победы и т.д., игровые моменты, связанные с введением в ход сказочных героев Почемучки, Поисковичка (задать вопрос, изучить, посмотреть, исследовать его и дать ответ). - « Творческая мастерская» предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений, просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, игры и коллекционирование. - «Сенсорный и интеллектуальный тренинг» – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений, сравнение явлений и предметов), через развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.

Слайд 14

2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы: - обогащение сознания детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка о мире, готовит его к элементарному осмыслению некоторых понятий; - систематизирование накопленной и полученной информации посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация); - стремление к дальнейшему накоплению информации (отдельные факты, сведения) и готовность упорядочить накопленную и вновь получаемую информацию - классифицировать её.

Слайд 15

Методы и приёмы повышения инициативности детей: развивающие игры; игры-инсценировки, игры-сотрудничества; динамические игры познавательного содержания; игры-экспериментирования с разнообразными материалами; классификация и обобщение игрового материала, предметов, картинок по разным основаниям; создание проблемных ситуаций; использование художественного слова, музыкального сопровождения; познавательные беседы; вопросы воспитателя (наводящие, уточняющие, обобщающие и др.), направленные на активизацию и обобщение познавательных представлений детей, на формирование умения самостоятельно рассуждать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и закономерности, делать выводы.

Слайд 16

2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. Ведущая цель – создание необходимых условий для формирования ответственных отношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей в решение вопросов познавательно – исследовательской деятельности (ПИД); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в организации практической деятельности по программе « Удивительное рядом». Основные задачи взаимодействия детского сада с семьёй: изучение отношения родителей к вопросам решения задач ПИД через программу « Удивительное рядом», условий организации ПИД в детском саду и семье; знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников; информирование родителей об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада в решение данных задач; создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми по ПИД; привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами и детьми мероприятиях; поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребёнка к исследовательской деятельности, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

Слайд 17

Формы взаимодействия с семьями воспитанников Анкетирование Консультации Родительская гостиная Совместное проектирование Дискуссии Экскурсии, целевые прогулки Энциклопедия Информационный стенд КВН, досуги, развлечения Конкурсы, викторины Видеоматериалы

Слайд 18

2.6. Иные характеристики содержания Программы. Специфика организации образовательного процесса: создание условий для ПИД; организация образовательного процесса соответственно комплексно – тематическому планированию ООП ДОУ; разработка проекта по темам методом мыслительных карт Т.Бьюзена ; фиксация результатов исследований методом мыслительных карт Т.Бьюзена ; включение родителей в образовательный процесс (сопровождение на экскурсии, целевые прогулки, участие в опытах и экспериментах и т.д.); Климатические условия: проведение режимных моментов и экскурсий, целевых прогулок, организация исследований на улице определяется с учётом особенностей климата региона и природных условий. - Региональный компонент: организация ПИД имеет 3 блока: 1- живая природа ; 2 - неживая природа; 3 - человек – организм, рукотворный мир (г. Ачинск и ближайшее окружение).

Слайд 19

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ: 3.1. Описание материально – технического обеспечения, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания: ……….. 3.2. Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды: Оборудование и оснащение экологического, экспериментального, познавательно центра и центра искусства в групповом помещение….. Оборудование исследовательской площадки на территории ДОУ….. Внесение дополнений и изменений в рамках ПИД в прочие развивающие центры……

Слайд 20

4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ: Программа « Удивительное рядом» направлена на организацию познавательно – исследовательской деятельности со старшими дошкольниками. Программа дополняет и усиленно решает задачи ООП ДОУ в рамках образовательной области «познавательное развитие». Содержание Программы имеет 3 блока: 1- живая природа ; 2 - неживая природа; 3 - человек – организм, рукотворный мир, которые осваиваются детьми через проектную деятельность и фиксацию результатов исследований методом мыслительных карт Т. Бьюзена с учётом регионального компонента Образовательная деятельность по Программе осуществляется в НОД, в режимные моменты и в самостоятельной деятельности детей, с участием родителей воспитанников.

Слайд 21

Благодарю за внимание, понимание, доброе отношение. Желаю всем творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию по опытно - исследовательской деятельности старших дошкольников на тему "Интересное рядом"

Данная презентация поможет провести опытно - исследовательскую деятельность на тему "Интересное рядом"(опыты с яйцом). Текст к презентации на моей страничке....

Конспект НОД в старшей группе «Удивительное рядом» (познавательно-исследовательская деятельность с элементами экспериментирования)

Цель: систематизировать и обобщить знания детей о комнатных растениях. Задачи: - уточнение представлений детей о значении крахмала в жизни растений; о значении растений в жизни человека...

Конспект ОД старшая группа « Удивительное рядом»

Конспект ОД  старшая группа « Удивительное рядом»Программные задачи: Образовательные: Закрепить знания детей о растительном мире родного края.Стремиться вызвать у детей чувство б...

Программа познавательно – исследовательской деятельности со старшими дошкольниками «Удивительное рядом»

laquo;...Дайте  детям  право исследовать что-нибудь самостоятельно – только тогда они и начнут что-нибудь действительно изучать. Все остальное - бессмысленное насилие над ребенком.&ra...