Познавательно – творческий проект «Города - герои»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Томилова Оксана Георгиевна

Цель проекта:

Формирование у дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников отечества в Великой Отечественной войне.

Задачи проекта:

  • Формировать чувство исторической сопричастности к своему народу, ценностное отношение к Родине на основе ознакомления детей с историческими фактами военных лет.
  • Познакомить детей с боевой заслугой городов-героев России.
  • Организовать сотрудничество с родителями в воспитании у дошкольников патриотических чувств; вовлекать родителей в познавательный диалог с детьми посредство совместного поиска информации.
  • Дать представление о значении исторических фактов военных лет в Великой Отечественной войне (битва под Москвой).
  • Обогащать и развивать словарный запас детей; познакомить с произведениями художественной литературы и музыки военных лет.              

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_75_vov._goroda_geroi_1.docx31.77 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация города Улан-Удэ

Комитет по образованию

Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение «Прогимназия № 108»

Познавательно – творческий  проект

«Города - герои»

Составила воспитатель: Томилова О.Г.

2019-2020 учебный год

Проект «Города – герои»

Цель проекта:

Формирование у дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников отечества в Великой Отечественной войне.

Задачи проекта:

  • Формировать чувство исторической сопричастности к своему народу, ценностное отношение к Родине на основе ознакомления детей с историческими фактами военных лет.
  • Познакомить детей с боевой заслугой городов-героев России.
  • Организовать сотрудничество с родителями в воспитании у дошкольников патриотических чувств; вовлекать родителей в познавательный диалог с детьми посредство совместного поиска информации.
  • Дать представление о значении исторических фактов военных лет в Великой Отечественной войне (битва под Москвой).
  • Обогащать и развивать словарный запас детей; познакомить с произведениями художественной литературы и музыки военных лет.              

Участники проекта: дети 6-7 лет, родители, педагоги.

Ожидаемые результаты проекта:

Расширится представление детей о  подвигах народа, об истории родного отечества, края в годы Великой Отечественной войны. Сформировано представление о Российской армии – надежной защитнице нашего государства, празднике 9 Мая. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения с взрослыми.  

Повышение уровня ответственности родителей за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции на уровне предметно-пространственной среды. Создание материально-технической базы для плодотворной работы по данной теме. Создание альбома «Города – герои».

Актуальность проекта: Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников. Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, открывает большие возможности в организации совместной деятельности дошкольников, педагогов, родителей.

Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра. Обратив внимание на то, что старшие дошкольники страдают дефицитом знаний об освобождении родной страны от немецко-фашистских захватчиков, дефицитом знаний о городах - героях, участии членов семьи старшего поколения в Великой Отечественной войне, был составлен данный проект.

Этапы реализации проекта.

Этапы

Основные направления реализации проекта

Материалы и средства реализации проекта.

1.

Подготовительный

Составление плана деятельности.

Выявление первоначальных знаний детей о войне, о битве за Москву, о городах-героях.

Поиск и подбор информации по теме проекта, доступной восприятию детей дошкольного возраста;

 создание развивающей среды: подбор иллюстраций, литературы, видеофильмов, музыки, атрибутов сюжетно-ролевых игр:

 Информация для родителей о предстоящем проекте. Подбор литературы, фотографий, плакатов времён ВОВ.

Подбор музыкальных произведений на военную тему.

Подготовка цикла бесед о ВОВ.

Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Наша Армия родная», «Города Герои»

2.

Реализация проекта.

НОД « Города-герои»

Беседы: «Почему война называется Великой Отечественной», «Кто такой герой?», «Как россияне защищали Москву от фашистов осенью 1941 года?», 

Рассматривание открыток «Города герои».

Рисование  «Катюша – боевая машина», конструирование «Самолёт», Коллективная работа «Защитники неба»

Слушание музыки Б. Мокроусов «Марш защитников Москвы», «Священная война» А. Александров, В. Лебедев-Кумач, «На безымянной высоте» В. Баснер.

Разучивание стихотворений: стихи об обороне Москвы.

Чтение произведений С.П. Алексеев «Брестская крепость», «О великом сражении на Волге», «Победа»; Л. Кассиль «Пути знамён», «Ни кто не знает, но помнят все».

Дидактическая игра «Найди город на карте», «О каком городе говорю»,  «Род войск и боевая техника», «Защитники Отечества»

Подвижные игры: «Разведка», «Встречные перебежки», «Переправа через мост», «Кто быстрее соберется по тревоге»

3.

Итоги проекта

Создание альбома «Города Герои»,

Выставки детского творчества.

Конспект познавательного занятия

в подготовительной группе

на тему: «Города – герои ».

