опыт работы " Метеостанция"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Опыт работы воспитателя средней группы
Невейкиной Татьяны Александровны
«Метеостанция в ДОУ как средство повышения познавательной активности детей дошкольного возраста. Знакомство с профессией метеоролог»
Введение
«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
К.Е.Тимирязев
Порой нам, взрослым, так интересно наблюдать за изменениями погоды, смотреть, как изменяется небо перед дождем, чувствовать, как усиливается при этом ветер и как наконец-то падает первая дождинка. А теперь представьте, как радуются этим изменениям дети. Ведь, все они по своей натуре и в силу своих возрастных особенностей очень любопытные, тянутся к новым познаниям. Наблюдения доставляют детям много всевозможных эмоций и ярких впечатлений.
Углубленно работая над организацией познавательно- исследовательской деятельности с детьми, я столкнулась с проблемой: недостаточно условий для практической организации наблюдений за явлениями погоды и климатическими условиями с использованием измерительных приборов.
Поэтому я поставила перед собой цель:
Обогащение развивающей предметно - пространственной среды для организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, развития познавательной активности и формирования у дошкольников элементарных представлений о природе, погодных условиях, о профессии метеоролога и ее значении в жизни человека.
Задачи:
- Организовать с детьми возраста работу на метеоплощадке для систематических наблюдений за погодой;
- Познакомить с профессией метеоролога;
- формировать представления о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира;
- познакомить детей с приборами: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами;
- формировать представления о четырех частях света;
- познакомить детей с назначением метеорологической станции, метеобудкойи ее содержимым.
Именно поэтому я решила создать на прогулочном участке детского сада небольшую метеостанцию. Передо мной стал выбор: установить метеостанцию самостоятельно, а потом познакомить с ней детей, или в процесс установки вовлечь как детей, так и их родителей, сделав это частью совместного практического занятия? Мы решили выбрать второй путь, который способствовал бы не только сплочению сообщества взрослых и детей, но и максимальной заинтересованности всех участников образовательного процесса.
Практическая часть
Чтобы изучать состояние погоды и наблюдать за сезонными изменениями в природе, мы самостоятельно изготовили приборы, а также установили специальные измерительные приборы Затем данные приборов мы заносим в календарь природы и дневник наблюдения.
Детская метеостанция должна быть выполнена компактно и позволять детям в доступной форме, самостоятельно или при помощи воспитателя вести наблюдение за изменением параметров погоды, а также быть расположена таким образом, чтобы дети могли наглядно наблюдать и оценивать изменения внешнего вида окружающих площадку объектов экологической тропинки в зависимости от времени года. У нас это получилось!
Для этого нам понадобились следующие предметы и оборудование:
- Метеобудка;
- флюгер;
- стенд для наблюдений;
- дождемер(осадкомер);
- ветряной рукав;
- термометр;
- солнечные часы;
- кормушки;
- вертушки.
Пожалуй, все приборы не трудно найти в магазинах, но мы совместно с родителями смастерили их сами. Эти предметы прикрепили к специальным ранее сделанным шестам и вставили в землю.
После установки метеобудки, мы разместили в ней измерительные приборы и предметы для проведения наблюдений (термометры, компас, мерные стаканчики, шишки и т.д.).
С помощью флюгераи его вращающейся стрелки по опорной оси мы наблюдаем за направлением ветра. А благодаря указателю сторон света, можно узнать, в каком направлении дует ветер.
Используя в своей метеостанции специальный дождемер имеющий определенную емкость с измерительной шкалой, мы измеряем количество осадков.
Установили снегомер для наблюдений за снежным покровом ,измерения его высоты. Рейка изготовлена из гладкого прямого бруска, сухого дерева длиной 140 см, шириной 6см и толщиной 2 см. Окрашена (белой) масляной краской и на лицевой стороне имеет шкалу в сантиметрах.
Ветряной рукав–это метеорологический прибор для определения силы ветра... Ветряной рукав помогает ребятам разобраться и точно определять стороны света, силу ветра и скорость. Чтобы интереснее было наблюдать за «живым» рукавом, мы сделали его ярким!
А вот компас научил нас ориентироваться на местности и также определять, где находятся север, юг, запад и восток.
Определить время помогают солнечные часы.
