Конспект для старшей группы по познавательному развитию на тему : " Перелетные и зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Олеся Шиляева

Цель: Формирование элементарных представлений о перелетных и зимующих птицах.

Задачи:

   Образовательные:

-       Формировать представления о причинах отлета птиц в теплые края (похолодание, отсутствие корма).

-       Учить различать перелетных и зимующих птиц, называть их характерные признаки (чем питаются, как переносят зиму).

-       Расширять и активизировать словарь детей по теме «Птицы».

Развивающие:

-       Развивать познавательный интерес, внимание, память, логическое мышление.

-       Развивать связную речь, умение высказывать свои предположения и аргументировать их.

-       Развивать мелкую моторику рук.

   Воспитательные:

-       Воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботиться о них.

Воспитывать любовь к родной природе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение Полевского муниципального округа Свердловской области «Детский сад № 69 комбинированного вида»

Конспект занятия для детей старшего возраста

Образовательная область: Познавательное развитие

на тему: Тема: «Перелётные и зимующие птицы»

Подготовил педагог:

Шиляева О.А.

г. Полевской 2025 г.

Цель: Формирование элементарных представлений о перелетных и зимующих птицах.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать представления о причинах отлета птиц в теплые края (похолодание, отсутствие корма).
  • Учить различать перелетных и зимующих птиц, называть их характерные признаки (чем питаются, как переносят зиму).
  • Расширять и активизировать словарь детей по теме «Птицы».

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес, внимание, память, логическое мышление.
  • Развивать связную речь, умение высказывать свои предположения и аргументировать их.
  • Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботиться о них.
  • Воспитывать любовь к родной природе.

Материалы и оборудование: Иллюстрации перелетных птиц и зимующих птиц, иллюстрации с изображением осеннего и зимнего пейзажа, аудиозапись голосов птиц. Кормушка, краска, кисточки, наклейки ( Для украшения кормушки)

Предварительная работа: Наблюдение за птицами на прогулке в разные времена года. Беседы о временах года (осень, зима), изменениях в природе.

Ход занятия:

I. Вводная часть (Мотивационно-организационный этап) – 5 минут

Воспитатель: Ребята, у меня тут на веточке спрятались птички, давайте попробуем отгадать какие птицы на ветке. Отгадайте загадки:

(на доске перевернутые изображения птиц, при отгадывание загадки, иллюстрацию перевернуть и показать детям)

1 строка перелетные птицы. 2 строка зимующие птицы

Хвост на ножницы похож,

Клюв короткий, плоский,

Сверху чёрная, как смоль,

Как она зовётся?

( ласточка)

В оперении блестящем черном

Из дальних стран летит певец

И песней звонкою задорно

Весну приветствует… (скворец)

Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек. (журавль)

Кто эта птица? Никогда

Не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает. (кукушка)

Любит прыгать и летать,

Хлеб и зёрнышки клевать,

Вместо “Здравствуйте” привык

Говорить всем: “Чик-чирик” (воробей)

С желтой грудкой у окошка

Собирает шустро крошки

Отгадайте что за птица?

Называется… ( Синица)

Сильная, большая птица,

Даже кошки не боится.

Скачет поперёк двора

Очень важная она—

Чёрно-серая… (ворона).

Я вчера гулял в пургу,

Видел веточку в снегу,

А на ветке красный шарик.

Кто же он, живой фонарик? (снегирь)

Воспитатель: «Верно, ребята! Сегодня мы будем говорить о птицах. Вы любите птиц? Почему? А что вы знаете о них? Послушайте, какие звуки доносятся к нам!» (Включить аудиозапись голосов птиц).

II. Основная часть (Познавательно-практический этап)

1. Беседа «Почему птицы улетают?»

Воспитатель: «Ребята, какое сейчас время года (или какое время года наступит скоро)?» (Осень/Зима).

(Показать картинку осеннего пейзажа). «Что происходит осенью?» (Желтеют листья, становится холодно, часто идет дождь).

(Показать картинку зимнего пейзажа). «А зимой? Что изменяется?» (Выпадает снег, становится очень холодно, деревья голые).

«Как вы думаете, как такие изменения в природе влияют на птиц?» (Им становится холодно, нечего есть).

«Правильно! Главная причина, по которой птицы улетают – это отсутствие корма. Зимой исчезают насекомые, меньше становится ягод, семян, травы. А холод им не так страшен, если есть еда. Птицы – удивительные создания! Некоторые из них улетают в теплые края, туда, где много еды и тепло. Их называют перелетными птицами. А некоторые птицы остаются с нами зимовать. Как бы мы их назвали?» (Зимующие).

«Молодцы, это зимующие птицы.»

А чем же питаются зимующие птицы ? (Сушёные ягоды рябины и боярышника — привлекают снегирей Шишки, жёлуди — основная пища клестов и дятлов в зимний период. Подкормка людьми – голуби, воробьи, синица ..)

Физминутка

«Перелётные птицы»:

Птички прыгают, летают.

