Конспект занятия по ОД познавательному развитию «ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДАМ - ГЕРОЯМ» в группе общеразвивающей направленности для детей 6-го года жизни (старший дошкольный возраст)
методическая разработка (старшая группа)

Самойлова Виктория Владимировна

Дошкольный возраст – это время, когда развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, людям, себе и формируются основы нравственной позиции личности, которые проявляются во взаимодействии с окружающим миром, в осознании неразрывности с ним. Необходимо систематизировать знания детей о Победе, поведать в полной мере о страданиях молодых солдат, ставших впоследствии героями и вызвать в маленькой душе чувство гордости, сострадания, почитания, патриотизма.

Цель:

  • Закрепить и обобщить знание детей о Городах - героев (Москва, Ленинград, Брест).
  • Уточнять и расширять представления о защитниках страны в годы ВОВ, о нравственных качествах солдата. Учить, понимать смысл пословиц.
  • Формировать у детей интерес к накопленному, человечеством, опыту, постижения времени через конкретные исторические факты.
  • Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображения, формировать навыки сотрудничества.
  • Воспитывать чувство гордости за войной-защитников, победивших в годы войны.
  • Чтить память о погибших.

Методические приёмы:
Беседа.

Художественное слово (чтение пословиц).

Д/и «Назови качество героя».

Д/и «Собери военную технику».

Физминутка.

Пальчиковая гимнастика.

Методика сотрудничества.

Конструирование (оригами).

Словарная работа: блокада, подвиг, герой, эвакуация.

Материалы:

Картинки с изображением Городов-Героев, слайды с изображением военной

техники, заготовки для писем на каждого ребенка, разрезные картинки с

военной техникой на каждого ребенка, диск с песнями о ВОВ.

 

Ребята сегодня мы с вами отправимся на экскурсию по городам героям!

Ребята, а кто такие герои?

Герой это почетное звание для человека. Во время ВОВ многие солдаты и офицеры совершали героические поступки, и им присваивалось звание – героя. Но только в нашей стране есть и Города - герои. Жители целых городов поднимались на зашиту своего Отечества. Они, сражались, до последней капли крови, до последнего вздоха. Эти города после войны были награждены - золотой звездой, им было присвоено звание - Город-герой.

Давайте мы с Вами вспомним  Города-герои - назовите их:

Беседа сопровождается показом слайдов.

Слайды: Москва, Санкт-Петербург (Ленинград), Мурманск, Тула, Смоленск, Волгоград (Сталинград) и Новороссийск - это в России. Четыре Города-героя есть в Украине: Киев, Севастополь, Одесса, Керчь; в Белоруссии геройское звание носят столица страны - Минск и Брестская крепость.

Ранним утром в воскресенье 22 июня 1941 года Германия вероломно напала на наше Родину. Был нанесен удар неведомой силы.  Тысяча  орудий открыли огонь по мирно спящим сёлам, городам. Самолеты врага стали бомбить железные дороги, вокзалы, аэропорты. (Слайды)

Гитлер хотел завоевать Россию, ведь наша страна огромная и богатая.

Чем богата наша страна?  (ответы детей)

Богатства вывезти в Германию, а с народом поступить так: Часть народа уничтожить, а другую - выселить за Урал, устроив для русских людей специальное поселение за колючей проволокой, и сделать их рабами.

Весь народ стар и млад стали на защиту своей Родины! На фронт шли не только  взрослые , но даже дети, убегали из дома, чтобы воевать с врагом

Прoслушивание песни: " Вставай страна огромная".

Почему война называется Отечественной?

(Отечественной войной она называется потому, что эта война - справедливая, направленная на защиту своего Отечества - Роины

-Во время войны совершено было много героических подвигов, многие войны стали героями.

-Ребята а что такое подвиг? - это великий поступок, когда ради счастья
других людей  не жалеют собственной жизни.

      -А кто такие герои? Какими качествами должен обладать герой?
      Дидактическая игра «Назови качества героя?»

(Дети становятся в круг и, передавая звезду по кругу, называют качества героя).

-Смелый, добрый, храбрый, отважный, умный, заботливый, сильный, любит Родину, хитрый, мужественный, бесстрашный, удалой, крепкий, здоровый, героический, могучий.

       -(Рассказ воспитателя о брестской Крепости).

Слайды.

Брестская Крепость - крепость герой, которая встала на пути врага -первой. Героическая оборона Брестской Крепости началась в первый же день ВОВ - 22 ИЮНЯ 1941 ГОДА.

Слайды.

