Познавательно – творческий проект «Города - герои»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель проекта:
Формирование у дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников отечества в Великой Отечественной войне.
Задачи проекта:
- Формировать чувство исторической сопричастности к своему народу, ценностное отношение к Родине на основе ознакомления детей с историческими фактами военных лет.
- Познакомить детей с боевой заслугой городов-героев России.
- Организовать сотрудничество с родителями в воспитании у дошкольников патриотических чувств; вовлекать родителей в познавательный диалог с детьми посредство совместного поиска информации.
- Дать представление о значении исторических фактов военных лет в Великой Отечественной войне (битва под Москвой).
- Обогащать и развивать словарный запас детей; познакомить с произведениями художественной литературы и музыки военных лет.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация города Улан-Удэ
Комитет по образованию
Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение «Прогимназия № 108»
Познавательно – творческий проект
«Города - герои»
Составила воспитатель: Томилова О.Г.
2019-2020 учебный год
Проект «Города – герои»
Цель проекта:
Формирование у дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников отечества в Великой Отечественной войне.
Задачи проекта:
- Формировать чувство исторической сопричастности к своему народу, ценностное отношение к Родине на основе ознакомления детей с историческими фактами военных лет.
- Познакомить детей с боевой заслугой городов-героев России.
- Организовать сотрудничество с родителями в воспитании у дошкольников патриотических чувств; вовлекать родителей в познавательный диалог с детьми посредство совместного поиска информации.
- Дать представление о значении исторических фактов военных лет в Великой Отечественной войне (битва под Москвой).
- Обогащать и развивать словарный запас детей; познакомить с произведениями художественной литературы и музыки военных лет.
Участники проекта: дети 6-7 лет, родители, педагоги.
Ожидаемые результаты проекта:
Расширится представление детей о подвигах народа, об истории родного отечества, края в годы Великой Отечественной войны. Сформировано представление о Российской армии – надежной защитнице нашего государства, празднике 9 Мая. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения с взрослыми.
Повышение уровня ответственности родителей за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции на уровне предметно-пространственной среды. Создание материально-технической базы для плодотворной работы по данной теме. Создание альбома «Города – герои».
Актуальность проекта: Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников. Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, открывает большие возможности в организации совместной деятельности дошкольников, педагогов, родителей.
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра. Обратив внимание на то, что старшие дошкольники страдают дефицитом знаний об освобождении родной страны от немецко-фашистских захватчиков, дефицитом знаний о городах - героях, участии членов семьи старшего поколения в Великой Отечественной войне, был составлен данный проект.
Этапы реализации проекта.
Этапы | Основные направления реализации проекта | Материалы и средства реализации проекта. |
1. | Подготовительный | Составление плана деятельности. Выявление первоначальных знаний детей о войне, о битве за Москву, о городах-героях. Поиск и подбор информации по теме проекта, доступной восприятию детей дошкольного возраста; создание развивающей среды: подбор иллюстраций, литературы, видеофильмов, музыки, атрибутов сюжетно-ролевых игр: Информация для родителей о предстоящем проекте. Подбор литературы, фотографий, плакатов времён ВОВ. Подбор музыкальных произведений на военную тему. Подготовка цикла бесед о ВОВ. Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Наша Армия родная», «Города Герои» |
2. | Реализация проекта. | НОД « Города-герои» Беседы: «Почему война называется Великой Отечественной», «Кто такой герой?», «Как россияне защищали Москву от фашистов осенью 1941 года?», Рассматривание открыток «Города герои». Рисование «Катюша – боевая машина», конструирование «Самолёт», Коллективная работа «Защитники неба» Слушание музыки Б. Мокроусов «Марш защитников Москвы», «Священная война» А. Александров, В. Лебедев-Кумач, «На безымянной высоте» В. Баснер. Разучивание стихотворений: стихи об обороне Москвы. Чтение произведений С.П. Алексеев «Брестская крепость», «О великом сражении на Волге», «Победа»; Л. Кассиль «Пути знамён», «Ни кто не знает, но помнят все». Дидактическая игра «Найди город на карте», «О каком городе говорю», «Род войск и боевая техника», «Защитники Отечества» Подвижные игры: «Разведка», «Встречные перебежки», «Переправа через мост», «Кто быстрее соберется по тревоге» |
3. | Итоги проекта | Создание альбома «Города Герои», Выставки детского творчества. |
