Программа познавательно – исследовательской деятельности со старшими дошкольниками «Удивительное рядом»
рабочая программа по окружающему миру
«...Дайте детям право исследовать что-нибудь самостоятельно – только тогда они и начнут что-нибудь действительно изучать. Все остальное - бессмысленное насилие над ребенком.» М.А.Балабан.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«...Дайте детям право исследовать что-нибудь самостоятельно – только тогда они и начнут что-нибудь действительно изучать. Все остальное - бессмысленное насилие над ребенком.» М.А.Балабан.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ: Пояснительная записка. Программа « Удивительное рядом» – это программа, дополняющая содержание образовательной деятельности основной образовательной программы по образовательной области «Познавательное развитие», определяющая цели, задачи, направления, содержание, формы м методы организации познавательно – исследовательской деятельности со старшими дошкольниками. Программа разработана творческой группой дошкольной организации на основании федерального государственного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155) Программа направлена на решение задач познавательно – исследовательской деятельности посредством проектирования с использованием метода мыслительных карт Т. Бьюзена , на основе ознакомления с живой и не живой природой с учётом регионального компонента.
Цель : способствовать формированию у старших дошкольников естественно - научных знаний и представлений о живой и не живой природе, с использованием метода мыслительных карт Т. Бьюзена . Задачи: формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (живая, неживая природа) регионального компонента; формирование умения проектировать деятельность и фиксировать результаты исследований с использованием метода мыслительных карт Т. Бьюзена ; формирование основных ключевых компетенций (умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, обобщать), способности к исследовательскому типу мышления; развитие любознательности и познавательной мотивации, стремления к самостоятельному познанию и размышлению; формирование познавательных интересов и действий, развитие воображения, мыслительной деятельности и творческой активности; - повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах познавательно – исследовательской деятельности дошкольников.
Принципы: - Принцип психологической комфортности. - Принцип природосообразности и учёта регионального компонента. - Принцип дифференцированного и индивидуального подхода к каждому ребёнку. - Принцип интеграции образовательных областей. - Принцип научной обоснованности и практической применимости. Принцип доступности, возрастной адекватности. Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности. Принцип развивающего эффекта содержания. Принцип системности. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых. Принцип комплексно-тематического построения образовательной деятельности
Подходы к формированию Программы: - Культурно-исторический подход Л.С. Выготского «Обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в его хвосте; педагогика же должна ориентироваться не на сегодняшний, а на завтрашний день ребенка». - Деятельностный подход. Развитие ребенка осуществляется в процессе деятельности поэтапно (взрослый - ребенок, ребенок - ребенок, самостоятельная деятельность ребенка). Ребенок развивается в процессе правильно организованной деятельности в соответствии с возрастной периодизацией. - Личностно-ориентированный подход, который характеризуется переходом к личностно - ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка, от способов воздействия к способам взаимодействия. Цель личностно - ориентированного подхода – развитие ребенка. Приоритетным становится субъект - субъектное взаимодействие взрослого и ребенка.
Значимые характеристики: Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках ФГОС. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности, но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практикуется в установлении причинно - следственных родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития. Проектно – исследовательская деятельность формирует умение уделять внимание анализу эффективности источников информации, обсуждать действия и результаты в кругу сверстников.
Планируемые результаты : сформированы первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (живая, неживая природа); сформированы умения проектировать деятельность и фиксировать результаты исследований с использованием метода мыслительных карт Т. Бьюзена ; сформированы основных ключевые компетенции (умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, обобщать), развита способность исследовательского мышления; развита любознательность и познавательная мотивация, стремление к самостоятельному познанию и размышлению; сформирован познавательный интерес и действия, развито воображение, мыслительная деятельность и творческая активность; - родители компетентны в вопросах познавательно – исследовательской деятельности дошкольников, принимают участие в организованных мероприятиях.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ: 2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития ребёнка в образовательной области «Познавательное развитие» - познавательно – исследовательская деятельность: Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира живой и не живой природы. Проектирование и фиксирование познавательно – исследовательской деятельности методом мыслительных карт Т. Бьюзена .
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств: НОД ПИД в режимные моменты Самостоятельная ПИД детей Формы организации ПИД
Методы и приёмы организации ПИД: Наблюдения Экскурсии Ролевые игры Эксперименты Логические игры и задания Экспресс – исследования Игры – исследования Задачи - шутки Проектирование Загадки Ребусы шарады
Приёмы активизации процесса исследовательской деятельности: Создать мыслительную карту проекта исследования. Подумать самостоятельно. Понаблюдать. Спросить у другого человека. Посмотреть в книгах. Посмотреть в интернете, по телевизору и др. Провести эксперимент. Продолжить создание мыслительной картуы по результатам исследования.
