Консультация для педагогов «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста»
консультация по окружающему миру

Евтушенко Ольга Александровна

В данном материалы раскрыты рекомендации о развитии познавательного интереса и любознательности у дошкольников, формировнии представлений об окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_1.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:

«Развитие познавательного интереса у детей  дошкольного возраста»

Составитель: воспитатель МДОУ

«Детский сад №8 «Солнышко»

Евтушенко О.А.

.

Заведующая МДОУ

«Детский сад №8 «Солнышко»                                                  О.Н. Бессарабова

                                                   

       Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательной - деятельности  самореализации, к проявлению активности и

творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве. Основной задачей работы педагогов дошкольного учреждения является развитие личности

дошкольника, готовности его к школьному обучению.        

      Проблема развития ребенка, подготовки его к школе, сложна и актуальна, ее развитие неразрывно связано с процессом формирования познавательного интереса у дошкольников.

    Что же мы вкладываем в понятие «познавательный интерес»?

Познавательный интерес – это потребительское отношение человека к миру,

реализуемое  в познавательной деятельности по ознакомлению с окружающим

миром, характеризуемое наличием интереса к поставленной задаче и ее решению, умением мобилизовать свои знания и рационально их использовать в практической деятельности.

Исследования педагогов и психологов показывают, что при наличии интереса познавательная деятельность у детей дошкольного возраста, протекает более интенсивно, плодотворно. Дети меньше утомляются, познание становится увлекательной деятельностью.

Развитие познавательного интереса является первостепенной задачей умственного воспитания дошкольников.

Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое

формируется в социальных условиях, в процессе взаимодействия с окружающим миром и не является изначально присущим человеку от рождения. Также можно сказать, что познавательный интерес – избирательная направленность человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека и его познавательные возможности.

Развитие познавательного интереса – сложный процесс. Он имеет свои направления, закономерности и особенности, которые необходимо знать и

учитывать педагогу в работе с дошкольниками.

В процессе обучения детей дошкольного возраста познавательный интерес

является средством обучения – т. е как средство привлечения внимания к

обучению, активизации мышления детей, как средство, заставляющее ребенка

волноваться, переживать, увлеченно работать. В этом случае можно говорить о занимательности обучения.

Назначение «занимательности обучения» состоит в следующем:

  • первоначальный толчок к познавательному интересу;
  • опора для эмоциональной памяти, средство для запоминания;
  • своеобразная «разрядка» напряженности на занятии, средство
  • переключения эмоций, внимания, мыслей;
  • средство повышения эмоционального тонуса для пассивных детей.

Познавательный интерес выступает и как мотив учебной деятельности. Для

образования мотива в старшем дошкольном возрасте уже недостаточно внешних воздействий (занимательности). Мотивы должны опираться на потребности самой личности: лишь то, что для самой личности представляет необходимость, ценность, занимательность, закрепляется в мотиве. Мотив заставляет ребенка интересоваться тем или иным не только в рамках учебной деятельности, но и за их пределами.

В работе над развитием познавательного интереса детей дошкольного

возраста необходимо учитывать следующие факторы:

  1. создание благоприятного психологического климата в детском саду,

группе;

  1.  обеспечение эмоционального комфорта, педагогической защищенности

каждому ребенку;

  1. стимулирование включение ребенка в деятельность (игровую,

познавательную, личностную, практическую);

  1. включение в познавательную деятельность различные виды восприятия

(зрительные, тактильные, слуховые, вкусовые).

Развитие познавательного интереса у дошкольников возможно при наличии

в дошкольном учреждении (группе) развивающей среды .Дети очень восприимчивы к окружающему и поэтому вся обстановка детского сада (группы) имеет большое развивающее значение. При внешней пассивности окружающие предметы активно воздействует на детей. В процессе взаимодействия с объектами окружающего мира дети узнают о назначении вещей, сравнивают между собой игрушки, обращают внимание на их форму, размер, цвет, материал, пропорции. Нельзя говорить о полноценном развитии ребенка – дошкольника, если его окружающая обстановка примитивна и хаотична, и он не получает от взаимодействия с ней позитивную информацию. С помощью развивающей среды можно изменить активность детей, влиять на их эмоциональное состояние, а можно мешать проявлению фантазии, развитию индивидуальности, отрицательно влиять на взаимоотношения детей друг с другом, на процесс обучения. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы каждый предмет в группе являлся органичной частью развивающего пространства, стимулировал активность детей (игрушки, в том числе полифункциональные, карандаши, бумага…находились в доступных для детей местах). В группе должны быть созданы условия, позволяющие каждому ребенку самостоятельно изменять в соответствии с собственными потребностями окружающее пространство; должны быть выделены зоны для познавательных, сюжетно – ролевых и театрализованных игр, зоны для чтения и наблюдения за живой природой и др.

Предметная среда способствует развитию познавательного интереса

ребенка только в том случае, если он:

  1. увлечен,  изучаемым материалом;
  2.  стремится выполнить разнообразные, особенно сложные задания;
  3. проявляет самостоятельность в подборе средств, способов действий в

достижении результатов;

  1.  обращается к воспитателю с вопросами, характеризующими их

познавательный интерес.

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в большой

мере зависит от воспитателя, поэтому к нему предъявляются особые требования: воспитатель должен быть не только профессионалом, но и развитой личностью. Так, например, К.Д. Ушинский, в свое время отмечал: «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер».

Воспитатель, как личность, состоится в том случае, если он:

  • делает все для того, чтобы укрепить в каждом ребенке веру в свои
  • силы;
  • развивает у них чувство собственного достоинства;
  • развивает творческие силы детей;
  • поощряет их за продвижение;
  • не ослабляет деятельности детей недоверием, негативными оценками;
  • использует приемы, способствующие двигательной энергии.