Крошки птички собирают.

Пёрышки почистили,

Клювики почистили.

Птички летают, поют.

Зёрнышки клюют.

Дальше полетели

И на место сели.

(Дети прыгают, «клюют», изображают, машут руками, наклоняются, «улетают», садятся)

2. Знакомство с перелетными птицами (показ иллюстраций)

Воспитатель: «Давайте познакомимся с перелетными птицами» (иллюстрация альбома с перелетными птицами)

Но как же они знают, куда лететь? У них ведь нет карты или навигатора!

У птичек есть несколько волшебных секретов:

1. «Волшебная карта в голове» (Инстинкт): Представь, что когда птенец только-только вылупляется из яйца, у него уже есть маленькая, невидимая карта в голове! Он уже немножко "знает", куда ему нужно будет лететь, когда вырастет. Это называется инстинкт – они просто рождаются с этим знанием, как будто это их суперсила!

2. «Уроки от мамы и папы» (Опыт): Маленькие птенчики в первый раз летят зимовать вместе со своими мамами и папами, и с другими взрослыми птицами. Они летят большой стаей, как большой самолёт, и взрослые показывают им дорогу. Птенчики смотрят и запоминают!

3. «Солнышко-компас» (Солнце): Днём, когда солнышко светит, птички смотрят на него. Солнышко словно большой компас в небе, оно помогает им понять, где север, а где юг, и куда нужно лететь, чтобы было теплее.

4. «Звёздочки-фонарики» (Звёзды): А ночью, если птички летят, им помогают звёзды! Звёзды на небе – это как маленькие светящиеся фонарики, которые показывают им правильный путь. Они запоминают, как расположены звёзды.

5. «Невидимая дорога Земли» (Магнитное поле): А ещё, Земля – это очень большой-большой магнит! И птички умеют это чувствовать. Они словно летят по невидимой магнитной дорожке, которая ведёт их прямо в тёплые края. Это как если бы у тебя был специальный датчик, который показывает, куда идти!

6. «Запоминают важные места» (Ориентиры): Когда они летят над землёй, они запоминают большие реки, высокие горы, морские берега. Эти места – как указатели на дороге, они помогают птичкам не сбиться с пути.

Вот такие умные наши птички! Они запоминают дорогу, чувствуют Землю, смотрят на солнышко и звёзды, и летят в далёкое-далёкое путешествие, чтобы не мёрзнуть и всегда быть сытыми. А весной они возвращаются обратно, чтобы снова свить гнёзда и вывести своих птенчиков! Это очень большое и смелое приключение!

3 Заключительная часть

Воспитатель: Мы с вами выяснили, что некоторые птицы остаются зимовать - это птицы зимующие: ( 1 Синицы 2 Воробьи 3 Голуби 4 Снегири 5 Клёст 6 Ворона 7 Сорока 8 Дятел,

А некоторые улетают – это перелетные птицы ( 1Стрижи (чёрный стриж) 2 Журавли (серый журавль) 3Аисты (белый аист) 4 Утки и гуси: 6. Лебеди7. Грачи: 8. Скворцы: 9. Дрозды . Кукушки: 11. Жаворонки 12. Трясогузки (белая трясогузка): 13. Зяблики)

«Как они понимают куда лететь?»

«Давайте теперь украсим кормушку для зимующих птиц» ( дети по своему желанию украшают красками, наклейками кормушку)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми старшей группе по познавательному развитию на тему: "Зимующие птицы".

Конспект НОД с детьми старшей группы по познанию на тему: "Зимкющие птицы"....

Конспект для детей второй младшей группы (3-4 лет) по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Перелетные и зимующие птицы»

Цель занятия: Расширять и уточнять представления о живой природе. Учить наблюдать, развивать любознательность. Задачи:Образовательные: -Закрепить знания детей о зимующих птицах.-Познакомить с детей с ...

Конспект для детей второй младшей группы (3-4 лет) по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Перелетные и зимующие птицы»

Закреплять знания о перелетных и зимующих птицах. Формировать умение различать птиц и их птенцов, правильно соотносить их название. Расширять кругозор детей через ознакомление детей с новыми птицами...

Конспект для детей второй младшей группы по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Перелетные и зимующие птицы»

Беседа о птицах.Рассматривание иллюстраций " Зимующие птицы", "Перелетные птицы".Чтение рассказов, сказок, загадок о птицах.Пальчиковые игры.Подвижные игры: "Птицы, гнезда, пт...

Конспект НОД по познавательному развитию (природное окружение) "Перелетные и зимующие птицы"

Цель: уточнить и расширить представление о перелетных и зимующих птицах, их образе жизни.Задачи: -углублять представление о причинах отлета птиц, - закрепить классификацию птиц; -развивать умение узна...

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию на тему «Покормите птиц зимой»

Конспект занятия в старшей  группе по познавательному развитию на тему «Покормите птиц зимой» Цель: формирование бережного отношения к зимующим птицам.Задачи:Образовательные...