Проект на тему "Птицы наши друзья" в старшей группе
проект по окружающему миру (старшая группа)
В наш не простой век, когда вопросы экологии значимы, как не когда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
на тему "Птицы наши друзья"
в старшей группе
Вид проекта: познавательно – исследовательский проект.
Продолжительность: октябрь – январь.
Участники: воспитатели, родители и дети старшей группы.
Актуальность: в наш не простой век, когда вопросы экологии значимы, как не когда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. В ходе образовательно - воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, мы решили реализовать проект «Птицы - наши друзья»! Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.
Проблема: можем ли мы помочь птицам в зимнее время года?
Участники: воспитатели, родители и дети старшей группы.
Срок реализации проекта: среднесрочный (октябрь-январь).
Вид проекта: познавательно - исследовательский.
Методы работы: беседы, подборка литературы, интернет, презентация.
Форма работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.
Планируемый результат:
-изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширятся знания о друзьях наших меньших, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Они научатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Мир птиц станет неотъемлемой частью мира каждого человека.
-дети научаться относиться к себе, как к части природы, практическим действиям по охране природы.
-разовьются умственные способности детей, которые проявятся в умении анализировать, делать выводы.
-дети научатся контролировать свои поступки, научатся ухаживать за птицами.
Цель: расширение знаний детей о птицах родного края, их образе жизни, и поведении, а также воспитать бережное отношение к пернатым друзьям.
Задачи:
-провести наблюдения за птицами нашего района осенью и зимой;
-развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за повадками птиц;
-выяснить, почему некоторые птицы улетают в тёплые края, а остальные остаются зимовать вместе снами;
-вызвать желание помочь крылатым друзьям в зимнее время года;
научить детей правильно подкармливать птиц;
-воспитывать заботливое и бережное отношение к пернатым друзьям.
Планируемый результат:
Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширятся знания о друзьях наших меньших, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Они научатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Мир птиц станет неотъемлемой частью мира каждого человека.
Дети научаться относиться к себе как к части природы, практическим действиям по охране природы. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы.
Дети научатся контролировать свои поступки, научатся ухаживать за птицами.
Этапы реализации проекта «Птицы – наши друзья!»
1. Подготовительный этап (октябрь).
-изучили познавательную, художественную и методическую литературу, статьи в журналах «Юный натуралист»;
-подготовили оборудование для реализации данного проекта;
- сделали подборку игр для детей старшего дошкольного возраста;
-приготовили оборудование для оформления экологической газеты о птицах нашего края;
-сделали опорные карточки с изображением птиц;
-разработали цикл наблюдений за птицами нашего края;
-подобрали серию мультфильмов о птицах.
Работа с родителями:
-сбор материала о птицах родного края для детей старшей группы;
-привлечение родителей к помощи в поиске необходимой детям информации (сообщения о птицах);
- «Домашняя мастерская слова» (стихи, рассказы, сказки о природе).
2. Основной этап (ноябрь - февраль).
Работа с детьми велась по областям:
Познавательное развитие:
беседы с детьми: птицы, какие они? Зимующие и перелетные птицы. Учитесь жалеть и беречь. Разрешение проблемных ситуаций: Что бы вы сделали, если бы увидели. «Кто весной к нам прилетел?»
НОД: Познание «Перелётные птицы», «Зимующие птицы».
чтение: рассказа К.Д. Ушинского «Ласточка», Чтение сказки В. Даля «Ворона», Стихи: Александрова А. «Скворцы», А.Яшин «Покормите птиц зимой», В. Берестов «Птицы», Разучивание поговорок: «Всякая птица своим пером гордится», «У каждой пташки свои замашки», Вечер загадок и отгадок «Почтальон Печкин спешит к нам в гости»;
просмотр презентаций: "Зимующие птицы";
просмотр мультфильмов «Уроки тетушки совы".
рассматривание иллюстраций с изображением птиц нашего края;
наблюдения за птицами в осеннее и зимнее время года;
экспериментирования: Что дальше улетит? В воде купался - сух остался.