Цель: воспитание гражданско-патриотических чувств через знакомство с событиями Великой Отечественной войны, а именно городами – героями. Задачи: 

- формировать у детей нравственные и патриотические качества;

- воспитывать положительное отношение к городам - героям;

- развивать устную речь;

Предварительная работа:

- чтение художественных произведений по теме;

- прослушивание песен и музыки военных лет;

- рассматривание картин о войне.

Оборудование и материалы:

Мультимедийное оборудование; звезды из бумаги ( с одной стороны цифры, с другой название города); листовки  для игры «Шифровщики», цветные ручки, пилотки.

Ход занятия.

Воспитатель: Сегодня я хочу предложить вам отправится в путешествие, а в какое именно и куда попробуйте догадаться…(на полу выложено веревкой очертание карты России и разложены звезды цифрами вверх, на столах разложены пилотки).

Дети надевают пилотки и говорят свои догадки о предстоящем путешествии.

Сегодня мы отправляемся в путешествие по городам - героям.

1 слайд: -  Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов весь народ встал на защиту Родины: мужчины сражались на фронте, женщины и дети – в тылу, у станков, в партизанских отрядах.

2 слайд: - Некоторые города проявили особое мужество и массовый героизм, за что и отмечены особым званием.

3 слайд: - После войны 12-ти городам СССР присвоено звание город-герой. Как вы думаете, почему именно такое звание – Город-герой?

Ответы детей.

- Герои-города! Малые и большие! Сквозь битвы и горе прошедшие к нашей Победе!

- Города-герои – это города-легенды, это история особенного мужества, это священная история. Сквозь времена и столетия, из поколения в поколение они будут памятниками героической истории нашей Родины. Город-герой—почётное звание, высшая степень отличия.

4 слайд: -  И я предлагаю вам отправиться в первый город. Для этого надо прочесть этот город, который находится под цифрой 1. (Один из детей переворачивает звезду с цифрой 1 и читает название города. В дальнейшем, перед каждым городом переворачивается одна звезда). Это город-герой Керчь. Керчь была одним из первых городов, попавших под удар немецко-фашистских войск в начале войны. За все время через нее четырежды проходила линия фронта. Несмотря на постоянные репрессии, жители города нашли в себе силы сопротивляться захватчикам.

5 слайд: - Одним из первых советских городов, значительно задержавшим продвижение врага на начальном этапе Великой Отечественной войны, была столица Украины город-герой Киев.

6 слайд: - Среди 13 городов-героев Советского Союза, Ленинград стоит на особом месте - он единственный город, переживший почти 3-х летнюю блокаду (872 дня), но так и не сдавшийся врагам. 

7 слайд: - Город-герой Минск, находившийся в направлении главного удара гитлеровских войск, оказался в самом жернове ожесточённых боёв уже в первые дни войны.

8 слайд: - В агрессивных планах фашисткой Германии захват Москвы имел первостепенное значение, так как именно с ее падением связывалась полная победа немецких войск над СССР. Для захвата города была разработана спецоперация под кодовым названием «Тайфун».

9 слайд: - Город - герой  Мурманск в годы Великой Отечественной войны так и не был взят гитлеровским войсками, несмотря на усилия 150-тысячной немецкой армии и постоянные бомбардировки

10 слайд: - Одной из самых выдающихся страниц Великой Отечественной войны была оборона Новороссийска. Врагу так и не удалось полностью взять город - крошечный участок Новороссийска в районе цементных заводов.

11 слайд: - А сейчас я предлагаю вам превратиться в настоящих солдат (детям предлагается физминутка).

На параде

Как солдаты на параде,

Мы шагаем ряд за рядом,

Левой — раз, левой — раз,

Посмотрите все на нас.

Все захлопали в ладошки —

Дружно, веселей!

Застучали наши ножки

Громче и быстрей! (Ходьба на месте.)

12 слайд: - Уже в августе 1941 г. Одесса была полностью окружена гитлеровскими войсками. Ее героическая оборона длилась 73 дня, на протяжении которых советская армия и отряды народного ополчения защищали город от вторжения врага.

13 слайд: - Одним из самых стойких городов времён Великой Отечественной войны по праву считается город-герой Севастополь, благодаря мужеству и непоколебимой стойкости защитников.

14 слайд: - С началом Великой Отечественной войны Смоленск оказался на пути главного удара фашистских войск по направлению к Москве. В самом городе-герое было сформировано три истребительных батальона и один батальон милиции.

15 слайд: - Волгоград один из самых известных и значимых городов носящих звание Города – героя. Летом 1941 года немецко-фашистские войска развернули массированное наступление на южном фронте, стремясь захватить самые богатые и плодородные земли СССР.

