Познавательно-исследовательский проект "Пернатые друзья"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Пыхова Анастасия Алексеевна
Краткосрочный познавательно-исследовательский проект, направленный на формирование у детей подготовительной к школе группы экологических знаний о зимующих птицах и воспитание ответственного, бережного отношения к ним.
 
Цель проекта: формирование экологических знаний о зимующих птицах, ответственного и бережного отношения к ним.
 
В ходе проекта использовались разнообразные формы работы: наблюдения, беседы, экспериментирование, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность (рисование, лепка, ручной труд), игровая деятельность (дидактические, подвижные, интерактивные игры). Особое внимание уделялось практической помощи птицам -организации подкормки и изготовлению кормушек.
 
Итогом реализации проекта стали выставки творческих работ и кормушек, а также литературная гостиная «В гостях у старичка-лесовичка». В результате у детей сформировались устойчивые знания о зимующих птицах, желание заботиться о них, обогатился словарный запас и повысилась познавательная активность. Родители стали активными участниками экологического воспитания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pernatye_druzya.docx160.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 Беласовский детский сад

Педагогический проект

«Пернатые друзья»

Picture background

Разработала воспитатель

Пыхова А. А.

д. Беласовка

2023 г.

« Так и живут бок о бок птицы и люди,

часто не обращая внимания друг на друга,

иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу,

как члены одной большой семьи.

Кто из них кому больше  нужен –

человек птицам или птицы человеку?

  Но выживет ли человек,

если на Земле не останется птиц?».

 Э.Н. Голованова

Паспорт проекта

• Название проекта «Пернатые друзья»

• Руководитель Пыхова Анастасия Алексеевна

• Тип проекта:

по доминирующему виду деятельности    -   познавательно – исследовательский

по характеру контактов       -  внутри одной возрастной группы

по количеству участников  -  групповой

по продолжительности  -  краткосрочный, срок реализации с 02.12.2023 по 27. 12.2023

•Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной группы, родители воспитанников

Актуальность проекта

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Тема проекта « Пернатые друзья» выбрана мной не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Проблема:

  •  Дети  имеют недостаточные представления о жизни птиц в зимний период, обитающих на территории нашего края, об особенностях  их существования в зимний период и необходимости им помогать. Часто путают зимующих и перелетных птиц.
  • Родители, не имея достаточного количества времени, в силу своей занятости недостаточно  уделяют  внимания этому вопросу.

Следовательно, я считаю данную  проблему  актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Поэтому было решено реализовать проект « Пернатые друзья». Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.

Гипотеза: если мы реализуем данный проект, то повысится уровень знаний детей о птицах родного края, а также будет формироваться экологическая культура.

Цель проекта:  формирование экологических знаний о зимующих птицах,  ответственного и бережного отношения к ним.

Задачи:

1.Пополнить предметно – развивающую среду по теме проекта.

2. Расширить знания детей о зимующих птицах.

3. Побуждать детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы.

4.Привлечь родителей воспитанников к изготовлению  кормушек для птиц и их подкормке, к участию в выставке творческих работ.

5. Формировать у детей бережное ответственное отношение к птицам.

6.Воспитывать желание помогать птицам в трудных зимних условиях.

Формы работы по проекту с детьми:

 ООД, наблюдения, беседы, рассматривание иллюстраций и картинок, чтение художественной литературы; подвижные, словесные, дидактические, пальчиковые, интерактивные игры, просмотр презентаций, прослушивание аудио - записи «Голоса птиц», выставки детского творчества, досуги, опытническая и трудовая деятельность, составление описательных рассказов.

Формы работы по проекту с родителями:

Анкета, буклеты, памятки, консультации, выставки поделок, акция «Покормите птиц зимой», помощь в подборе материала и изготовлении дидактических игр.

Принципы в работе над проектом:

- наглядности и практичности,

- личностно-ориентированный подход к детям с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей развития,

- системности и последовательности,

- единства детского сада и семьи.

Этапы реализации проекта

1этап - подготовительный

• Опрос детей и родителей ( в начале проекта).

• Определение  цели и задач проекта.

• Создание необходимых условий для реализации проекта.

• Перспективное планирование проекта, работы с родителями.

•Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

•Создать развивающею среду для игровой, продуктивной и творческой      деятельности  детей.

• Подобрать художественную литературу.

2этап – основной  (практический)

Внедрение в  воспитательно - образовательный процесс эффективных приемов и методов расширения знаний дошкольников о зимующих птицах.

3 этап - заключительный

•Презентация проекта на педагогическом совете.

• Организация и участие родителей в  выставке «Лучшая кормушка для птиц».

