Конспект ООД в подготовительной группе «Знакомство с укладом жизни казаков и элементами казачьей одежды»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Знакомим с укладом жизни, традициями, заповедями казаков

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 125 г. Калининграда

Конспект ООД в подготовительной группе

«Знакомство с укладом жизни казаков и элементами казачьей одежды»

Воспитатель: Миронова Л.В.

2025г.

Цель: Систематизировать знания детей о жизни, и традициях казачества.
Образовательные задачи:

- Формировать у детей представления об особенностях жизни казаков;
- Познакомить с казачьей одеждой, её назначение; 
- Формировать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.

Развивающие задачи:

- Развивать любознательность и интерес к истории родного края, ее героям;

- Способствовать развитию логического и творческого мышления;
- Развивать наглядно-действенное мышление, зрительное восприятие, внимание, память, связную речь.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать любовь и уважительное отношение к истории, традициям и обычаям родного края;

- Закреплять заповеди казачества – «Служи верно своему народу, а не вождям», «Погибай, а товарища выручай».

Словарная работа: казак, казачка, станица, курень, сабля, горница, черкеска, шаровары, башлык, зимняя бурка, папаха или кубанка. Повторение пословиц и поговорок.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Устройство хаты казака»; знакомство с предметами быта, обычаями и традициями в «уголке русской избы»; чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, разгадывание загадок; слушание русской народной музыки; организация и проведение русских народных игр («Горелки», «Клубок» и др.)

Материал и оборудование: мультимедиа, иллюстрации элементов одежды казака и казачки.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие» (формирование грамматически правильной речи), Ознакомить детей с героями - казаками.

«Социально-коммуникативное развитие» (развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания).

Предварительная работа: рассматривание с детьми фотографий, репродукций с изображением различных деталей костюма и вооружения казаков, разучивание пословиц и поговорок о военной доблести и славе. Просмотр презентаций о жизни и быте казаков.

Содержание образовательной деятельности

Утро начинается 
Вместе мы встречаемся.
Мы друг другу рады
Рады солнцу, рады птицам,
Рады улыбчивым лицам
И всем, кто живёт на этой планете.
«Доброе утро!» скажем все вместе.

Садятся на стулья.
Звучит аудиозапись «Распрягайте, хлопцы, коней…»

Воспитатель: Ребята, вы сейчас услышали прекрасную, веселую песню. Как вы думаете, кто поет эту песню?

Дети: Казаки.

Воспитатель: Ребята, а кто такие казаки и как они жили?
Ответы детей: Казак – это значит вольный человек, удалой.

Воспитатель: За спинами казаков была святая Русь и казаки были ее лучшими защитниками. Они побеждали в любой войне. Ведь вы же знаете, что казаки живут по своим, казачьим заповедям. Какая главная заповедь казака?

Дети: «Люби Россию, ибо она твоя мать».

Воспитатель: А какие вы еще знаете казачьи заповеди?

Ответы детей:

- уважай женщину, мать

- почитай старших

Воспитатель: Да, именно по этим заповедям жили казаки, защищали свою семью, свою землю и свою Родину.

В том, что наша Родина стала огромной и непобедимой, есть огромная заслуга казаков – защитников Родины

- А чтобы защищать свою Родину каким должен быть казак? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, смелость, отвага, чувство товарищества, физическая выносливость, сила, ловкость –все эти качества присущи казакам. А как вы думаете, ребята, в чем секрет смелости, отваги и бесстрашия казаков? (Ответы детей.)

- А как вы считаете, в чем секрет смелости и отваги казаков? (Ответы детей.)

Воспитатель: Секрет в том – как воспитывали казаков на Дону. Мальчики уже с детства готовились к будущей военной службе, а для этого нужно было научиться уверенно скакать на коне, именно поэтому казачонка уже в годик сажали на коня в первый раз! Строго соблюдали казаки законы товарищества – об этом говорится в народных пословицах. Вы их знаете?

Ответы детей:

- Сам погибай, а друга выручай.

- Нет уз святее товарищества.

Воспитатель: Ведь казак - это защитник, воин и очень важно, чтоб тебя не подвел товарищ, именно поэтому казачата с самого детства учились дружить, собирали свою команду, а называлась она как, ребята?

Ответы детей: Ватага.

Воспитатель: С 10 лет мальчики оправлялись в ночное. Ребята, а расскажите, что такое «Ночное?» (Ответы детей). А кого из вас мама отпустила бы в ночное?

Воспитатель: Чем казачата занимались в ночном?

Ответы детей: Пасли коней, играли в игры

Воспитатель: Давайте и мы поиграем в казачью игру, которая называется «Шапка»

Игра «Шапка»

     Воспитатель: Казаки, когда не воевали сеяли хлеб, разводили лошадей, коров, гусей, ловили рыбу.

     Казаки издавна любили лошадей. Конь для казака – первый друг, товарищ.

С самого раннего детства прививают казаки своим детям любовь к лошадям. Обучают верховой езде, уходу за конем. Выбирают казаки для службы коней, сильных, выносливых, верных. Ведь не зря гласит поговорка – «конь – лучший друг у казака».

Воспитатель: А вы знаете еще поговорки про казака и его коня?

Ответы детей:

• « Конь и в бою не подведет, и из боя раненого казака вывезет!»

• « Казак сам голодный будет, а коня обязательно накормит»,

• Без коня казак – кругом сирота!

• Казак голоден, но конь сыт.

• Казак без коня, что солдат без ружья.

• Казак сам голодает, но коня накормит!

• Конь казаку – отец, да и то отец один раз жизнь дает, а конь казаку сто раз жизнь спасет.

