Педагогический проект «Здравствуй, осень золотая!»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Пыхова Анастасия Алексеевна
Краткосрочный познавательно-творческий проект. Направлен на обогащение представлений детей об осени как времени года и развитие их познавательных и творческих способностей.
В ходе проекта использовался комплексный подход, интегрирующий все образовательные области: познавательное развитие (наблюдения, беседы, опыты), речевое развитие (чтение художественной литературы, заучивание стихов), социально-коммуникативное (игры, трудовые поручения), художественно-эстетическое (рисование, лепка, аппликация, музыка) и физическое развитие (подвижные игры, физкультминутки).
Итогом реализации проекта стали праздник «Осенняя ярмарка», выставка творческих работ «Осенние фантазии» и создание лэпбука «Осень». В результате у детей систематизировались знания об осени, обогатился словарный запас, повысился интерес к творчеству и наблюдению за природой. Родители стали активными участниками педагогического процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_zdravstvuy_osen_zolotaya.docx191.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 Беласовский детский сад

Педагогический проект

«Здравствуй, осень золотая!»

C:\Users\1\Desktop\к3.jpg

                                                                                     Автор проекта:

воспитатель

Пыхова А.А.

2024 г.

Паспорт проекта

• Название проекта  «Здравствуй, осень золотая!»

• Руководитель Пыхова Анастасия Алексеевна

• Тип проекта:

по доминирующему виду деятельности    -   познавательно – творческий, направлен на  изучение природы во всех её проявлениях в осенний период времени,
по характеру контактов       -  внутри одной возрастной группы,

по количеству участников  -  групповой,

по продолжительности  -  краткосрочный,

срок реализации с 23. 09.2024 по 21. 10.2024

•Участники проекта: воспитатель, музыкальный руководитель, дети подготовительной группы, родители воспитанников

Актуальность проекта

Велика роль природы в духовной жизни общества. С незапамятных времён человечество ценит природу и видит в ней, не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. А воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями , научатся наблюдать природу, видеть её красоту.

Осень - удивительная пора.   А сколько всего можно интересного узнать, благодаря этой удивительной поре. Ребенок смотрит на окружающий мир другими глазами, воспринимает его как волшебство и сказку. Поход в осенний парк для малыша может быть интересным приключением. У ребенка развивается любознательность, фантазия, творчество. 

Наша задача - помочь ребёнку- дошкольнику открыть мир окружающей природы.
Любой проект - это плод раздумий и поисков интересных форм совместной деятельности взрослых и детей, это отражение мировозрения участников проекта, в том числе творческого и экологического.

Проблема:

Дети  старшего дошкольного возраста  в недостаточной степени умеют обобщать и систематизировать характерные признаки осени. Не устанавливают связи между сезонными признаками в природе и образом жизни растений, птиц, зверей. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи дошкольного учреждения.

Цель проекта:   Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта. Способствовать обогащению  представлений детей об осени, как времени года.

Задачи:

  • обобщать и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;
  • расширять представления детей о многообразии и пользе осенних даров природы;
  • развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий, при рассматривании иллюстраций и картин художников;
  •  активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем;
  •  побуждать детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы;
  • воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Предполагаемые  результаты:

  • обобщение  знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах;
  •  активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;
  • отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);
  • заинтересованность и активное участие родителей в реализации проекта.

 

Для мотивации детей и определения темы проекта  я использовала модель трех вопросов.

Что знаю?

Что хочу узнать?

Как узнать?

Осенью листья желтеют (Саша)

Осенью мы на даче собираем овощи (Настя)

 Я с папой ходил в лес за  грибами (Даня)

Осенью идут дожди (Гена)

Становится  холодно (Аня)

Мы надеваем резиновые сапоги и куртки

(Арина)

Почему опадают листья?

Куда улетают птицы?

Почему листья желтеют?

Почему земля стала твердой?

Когда закончится осень?

Спросить у мамы и папы (Саша)

Спросить у бабушки (Полина )

Посмотреть в книжке (Настя)

А я могу у сестры спросить (Андрей)

Можно в компьютере узнать (Злата)

Этапы реализации проекта

Этап

Деятельность на этапе

Подготовительный

•Изучение литературы по теме проекта.

•Беседы с детьми и родителями.

• Определение  цели и задач проекта.

•Составление плана работы с детьми и родителями.

 Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, иллюстрации, дидактические игры), художественной литературы.

•Разработка конспектов ООД.

•Подготовка презентаций по теме проекта.

•Создание интерактивных игр.

•Подготовка материалов для продуктивной творческой деятельности.

•Разработка консультаций и оформление папки – передвижки для родителей.

Основной

(практический)

Познавательное развитие:

• Тематические беседы: «Приметы осени», «За что я люблю (не люблю) осень», «Как звери готовятся к зиме», «Осенние дары».

 Цикл наблюдений:

- за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём),

-за красотой и богатством осенних красок,

- за цветником,

- за перелетными птицами,

- за насекомыми,

- за деревьями, растущими на территории детского сада.

• Целевые прогулки по территории детского сада и в парк.

Рассматривание и обследование муляжей  овощей, фруктов, грибов, иллюстраций и картинок.

•Просмотр презентаций «Золотая осень», «Деревья», «Как звери и птицы готовятся к зиме ».

• ООД «Осень в гости к нам пришла».

•Интерактивные игры «Грибы», «Зимующие и перелетные птицы», «Лесные и садовые ягоды», «Осенний урожай», «С какого дерева листок».

•Ведение календаря природы.

Речевое развитие:

•Чтение художественной литературы:

  • пословицы, поговорки, загадки об осени,
  • А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»,  «Унылая пора! Очей очарованье»,
  • А. Плещеев «Скучная картина»,
  • К. Бальмонт «Осень»,
  • Н. Сладков «Осень на пороге»,
  • Е. Благинина «Улетают, улетели»,
  • Г. Скребицкий «Четыре художника. Осень»,
  • Л.Толстой «Дуб и орешник»,
  • З.Федоровская «Осень»,
  • К.Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев»,
  • Г.Скребицкий «Белка готовится к зиме».

•Творческое рассказывание детей по темам:

  • «Мы гуляли на участке», «Что я видел в парке?»

•Конкурс чтецов «Заглянула осень в сад».

•Словесные игры «Добавь словечко», «Угадай по описанию», «Один – много».

Социально – коммуникативное  развитие:

 Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Собираемся на прогулку в лес», «Овощной магазин».

•Настольно – печатные игры: «Времена года», «Овощи», «Фрукты», «В лесу».

•Дидактические игры «Узнай на ощупь», «Определи по вкусу», « С какого дерева листочек?», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Что было бы, если из леса исчезли…».

•Трудовая деятельность: сбор природного материала на прогулке, уборка опавшей листвы, подготовка клумбы к зиме.

 Беседы по ОБЖ: «Почему в лесу нельзя ничего пробовать?», «Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?», «Как вести себя у водоёмов поздней осенью?»

  • Художественно-эстетическое развитие:

•  •Рисование  «Золотая осень», «Ветка рябины», «Что нам

           осень принесла», «Осенний лес».          

•Лепка «Осенняя березка», « Овощи».

•Аппликация «Ваза с фруктами и ягодами», «Осенний букет», «Грибная полянка».

Ручной труд  «Волшебные превращения» (поделки из природного материала).

•Рассматривание репродукций картин И. И. Левитан «Золотая осень», И. Шишкин «Осень».

•Слушание музыкальных произведений П.И.Чайковский «Осенняя песнь», «Времена года»,  А. Вивальди «Осень».

•Пение «Золотая песенка» слова З. Петровой, музыка Г. Вихаревой, «Дождик» слова Пикулёвой, музыка Попляновой, «В золоте берёзонька» слова и музыка Вихаревой.

•Театрализованные представления «Под грибом», «Мешок яблок» по сказкам В. Сутеева.

•Праздники, развлечения: «Осенняя ярмарка», «Путешествие в страну Огородию».

Физическое развитие:

•Беседы: «Как одеваться осенью?», «Если хочешь быть здоров».

Подвижные игры: «Съедобное - несъедобное!», «Я знаю 5 названий!» ( с мячом), «Осенние листочки», «Перелёт птиц», «Гуси – лебеди», «У медведя во бору», «Раз, два, три к дереву беги».

