Конспект занятия "Почему зерно в землю сеют?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Карижская Марина Николаевна

Конспект занятия по познавательному развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_pochemu_zerno_v_zemlyu_seyut.docx34.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №21 «Радуга»

Конспект ОД

по познавательному развитию

на тему

Группа общеразвивающей

направленности от 5 до 6 лет

Воспитатель:

 Карижская М.Н.

Тема:   «Почему зерно в землю сеют?»

Направление: познавательное

Цель: формирование у детей интереса к экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить и обогатить знания детей о росте растений;

- организовать наблюдение за прорастанием семян в разных условиях и почвах;

- учить делать выводы на основе проведенных опытов.

Развивающие:

- обогатить словарь детей новыми словами – «гумус» - перегной, «лаборант», «укоренение», «лаборатория»;

- закрепить умение детей использовать в речи сложные предложения;

- развивать мышление, внимание, умение работать в парах.

Воспитательные:

- побуждать детей к непосредственному проявлению эмоционального отклика, стремлению ухаживать за растениями,

- развивать у детей сочувствие к растениям.

Предварительная работа:

За неделю до занятий:

  1. Педагог рассказывает детям о профессии лаборанта.
  2. Дети под руководством педагога сеют семена в емкости с разным грунтовым составом: песок, опилки, обогащенная органическими удобрениями земля.
  3. В течение недели они ведут наблюдение за прорастанием семян и развитием растений. Фотографируют этапы развития растений из семян.
  4. Оформляется «Дневник наблюдений за растениями» фотографиями, сделанными в течение недели.

Непосредственно перед занятием педагог готовит фотографии, сделанные в течение недели и альбом для фотографий формата А4.

Материалы и оборудование:  Емкости с проросшими семенами, палочки, увеличительные стекла, календари наблюдений «Лаборатория земли», «Лаборатория песка», «Лаборатория опилок», фартуки с бейджиками, фонограмма для создания музыкального фона, ноутбук, проектор, экран, презентация, фотоаппарат.

Индивидуальная работа:  оказание помощи детям в процессе образовательной деятельности по ситуации; активизировать детей  в ответах на вопросы.

Интеграция образовательных областей:

Социально – коммуникативная

Познавательная

Физическая

Речевая

Художественно – эстетическая

  • Виды деятельности:
  • игровая
  • коммуникативная
  • двигательная
  • восприятие художественной литературы

Учебные средства и методы:

  • игровой
  • словесный
  • наглядный
  • практический

Ход     ООД:

Педагог в костюме Профессора сельскохозяйственных наук - в очках и халате входит в групповую комнату со словарем Ожегова. В группой комнате оформлены три стола: «Лаборатория земли» -  емкость с проросшим зерном, увеличительные стекла, «Календарь наблюдений», палочки для рыхления, емкость с землей; «Лаборатория песка» -  емкость с проросшим зерном, увеличительные стекла, «Календарь наблюдений», палочки для рыхления, емкость с песком; «Лаборатория опилок» -  емкость с проросшим зерном, увеличительные стекла, «Календарь наблюдений», палочки для рыхления, емкость с опилками. Дети одеты в фартуки с бейджиками своих лабораторий (дети старшего возраста – старшие лаборанты, дети среднего возраста – младшие лаборанты)

Воспитатель:  Дети, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Поздороваемся с ними и подарим им свои улыбки. (дети приветствуют гостей). И друг другу подарим улыбки.

Стук в дверь. Входит профессор.

Профессор :    Здравствуйте, коллеги!  Я -  профессор сельскохозяйственных наук. А чем занимается  профессор?

Дети:    ответы детей.

Профессор:      Я принесла с собой словарь, где можно найти, что обозначают разные  слова. Давайте посмотрим в словаре Ожегова, кто же такой профессор и чем он занимается (зачитывает определение «Профессор»).

 Профессор:     Я, Профессор, руководил вашей экспериментальной работой.  А вы, мои лаборанты, мне активно и старательно помогали. Чем обычно занимаются лаборанты?

Дети:   Лаборанты проводят опыты в лабораториях.

Профессор:   Замечательно. Поясните, что такое  лаборатория?

Дети:  В лаборатории лаборанты следят за изменениями, которые происходят во время опытов и записывают результаты.