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик: - «Совместная игра» - игры – исследования, ролевые игры, дающие возможность провести исследование, например – по каждой профессии: если бы я был строителем, учителем и др., игры – путешествия, например- по реке Чулым, в парк Победы и т.д., игровые моменты, связанные с введением в ход сказочных героев Почемучки, Поисковичка (задать вопрос, изучить, посмотреть, исследовать его и дать ответ). - « Творческая мастерская» предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений, просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, игры и коллекционирование. - «Сенсорный и интеллектуальный тренинг» – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений, сравнение явлений и предметов), через развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы: - обогащение сознания детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка о мире, готовит его к элементарному осмыслению некоторых понятий; - систематизирование накопленной и полученной информации посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация); - стремление к дальнейшему накоплению информации (отдельные факты, сведения) и готовность упорядочить накопленную и вновь получаемую информацию - классифицировать её.
Методы и приёмы повышения инициативности детей: развивающие игры; игры-инсценировки, игры-сотрудничества; динамические игры познавательного содержания; игры-экспериментирования с разнообразными материалами; классификация и обобщение игрового материала, предметов, картинок по разным основаниям; создание проблемных ситуаций; использование художественного слова, музыкального сопровождения; познавательные беседы; вопросы воспитателя (наводящие, уточняющие, обобщающие и др.), направленные на активизацию и обобщение познавательных представлений детей, на формирование умения самостоятельно рассуждать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и закономерности, делать выводы.
2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. Ведущая цель – создание необходимых условий для формирования ответственных отношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей в решение вопросов познавательно – исследовательской деятельности (ПИД); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в организации практической деятельности по программе « Удивительное рядом». Основные задачи взаимодействия детского сада с семьёй: изучение отношения родителей к вопросам решения задач ПИД через программу « Удивительное рядом», условий организации ПИД в детском саду и семье; знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников; информирование родителей об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада в решение данных задач; создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми по ПИД; привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами и детьми мероприятиях; поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребёнка к исследовательской деятельности, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Формы взаимодействия с семьями воспитанников Анкетирование Консультации Родительская гостиная Совместное проектирование Дискуссии Экскурсии, целевые прогулки Энциклопедия Информационный стенд КВН, досуги, развлечения Конкурсы, викторины Видеоматериалы
2.6. Иные характеристики содержания Программы. Специфика организации образовательного процесса: создание условий для ПИД; организация образовательного процесса соответственно комплексно – тематическому планированию ООП ДОУ; разработка проекта по темам методом мыслительных карт Т.Бьюзена ; фиксация результатов исследований методом мыслительных карт Т.Бьюзена ; включение родителей в образовательный процесс (сопровождение на экскурсии, целевые прогулки, участие в опытах и экспериментах и т.д.); Климатические условия: проведение режимных моментов и экскурсий, целевых прогулок, организация исследований на улице определяется с учётом особенностей климата региона и природных условий. - Региональный компонент: организация ПИД имеет 3 блока: 1- живая природа ; 2 - неживая природа; 3 - человек – организм, рукотворный мир (г. Ачинск и ближайшее окружение).
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ: 3.1. Описание материально – технического обеспечения, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания: ……….. 3.2. Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды: Оборудование и оснащение экологического, экспериментального, познавательно центра и центра искусства в групповом помещение….. Оборудование исследовательской площадки на территории ДОУ….. Внесение дополнений и изменений в рамках ПИД в прочие развивающие центры……
4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ: Программа « Удивительное рядом» направлена на организацию познавательно – исследовательской деятельности со старшими дошкольниками. Программа дополняет и усиленно решает задачи ООП ДОУ в рамках образовательной области «познавательное развитие». Содержание Программы имеет 3 блока: 1- живая природа ; 2 - неживая природа; 3 - человек – организм, рукотворный мир, которые осваиваются детьми через проектную деятельность и фиксацию результатов исследований методом мыслительных карт Т. Бьюзена с учётом регионального компонента Образовательная деятельность по Программе осуществляется в НОД, в режимные моменты и в самостоятельной деятельности детей, с участием родителей воспитанников.
Благодарю за внимание, понимание, доброе отношение. Желаю всем творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мыслительных процессов в познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников посредством использования моделирования при ознакомлении с природой
Натолкнуть ребёнка на поиск, дать работу детской мысли, воображению может только взрослый. Как говорил В.Сухомлинский, «…прежде чем давать знания, надо научить ребёнка думать, воспринимать, наблюдать»...

Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников в ДОУ
В ходе экспериментальной деятельности дети учатся решению проблемных ситуаций, у них формируется умение анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, учатся делать...

Технология "Познавательно - исследовательская деятельность старших дошкольников".
Содержание Пояснительная записка…………………………………………………....1- Цель.- Основные задачи.- Ожидаемые результаты. Перспективное планирование по познавательно – исследовательской деятельности с ...

Консультация для воспитателей на тему "познавательно - исследовательская деятельность старших дошкольников"
Работа представляет собой консультацию для воспитателей на тему "познавательно - исследовательская деятельность старших дошкольников", целью которой является : -показать особенности познавательно...

Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников
В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз...
«Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников»
Участие во Всероссийской конференции "Инновационная деятельность в образовательной организации: вчера и сегодня" в качестве докладчика...

Программа познавательно – исследовательской деятельности со старшими дошкольниками «Удивительное рядом»
Программа познавательно – исследовательской деятельности со старшими дошкольниками «Удивительное рядом»...