План-карта Окружающий мир
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Формирование представлений о значении праздника в русской культуре и его месте в народном календаре. Развитие интереса к изучению русского фольклора и устного творчества (песни, заклички). Привлечение внимания к важным аспектам русской народной культуры, включая уважение к природе и традициям. Праздник символизирует встречу весны, когда природа просыпается после долгой зимней спячки. Его празднование включает особые обряды, направленные на привлечение добра и благополучия. Практическое задание: изготовление символов праздника («выпечка жаворонков»).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.25 КБ |
Предварительный просмотр:
План-карта занятия
Дата: 28.02.23.
Группа, ФИО воспитателя: стршая, Сотчева Н.Н.
Тема (указать педагогическую задачу) | Как на Руси Весну встречали? |
Культурная практика (вид деятельности) | Познавательно- исследовательская. Окружающий мир |
Культурно-смысловой контекст (отглагольное существительное, продукт) | Совместное создание фигурок из теста, похожих на жаворонков |
Цель (отглагольное существительное) | Продолжать расширять представления детей о традициях русского народа |
Образовательные задачи (вместе с детьми) Обучающие (представления, умения, навыки): Развивающие (деятельность): Воспитательные (отношение): | Познакомить детей с народным праздником «Сороки» или «Жаворонки», его традициями, обрядами. Развивать интерес к русскому фольклору через русские весенние заклички. Расширять представлений о природе. Понаблюдать, что произойдёт со снегом и льдом, помещенными в тёплое место, что быстрее растает. Дать представление о весеннем равноденствии, прилете птиц. Воспитывать у детей интерес к народным праздникам, культуре и истории своего народа, а также значимость бережного отношения к природе. |
Материалы и оборудование | Презентация «Как на Руси Весну встречали», картинка жаворонка, аудиозапись голоса жаворонка тесто, стеки, досочки, мокрые салфетки |
Этап | Действия педагога | Деятельность детей | Планируемые результаты |
Организационная часть занятия | |||
Мотивационный (создание условий возникновения побуждающего мотива к новой деятельности, определение детской цели) | Игра «Вот и закончилась зима» Отвечайте мне «нет» или «да» - жили мы с ней весело? (да) – в снежки играли? (да) - с горки катались? (да) - снег весь съели? (нет) - совсем обледенели? (нет) - будем зимушку вспоминать? (да) - а новую гостью встречать? (да) - кто мне скажет, как её зовут, величают? - Весна! (Слайд 1) | Игровая Коммуникативная | Заинтересуются Ответят на вопросы |
Ориентировочный (проблемный) (формулирование целей деятельности, подбор средств) | А вы хотите узнать, как на Руси весну встречали? (Слайд 2) На Руси всегда очень серьезно относились к красавице Весне. Весну ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы она пришла с теплом, доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем. Вот и мы сегодня с вами ребята будем вместе закликать весну, как это на Руси делали наши предки. | Коммуникативная Познавательно - исследовательская | Проявить интерес к новым знаниям Дети узнают: Что праздник «Сороки» отмечается 22 марта, в день весеннего равноденствия. - Почему именно в этот день начинают петь особые песни-заклички, приглашающие весну. - Какие народные обряды связаны с этим праздником, включая изготовление фигурок из теста в форме жаворонков и кликание весны. |
Основная часть занятия | |||