Воспитатель: Ребята, каждый казак должен уметь скакать на коне. А мы с вами тоже сейчас побудем в роли казачат, наездников

Давайте с вами станем в круг и проведем физминутку.

                                               Физминутка:

Кто шагает дружно в ряд, посмотри, посмотри.         

(Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.) 

Это наш лихой отряд, казаки, казаки                 (Ходьба) 

Кто за казаком идет, в поводу, в поводу.

То коня казак ведет под узду, под узду.         (На носочках) 

Скачет резво конь лихой, с седоком, с седоком,

Охраняя наш покой с казаком, с казаком.         (Скачут)

Будем мы с моим конем на границе стоять,

Нашу землю от врагов охранять, охранять.         

(Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на иллюстрацию, на которой изображён казачонок.

Мама посмотри отныне я казак, как ни крути,

Шаровары, башлык, папаха, срочно все мне ты купи,

На коня я вскоре сяду, шашкой я смогу махать,

Сапоги мне так же нужно, чтоб в поход я смог попасть.Хочу такой сайт

Мы – Казаки – славны парни, родину свою любя,

Жизнь свою отдать готовы, мы за честь и за дитя.

Воспитатель: какую одежду носили казаки?

Дети: Казаки очень любили наряжаться на праздники. Одежда казака состояла из черкески, шаровар, башлыка, пояса, зимней бурки, папахи или кубанки, сапогов . 
Воспитатель: А теперь посмотрите на  казачку. Видите, какой красивый костюм.

Девушек казачек нет милее на свете,

Хоть спросите у бывалых,

Хоть ищите в интернете.

Кружева, оборки, ленты;

Вышивка и бисер – вот наш арсенал,

Чтоб казак меня увидев,

Про войну не вспоминал.
Воспитатель: какую же одежду носили казачки?
Дети: Казачки носили наряд, состоящий из кофточки и юбки. Кофта была с длинными рукавами, воротник стойка, присборенная. Юбка была длинная, многослойная с оборками. Наряд украшали лентами, кружевами, вышивкой, бахромой. Головным убором служил платок кружевной или расписной. Обувь: чёрные или красные сапожки с застёжками и на каблучке.

Воспитатель: Я хочу спросить у ребят, папы и дедушки которых отслужили в армии? Как вы думаете, где они получали воинское обмундирование и снаряжение?

Ответы детей: Всё это он получал непосредственно по месту службы. Воспитатель: А раньше казак получал всё необходимое для службы в родительском доме. На войну казака собирала вся родня. Мать сама шила сыну рубаху. Старший брат дарил ремень, фуражку. Остальное снаряжение, коня и шашку сын получал от отца. Ведь конь, как мы уже сказали –лучший друг казака.

Воспитатель: А вы знаете, что казачка, провожая казака на войну, кланялась коню и просила его привести казака домой целым и невредимым, а казаку давала с собой оберег, который должен был хранить его на чужбине. Когда казачка встречала казака с войны, кланялась коню в ноги и благодарила коня, что он привез казака домой.

Ребята, А как вы считаете, почему еще казаки были непобедимы?

Ответы детей: Потому что у них были хорошие командиры

Воспитатель: Кто был самым главным командиром у казаков? И кто мог стать командиром?

Ответы детей: Атаман, его выбирали на казачьем круге.

Воспитатель: Атамана выбирали из самых смелых и достойных казаков.

Ведь не зря в пословицах говориться: «Тот не казак, кто не мечтает стать атаманом», или «Из плохого казака атамана не получится»

Воспитатель: А как вы думаете, какими качествами должен обладать атаман? Давайте, мы поиграем в казачью игру «Фуражка», перебрасывая которую друг другу, мы будем называть те качества, которыми должен обладать казачий атаман.

Игра «Фуражка».

Рефлексия

Игра «Папаху надеваю – на вопросы отвечаю!»

- Как называлось казачье поселение? (Станица)

- Как называется дом, в котором живут казаки? (Курень)

- Из чего строили куреня?

- Чем занимались казаки?

- Назовите одежду казака и казачки.

- Какие элементы одежды казаков вы сегодня рисовали?
Молодцы, ребята-казачата, вы на славу потрудились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе детей с ОНР «Жизнь, традиции и обычаи Кубанских казаков»

Цели и задачи: Знакомить детей с жизнью, традициями и обычаями казаков, развивать познавательный  интерес к истории своего народа, приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважен...

Конспект занятия в подготовительной группе "Знакомство с архитектурой"

Подробный конспект по ознакомлению  детей с конструированием...

Конспект НОД в подготовительной группе "Знакомство со свойствами воды"

Использование нетрадиционных методов обученияИспользование технологий исследовательской деятельностиЦель: Совершенствовать представление детей о жидком состоянии воды...

Конспект НОД в подготовительной группе "Знакомство детей с видами изобразительного искусства (живопись, скульптура малых форм и монументальная скульптура)"

В конспекте представлен материал по формированию   у детей представление о живописи как виде изобразительного искусства, о том, что скульптура бывает монументальной и малой форм. Основная ц...

Конспект НОД в подготовительной группе «Знакомство детей с народными промыслами и ремеслами»

: Знакомство с народными ремеслами (гончарное) и воспитание интереса и уважения к русским народным обычаям и традициям...

Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство с русским народным костюмом»

Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство с русским народным костюмом»...

Конспект занятия в подготовительной группе по конструированию "Верный друг казака"

Формировать представления детей о том, что жизнь казака без коня невозможна, развивать глазомер, мелкую моторику, воспитывать аккуратность, самостоятельность, любовь к животным....