Конспект познавательного занятия
в подготовительной группе
на тему: «Города – герои ».
Цель: воспитание гражданско-патриотических чувств через знакомство с событиями Великой Отечественной войны, а именно городами – героями. Задачи:
- формировать у детей нравственные и патриотические качества;
- воспитывать положительное отношение к городам - героям;
- развивать устную речь;
Предварительная работа:
- чтение художественных произведений по теме;
- прослушивание песен и музыки военных лет;
- рассматривание картин о войне.
Оборудование и материалы:
Мультимедийное оборудование; звезды из бумаги ( с одной стороны цифры, с другой название города); листовки для игры «Шифровщики», цветные ручки, пилотки.
Ход занятия.
Воспитатель: Сегодня я хочу предложить вам отправится в путешествие, а в какое именно и куда попробуйте догадаться…(на полу выложено веревкой очертание карты России и разложены звезды цифрами вверх, на столах разложены пилотки).
Дети надевают пилотки и говорят свои догадки о предстоящем путешествии.
Сегодня мы отправляемся в путешествие по городам - героям.
1 слайд: - Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов весь народ встал на защиту Родины: мужчины сражались на фронте, женщины и дети – в тылу, у станков, в партизанских отрядах.
2 слайд: - Некоторые города проявили особое мужество и массовый героизм, за что и отмечены особым званием.
3 слайд: - После войны 12-ти городам СССР присвоено звание город-герой. Как вы думаете, почему именно такое звание – Город-герой?
Ответы детей.
- Герои-города! Малые и большие! Сквозь битвы и горе прошедшие к нашей Победе!
- Города-герои – это города-легенды, это история особенного мужества, это священная история. Сквозь времена и столетия, из поколения в поколение они будут памятниками героической истории нашей Родины. Город-герой—почётное звание, высшая степень отличия.
4 слайд: - И я предлагаю вам отправиться в первый город. Для этого надо прочесть этот город, который находится под цифрой 1. (Один из детей переворачивает звезду с цифрой 1 и читает название города. В дальнейшем, перед каждым городом переворачивается одна звезда). Это город-герой Керчь. Керчь была одним из первых городов, попавших под удар немецко-фашистских войск в начале войны. За все время через нее четырежды проходила линия фронта. Несмотря на постоянные репрессии, жители города нашли в себе силы сопротивляться захватчикам.
5 слайд: - Одним из первых советских городов, значительно задержавшим продвижение врага на начальном этапе Великой Отечественной войны, была столица Украины город-герой Киев.
6 слайд: - Среди 13 городов-героев Советского Союза, Ленинград стоит на особом месте - он единственный город, переживший почти 3-х летнюю блокаду (872 дня), но так и не сдавшийся врагам.
7 слайд: - Город-герой Минск, находившийся в направлении главного удара гитлеровских войск, оказался в самом жернове ожесточённых боёв уже в первые дни войны.
8 слайд: - В агрессивных планах фашисткой Германии захват Москвы имел первостепенное значение, так как именно с ее падением связывалась полная победа немецких войск над СССР. Для захвата города была разработана спецоперация под кодовым названием «Тайфун».
9 слайд: - Город - герой Мурманск в годы Великой Отечественной войны так и не был взят гитлеровским войсками, несмотря на усилия 150-тысячной немецкой армии и постоянные бомбардировки
10 слайд: - Одной из самых выдающихся страниц Великой Отечественной войны была оборона Новороссийска. Врагу так и не удалось полностью взять город - крошечный участок Новороссийска в районе цементных заводов.
11 слайд: - А сейчас я предлагаю вам превратиться в настоящих солдат (детям предлагается физминутка).
На параде
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой — раз, левой — раз,
Посмотрите все на нас.
Все захлопали в ладошки —
Дружно, веселей!
Застучали наши ножки
Громче и быстрей! (Ходьба на месте.)
12 слайд: - Уже в августе 1941 г. Одесса была полностью окружена гитлеровскими войсками. Ее героическая оборона длилась 73 дня, на протяжении которых советская армия и отряды народного ополчения защищали город от вторжения врага.
13 слайд: - Одним из самых стойких городов времён Великой Отечественной войны по праву считается город-герой Севастополь, благодаря мужеству и непоколебимой стойкости защитников.
14 слайд: - С началом Великой Отечественной войны Смоленск оказался на пути главного удара фашистских войск по направлению к Москве. В самом городе-герое было сформировано три истребительных батальона и один батальон милиции.
15 слайд: - Волгоград один из самых известных и значимых городов носящих звание Города – героя. Летом 1941 года немецко-фашистские войска развернули массированное наступление на южном фронте, стремясь захватить самые богатые и плодородные земли СССР.
16 слайд: - Тула - один из немногих городов-героев Великой Отечественной войны, который отбил все атаки противника и остался непокорённым. Защитники города выдержали массированные бомбардировки и яростные атаки противника.