Если дети любят и доверяют педагогу, то они считают, что она самая

красивая, рисуют себя рядом с ней и делают только так, как она сказала.

Большое значение имеет и профессиональное мастерство педагога, который

должен знать, что до тех пор, пока побудитель деятельности будет исходить от него

(педагога), а не будет опираться на «внутреннюю» среду ребенка, развитие

познавательного интереса будет ситуативным. Только те знания ценны, которые

добыты своим трудом! Педагог не должен давать готовых знаний, образцов,

определений. Он должен:

  1. стимулировать каждого ребенка на их поиск,
  2. создавать проблемные ситуации, в которых ребенок мог бы

использовать свой прошлый опыт,

  1. организовывать поисковую деятельность,
  2.  ставить простейшие опыты,
  3.  формировать умение спрашивать, наблюдать.

Таким образом, показателем познавательного интереса будет, если дети:

  1.  думают (анализируют, обобщают, доказывают);
  2. удивляются, радуются успехам и достижениям, новизне;
  3. внимательны, целеустремленные, настойчивы, проявляют волю;
  4.  фантазируют (предвосхищают, создают новые образы).

Сильнейшим побудителем развития познавательного интереса

дошкольников является внешняя привлекательность наглядного материала,

использование игровых приемов в образовательном процессе:

o внесение дидактической игрушки, сказочного персонажа, игровых

атрибутов;

o коллективных форм выполнения заданий, путешествий, КВН,

конкурсов смекалистых, игр – соревнований, головоломок.

Поддерживают у детей интерес к деятельности:

- художественное слово (сказки, рассказы, стихи, прибаутки, загадки,

пословицы),

-  выражения («Следите за моей мыслью!», «Продолжи мою мысль»,

«Обратитесь к своей – копилке – памяти», «Завяжите узелок на

память»).

В этом случае задача воспитателя не просто познакомить с художественным

произведением, но и обратить внимание, для чего нужны эти знания, где их можно

применить.

Действенным приемом развития познавательного интереса у дошкольников

является умело поставленный вопрос, заставляющий думать, размышлять,

находить. Вопросы можно сгруппировать по цели взаимодействия.

Для развития познания приемлемы следующие вопросы: соотнесите,

перечислите, сформулируйте, назовите, вспомните, опишите;

понимания – расскажите своими словами, опишите, что вы чувствуете,

объясните смысл.

С целью развития способности применять полученные знания: объясните

для чего, откуда это взялось.

Для развития мыслительных процессов: объясните причину, сравните,

расположите по порядку, объясните, как и почему, что произойдет, если, а есть ли

другая причина.

Для анализа деятельности: приятно ли тебе было работать, интересно ли

тебе было работать, а вы хотите узнать, понравилось ли (мне, герою, персонажу) с

вами заниматься, что вы думаете о…

Для осуществления полноценного развития познавательного интереса у

дошкольников необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи.

Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть

времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим

решающее влияние на развитие личности дошкольника. Поэтому принцип

сотрудничества с семьей необходимо рассматривать в двух направлениях:

1. Вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс

дошкольного учреждения.

Для решения задач данного направления в детском саду можно использовать

следующие формы работы:

- организация выставок, конкурсов совместного творчества детей и

родителей;

-  семейные праздники и развлечения, проводимые в группе за

самоваром и домашней выпечкой;

- оформление уголков для родителей, где родители могут получить

информацию об особенностях развития ребенка;

- совместный труд родителей, детей, воспитателей.

2. Повышение педагогической культуры родителей.

С этой целью в детском саду можно провести:

a) родительские собрания, на которых воспитатели подбирают темы интересные, и полезные для родителей;

б) консультации, семинары – практикумы, игровые тренинги, где мамы и

папы могут поделиться своими проблемами, достижениями в развитии

ребенка, ощутить себя на месте ребенка в процессе специально организованных игр.

    Таким образом, комплексная работа по развитию познавательного интереса у дошкольников способствует качественной подготовке их к школе, формированию умения использовать свои знания в жизни. Такие дети способны к нестандартному,  творческому решению поставленных задач, они востребованы в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Развитие познавательного интереса, через использование дидактических игр с развивающим материалом»

Консультация для педагогов «Развитие познавательного интереса, через использование дидактических игр с развивающим материалом»  В настоящее время, с учетом введения федерального государствен...

Мастер-класс для педагогов. "Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности"

Мастер -класс направлен на развитие творчества и профессиональной активности педагогов в овладении технологией проектирования....

Консультация для педагогов «Развитие познавательного интереса, через использование дидактических игр с развивающим материалом»

Консультация для педагогов «Развитие познавательного интереса, через использование дидактических игр с развивающим материалом»...

Консультация для педагогов «Развитие познавательного интереса детей раннего возраста через экспериментирование.»

Консультация для педагогов  «Развитие познавательного интереса детей раннего возраста через экспериментирование.»...

Мастер-класс для педагогов «Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»

Мастер-класс для педагогов«Развитие познавательных интересовдетей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»      Выполнила: Максимченко Е....

Консультация для педагогов "Развитие познавательного интереса у детей с помощью коллекционирования".

Для формирования познавательной активности старших дошкольников это направление представляет большой интерес. Ведь устойчивый познавательный интерес — признак готовности ребенка к школьному обуч...

Консультация для педагогов «Развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста в процессе изучения ПДД"

Обеспечение безопасности на дорогах становится важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов – ...