Сценарий ООД "Как животные готовятся к зиме?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Пыхова Анастасия Алексеевна
Данный конспект организованной образовательной деятельности предназначен для детей 5–6 лет и направлен на познавательное развитие в рамках темы подготовки диких животных к зиме. Занятие построено в форме увлекательного путешествия в осенний лес, где дети в игровой форме знакомятся с особенностями поведения белки, ежа, зайца, лисы и медведя в преддверии холодов.
 
Сценарий включает интеграцию различных образовательных областей: познавательное, речевое, физическое и социально-коммуникативное развитие. Материал может быть использован воспитателями дошкольных образовательных учреждений в рамках экологического воспитания и ознакомления с окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_kak_zhivotnye_gotovyatsya_k_zime.docx26.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Беласовский детский сад

Сценарий

Организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей 5-6 лет

Тема: «Как животные готовятся к зиме»

(на основании источника: Николаева С. Н.

«Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада. Для работы с детьми 5-6 лет»)

Выполнила: воспитатель

Пыхова Анастасия Алексеевна

д. Беласовка

2024 год


Цель: обобщение знаний детей о том, как дикие звери готовятся к зиме, о причинах изменений в их жизни.

Задачи:

Образовательные задачи:

  1. Систематизировать знания детей о диких животных и их подготовке к зиме;
  2. Дать представление о том, как животные готовятся к зиме, какие защитные приспособления создала у них природа, чтобы они переносили зимние морозы.

Развивающие задачи:

  1. Развивать мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения;

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
  2. Воспитывать бережное отношение к обитателям живой природы;

Ход занятия:

Педагог: Ребята, нам сегодня пришло письмо. От кого? А вот послушайте внимательно загадку и попробуйте отгадать, от кого пришло письмо.

Солнца нет, на небе тучи, Ветер вредный и колючий, Дует так, спасенья нет!

Что такое? Дай ответ! (Ответы детей)

Педагог: Верно, ребята, письмо нам прислала осень. И она приглашает нас в осенний лес посмотреть, как лесные жители готовятся к зиме. А чтобы мы не заблудились, она прислала каждому из вас осенний листочек.

(Педагог раздает листочки.)

Педагог: Ребята, внимательно посмотрите на свои листочки и скажите, у кого какой лист, с какого дерева. (У меня лист осиновый. У меня - березовый, кленовый, липовый, рябиновый…)

Педагог: Это не просто листочки, эти листочки волшебные. Они будут показывать нам дорогу, чтобы мы не заблудились в лесу. Давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу. (Дети отвечают)

Педагог: Молодцы! Вы хорошо знаете правила поведения в лесу. Теперь мы можем отправляться в наше путешествие. А сейчас закроем глаза и скажем волшебные слова:

Осень в бежевой косынке,

С ярко-рыжею косой,

По лесной спешит тропинке

И ребят с собой зовет.

Листик раз, листик два,

Открываем все глаза.

Педагог: Ребята, мы оказались на опушке леса. Какой красивый лес! Он весь разноцветный.

Педагог: Я думаю, мы сегодня узнаем, как звери готовятся к зиме. А вот и первая хозяйка леса.

С ветки на ветку,

Быстрый, как мяч, Скачет по лесу Рыжий циркач.

Вот на лету

Он шишку сорвал, Прыгнул на ствол И в дупло убежал.

(Белка)

Педагог: Ребята, предлагаю спросить у белочки, почему она не боится морозов.

Белочка: Щедрая осень подарила мне новую шубку. Всё лето она была рыженькая, а к зиме становится серенькой.

Педагог: Ребята, как вы думаете, почему белочка меняет цвет своей шубки? (Ответы детей) Ребята, а где живет белка? Как она готовится к зиме? Верно, белка живет в дупле. Меняет свой цвет, чтобы прятаться от врагов. И запасает пищу на зиму, потому что зимой ее очень трудно найти.

Белка: Я живу в дупле. Все лето и осень я собирала грибы, ягоды, шишки и прятала их в разных местах. Зимой я буду питаться своими запасами.

Педагог: Спасибо, белочка, теперь ребята знают, как ты подготовилась к зиме.

Белка: Ребята, предлагаю вам поиграть.

«Подумайте и скажите»

Что у белки одно? Два? Четыре? Много?

(Ответы детей)

Белка: Ребята, вы правильно ответили на мои вопросы, и я дарю вам на память шишки.

Педагог: Поблагодарим белочку и попрощаемся с ней. Отправляемся дальше. Кто-то там шуршит в кустах.

Лежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала.

(Ёжик)

Педагог: Ребята, а где прячется ёжик? (В норке под кучей листьев и хвороста).

Ёж: Знаете, чем питаются ежи?

(Ответы детей.)