• Итоговое мероприятие  - литературная гостиная «В гостях у старичка - лесовичка».

• Выставка творческих работ.

Предполагаемые результаты:

Заинтересованность детей в наблюдении за птицами, расширение кругозора детей о зимующих птицах.

•Желание детей заботиться о птицах зимой.

• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

• Улучшение предметно – развивающей среды  по теме проекта.

•Активное участие родителей в реализации проекта, заинтересованность их в совместной с детьми поисково – познавательной и творческой деятельности.

1этап - подготовительный

При обсуждении  и планировании с детьми темы и деятельности проекта, была использована модель трех вопросов.

Модель трех вопросов

Что знаю?

Что хочу узнать?

Как узнать?

Аня – летают.

Ира – едят червяков, насекомых.

Рома – есть крылья.

Настя – бывают маленькие и большие.

Арина – птицы поют.

Гена – у них есть перья.

Катя – у птиц есть хвост.

Где спят птицы?

Почему они поют?

Почему у птиц нет рук?

Зачем птицам клюв?

Зачем нужны кормушки?

Почему не все птицы улетают на юг?

Спросить у родителей?

Прочитать в книге

Из интернета

Посмотреть по телевизору

Сходить в лес

Спросить у воспитателя

Спросить у бабушки и дедушки

Взаимодействие с родителями

Работа педагога

  1. Обсуждение темы, поиск путей решения проблемы.
  2. Анкета «Птицы – братья наши меньшие».
  3. Рекомендации по вопросу воспитания у детей познавательных интересов.

1.Определение проблемы, поиск путей решения проблемы, форм участия детей и взрослых.

2.Подборка и изучение программно – методической литературы по данной теме, разработка ООД.

3.Подборка наглядного и дидактического материала, художественной литературы.

4.Изготовление дидактических игр.

2этап – основной  (практический)

План работы с детьми

Образовательные области

Содержание

Цель

Познавательное развитие

Беседы: «Что вы знаете о птицах», «Зачем помогать птицам зимой», «Корм для птиц».

Рассматривание иллюстраций и картинок по теме.

Наблюдения за птицами.

Прогулка по территории детского сада.

Просмотр презентации «Птицы – наши друзья».

Интерактивная игра «Перелетные и зимующие птицы».

Игра «Угадай птицу по голосу» (аудиозапись)

Экспериментирование: « Погладь перышком по ладошке, что ты чувствуешь?»,  «Попробуй взять кусочек яблока, не используя рук», «Попробуй достать карандаш и взять его пальчиками ног».

ООД «Зимующие птицы».

Уточнить представления детей о зимующих птицах, условиях их жизни, питании, повадках. Воспитывать желание заботиться о птицах, охранять их.

Формировать умение различать птиц по внешнему виду, называть их, представления о добывании пищи  зимующими птицами.

Учить различать зимующих и перелетных птиц, узнавать их по голосу,  расширять представления о корме, жилищах птиц, их пользе.

Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать любовь к птицам, желание заботиться о них.

Речевое развитие

Словесные игры: «Назови ласково», «Что умеет делать птица», «Узнай птицу по описанию».

Дидактические игры: «Покормите птиц зимой», «Какой птицы не стало?», «Разрезные картинки», «Логико малыш. Мир природы – птицы».

Составление описательных рассказов.

Знакомство с художественной литературой:  «Умная птица» М. Зощенко; «Это что за птица?»  В. Сутеев;
«Воробей» Е.Чарушин ; «Зимние гости»   Ю. Никонов; «Без слов» Н. Сладков, «Кто к кормушке прилетел?» В. Бианки, «Снегири» А. Прокофьева, «Новая столовая» З. Александрова, «Воробей» В. Звягина, «Берегите птиц» Т. Евдошенко,

«Птичьи кормушки» Л.Воронкова,  «Как синичка меня будит»  В.Сухомлинский,   стих О.Григорьевой «Синица», «Покормите птиц» А.Яшин.

Заучивание стихотворений «Снегири» А. Прокофьева, «Свиристели» А. Барто, скороговорок, считалок.

Загадки  о птицах.

Активизировать словарь по теме.

Учить подбирать корм для различных птиц, составлять изображение птицы из частей, развивать внимание, память.

Учить составлять описательные рассказы с опорой на иллюстрации.

Формирование интереса и потребности в чтении.

Социально – коммуникативное развитие

Создание коллекции кормов для птиц.

Вывешивание кормушек на территории детского сада, подкормка птиц.

Воспитывать желание заботиться о птицах.

Художественно – эстетическое развитие

Рисование:  ООД «Снегири на рябине», «Моя любимая птичка», раскраски «Птицы», рисование с помощью трафаретов.