Фашистские захватчики рассчитывали захватить крепость за несколько часов. Но воины  Брестской крепости не сдавались, они истекали кровью, голодали,  их мучила жажда, но ни одно полковое знамя не попало в руки фашистов. Герои - пограничники сражались до последнего патрона. Крепость была полностью разрушена. Но силы были не равны. Врагам удалось прорваться. Около месяца продолжалась оборона брестской Крепости. Вместе с пограничниками сражались их жены и дети. Они ухаживали за раненными солдатами, подносили снаряды.

Об этом говорят надписи, оставленные защитниками в развалинах. Они написаны кровью, выцарапаны на камнях и стенах.

         - «Прощай Родина»; «Умрем, но не сдадимся».   

             Слайды.

       - Город-герой Москва

Мы уже говорили с вами о том, как фашистские захватчики  напали на нашу Родину. Изо всех сил старались они дойти до Москвы и завладеть ею.

- Как вы думаете почему?

Москва - не просто город - это столица нашей Родины, не  даром ее называют Сердцем России. Фашистские захватчики  думали что, захватив Москву, им легко будет завладеть  всей Россией.

Никто не хотел отдавать Москву врагу, и в  1941 году под Москвой произошла великая битва, где вражеские солдаты  потерпели поражение. Вся Москва, от мало до велика, встала на защиту столицы.

Большую помощь в битве с врагом оказала военная техника.

-Назовите военную технику, которая принимала участие в ВОВ.

(Танк, самолет, подводная лодка, корабль, бронетранспортер, ракетная установка, Катюша.)

Слайды.

Дидактическая игра «Собери военную технику».

( На столе лежат конверты с разрезными картинками военной техники, воспитатель предлагает их собрать и назвать какую военную технику собрал ребенок.)

-Смелыми и сильными были солдаты ВОВ, но чтобы стать сильными, нужно дружить с физкультурой.

Физминутка:

-Как солдаты на параде

Мы шагаем ряд за рядом.

-Левый - раз, левый раз

Посмотрите все на нас.

Мы захлопаем в ладоши.

Дружно, Веселей!

Застучали наши ножки

Громче и быстрей.

По каленочкам ударим

 

Тише, тише, тише!

Ручки, ручки поднимаем

Выше, выше, выше!

Завертелись наши ручки

Снова опустились

Мы на месте покружились

И остановились.

Блокада Ленинграда

Слайды.

8 августа 1941 года Ленинград (Сейчас он носит название. Санкт - Петербург), оказался со всех сторон окружен врагами.

(Слайды - карта «Блокада Ленинграда) Рассматриваем карты Блокады Ленинграда.

-Посмотрите на карту, на что похоже? (Круг, кольцо)

Так и говорили «Кольцо вокруг города сомкнулось». Еще это кольцо называют блокадой. Все дороги, ведущие к городу, были перерезаны. Осталась одна - по Ладожскому озеру. Эту дорогу называю дорогу - дорогой Жизни. Она соединила Ленинград с большой землёй. Ладожское озеро замерзало, и вот по льду шли грузовики. В Ленинград они везли продовольствие, медикаменты, боеприпасы для войск. А из Ленинграда -вывозили обессиленных от голода и холода людей - женщин, стариков.

900 ночей и дней длилась блокада Ленинграда.

До наших дней чудом сохранился дневник маленькой девочки - Тани Савичевой.

В обычной тоненькой школьной тетрадке она писала:

- «Сегодня умер дедушка».

- На следующей странице:

- «Сегодня умерла мама".

День за днем умирали от голода и холода Танины родные. На последней странице дневника детской рукой выведено - «Умерли все»

Осталась одна Таня.

Слайды Дневника.

- Ребята, а какие пословицы вы знаете о мире и о войне?

(Дети   зачитывают  пословицы и объясняют их значение.)

  • Мир строит, а война разрушает.
  • Храбрый побеждает, трус погибает.
  • Смелость - города берет.
  • Один за всех, и все за одного.
  • За правое дело стой смело.

Сейчас мы с Вами на экране увидим памятники или достопримечательности, а вы должны, сказать в каком городе находятся эти памятники?

Дидактическая игра «Соотнеси иллюстрации - памятники с названием Городов - героев».

Слайды с музыкальным сопровождением (песня «Земляка»).

- Рвутся на поле снаряды, свистят пули, где уж тут найти время для
письма, сражаться надо! Но стихнет бой, настанет передышка в сражении,
сияет солдат в окопчике, достанет из кармана листок и маленький карандаш
и напишет письмо маме. «Я жив и здоров. Не бойся, со мною ни чего не
случится!»