Социально-коммуникативное развитие:
Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Что за птица?», «Раздели птиц на перелетных и зимующих», «Лишняя картинка», «Угадай по описанию», «Кто, где зимует?», «Составь картинку из частей».
Пальчиковые игры: «Воробьи», «Птички», «Веселое путешествие», «Птенчики в гнезде».
Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Воробышки и автомобиль», «Лиса и куры», «Не боимся мы кота», «Перелёт птиц», «Найди свой домик».
Акция "Покормите птиц зимой".
Художественно-эстетическое развитие: аппликация, лепка, рисование: «Домик для скворца»», «Птицы на кормушке», «Птенчики в гнезде», «Снегири на ветках», «Учимся лепить птиц», конструирование на тему «Птица».
Речевое развитие:
"Описание перелётных птиц», «Описание зимующих птиц»; заучивание загадок, стихотворений о птицах.
Работа с родителями:
- консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц»;
индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели;
- домашнее задание: «Зимующие птицы», подборка книг, журналов о птицах, оформление рисунков и поделок «Птицы!».
Защита сообщений детьми о птицах
- Заключительный этап.
- Презентация «Птицы нашего района»;
- Проведение итогового мероприятия КВН «Птицы наши друзья"
В реализации проектной деятельности:
1. По результатам диагностики было видно знания детей о птицах расширились.
2. Дети научились отличать перелётных птиц от зимующих.
3. На протяжении реализации проекта «Птицы – наши друзья» у детей развивалась связная речь.
4. Дети научились правильно подкармливать птиц.
5. У многих детей появилось заботливое отношение к птицам (дети каждый день, собираясь на прогулку, напоминали взять корм и покормить птиц).
6. Повысился у детей познавательный интерес.
Список литературы
1. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
2. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».
3. Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.
4. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008.
5. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
КВН на тему "Птицы наши друзья"
Цель:
Задачи:
- Уточнить представление детей о перелетных птицах.
- Развивать у детей умение устанавливать причинно - следственные связи различного характера.
- Продолжать активизировать познавательные способности детей.
- Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, интерес к жизни птиц.
Материал:
Аудиозапись «Голоса птиц», кроссворды, картинки грача и ласточки, фигура - силуэт журавля, фломастеры, танграмы, кроссворд, бейджики с изображением снегиря и ласточки.
Ход игры
Ведущий: Мир природы полон загадок и тайн. И сегодня попытаемся разгадать некоторые загадки и тайны о перелетных птицах. Мы проведем конкурс между командами «Ласточка» и «Снегири».
Поможет нам в этом наше жюри.
Правила игры: Я буду задавать вам вопросы, на вопросы нужно давать четкие, полные и правильные ответы. Если какая-то команда не знает ответа, ей помогает команда соперников. Каждый правильный ответ, заработанное очко.
Жюри будет учитывать все ваши ответы и в конце каждого конкурса подводить итоги.
Очень хочется друзья пожелать удачи!
И победы пожелать.
Друг от друга не отстать,
Ну а как иначе?
Команды готовы?
И им сейчас даем мы слово.
Приветствие команд:
Ласточка: Мы стремимся к победе ума.
Снегири: То, что мы сегодня здесь – всему виною интерес.
Конкурс «Домашнее задание капитанов»
Рассказ - описание снегиря(ласточки) по плану:
- Внешний вид.
- Жилище.
- Детеныши.
- Чем питается?
- Какую приносит пользу?
Конкурс «Блиц – турнир»
Вопрос – ответ
I. 1. Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать? (Зимующие.)
2. Как называют птиц, которые улетают в теплые края осенью, а весной возвращаются? (Перелетные.)
II. 1. Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов? (Кукушка.)
2. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник.)
III. 1. Какая птица может передвигаться по стволу дерева вниз головой? (Поползень.)
2. Какую птицу называют лесным доктором? (Дятла.)