Ёж: Да верно, что попадётся: змей, кузнечиков, улиток, червяков, земляные корешки, мышек, ящериц, ягоды. С наступлением темноты мы выползаем из норы и ищем себе пищу. Нас называют ночными охотниками. В конце осени мы сворачиваемся в клубок и спим в тёплом гнёздышке-норке, устланном травой листьями.

Педагог: Ребята, как вы думаете, ёжик запасается пищей на зиму? Почему? (Ответы детей)

Ёж: Верно, всю зиму мы спим, то и запасов нам не надо делать, например, как белке. Перед тем, как залечь в спячку, нам нужно много съесть еды. А просыпаемся мы только весной, когда станет совсем тепло.

Педагог: Ребята, а сейчас мы с вами немного отдохнем. Ёжик, присоединяйся к нам.

Дыхательное и имитационное упражнение «Ёжик».

Покажите, как ёжик ищет еду, морщит носик, фыркает. (Дети, подражая педагогу, морщат носик, прикусывают нижнюю губу, произносят звук [ф-ф-ф].) 

Покажите, как ёжик сердится, пыхтит. (Дети хмурят брови и произносят звукосочетания «пых-пых-пых».) 

Ёжик надувает и сдувает щёки. (Дети надувают щёки, а затем делают выдох с призвуком «пу-у-у».) 

Когда ёжик устанет… (Выдох горлышком с призвуком «ха-а-а».) 

Язычок высовывает… (Широкий язычок кладут на нижнюю губу и держат 5 секунд в таком положении.) 

Ёжик вдруг начал зевать… (Имитируют зевание.) Не пора ли с ним играть?

Ёж: Спасибо, ребята. Теперь мне пора в мою теплую норку. Но на прощанье я хочу вас попросить, если вам доведётся повстречаться с ёжиком, не забирайте его к себе домой. Ежи не живут в домах, они заболевают и погибают. Мы, ежи, любим жить у себя в лесу, а не у вас в домах. Если встретите ёжика, рассмотрите его тихонько, не пугая, и идите дальше своей дорогой. А ёж отправится дальше по своим лесным ежиным делам.

Педагог: Спасибо тебе, ёжик, ребята так много о тебе узнали. До свиданья, до весны! А мы, ребята, отправляемся дальше. Слышите, как шуршат листочки под ногами. Какая вокруг красота. Смотрите, чей-то хвостик торчит из-за кустов. И ушаст, и глазаст, И пугаться горазд.

Заберётся в куст – и спит, Кочерыжку съест – и сыт.

(Заяц).

Педагог: Ребята, а что вы знаете о зайцах? Какая шубка у зайца становится зимой?

Заяц: Верно у меня весной и летом шуба серая, а зимой белоснежная, тёплая и пушистая. А как вы думаете, почему? (Ответы детей) Верно.

Педагог: Ребята, а как вы думаете, зайчик готовит пищу на зиму? Почему? Чем он питается? Где живёт зимой? (Ответы детей)

Заяц: Да, зимой прокормиться мне трудно. Нору мы не делаем и пропитание на зиму не собираем. Днем мы спим, спрятавшись в чаще леса. От зимней стужи укрываемся в лесной чащобе, зарывшись в пушистый снег под кустом. Вот и вся заячья подготовка к зиме. Корма зимой в лесу мало, поэтому мы подбираемся к стогам и лакомимся сеном. Иногда приходим на огороды и обгрызаем капустные кочерыжки, а если в саду стволы молодых яблонек, то можем обгрызть с них кору.

Педагог: Спасибо тебе, зайчик, за такой интересный рассказ о себе. А ребята тебя научат зарядке, чтобы ты, когда тебе будет холодно, немножко разогрелся.

Физкультминутка «Зайка»

Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)

Вышел зайка погулять. (ходьба на месте)

Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)

Будем с зайкой мы играть. (руками изображаем над головой уши зайца)

Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)

Любит зайка поскакать. (прыжки на месте)

Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)

Хочет лапками стучать. (стучим ладонями по коленям)

Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)

Будем головой кивать. (киваем головой)

Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)

Всем пора нам отдыхать. (садимся на корточки)

Заяц: Спасибо, ребята. Теперь я точно не замерзну. Ну, мне пора, а то там кто-то крадётся.

Педагог: До свиданья, зайчик. Ребята, а там и правда кто-то крадётся. Не любит семечки из шишек,

А ловит бедных серых мышек.

Среди зверей она – краса!

Плутовка рыжая…  (Лиса)

Педагог: А что вы знаете о лисе? Какой у нее мех?

Лисица – одно из самых красивых хищных животных. Верно, мех у лисы длинный и пушистый рыжего цвета.

Лиса: Летом у меня мех редкий и короткий, а зимой густой и длинный.

А где я живу, знаете? (В норке)

Лиса: Правильно. Лисы роют в земле глубокие норы. Свои норы лисы обычно устраивают на склонах оврагов, защищенных густой травой и кустарником.  Ребята, а вы знаете, чем мы питается?

