План-карта Окружающий мир
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Формирование представлений о значении праздника в русской культуре и его месте в народном календаре. Развитие интереса к изучению русского фольклора и устного творчества (песни, заклички). Привлечение внимания к важным аспектам русской народной культуры, включая уважение к природе и традициям. Праздник символизирует встречу весны, когда природа просыпается после долгой зимней спячки. Его празднование включает особые обряды, направленные на привлечение добра и благополучия. Практическое задание: изготовление символов праздника («выпечка жаворонков»).

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-карта занятия

Дата:  28.02.23.

Группа, ФИО воспитателя: стршая, Сотчева Н.Н.

Тема (указать педагогическую задачу)

Как на Руси Весну встречали?

Культурная практика (вид деятельности)

Познавательно- исследовательская. Окружающий мир

Культурно-смысловой контекст (отглагольное существительное, продукт)

Совместное создание фигурок из теста, похожих на жаворонков

Цель (отглагольное существительное)

Продолжать расширять представления детей о традициях русского народа

Образовательные задачи (вместе с детьми)

Обучающие (представления, умения, навыки):

Развивающие (деятельность):

Воспитательные (отношение):

Познакомить детей с народным праздником «Сороки» или «Жаворонки», его традициями, обрядами.

Развивать интерес к русскому фольклору через русские весенние заклички.

Расширять представлений о природе. Понаблюдать, что произойдёт со снегом и льдом, помещенными в тёплое место, что быстрее растает.

Дать представление о весеннем равноденствии, прилете птиц.

Воспитывать у детей интерес к народным праздникам, культуре и истории своего народа, а также значимость бережного отношения к природе.

Материалы и оборудование

Презентация «Как на Руси Весну встречали», картинка жаворонка, аудиозапись голоса жаворонка тесто, стеки, досочки, мокрые салфетки

Этап

Действия педагога

Деятельность детей

Планируемые результаты

Организационная часть занятия

Мотивационный (создание условий возникновения побуждающего мотива к новой деятельности, определение детской цели)

Игра «Вот и закончилась зима»

 Отвечайте мне «нет» или «да»

-  жили мы с ней весело? (да)

– в снежки играли?  (да)

- с горки катались? (да)

- снег весь съели?  (нет)

- совсем обледенели?  (нет)

- будем зимушку вспоминать? (да)

- а новую гостью встречать?  (да)

- кто мне скажет, как её зовут, величают?

- Весна! (Слайд 1)

Игровая

Коммуникативная

Заинтересуются

Ответят на вопросы

Ориентировочный (проблемный) (формулирование целей деятельности, подбор средств)

А вы хотите узнать, как на Руси весну встречали? (Слайд 2)

На Руси всегда очень серьезно относились к красавице Весне. Весну ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы она пришла с теплом, доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем. Вот и мы сегодня с вами ребята будем вместе закликать весну, как это на Руси делали наши предки.

Коммуникативная

Познавательно - исследовательская

Проявить интерес к новым знаниям

Дети узнают:

Что праздник «Сороки» отмечается 22 марта, в день весеннего равноденствия.

- Почему именно в этот день начинают петь особые песни-заклички, приглашающие весну.

- Какие народные обряды связаны с этим праздником, включая изготовление фигурок из теста в форме жаворонков и кликание весны.

Основная часть занятия

Информационный этап (объяснение воспитателя, совместные пути решения, план, алгоритм выполнения заданий и др.)

Весну закликали несколько раз. Первую закличку весны начинали 15 Февраля этот праздник называется Cретенье, то есть встреча. На Cретенье «зима с весной встречаются впервой» - говорили в народе (Слайд 3)

Так не будем долго ждать,

 Будем гостью к себе звать! 

(попробуем тоже пропеть — приглашает воспитатель детей)

Закличка:

Приди к нам весна, с радостью!