Информационный этап (объяснение воспитателя, совместные пути решения, план, алгоритм выполнения заданий и др.) | Весну закликали несколько раз. Первую закличку весны начинали 15 Февраля этот праздник называется Cретенье, то есть встреча. На Cретенье «зима с весной встречаются впервой» - говорили в народе (Слайд 3) Так не будем долго ждать, Будем гостью к себе звать! (попробуем тоже пропеть — приглашает воспитатель детей) Закличка: Приди к нам весна, с радостью! С великой к нам милостью! (выполняют земной поклон) Со льном высоким! (поднимают руки вверх) С корнем глубоким! (приседают, опустив руки) С колосом сильным! (Встают, поднимают руки с разжатыми пальцами) Хлебом обильным! (Руками держат каравай). Эксперементирование : «Снег и лёд. Где быстрее наступит весна?» Цель: понаблюдать, что произойдёт со снегом и льдом, помещенными в тёплое место, что быстрее растает. Описание. 1. Снег в тарелке и кубики льда поставить в тёплое место. 2. От комнатной температуры снег и лёд начнут таять, образуется вода. 3. Обратить внимание детей на то, что вода грязная. | Познавательно - исследовательская Коммуникативная, Игровая | Принять участие в традиционных играх и исполнение песен-закличек, дети смогут ощутить связь поколений и проникнуться красотой русской устной поэзии. Прийдут к выводу: быстрее тает снег, поэтому весна придет быстрее на полянку, чем на реку |
Аналитический (практический этап) (непосредственное выполнение заданий) | Ещё раз Весну звали-закликали 22 марта. На Жаворонки день с ночью меряются «весеннее равноденствие». (Слайд 4,5) В этот день на Руси праздновали праздник Сороки или Жаворонки. В каждом доме пекли из теста птичек — жаворонков, мазали их сладким душистым медом. У кого не было теста, те лепили птиц из глины, мастерили из тряпок и бумаги. Празднично одетые девушки и дети ходили по селу, подбрасывая вверх свои фигурки птиц, и обращались к жаворонкам с просьбой, чтобы они прилетели и принесли "весну красную", а унесли холодную зиму, которая надоела, так как «весь хлеб поела» В старину при встрече весны не только водили хороводы, кричали заклички, пели песни, но и устраивали игры. Звучит фонограмма с пением жаворонка… Игра «Жаворонок» Русская народная игра «Жаворонок» Роль «жаворонка» выполняет ребенок, у него в руках колокольчик. Он входит в круг, который образуют дети. «Жаворонок» идет в кругу навстречу движению детей. Все проговаривают: В небе жаворонок пел, Колокольчиком звенел. Порезвился в тишине, Спрятал песенку в траве. Все останавливаются. - «Жаворонок» - педагог обращается к стоящему напротив него ребенка и проговаривает слова: Если сможешь повторить Будем мы с тобой дружить. (бегут по кругу кто быстрее к колокольчику) Что бы весна наступила быстрее предлагаю вылепить птиц из теста | Коммуникативная игровая | Узнают значение понятий «весеннее равноденствие» и «перелетные птицы». Выполнят движения по тексту. Вылепят птиц из теста |
Заключительная часть занятия | |||
Оценочный (оценивание детьми собственной деятельности) | Что мы сегодня делали? Что нового и интересного узнали? Пригодится это нам в дальнейшем? | Коммуникативная | Смогут подвести итог занятия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про
Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ "ПЛАН КАРТА ПУТЕШЕСТВИЯ".
ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ ПО ЭЛЕМЕНТАРНОМУ ПЛАНУ, ПРАВИЛЬНО ОПРЕДЕЛЯТЬ ВЗАИМНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ....

Оформление плана (картинки)
Хочется больше ярких красок, т.к. это детский сад, а не офис, где всё по-строгому....

Комплексное занятие по математике во второй младшей группе "План - карта путешествий ".
Комплексное занятие по математике во второй младшей группе«План - карта путешествий» Цель:Формировать навыки ориентации по элементарному плану, умение правильно определять взаимное расположение п...
План - карта действий по реализации проекта «Природу не уродуй, природу не обидь.Родился человеком, так надо им и быть" с детьми 3-5 лет.
В план-карту действий по реализации проекта «Природу не уродуй, природу не обидь.Родился человеком, так надо им и быть" с детьми 3-5 лет вошли темы "Мой дом - моя планета", "Столовая для п...

План-карта занятия по окружающему миру (старшая группа) Тема: «В мире посуды».
Цель: Расширение и систематизация представления детей о посуде....
План-карта Окружающий мир
Окружающий мир...