IV. 1. Какие птицы зимой выводят птенцов? (Клесты.)
2. Назови самую маленькую птицу? (Колибри)
V. 1. Какие птицы селятся на крышах домов и по поверью приносят людям счастья? (Аисты.)
2. Почему птицы не клюют божью коровку? (Выделяет едкую пахучую жидкость.)
VI. 1. Какие птицы не летают? (Пингвины, страусы из-за своего веса.)
2. Назови птиц, которые хорошие пловцы и ныряльщики? (Пингвины.)
VII. 1. Какие птицы с наступлением весны улетают на север? (Снегири, свиристели.)
2. Каких птиц называют «вестниками весны» (Грачей.)
VIII. I. Какая птица живет дольше всех? (Ворона - 120 лет.)
2. Какие птицы едят грибы? (Глухари.)
IX. I. Назовите какая птица раньше всех нас покидает и позже всех прилетает? (Ласточка.)
2. Как по клюву отличить молодого грача от старого? (У взрослого грача основание клюва белое, а у молодого черное.)
X. 1. Какие птицы летят вереницей? (Утки.)
2. Какие птицы летят клином? (Журавли.)
XI. 1. Какую птицу зовут лучшим певцом? (Соловья.)
2. Какие птицы перелетают в одиночку? (Кукушка.)
Конкурс «Народные приметы»
Ведущий: Объясните народные приметы
1. Ласточки летают низко - быть дождю.
2. Увидел грача - весну встречай.
Игра со зрителями «Нелепицы»
Ведущий: Послушайте предложения. Расскажите, чего не бывает? А как должно быть на самом деле.
Вопросы:
1. Птенцы высиживают яйца.
2. Дети сделали для аистов скворечники.
3. Тело птицы покрыто шерстью.
4. Скворец живет в будке.
5. Птенцы строят гнезда.
6. Кукушка выводит птенцов.
Конкурс «Голоса птиц»
Ведущий: Птицы во все времена, удивляли людей своей красотой, изяществом, пением. Сейчас мы послушаем голоса птиц. Догадайтесь, какие птицы поют?
Аудиозапись «Голоса птиц».
Ведущий: Голоса, каких птиц вы узнали?
Конкурс «Реши кроссворд (прилагается).
Ведущая: Узнайте изображенных птиц на рисунках и впишите в пустые клетки (аист, иволга, гуси, жаворонок).
Конкурс «Собери Танграм»
Ведущий предлагает каждому участнику команд выложить силуэт журавля из геометрических фигур. (образец предлагается).
Конкурс «Словесная перепалка»
Команды загадывают по очереди друг другу загадки о перелетных птицах.
Жюри подводит итог.
Участников игры награждают грамотами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в области "Познание" (экология) "Птицы - наши друзья" старшая группа
Разработка итогового конспекта НОД в области "Познание" (экология)...
"Птицы-наши друзья" (старшая группа)
"Птицы-наши друзья" (старшая группа)...

"Птицы - наши друзья" старшая группа (презентация) - 2016 г.
Ознакомление детей с окружающим миром "Зимующие птицы"...

Проект «Птицы – наши друзья» (старшая группа, краткосрочный, творческий).
Цель: пополнение и обогащение знаний детей по теме: «Птицы».Задачи:Расширять знания детей о зимующих и перелетных птицах;Расширить представление о внешнем виде птиц;Формировать навыки...

Проект "Комнатные растения - наши друзья " (средняя группа)
Дать детям знания о комнатных растениях, правилах ухода за ними, их значении в жизни человека, о роли человека для растения....

Проект "Зимующие птицы - наши друзья " в группе общеразвивающей направленности для детей от4-5 лет
Помочь детям осознать все трудности зимней жизни птиц, помочь птицам выжить зимой, подружиться с ними.Вид:1. по составу участников - групповой;2. по целевой установке - информационно - ...
Проект "Птицы наши друзья" старшая группа
Помочь дошкольникам узнать больше о природе. Формировать у детей обобщенное представление о птицах как о живых существах живущих на земле, на воде и тд....
