Консультация для педагогов «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста»
консультация по окружающему миру
В данном материалы раскрыты рекомендации о развитии познавательного интереса и любознательности у дошкольников, формировнии представлений об окружающем мире.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей на тему:
«Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста»
Составитель: воспитатель МДОУ
«Детский сад №8 «Солнышко»
Евтушенко О.А.
.
Заведующая МДОУ
«Детский сад №8 «Солнышко» О.Н. Бессарабова
Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательной - деятельности самореализации, к проявлению активности и
творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве. Основной задачей работы педагогов дошкольного учреждения является развитие личности
дошкольника, готовности его к школьному обучению.
Проблема развития ребенка, подготовки его к школе, сложна и актуальна, ее развитие неразрывно связано с процессом формирования познавательного интереса у дошкольников.
Что же мы вкладываем в понятие «познавательный интерес»?
Познавательный интерес – это потребительское отношение человека к миру,
реализуемое в познавательной деятельности по ознакомлению с окружающим
миром, характеризуемое наличием интереса к поставленной задаче и ее решению, умением мобилизовать свои знания и рационально их использовать в практической деятельности.
Исследования педагогов и психологов показывают, что при наличии интереса познавательная деятельность у детей дошкольного возраста, протекает более интенсивно, плодотворно. Дети меньше утомляются, познание становится увлекательной деятельностью.
Развитие познавательного интереса является первостепенной задачей умственного воспитания дошкольников.
Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое
формируется в социальных условиях, в процессе взаимодействия с окружающим миром и не является изначально присущим человеку от рождения. Также можно сказать, что познавательный интерес – избирательная направленность человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека и его познавательные возможности.
Развитие познавательного интереса – сложный процесс. Он имеет свои направления, закономерности и особенности, которые необходимо знать и
учитывать педагогу в работе с дошкольниками.
В процессе обучения детей дошкольного возраста познавательный интерес
является средством обучения – т. е как средство привлечения внимания к
обучению, активизации мышления детей, как средство, заставляющее ребенка
волноваться, переживать, увлеченно работать. В этом случае можно говорить о занимательности обучения.
Назначение «занимательности обучения» состоит в следующем:
- первоначальный толчок к познавательному интересу;
- опора для эмоциональной памяти, средство для запоминания;
- своеобразная «разрядка» напряженности на занятии, средство
- переключения эмоций, внимания, мыслей;
- средство повышения эмоционального тонуса для пассивных детей.
Познавательный интерес выступает и как мотив учебной деятельности. Для
образования мотива в старшем дошкольном возрасте уже недостаточно внешних воздействий (занимательности). Мотивы должны опираться на потребности самой личности: лишь то, что для самой личности представляет необходимость, ценность, занимательность, закрепляется в мотиве. Мотив заставляет ребенка интересоваться тем или иным не только в рамках учебной деятельности, но и за их пределами.
В работе над развитием познавательного интереса детей дошкольного
возраста необходимо учитывать следующие факторы:
- создание благоприятного психологического климата в детском саду,
группе;
- обеспечение эмоционального комфорта, педагогической защищенности
каждому ребенку;
- стимулирование включение ребенка в деятельность (игровую,
познавательную, личностную, практическую);
- включение в познавательную деятельность различные виды восприятия
(зрительные, тактильные, слуховые, вкусовые).
Развитие познавательного интереса у дошкольников возможно при наличии
в дошкольном учреждении (группе) развивающей среды .Дети очень восприимчивы к окружающему и поэтому вся обстановка детского сада (группы) имеет большое развивающее значение. При внешней пассивности окружающие предметы активно воздействует на детей. В процессе взаимодействия с объектами окружающего мира дети узнают о назначении вещей, сравнивают между собой игрушки, обращают внимание на их форму, размер, цвет, материал, пропорции. Нельзя говорить о полноценном развитии ребенка – дошкольника, если его окружающая обстановка примитивна и хаотична, и он не получает от взаимодействия с ней позитивную информацию. С помощью развивающей среды можно изменить активность детей, влиять на их эмоциональное состояние, а можно мешать проявлению фантазии, развитию индивидуальности, отрицательно влиять на взаимоотношения детей друг с другом, на процесс обучения. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы каждый предмет в группе являлся органичной частью развивающего пространства, стимулировал активность детей (игрушки, в том числе полифункциональные, карандаши, бумага…находились в доступных для детей местах). В группе должны быть созданы условия, позволяющие каждому ребенку самостоятельно изменять в соответствии с собственными потребностями окружающее пространство; должны быть выделены зоны для познавательных, сюжетно – ролевых и театрализованных игр, зоны для чтения и наблюдения за живой природой и др.
Предметная среда способствует развитию познавательного интереса
ребенка только в том случае, если он:
- увлечен, изучаемым материалом;
- стремится выполнить разнообразные, особенно сложные задания;
- проявляет самостоятельность в подборе средств, способов действий в
достижении результатов;
- обращается к воспитателю с вопросами, характеризующими их
познавательный интерес.
Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в большой
мере зависит от воспитателя, поэтому к нему предъявляются особые требования: воспитатель должен быть не только профессионалом, но и развитой личностью. Так, например, К.Д. Ушинский, в свое время отмечал: «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер».
Воспитатель, как личность, состоится в том случае, если он:
- делает все для того, чтобы укрепить в каждом ребенке веру в свои
- силы;
- развивает у них чувство собственного достоинства;
- развивает творческие силы детей;
- поощряет их за продвижение;
- не ослабляет деятельности детей недоверием, негативными оценками;
- использует приемы, способствующие двигательной энергии.
Если дети любят и доверяют педагогу, то они считают, что она самая
красивая, рисуют себя рядом с ней и делают только так, как она сказала.
Большое значение имеет и профессиональное мастерство педагога, который
должен знать, что до тех пор, пока побудитель деятельности будет исходить от него
(педагога), а не будет опираться на «внутреннюю» среду ребенка, развитие
познавательного интереса будет ситуативным. Только те знания ценны, которые
добыты своим трудом! Педагог не должен давать готовых знаний, образцов,
определений. Он должен:
- стимулировать каждого ребенка на их поиск,
- создавать проблемные ситуации, в которых ребенок мог бы
использовать свой прошлый опыт,
- организовывать поисковую деятельность,
- ставить простейшие опыты,
- формировать умение спрашивать, наблюдать.
Таким образом, показателем познавательного интереса будет, если дети:
- думают (анализируют, обобщают, доказывают);
- удивляются, радуются успехам и достижениям, новизне;
- внимательны, целеустремленные, настойчивы, проявляют волю;
- фантазируют (предвосхищают, создают новые образы).
Сильнейшим побудителем развития познавательного интереса
дошкольников является внешняя привлекательность наглядного материала,
использование игровых приемов в образовательном процессе:
o внесение дидактической игрушки, сказочного персонажа, игровых
атрибутов;
o коллективных форм выполнения заданий, путешествий, КВН,
конкурсов смекалистых, игр – соревнований, головоломок.
Поддерживают у детей интерес к деятельности:
- художественное слово (сказки, рассказы, стихи, прибаутки, загадки,
пословицы),
- выражения («Следите за моей мыслью!», «Продолжи мою мысль»,
«Обратитесь к своей – копилке – памяти», «Завяжите узелок на
память»).
В этом случае задача воспитателя не просто познакомить с художественным
произведением, но и обратить внимание, для чего нужны эти знания, где их можно
применить.
Действенным приемом развития познавательного интереса у дошкольников
является умело поставленный вопрос, заставляющий думать, размышлять,
находить. Вопросы можно сгруппировать по цели взаимодействия.
Для развития познания приемлемы следующие вопросы: соотнесите,
перечислите, сформулируйте, назовите, вспомните, опишите;
понимания – расскажите своими словами, опишите, что вы чувствуете,
объясните смысл.
С целью развития способности применять полученные знания: объясните
для чего, откуда это взялось.
Для развития мыслительных процессов: объясните причину, сравните,
расположите по порядку, объясните, как и почему, что произойдет, если, а есть ли
другая причина.
Для анализа деятельности: приятно ли тебе было работать, интересно ли
тебе было работать, а вы хотите узнать, понравилось ли (мне, герою, персонажу) с
вами заниматься, что вы думаете о…
Для осуществления полноценного развития познавательного интереса у
дошкольников необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи.
Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть
времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим
решающее влияние на развитие личности дошкольника. Поэтому принцип
сотрудничества с семьей необходимо рассматривать в двух направлениях:
1. Вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс
дошкольного учреждения.
Для решения задач данного направления в детском саду можно использовать
следующие формы работы:
- организация выставок, конкурсов совместного творчества детей и
родителей;
- семейные праздники и развлечения, проводимые в группе за
самоваром и домашней выпечкой;
- оформление уголков для родителей, где родители могут получить
информацию об особенностях развития ребенка;
- совместный труд родителей, детей, воспитателей.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
С этой целью в детском саду можно провести:
a) родительские собрания, на которых воспитатели подбирают темы интересные, и полезные для родителей;
б) консультации, семинары – практикумы, игровые тренинги, где мамы и
папы могут поделиться своими проблемами, достижениями в развитии
ребенка, ощутить себя на месте ребенка в процессе специально организованных игр.
Таким образом, комплексная работа по развитию познавательного интереса у дошкольников способствует качественной подготовке их к школе, формированию умения использовать свои знания в жизни. Такие дети способны к нестандартному, творческому решению поставленных задач, они востребованы в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Развитие познавательного интереса, через использование дидактических игр с развивающим материалом»
Консультация для педагогов «Развитие познавательного интереса, через использование дидактических игр с развивающим материалом» В настоящее время, с учетом введения федерального государствен...

Мастер-класс для педагогов. "Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности"
Мастер -класс направлен на развитие творчества и профессиональной активности педагогов в овладении технологией проектирования....

Консультация для педагогов «Развитие познавательного интереса, через использование дидактических игр с развивающим материалом»
Консультация для педагогов «Развитие познавательного интереса, через использование дидактических игр с развивающим материалом»...

Консультация для педагогов «Развитие познавательного интереса детей раннего возраста через экспериментирование.»
Консультация для педагогов «Развитие познавательного интереса детей раннего возраста через экспериментирование.»...

Мастер-класс для педагогов «Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
Мастер-класс для педагогов«Развитие познавательных интересовдетей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности» Выполнила: Максимченко Е....

Консультация для педагогов "Развитие познавательного интереса у детей с помощью коллекционирования".
Для формирования познавательной активности старших дошкольников это направление представляет большой интерес. Ведь устойчивый познавательный интерес — признак готовности ребенка к школьному обуч...

Консультация для педагогов «Развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста в процессе изучения ПДД"
Обеспечение безопасности на дорогах становится важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов – ...