17 слайд: ИГРА ГОРОДА – ГЕРОИ.
Уходят в глубь истории года
Со славою военной, как солдаты.
Но остаются с нами даты
И вечные герои-города.
18 слайд: - детям предлагается игра шифровщики. Каждому раздается листок с зашифрованным названием города, пока дети расшифровывают звучит песню о городах-героях. ( Муз. М.Протасова, Сл. Е.Шкловского)
Дети выстраиваются в ряд с названиями городов, воспитатель читает четверостишие.
У ваших стен героем был солдат,
Бойцами стали женщины и дети.
И вас поэтому столетья
Зачислили в герои-города.
Беседа «Почему война называется Великой Отечественной?»
для детей подготовительной к школе группы
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННА ВОЙНА - самая крупная война в истории человечества. Слово «великий» означает, очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовали десятки миллионов людей, она длилась долгих четыре года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения всех физических и духовных сил.
Отечественной войной она называется потому, что эта война — справедливая, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна! Мужчины и женщины, пожилые люди, даже дети ковали победу в тылу и на передовой.
Теперь вы знаете, что одна из самых жестоких и кровопролитных войн в истории России называлась Великой Отечественной войной. Победа Красной Армии в этой войне — главное событие в истории России XX века!
Нападение Германии на Советский Союз было неожиданным. В эти июньские дни десятиклассники заканчивали школу, в школах проходили выпускные балы. Юноши и девушки в светлых нарядных одеждах танцевали, пели, встречали рассвет. Они строили планы на будущее, мечтали о счастье и любви. Но война жестоко разрушила эти планы!
22 июня в 12 часов дня министр иностранных дел В.М. Молотов выступил по радио и сообщил о нападении на нашу страну фашисткой Германии. Молодые люди снимали школьную форму, надевали шинели и прямо со школьной скамьи шли на войну, становились бойцами Красной Армии. Бойцов, служивших в Красной Армии, называли красноармейцами.
Каждый день эшелоны увозили бойцов на фронт. Все народы Советского Союза поднялись на борьбу с врагом!
Но в 1941 г. народ всеми силами хотел помочь своей стране, попавшей в беду! И молодые, и пожилые люди рвались на фронт и записывались в Красную Армию. Только в первые дни войны записалось около миллиона человек! У призывных пунктов собирались очереди — люди стремились защищать свое Отечество!
По масштабам человеческих жертв и разрушений эта война превзошла все войны, которые были на нашей планете. Было уничтожено огромное количество людей. На фронтах в боевых операциях было убито свыше 20 млн солдат. В ходе Второй мировой войны погибло около 55 млн человек, из них почти половина — граждане нашей страны.
Ужас и потери Второй мировой войны объединили людей в борьбе против фашизма, и поэтому огромная радость победы охватила в 1945 году не только Европу, но и весь мир.
9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой - ДЕНЬ ПОБЕДЫ над Фашисткой Германией.
Вопросы:
1. Когда началась Великая Отечественная война?
2. Почему она так называется?
3. Какая страна развязала войну?
4. Что Гитлер хотел сделать с нашим народом?
5. Кто встал на защиту Отечества?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми средней группы "Познавательное развитие" "Города-герои Великой Отечественной войны"
Непосредственно образовательная деятельность с детьми средней группы "Познавательное развитие" "Города-герои Великой Отечественной войны"...

Конспект ООД по познавательному развитию "Города-герои"
Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему "Города-герои"...

НОД по познавательному и речевому развитию в старшей группе на тему: «Города - герои»
«Города - герои»...

Познавательно-творческийпроект "Весна - прекрасное начало"
Ввести детей в мир фантазии, вымысла, творчества, используя богатые возможности лоскутной аппликации....

Конспект познавательного занятия в группе старшего возраста на тему: «Города – герои ».
Виды детской деятельности:- коммуникативная,- двигательная,- конструктивная, -восприятие художественной литературы,- игровая.Цель: воспитание гражданско-патриотических чувств через знакомство с с...

Конспект занятия по ОД познавательному развитию «ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДАМ - ГЕРОЯМ» в группе общеразвивающей направленности для детей 6-го года жизни (старший дошкольный возраст)
Дошкольный возраст – это время, когда развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, людям, себе и формируются основы нравственной позиции личности, которые проявляются во вза...

Спортивно-познавательное развлечение для детей подготовительной к школе группы 6-7 лет на тему: «Путешествие по городам - героям»
Спортивно-познавательное развлечение для детей подготовительной к школе группы на тему: «Путешествие по городам - героям»...