Рамка (ловец) - определитель типов облаков, а еще ее называют ловитель облачков Ребенок берет рамку, поднимает ее вверх и смотрит в отверстие на небо (на определенный объект). Воспитатель помогает ребенку определить тип облака (вид растения, насекомого, животного и т.д.).
А вот всевозможные вертушки, ветрячки станут не только полезным прибором для определения направления ветра и его силы, но и повеселят ребят. Ведь главное в этом процессе обучать детей не в строгой атмосфере, а использовать нотки юмора и веселья, получить позитивный настрой. Тогда и процесс обучения будет легким, интересным и увлекательным!
А вот всевозможные вертушки, ветрячки станут не только полезным прибором для определения направления ветра и его силы, но и повеселят ребят. Ведь главное в этом процессе обучать детей не в строгой атмосфере, а использовать нотки юмора и веселья, получить позитивный настрой. Тогда и процесс обучения будет легким, интересным и увлекательным!
Кормушки нужны для того, чтобы наблюдать за птичками, изучать и подкармливать, бережно и заботливо относиться к ним.
Важно все приборы разместить в определѐнной последовательности и придать им красивое оформление. Тогда дети будут с большим удовольствием наблюдать за природой,активно познавать окружающий мир.
Итак, новым элементом развивающей предметно-пространственной среды на нашем прогулочном участке стала «метеостанция» - комплекс различных приборов, измеряющих погодные условия, с помощью которых можно сделать небольшие прогнозы погоды на ближайшее время (сутки, неделю, месяц).
Метеостанцию я использую для проведения занятий по познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности, для закрепления у детей представлений о временах года, природных явлениях, погодных условиях, экологических проблемах, о профессии метеоролога. Наличие метеостанции позволяет дошкольникам не только весело, но и познавательно проводить время во время прогулки, расширять кругозор, учиться быть внимательным, анализировать происходящие процессы и делать небольшие прогнозы.
Мной еще был создан «Метеосундучок» я его создала создали для компактного хранения дидактического материала, удобства и мобильности использования всеми педагогами нашего детского сада. Он компактен, вместителен, удобен в использовании, им с легкостью могут воспользоваться воспитатели других групп для проведения занятий на метеостанции.
а также он содержит дополнительное оборудование, необходимое для организации работы на метеостанции: магниты, мелки, магнитные стрелки, линейки, цветные карандаши.
Метеостанция обеспечила возможность проведения детьми практических познавательно-исследовательских опытов и экспериментов, систематических наблюдений за погодой, сезонными явлениями в окружающей среде. Дети получают возможность ближе познакомиться с профессией метеоролога, научиться самостоятельно наблюдать за погодой с помощью специального оборудования, и даже делать небольшие прогнозы. В ходе наблюдений, экспериментов и экскурсий дети приобретают ценный опыт, примеряя на себя роль взрослых, ученых, труд которых важен для других людей.
6
7
8
9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы Тема: Предметное рисование как средство развития изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста. Опыт работы
Материал по 1 - 2 младшей группе....

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"
В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...
Опыт работы по познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ по теме ""Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе работы на метеостанции "
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3...
Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ
Наш детский сад расположен в микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...

Организация работы метеостанции в дошкольном учреждении
В статье представлен материал по организации работы метеостанции в дошкольном учреждении, об оборудовании, сделанном своими руками из бросового материала....

ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр в рамках реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» Опыт работы по Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидакти
Условия возникновения и становления педагогического опытаМама, семья, Родина, Отечество… для Патриота это не просто слова, в них сущность таких социальных чувств, которые двигают им не только н...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ
Детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, особое внимание уделяем обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах. Целью работы является...