Профессор:    Прекрасно. На прошлой неделе мы с вами приступили к новым опытам. Организовали три лаборатории: «Лаборатория земли»,  «Лаборатория песка», «Лаборатория опилок».  Какие опыты вы проводили в этих лабораториях? Попрошу отчитаться каждую лабораторию.

Ребенок из «Лаборатории земли»:    Мы посеяли семена в емкость с землей.

Ребенок из «Лаборатории песка»:    Мы посеяли семена в емкость с песком.

Ребенок из «Лаборатории опилок»:    Мы посеяли семена в емкость с опилками.

Профессор:   Прекрасно, понаблюдаем за изменениями, которые произошли с нашими опытными семенами. Лаборанты! Приготовьтесь к работе в своих лабораториях.

Профессор:    И так, коллеги, начнем мы свою работу с «Лаборатории земли».  Уважаемые лаборанты из этой лаборатории, покажите нам результаты вашей экспериментальной работы.

Дети: Мы посеяли семена в землю и наблюдали за ними, заносили  изменения в «календарь наблюдений». В емкости выросли ростки. Это проросли семена.

Профессор:  Да (рассматривает ростки через очки) здесь много ростков. И растения выглядят крепкими и здоровыми.  Необходимо проанализировать ситуацию. Куда вы сеяли эти ростки?

Дети: Эти ростки мы сеяли в землю.

Профессор:   Вот именно! В землю! Посмотрите на то, как выглядит земля. Что вы наблюдаете?

Дети:  Видны кусочки перегнивших листьев, веточек и травы.

Профессор:   Совершенно верно, коллеги! Эти перегнившие вещества невероятно полезны для растений. Называются они, как вы уже знаете, перегноем или гумусом. Именно гумус делает землю пригодной для роста растений. Поэтому в емкости с землей ростки зеленые и сильные.

Профессор:   «Лаборатория земли» замечательно справилась с поставленной задачей. Молодцы! А теперь я предлагаю всем трем лабораториям сыграть в интересную игру «Вырастим растение», прошу каждую лабораторию подойти к ноутбукам. Вам, коллеги, необходимо, расположить картинки- условия в правильном порядке, чтобы вырастить растение. Вам, коллеги, необходимо составить алгоритм условий для роста растений.

Дидактическая игра «Вырастим растение»

Профессор:   Все лаборатории справились с заданием. Молодцы!

Гимнастика для глаз

                Мы глаза поднимем к небу,

И опустим до земли.

Журавли летят по небу,

А в земле растут ростки.

Профессор:   И так, коллеги, продолжим свою работу в «Лаборатории песка».  Уважаемые лаборанты из этой лаборатории, покажите нам результаты вашей экспериментальной работы.

Дети:   Мы посеяли семена в песок и наблюдали за ними, зарисовывали изменения в «календарь наблюдений».

Профессор:  Что стало с семенами, посеянными в песок?

Дети: В песке ростки взошли бледные и слабые, с высохшими макушками.

Профессор:    Ты скажи мой росток,

Отчего ты занемог?

Ребенок из «Лаборатории песка»:

Жизнь моя нелегка,

Я страдаю от песка.

Профессор:   Предлагаю   лаборантам   рассмотреть песок. Как он выглядит? Есть ли в  нем перегнившие листья, трава?

Дети:   Песок состоит из маленьких песчинок, в песке нет остатков перегнивших листьев и травы, нет гумуса, который так полезен для растений.

Профессор:   Так вот в чем причина недомогания ростков! Что тут, по-вашему, можно сделать?

Дети:   Надо пересадить растение в землю.

Профессор:      Правильно, коллеги! После завершения опытов мы возьмем росточек и в землю поместим. Питательной средою растенье укрепим.

Профессор:    «Лаборатория песка» успешно справилась с поставленной задачей. Молодцы! А теперь я предлагаю всем трем лабораториям немного отдохнуть:

Физкультминутка:

Воспитатель имитирует посев семян:

(дети опускаются на корточки)

Уж ты семечко-зерно, ляжешь в борозду на дно!

Ты не бойся, золотое, ничего там не темно.

К свету, к солнцу из земли ты росток скорей пошли.

Как весною в ранний час семена взошли у нас.

Вышли к солнышку из тьмы

 (дети медленно встают - "вырастают", потягиваются)

"Здравствуй, солнце, это мы!"

 (дети поднимают руки над головой, машут кистями рук)

Мал еще росток-ребенок:

(дети опускают руки вниз)

Только-только из пеленок.

