Конспект ООД в подготовительной группе «Знакомство с укладом жизни казаков и элементами казачьей одежды»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Знакомим с укладом жизни, традициями, заповедями казаков
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 125 г. Калининграда
Конспект ООД в подготовительной группе
«Знакомство с укладом жизни казаков и элементами казачьей одежды»
Воспитатель: Миронова Л.В.
2025г.
Цель: Систематизировать знания детей о жизни, и традициях казачества.
Образовательные задачи:
- Формировать у детей представления об особенностях жизни казаков;
- Познакомить с казачьей одеждой, её назначение;
- Формировать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
Развивающие задачи:
- Развивать любознательность и интерес к истории родного края, ее героям;
- Способствовать развитию логического и творческого мышления;
- Развивать наглядно-действенное мышление, зрительное восприятие, внимание, память, связную речь.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать любовь и уважительное отношение к истории, традициям и обычаям родного края;
- Закреплять заповеди казачества – «Служи верно своему народу, а не вождям», «Погибай, а товарища выручай».
Словарная работа: казак, казачка, станица, курень, сабля, горница, черкеска, шаровары, башлык, зимняя бурка, папаха или кубанка. Повторение пословиц и поговорок.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Устройство хаты казака»; знакомство с предметами быта, обычаями и традициями в «уголке русской избы»; чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, разгадывание загадок; слушание русской народной музыки; организация и проведение русских народных игр («Горелки», «Клубок» и др.)
Материал и оборудование: мультимедиа, иллюстрации элементов одежды казака и казачки.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие» (формирование грамматически правильной речи), Ознакомить детей с героями - казаками.
«Социально-коммуникативное развитие» (развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания).
Предварительная работа: рассматривание с детьми фотографий, репродукций с изображением различных деталей костюма и вооружения казаков, разучивание пословиц и поговорок о военной доблести и славе. Просмотр презентаций о жизни и быте казаков.
Содержание образовательной деятельности
Утро начинается
Вместе мы встречаемся.
Мы друг другу рады
Рады солнцу, рады птицам,
Рады улыбчивым лицам
И всем, кто живёт на этой планете.
«Доброе утро!» скажем все вместе.
Садятся на стулья.
Звучит аудиозапись «Распрягайте, хлопцы, коней…»
Воспитатель: Ребята, вы сейчас услышали прекрасную, веселую песню. Как вы думаете, кто поет эту песню?
Дети: Казаки.
Воспитатель: Ребята, а кто такие казаки и как они жили?
Ответы детей: Казак – это значит вольный человек, удалой.
Воспитатель: За спинами казаков была святая Русь и казаки были ее лучшими защитниками. Они побеждали в любой войне. Ведь вы же знаете, что казаки живут по своим, казачьим заповедям. Какая главная заповедь казака?
Дети: «Люби Россию, ибо она твоя мать».
Воспитатель: А какие вы еще знаете казачьи заповеди?
Ответы детей:
- уважай женщину, мать
- почитай старших
Воспитатель: Да, именно по этим заповедям жили казаки, защищали свою семью, свою землю и свою Родину.
В том, что наша Родина стала огромной и непобедимой, есть огромная заслуга казаков – защитников Родины
- А чтобы защищать свою Родину каким должен быть казак? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, смелость, отвага, чувство товарищества, физическая выносливость, сила, ловкость –все эти качества присущи казакам. А как вы думаете, ребята, в чем секрет смелости, отваги и бесстрашия казаков? (Ответы детей.)
- А как вы считаете, в чем секрет смелости и отваги казаков? (Ответы детей.)
Воспитатель: Секрет в том – как воспитывали казаков на Дону. Мальчики уже с детства готовились к будущей военной службе, а для этого нужно было научиться уверенно скакать на коне, именно поэтому казачонка уже в годик сажали на коня в первый раз! Строго соблюдали казаки законы товарищества – об этом говорится в народных пословицах. Вы их знаете?
Ответы детей:
- Сам погибай, а друга выручай.
- Нет уз святее товарищества.
Воспитатель: Ведь казак - это защитник, воин и очень важно, чтоб тебя не подвел товарищ, именно поэтому казачата с самого детства учились дружить, собирали свою команду, а называлась она как, ребята?
Ответы детей: Ватага.
Воспитатель: С 10 лет мальчики оправлялись в ночное. Ребята, а расскажите, что такое «Ночное?» (Ответы детей). А кого из вас мама отпустила бы в ночное?
Воспитатель: Чем казачата занимались в ночном?
Ответы детей: Пасли коней, играли в игры
Воспитатель: Давайте и мы поиграем в казачью игру, которая называется «Шапка»
Игра «Шапка»
Воспитатель: Казаки, когда не воевали сеяли хлеб, разводили лошадей, коров, гусей, ловили рыбу.
Казаки издавна любили лошадей. Конь для казака – первый друг, товарищ.
С самого раннего детства прививают казаки своим детям любовь к лошадям. Обучают верховой езде, уходу за конем. Выбирают казаки для службы коней, сильных, выносливых, верных. Ведь не зря гласит поговорка – «конь – лучший друг у казака».
Воспитатель: А вы знаете еще поговорки про казака и его коня?
Ответы детей:
• « Конь и в бою не подведет, и из боя раненого казака вывезет!»
• « Казак сам голодный будет, а коня обязательно накормит»,
• Без коня казак – кругом сирота!
• Казак голоден, но конь сыт.
• Казак без коня, что солдат без ружья.
• Казак сам голодает, но коня накормит!