•Игры – соревнования: «Кто быстрее обежит лужи».

•Физкультминутки: «Клён», «Грибы».

Пальчиковая гимнастика: «Листья», «Вышел дождик погулять».

•Дыхательная гимнастика «Ветерок».

Взаимодействие с родителями:

  • •Консультация для родителей «Как сделать осеннюю прогулку интересной».
  • •Изготовление папки – передвижки на тему «Осенние фантазии» (изготовление поделок из овощей и природного материала).
  • •Выставка творческих работ «Осенние фантазии» к празднованию Дня города.
  • • Участие родителей в праздниках и развлечениях «Осенняя ярмарка», «Путешествие в страну Огородию».

Заключительный

•Праздник «Осеняя ярмарка».

• Лэпбук «Осень».

• Выставка творческих работ «Осенние фантазии».

• Презентация результатов проекта в форме итогового занятия на тему: «Уходит осень золотая…»

Заключение

Полученные в ходе реализации проекта результаты

На уровне ребенка:

  • Появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить, чем интересна осень.

•    У детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров.

  • В процессе знакомства со сказками, рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей пополнился словарный запас, дети стали более грамотно изъясняться, с большим удовольствием стали участвовать в коллективной беседе.
  • У детей появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие рассказы  об осени, иллюстрировать их. Дети выражали свои чувства, свое позитивное отношение к окружающему миру. Все это способствовало развитию эстетического сознания детей, формированию их мировоззрения.

На уровне педагога:

  • Повышение качества методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства.
  • Повышение уровня ответственности педагогов за формирование у детей гармонии чувств.

На уровне родителей воспитанников:

•  Повышение уровня ответственности родителей за формирование у детей их мировоззрения.

• Активное участие родителей  в праздниках, развлечениях, выставках.

Итогом реализации проекта стал музыкальный праздник «Осенняя ярмарка», где дети показали свои знания, полученные в результате реализации проекта. Эмоциональные переживания от праздника дети отражают в играх, рисунках, высказываниях, песнях и танцах. Родители стали активными участниками педагогического процесса в детском саду, повысилась их заинтересованность и компетентность в экологическом воспитании детей.

Список используемой литературы: 

1. «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования»  / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010г.

 2.  Соломенникова  О. А. «Экологическое воспитание в детском саду. Программа и метод, рекомендации». - М.: Мозаика-Синтез, 2005г.

3. Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада». - «Мозаика-синтез», 2008г.

4.Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа»-КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА,2009г.
5. Казакова Р. Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М. : ТЦ Сфера, 2009г.

6. Журавлёва В.Н. «Проектная деятельность старших дошкольников». – Волгоград: Учитель, 2011г.

7. Саморукова Т.Г. «Как знакомить детей с природой» - М: «Просвещение»,1983г.

8.  Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» -  М.- 1993 г.

9. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. «Экологические проекты в детском саду». - Волгоград: Учитель, 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Здравствуй, осень золотая"

Материал представляет собой план работы по теме "Осень" с детьми подготовительной группы....

проект "здравствуй, осень золотая"

проект для первой младшей группы...

Проект "Здравствуй, Осень золотая!"

Задачи.Расширять и обогащать представления детей об осеннем времени года посредствам музыкально-эстетического воспитания.Воспитывать у детей любовь к природе и умение наслаждаться ее красотой.Обогащат...

Презентация к проекту "Здравствуй, осень золотая!"

Материал по лексической теме "Осень". наглядный материал: работы ддетей из природного материала, наблюдения, беседы. продуктивная деятельность детей и т. д....

Педагогический проект "Здравствуй, осень золотая"

Задачи: закрепить представления об изменениях в природе осенью, о фруктах и овощах, ягодах и грибах, их пользе....

Педагогический проект "Здравствуй, Осень золотая"

Проект предназначен для работы с детьми 3-7 лет. Содержит планирование деятельности по центрам активности с примерными вариантами заданий на тему "Осень"....

Осенний проект "Здравствуй Осень Золотая" во второй младшей группе

Проект во второй младшей группе в формировании экологического представления "Что такое Осень"...