Лепка: ООД «Снегири» (пластиллинография), «Птичья столовая».

Ручной труд: ООД «Кормушка своими руками»

Музыка: пение «Воробей» муз. Герчик, сл. Чельцова, музыкальная коллекция «Звуки природы»

 Побуждать детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы.

Развивать эмоциональную сферу личности  в процессе музыкальной деятельности.

Физическое развитие

Подвижные игры: «Перелёт птиц», «Птички в    гнёздышках», «Совушка – сова».

Пальчиковая гимнастика

Развитие двигательной активности детей.

Развитие мелкой моторики.

Взаимодействие с родителями

Работа педагога

1.Изготовление кормушек для птиц.

2.Акция «Покормите птиц зимой»,

3.Консультация «Наблюдаем за птицами».

4.Папка «Как сделать кормушку собственными руками».

5.Буклеты «Изготовим кормушку для наших пернатых друзей», «Правила подкормки птиц».

6.Выставка творческих работ  «Наши пернатые друзья» (с использованием круп).

7. Выставка рисунков «Зимующие птицы»(совместное творчество детей и родителей)

1.Оформление выставки  книг о птицах.

2.Создание  презентаций, аудиозаписи «Голоса птиц», интерактивной игры «Перелетные и зимующие птицы».

3 этап - заключительный

•Выставка «Лучшая кормушка для птиц».

•Выставка творческих работ.

•Итоговое мероприятие -  литературная гостиная «В гостях у старичка – лесовичка».

• Презентация проекта на педсовете.

Заключение

В результате проектной деятельности:

• дети по  внешнему  виду узнают птиц, прилетающих на кормушку и на картинах;

 •дети узнали об  образе  жизни  зимующих птиц, о приспособленности  птиц к жизни в зимнее время года;

• дети  узнали,  чем можно и чем нельзя кормить птиц  зимой;

• у детей  сформировалось желание помогать птицам, когда им трудно, особенно в зимний период;

•обогатился словарный запас детей; коммуникативные навыки;

•дети стали более любознательными, наблюдательными;

• продолжают развиваться творческие способности детей;

• родители приняли участие в изготовлении кормушек и подкормке птиц , в выставке творческих работ;

•пополнилась   предметно – развивающая среда:  литературой,  иллюстрациями , презентациями о зимующих птицах,  детскими работами, дидактическими  и интерактивными  играми.

В ходе реализации проекта предполагаемые результаты были достигнуты.

Дети научились радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Мир птиц стал неотъемлемой частью мира каждого ребенка. Дети относятся к птицам с заботой. У них развились познавательные способности, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы.

Родители активно участвовали в реализации проекта.  Многие из них приобрели для своих детей детские энциклопедии о птицах, которые дети с удовольствием приносили в детский сад.

Список  используемой литературы:

1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Воронеж, 2007г.

2. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012г. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».

3. Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2008г.

4. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008г.

5. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000г.

4.Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004г.

5. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Москва,2004г.
6.  Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. Часть 2. Санкт-Петербург, 2004г. 


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект "КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ - НАШИ ДРУЗЬЯ"

      Экологическая направленность проекта обусловлена тем, что в начале года во 2 младшей группе проводился анализ познавательного развития дошкольников . . ....

занятие по развитию познавательно - исследовательской деятельности и развития сенсорики для младшей группы "Лист бумаги и её друзья".

Цель: Познакомить детей со свойствами бумаги;  совершенствовать восприятие основных  цветов (красный, жёлтый, зелёный) и их оттенков под воздействием музыки (Сенс – Санс «Лебедь»); учить дет...

Познавательно-исследовательский проект "Комнатные растения-наши друзья".

Проект краткосрочный, познавательно-исследовательский для детей средней группы "Комнатные растения-наши друзья"....

Познавательно - исследовательский проект "Птицы - наши друзья"

Проект "Птицы - наши друзья" Цель: расширение и обогащение знаний о птицах, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц....

НОД познавательно - исследовательская Тема : «Мои друзья – витамины»

Познакомить с понятием «Витамины», как они обозначаются и их пользе для организма,-Закреплять знания о правильном, рациональном питании,-Дать понятие, что такое пищеварительная система, ее роль в жизн...

Конспект НОД ОО «Познавательное развитие» (познавательно – исследовательская деятельность) для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности Тема: «Мы друзья природы»

Цель:Воспитательная: формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе; развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение п...

Интегрированное занятия по познавательно-исследовательской деятельности “Наши друзья

Интернированное заняти по познавательно- исследовательской деятельности "Наши друзья - Витамины!"...