 (дети наклоняют голову в разные стороны)

Профессор:    И так, коллеги, продолжим свою экспериментальную работу в «Лаборатории опилок».  Уважаемые лаборанты из этой лаборатории, покажите нам результаты вашей экспериментальной работы.

Дети: Мы посеяли семена в опилки и наблюдали за ними, зарисовывали изменения в «календарь наблюдений».

Профессор:    Коллеги из «Лаборатории опилок», поясните нам, что из себя представляют опилки?

Дети:    Опилки получаются из дерева. Они плохо впитывают воду, в них нет питательных веществ для растений - гумуса.

Профессор:   Лаборанты, рассмотрите опилки, как они  выглядит и есть ли в  них перегнившие листья, трава?

Дети: ответы детей  

Профессор:  Что стало с семенами, посеянными в опилки?

Дети: Ростки выросли  бледно-зеленые, хилые, тонкие.

Профессор:     Действительно (рассматривает ростки через очки).

Проклюнулся немного зелененький глазок.

Вытянулся тонко слабый стебелек.

Верхушка пожелтела, трудно в рост идти.

Ребенок из «Лаборатории опилок»:

Плохо мне в опилках -

Питанья не найти.

Профессор:      Так вот в чем причина недомогания ростков! Что тут, по-вашему, можно сделать?

Дети:    Надо пересадить растение в землю.

Профессор:    Правильно, коллеги! После завершения опытов мы возьмем росточек и в землю поместим. Питательной средою растенье укрепим.

 Профессор:      «Лаборатория опилок» успешно справилась с поставленной задачей. Молодцы!

Профессор: Предлагаю обсудить результаты трех проведенных опытов:

К какому же выводу мы с вами пришли, коллеги? В куда лучше всего сеять зерно?

Дети: В землю, богатую перегноем - гумусом.

Профессор:  Я с вами полностью согласна, проведенные опыты, показали, что всего лучше зернышку в земле.

Дети:         Чтоб смог росточек распуститься,

В земле он должен поселиться.

А мы его польем водицей -

Пускай скорей укоренится.

Пусть солнышко его согреет,

Пусть урожай скорей поспеет.

Профессор:  А теперь коллеги, необходимо зафиксировать результаты наших наблюдений сегодня. Выберете инструменты, которыми вы воспользуетесь сегодня.

Дети фотографируют ростки в своих лабораториях. По необходимости оказываю помощь в работе с фотоаппаратом.

Профессор:   Молодцы, коллеги, справились и с этим заданием. Фотографии после занятия рассмотрим и поместим в свои «календари наблюдений». Профессор:  

-  Что вы сегодня делали?

-- Что нового и интересного узнали?

-- Что вам больше всего понравилось делать?

- Предлагаю оценить работу лабораторий, если вы считаете, что со всеми заданиями справились, то возьмите улыбающееся зернышко, если что-то не удалось – печальное зернышко, а если вы не справились со своей работой, плачущее зернышко.

Я считаю,  все лаборатории успешно справились со своей экспериментальной работой. Вы были трудолюбивы и внимательны, старательны и наблюдательны.  Предлагаю отправить результаты наших наблюдений на всероссийский конкурс и посоревноваться с другими, такими же любознательными ребятами. Вы согласны?  Желаю вам успехов и новых открытий. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Климатические зоны Земли. Пустыня. Ледяная зона."

Конспект по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста, формирующий знания детей о климатических зонах Земли, обогащающий словарь по данной лексической теме, развивающий д...

Конспект занятия по экологии "Земля наш общий дом"

Здесь представлен конспект занятия по экологии. В котором детям рассказывают о правилах поведения в природе, используя экологические знаки.Расширяют представления детей о том, что лес- это сообще...

Конспект экологического праздника "День Земли"

В конспекте представлены стихи, песни, игры, картотека добрых дел, акция "Украсим Землю цветами". Материал предназначен для посвящения в "Юные экологи" детей подготовительной группы....

Конспект ООД по познавательному развитию на тему "Почему зерно в землю сеют?"

Формирование итереса у детей к опытно-экспериментальной деятельности....

Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...

Почему зерно в землю сеют?

Закрепить и обогатить знания детей о росте растений; организовать наблюдение за прорастанием семян в разных условиях и почвах; ввести в детский словарь новые слова; "гумус" , "лаборант...