Верно, лисы охотятся как на мелких животных (полёвок, мышей, хомяков), так и на более крупных (зайцев). Иногда мы можем утащить из дворов птиц – гусей или кур, но это случается очень редко. А летом питаемся растительной пищей – ягодами, травами, плодами.

Педагог: Спасибо тебе, лиса. Ребята, так как же лиса готовится к зиме? (У нее к зиме мех становится густой и длинный…)

Лиса: Правильно, ребята. Когда мой мех станет густым и длинным, значит, я готова к зиме.

Педагог: Лиса, хочешь поиграть с нами?

Игра «Назови семью»

Папа – заяц; мама – (зайчиха); детёныш – (зайчонок).

Папа – волк; мама – (волчиха); детёныш – (волчонок).

Папа – ёж; мама – (ежиха); детёныш – (ежонок).

Папа – лис; мама – (лиса); детёныш – (лисёнок).

Папа – медведь; мама – (медведица); детёныш – (медвежонок).

Папа – белка; мама – (белка); детёныш – (бельчонок).

Педагог: Молодцы, ребята. Давайте попрощаемся с лисой и отправимся дальше. Ой, смотрите, кто-то такой большой.

В чаще он лесной живет,

Сладкоежкою слывет.

Летом ест малину, мёд,

Лапу зиму всю сосёт.

Может громко зареветь

А зовут его….

(Медведь)

Педагог: Что же, Миша, здравствуй, ребятки, давайте расскажем мишке, что мы уже знаем о нем? (Ответы детей)

Медведь: Я всеядный. Я ем молодую хвою, траву, ягоды, насекомых, мед, рыбу, мелких грызунов. Я ем всё, что можно добыть без особых усилий. Педагог: Медведи очень умные, они зимнюю квартиру находят заранее и устилают её травой и листьями. Берлогой может стать куча валежника. Зиму – самое голодное суровое время – медведь проводит в берлоге.

Вход в берлогу медведь заваливает ветками и землёй. Сон у него чуткий.

Жир, накопленный за лето и осень, экономно расходуется во время сна.

Педагог: Ребята, а вы знаете, когда медведь впадает в спячку? (ответы детей)

Медведь: Правильно, ребята. В берлогу медведи забираются до первого снега, чтобы не было следов, не было видно берлоги. Ребята, мне приятно было с вами познакомиться, вы так внимательно меня слушали. За это я подарю вам бочонок меда. А теперь я с вами прощаюсь, мне пора спать. До свиданья.

Педагог: До свиданья, Мишка, спасибо за мед. Спокойной тебе зимы. Ребята, нам тоже пора возвращаться в детский сад. Давайте произнесем волшебные слова.

Дети:  

Осень в бежевой косынке,

С ярко-рыжею косой,

По лесной спешит тропинке И ребят с собой зовет. Листик раз, листик два, Открываем все глаза.

Педагог: Вот мы и дома. Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Что вам больше всего понравилось? Почему? Что нового вы узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия во второй младшей группе " Как дикие животные готовятся к зиме"

Этот данный материал поможет воспитателю познакомить младших дошкольников с родным краем. Дети отправляются в увлекательное путешествие, где узнают много нового о диких животных,их повадках и среде об...

Занятие "Как животные готовятся к зиме?"

: Расширить первоначальные  представление детей о зимнем лесе и его обитателях.Развивать и поощрять в детях познавательную активность, развивать логическое мышление, умение строить высказыв...

Как дикие животные готовятся к зиме.

Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нём отведено животным: они составляют лишь два процента от всего живого на земле, но, не смотря на это, роль их в биос...

Конспект НОД "Как животные готовятся осенью к зиме"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по области  «ПОЗНАНИЕ»Вторая  младшая группаТема: «Как животные готовятся осенью к зиме»Программное содержание:Образовательная область ...

Сценарий занятия «Как дикие животные готовятся к зиме» По расширению кругозора с детьми ЗПР 6-7 лет

Закрепить знание детей о внешнем виде диких  животные  их повадках, пище, жилищах;Уточнить и расширить представление как звери готовятся к зиме;Формировать умение слушать других;Воспитывать ...

Конспект занятия по развитию речи (коммуникации) «Как дикие животные готовятся к зиме. Составление описательного рассказа о диких животных с использованием схем для детей подготовительной группы»

В конспекте дети обогащают свои знания о диких животных :зайце, лисице, волке, лосе и др., учатся составлять описательный рассказ по цепочке, играют в различные речевые  игры....

Тема недели: «Как звери и птицы готовятся к зиме?» Цель: создать условия для расширения представлений о жизни диких животных зимой; формирования интереса к окружающей природе. Задачи: развивать знания о том, как дикие животные готовятся к зиме; помочь дет

Тема недели: «Как звери и птицы готовятся к зиме?» (старшая группа)Цель: создать условия для расширения представлений о жизни диких животных зимой; формирования интереса к окружающей ...