Конверта нет. Да и почтового ящика поблизости не видно. Сложит солдат свое письмо треугольником, напишет сверху адрес,  и отправит полевой почтой о себе весточку родным. Получит мама треугольное письмецо, развернет и заплачет от радости. Жив её сынок.

-Давайте мы с вами сделаем такие же фронтовые письма.
(Дети делают фронтовые письма, при помощи техники «Оригами»).

Но прежде чем приступить к изготовлению треугольных писем, мы с Вами потренируем пальчики, что бы они хорошо работали.

 Пальчиковая гимнастика «Под мирным небом».

-Мы дети свободной и мирной страны. Народ наш великий - не хочет
войны. Нам в жизни открыты - любые пути. Под небом спокойным, хотим
мы расти

-А кто скажет, когда вся наша страна отмечаем День победы. (9 мая - 1945).

А что бывает в этот день, послушайте загадку.

Вдруг из темной темноты.

\В небе выросли кусты.

А на них — то голубые,

пунцовые, золотые

Распускаются цветы.

Небывалой красоты.

И все улицы под ними

Тоже стали голубыми.

Пунцовыми, золотыми, разноцветными

что же это такое?

Ответы детей

- Салют

Слайд.

Итог:

Я хочу ребята, чтобы вы всегда помнили, и не забывали о тех людях, которые отдали свою жизнь, свою молодость, для того, чтобы мы с вами сейчас жили под мирным и спокойным небом.  А 9 Мая  вместе с родителями обязательно посетите  мемориал «Войнам землякам, погибшим в ВОВ в нашем городе, и отдайте дань уважения всем воинам , погибшим за нашу Родину.

Поклонитесь их памяти!!!!

Слайды на тему День Победы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vov_2.pptx2.52 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составила: педагог высшей категории Самойлова В.В Нижневартовск 2018 г. «Города-герои» Муниципальное автономное образовательное учреждение г. Нижневартовска детский сад № 44 « Золотой ключик»

Слайд 2

Брест г. Москва г. Ленинград

Слайд 3

г. Мурманск г. Новороссийск г. Смоленск

Слайд 4

г. Сталинград г. Тула г. Одесса

Слайд 5

г. Севастополь г. Керчь г. Киев г. Минск

Слайд 6

22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война!!!

Слайд 8

Оборона Брестской крепости!!!

Слайд 10

Оборона г. Москвы

Слайд 12

Военная техника Великой Отечественной Войны

Слайд 14

Физминутка -Как солдаты на параде Мы шагаем ряд за рядом. -Левый – раз, левый раз Посмотрите все на нас. Мы захлопаем в ладоши. Дружно, Веселей! Застучали наши ножки Громче и быстрей. По каленочкам ударим Тише, тише, тише! Ручки, ручки поднимаем Выше, выше, выше! Завертелись наши ручки Снова опустились Мы на месте покружились И остановились.

Слайд 15

Блокада г. Ленинграда

Слайд 17

Соотнеси иллюстрации памятников с названием Городов-героев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (новая редакция в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования) группы общеразвивающей направленности детей 6-го года жизни

СОДЕРЖАНИЕОбязательная часть1. Целевой раздел1.1.Пояснительная записка             1.1.1.Цели и задачи реализации Рабочей программы...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА дошкольной группы общеразвивающей направленности детей 5-го года жизни на 2017/2018 учебный год.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«Излучинская начальная общеобразовательная школа »РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА                  ...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Дошкольной группы общеразвивающей направленности детей 6-го года жизни МБОУ «Излучинская общеобразовательная начальная школа» на 2019/2020 учебный год.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«Излучинская общеобразовательная начальная школа»РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАДошкольной группы общеразвивающей направленности детей 6-г...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА дошкольной группы общеразвивающей направленности детей 7-го года жизни

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«Излучинская начальная общеобразовательная школа »                        ...

План работы перспективного планирования по правилам дорожного движения дошкольной группы общеразвивающей направленности детей 4 -го года жизни

Планработы перспективного планирования по правилам дорожного движениядошкольной группы общеразвивающей направленности детей 4 -го года жизни...

Мини-проект «Я и моё тело» в группе общеразвивающей направленности детей 3 – го года жизни № 3

Знакомя детей с окружающим миром: со своей семьёй, с малой родиной, со своей страной, мы порой обходим стороной, не обращая внимания на самое близкое и, не менее важное, чем все окружающее, это познан...