• Конь казаку – отец, да и то отец один раз жизнь дает, а конь казаку сто раз жизнь спасет.
Воспитатель: Ребята, каждый казак должен уметь скакать на коне. А мы с вами тоже сейчас побудем в роли казачат, наездников
Давайте с вами станем в круг и проведем физминутку.
Физминутка:
Кто шагает дружно в ряд, посмотри, посмотри.
(Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)
Это наш лихой отряд, казаки, казаки (Ходьба)
Кто за казаком идет, в поводу, в поводу.
То коня казак ведет под узду, под узду. (На носочках)
Скачет резво конь лихой, с седоком, с седоком,
Охраняя наш покой с казаком, с казаком. (Скачут)
Будем мы с моим конем на границе стоять,
Нашу землю от врагов охранять, охранять.
(Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на иллюстрацию, на которой изображён казачонок.
Мама посмотри отныне я казак, как ни крути,
Шаровары, башлык, папаха, срочно все мне ты купи,
На коня я вскоре сяду, шашкой я смогу махать,
Сапоги мне так же нужно, чтоб в поход я смог попасть.
Мы – Казаки – славны парни, родину свою любя,
Жизнь свою отдать готовы, мы за честь и за дитя.
Воспитатель: какую одежду носили казаки?
Дети: Казаки очень любили наряжаться на праздники. Одежда казака состояла из черкески, шаровар, башлыка, пояса, зимней бурки, папахи или кубанки, сапогов .
Воспитатель: А теперь посмотрите на казачку. Видите, какой красивый костюм.
Девушек казачек нет милее на свете,
Хоть спросите у бывалых,
Хоть ищите в интернете.
Кружева, оборки, ленты;
Вышивка и бисер – вот наш арсенал,
Чтоб казак меня увидев,
Про войну не вспоминал.
Воспитатель: какую же одежду носили казачки?
Дети: Казачки носили наряд, состоящий из кофточки и юбки. Кофта была с длинными рукавами, воротник стойка, присборенная. Юбка была длинная, многослойная с оборками. Наряд украшали лентами, кружевами, вышивкой, бахромой. Головным убором служил платок кружевной или расписной. Обувь: чёрные или красные сапожки с застёжками и на каблучке.
Воспитатель: Я хочу спросить у ребят, папы и дедушки которых отслужили в армии? Как вы думаете, где они получали воинское обмундирование и снаряжение?
Ответы детей: Всё это он получал непосредственно по месту службы. Воспитатель: А раньше казак получал всё необходимое для службы в родительском доме. На войну казака собирала вся родня. Мать сама шила сыну рубаху. Старший брат дарил ремень, фуражку. Остальное снаряжение, коня и шашку сын получал от отца. Ведь конь, как мы уже сказали –лучший друг казака.
Воспитатель: А вы знаете, что казачка, провожая казака на войну, кланялась коню и просила его привести казака домой целым и невредимым, а казаку давала с собой оберег, который должен был хранить его на чужбине. Когда казачка встречала казака с войны, кланялась коню в ноги и благодарила коня, что он привез казака домой.
Ребята, А как вы считаете, почему еще казаки были непобедимы?
Ответы детей: Потому что у них были хорошие командиры
Воспитатель: Кто был самым главным командиром у казаков? И кто мог стать командиром?
Ответы детей: Атаман, его выбирали на казачьем круге.
Воспитатель: Атамана выбирали из самых смелых и достойных казаков.
Ведь не зря в пословицах говориться: «Тот не казак, кто не мечтает стать атаманом», или «Из плохого казака атамана не получится»
Воспитатель: А как вы думаете, какими качествами должен обладать атаман? Давайте, мы поиграем в казачью игру «Фуражка», перебрасывая которую друг другу, мы будем называть те качества, которыми должен обладать казачий атаман.
Игра «Фуражка».
Рефлексия
Игра «Папаху надеваю – на вопросы отвечаю!»
- Как называлось казачье поселение? (Станица)
- Как называется дом, в котором живут казаки? (Курень)
- Из чего строили куреня?
- Чем занимались казаки?
- Назовите одежду казака и казачки.
- Какие элементы одежды казаков вы сегодня рисовали?
Молодцы, ребята-казачата, вы на славу потрудились.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе детей с ОНР «Жизнь, традиции и обычаи Кубанских казаков»
Цели и задачи: Знакомить детей с жизнью, традициями и обычаями казаков, развивать познавательный интерес к истории своего народа, приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважен...
Конспект занятия в подготовительной группе "Знакомство с архитектурой"
Подробный конспект по ознакомлению детей с конструированием...

Конспект НОД в подготовительной группе "Знакомство со свойствами воды"
Использование нетрадиционных методов обученияИспользование технологий исследовательской деятельностиЦель: Совершенствовать представление детей о жидком состоянии воды...

Конспект НОД в подготовительной группе "Знакомство детей с видами изобразительного искусства (живопись, скульптура малых форм и монументальная скульптура)"
В конспекте представлен материал по формированию у детей представление о живописи как виде изобразительного искусства, о том, что скульптура бывает монументальной и малой форм. Основная ц...

Конспект НОД в подготовительной группе «Знакомство детей с народными промыслами и ремеслами»
: Знакомство с народными ремеслами (гончарное) и воспитание интереса и уважения к русским народным обычаям и традициям...
Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство с русским народным костюмом»
Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство с русским народным костюмом»...

Конспект занятия в подготовительной группе по конструированию "Верный друг казака"
Формировать представления детей о том, что жизнь казака без коня невозможна, развивать глазомер, мелкую моторику, воспитывать аккуратность, самостоятельность, любовь к животным....