16 слайд: - Тула - один из немногих городов-героев Великой Отечественной войны, который отбил все атаки противника и остался непокорённым. Защитники города выдержали массированные бомбардировки и яростные атаки противника.

17 слайд: ИГРА ГОРОДА – ГЕРОИ.

Уходят в глубь истории года

Со славою военной, как солдаты.

Но остаются с нами даты

И вечные герои-города.

18 слайд: - детям предлагается игра шифровщики. Каждому раздается листок с зашифрованным названием города, пока дети расшифровывают звучит  песню о городах-героях. ( Муз. М.Протасова, Сл. Е.Шкловского)
Дети выстраиваются в ряд с названиями городов, воспитатель читает четверостишие.

У ваших стен героем был солдат,

Бойцами стали женщины и дети.

И вас поэтому столетья

Зачислили в герои-города.

Беседа  «Почему война называется Великой Отечественной?»

для детей подготовительной к школе группы

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННА ВОЙНА -  самая крупная война в истории человечества. Слово «великий» означает, очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовали десятки миллионов людей, она длилась долгих четыре года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения всех физических и духовных сил.

Отечественной войной она называется потому, что эта война — справедливая, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна! Мужчины и женщины, пожилые люди, даже дети ковали победу в тылу и на передовой.

Теперь вы знаете, что одна из самых жестоких и кровопролитных войн в истории России называлась Великой Отечественной войной. Победа Красной Армии в этой войне — главное событие в истории России XX века!

Нападение Германии на Советский Союз было неожиданным. В эти июньские дни десятиклассники заканчивали школу, в школах проходили выпускные балы. Юноши и девушки в светлых нарядных одеждах танцевали, пели, встречали рассвет. Они строили планы на будущее, мечтали о счастье и любви. Но война жестоко разрушила эти планы!

22 июня в 12 часов дня министр иностранных дел В.М. Молотов выступил по радио и сообщил о нападении на нашу страну фашисткой Германии. Молодые люди снимали школьную форму, надевали шинели и прямо со школьной скамьи шли на войну, становились бойцами Красной Армии. Бойцов, служивших в Красной Армии, называли красноармейцами.

Каждый день эшелоны увозили бойцов на фронт. Все народы Советского Союза поднялись на борьбу с врагом!

Но в 1941 г. народ всеми силами хотел помочь своей стране, попавшей в беду! И молодые, и пожилые люди рвались на фронт и записывались в Красную Армию. Только в первые дни войны записалось около миллиона человек! У призывных пунктов собирались очереди — люди стремились защищать свое Отечество!

По масштабам человеческих жертв и разрушений эта война превзошла все войны, которые были на нашей планете. Было уничтожено огромное количество людей. На фронтах в боевых операциях было убито свыше 20 млн солдат. В ходе Второй мировой войны погибло около 55 млн человек, из них почти половина — граждане нашей страны.

Ужас и потери Второй мировой войны объединили людей в борьбе против фашизма, и поэтому огромная радость победы охватила в 1945 году не только Европу, но и весь мир.

9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой - ДЕНЬ ПОБЕДЫ над Фашисткой Германией.

Вопросы:

1. Когда началась Великая Отечественная война?

2. Почему она так называется?

3. Какая страна развязала войну?

4. Что Гитлер хотел сделать с нашим народом?

5. Кто встал на защиту Отечества?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми средней группы "Познавательное развитие" "Города-герои Великой Отечественной войны"

Непосредственно образовательная деятельность с детьми средней группы "Познавательное развитие" "Города-герои Великой Отечественной войны"...

Конспект ООД по познавательному развитию "Города-герои"

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему "Города-герои"...

Познавательно-творческийпроект "Весна - прекрасное начало"

Ввести детей в мир фантазии, вымысла, творчества, используя богатые возможности лоскутной аппликации....

Конспект познавательного занятия в группе старшего возраста на тему: «Города – герои ».

Виды детской деятельности:- коммуникативная,- двигательная,- конструктивная, -восприятие художественной литературы,- игровая.Цель: воспитание гражданско-патриотических чувств через знакомство с с...

Конспект занятия по ОД познавательному развитию «ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДАМ - ГЕРОЯМ» в группе общеразвивающей направленности для детей 6-го года жизни (старший дошкольный возраст)

Дошкольный возраст – это время, когда развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, людям, себе и формируются основы нравственной позиции личности, которые проявляются во вза...

Спортивно-познавательное развлечение для детей подготовительной к школе группы 6-7 лет на тему: «Путешествие по городам - героям»

Спортивно-познавательное развлечение для детей подготовительной к школе группы  на тему: «Путешествие по городам - героям»...