С великой к нам милостью! (выполняют земной поклон)

Со льном высоким! (поднимают руки вверх)

С корнем глубоким!  (приседают, опустив руки)

С колосом сильным!  (Встают, поднимают руки с разжатыми пальцами)

Хлебом обильным! (Руками держат каравай).

Эксперементирование : «Снег и лёд. Где быстрее наступит весна?»

Цель: понаблюдать, что произойдёт со снегом и льдом, помещенными в тёплое место, что быстрее растает.

Описание. 1. Снег в тарелке и кубики льда поставить в тёплое место.

2. От комнатной температуры снег и лёд начнут таять, образуется вода.

3. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.

Познавательно - исследовательская

Коммуникативная,

Игровая

Принять участие в традиционных играх и исполнение песен-закличек, дети смогут ощутить связь поколений и проникнуться красотой русской устной поэзии.

Прийдут к выводу: быстрее тает снег, поэтому весна придет быстрее на полянку, чем на реку

Аналитический (практический этап) (непосредственное выполнение заданий)

Ещё раз Весну звали-закликали 22 марта. На Жаворонки день с ночью меряются «весеннее равноденствие».  (Слайд 4,5) В этот день на Руси праздновали праздник Сороки или Жаворонки. В каждом доме пекли из теста птичек — жаворонков, мазали их сладким душистым медом. У кого не было теста, те лепили птиц из глины, мастерили из тряпок и бумаги. Празднично одетые девушки и дети ходили по селу, подбрасывая вверх свои фигурки птиц, и обращались к жаворонкам с просьбой, чтобы они прилетели и принесли "весну красную", а унесли холодную зиму, которая надоела, так как «весь хлеб поела»

В старину при встрече весны не только водили хороводы, кричали заклички, пели песни, но и устраивали игры.

Звучит фонограмма с пением жаворонка…

Игра «Жаворонок»

Русская народная игра «Жаворонок»

Роль «жаворонка» выполняет ребенок, у него в руках колокольчик. Он входит в круг, который образуют дети. «Жаворонок» идет в кругу навстречу движению детей. Все проговаривают:

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве.

Все останавливаются.

- «Жаворонок» - педагог обращается к стоящему напротив него ребенка и проговаривает слова:

Если сможешь повторить

Будем мы с тобой дружить.

(бегут по кругу кто быстрее к колокольчику)

Что бы весна наступила быстрее предлагаю вылепить птиц из теста

Коммуникативная

 игровая

Узнают значение понятий «весеннее равноденствие» и «перелетные птицы».

Выполнят движения по тексту.

Вылепят птиц из теста

Заключительная часть занятия

Оценочный (оценивание детьми собственной деятельности)

Что мы сегодня делали? Что нового и интересного узнали? Пригодится это нам в дальнейшем?  

Коммуникативная

Смогут подвести итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ "ПЛАН КАРТА ПУТЕШЕСТВИЯ".

ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ ПО ЭЛЕМЕНТАРНОМУ ПЛАНУ, ПРАВИЛЬНО ОПРЕДЕЛЯТЬ ВЗАИМНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ....

Оформление плана (картинки)

Хочется больше ярких красок, т.к. это детский сад, а не офис, где всё по-строгому....

Комплексное занятие по математике во второй младшей группе "План - карта путешествий ".

Комплексное занятие по математике во второй младшей группе«План - карта путешествий» Цель:Формировать навыки ориентации по элементарному плану, умение правильно определять взаимное расположение п...

План - карта действий по реализации проекта «Природу не уродуй, природу не обидь.Родился человеком, так надо им и быть" с детьми 3-5 лет.

В план-карту действий по реализации проекта   «Природу не уродуй, природу не обидь.Родился человеком, так надо им и быть" с детьми 3-5 лет вошли темы "Мой дом - моя планета", "Столовая для п...

План-карта занятия по окружающему миру (старшая группа) Тема: «В мире посуды».

Цель: Расширение и систематизация представления детей о посуде....