Проект по экологическому воспитанию «Мусор убирай - природе помогай!»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Актуальность проблемы

    Дошкольное детство – драгоценная пора, время зарождения экологического сознания. Именно в эти годы ребенок осознает свою связь с миром природы, учится любить и беречь все живое, формирует фундамент нравственных и экологических ценностей, которые пронесет через всю жизнь.

    Экологическая тревога современности заставляет нас, педагогов, искать новые, действенные способы воспитания бережного отношения к природе. И экологический проект, словно ниточка Ариадны, ведет нас из стен детского сада в реальный мир, где кипит жизнь и решаются важные социальные задачи.

    Каждый день, выходя на прогулку, наши дошкольники, словно маленькие санитары, очищают территорию своего участка. И каждый раз в их глазах читается вопрос: откуда берется этот нескончаемый поток мусора? Куда он исчезает? Эти детские вопросы, полные искренней тревоги, и стали отправной точкой для нашего проекта "Мусор убери – природе жизнь подари!", цель которого – не только ответить на вопросы, но и внести свой вклад в решение "мусорной" головоломки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_musor_ubiray_-_prirode_pomogay.docx31.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Ласточка»

«Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников»

Проект по экологическому воспитанию

«Мусор убирай - природе помогай!»

Автор проекта: воспитатель Гизатулина Галия Сулеймановна



с.Кыштовка

2025год


«Мусор убирай - природе помогай!»

Тип проекта: информационно - исследовательский

Участники проекта: дети - педагоги - родители

По количеству участников: коллективный.

По продолжительности реализации проекта: краткосрочный.

Проблема: охрана природы, попытка решить «мусорную проблему»

Гипотеза: если бытовой мусор сортировать на группы, то каждую из них можно перерабатывать для повторного использования без вреда для окружающей среды. А может быть мусору можно дать «вторую жизньАктуальность проблемы

Дошкольное детство – драгоценная пора, время зарождения экологического сознания. Именно в эти годы ребенок осознает свою связь с миром природы, учится любить и беречь все живое, формирует фундамент нравственных и экологических ценностей, которые пронесет через всю жизнь.

Экологическая тревога современности заставляет нас, педагогов, искать новые, действенные способы воспитания бережного отношения к природе. И экологический проект, словно ниточка Ариадны, ведет нас из стен детского сада в реальный мир, где кипит жизнь и решаются важные социальные задачи.

Каждый день, выходя на прогулку, наши дошкольники, словно маленькие санитары, очищают территорию своего участка. И каждый раз в их глазах читается вопрос: откуда берется этот нескончаемый поток мусора? Куда он исчезает? Эти детские вопросы, полные искренней тревоги, и стали отправной точкой для нашего проекта "Мусор убери – природе жизнь подари!", цель которого – не только ответить на вопросы, но и внести свой вклад в решение "мусорной" головоломки.

Цель: Создание условий для формирования у детей знаний о разнообразных видах деятельности по защите природы в процессе углубления и расширения знаний о бытовых отходах и их свойствах, экологической культуре и бережном отношении к природе.

Задачи: Формировать представление детей о видах бытовых отходов и их свойствах,об опасности бытовых отходов в жизни человека и живых организмов.

Уточнить представления у детей об основных источниках загрязнения земли, воды, воздуха, его последствиях.

Развивать творческие способности и самостоятельность у воспитанников.

Воспитывать экологическую культуру.

Привлекать родителей к посильному участию в деле экологического воспитания детей.

Этапы реализации проекта

этап – подготовительный

Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.

Сбор литературных источников, изучение опыта других образовательных учреждений, составление теоретической концепции;

Составление перспективного плана деятельности по проекту «Мусор убирай - природе помогай!» по формированию экологического образования;

Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта;

этап - организационный

Задача этапа: создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме;

Провести блок детской деятельности экологической направленности по изучению свойств и качеств материалов: пластик, металл, бумага, резина.

Познакомить детей с проблемой загрязнения окружающей среды бытовым мусором;

Формировать навыки экологически грамотного поведения подрастающего поколения.

Разработать консультацию и газету для родителей «Прикоснись к природе сердцем»;

Подготовка родителей к работе;

этап – практическая деятельность

Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала основы экологического образования через проведение следующих форм деятельности:

анкетирование родителей

наблюдения и экологические экскурсии по улицам посёлка, вблизи детского сада;

детская деятельность «Новая жизнь ненужных вещей»

поделки из природного материала.

выпуск экологический газеты;

тематический день «Волшебная экология души»;

экологические, подвижные, дидактические игры; проведение выставки «Чудеса для людей из ненужных вещей»

этап – итоговый

Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагогов - круглый стол «Наши результаты».

Ожидаемые результаты

У детей сформированы представления о видах бытовых отходов и их свойствах, об опасности бытовых отходов в жизни человека и живых организмов.

Дети знают основные источники загрязнения земли, воды, воздуха и его последствия.

Будут развиваться творческие способности и самостоятельность у воспитанников.

Осознание детьми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде, не засорять её.

У родителей повысился интерес к посильному участию в деле экологического воспитания детей.

Перспективный план реализации проекта

«Мусор убирай –природе помогай!»

Экскурсии по улицам посёлка. Ознакомление со свойствами бумаги.

Воспитатель, дети

Беседа «Помогите природе». Ознакомление детей со свойствами пластмассы.

Воспитатель, дети

Зеленый патруль «Чистый участок детского сада».

Ознакомление детей со свойствами металлических предметов.

Воспитатель, дети

Показ книги «Зелёная книга природы». Ознакомление детей со свойствами резины.

Воспитатель, дети.

Экспериментальная деятельность «Рассортируем мусор», «Мусор в земле», «Как ветер разносит мусор».

Занятие на тему «Мусор - это хорошо или плохо?»

Выпуск экологической газеты для родителей «Прикоснись к природе сердцем»

Разработана консультация для родителей

«Прикоснуться к природе можно только сердцем»

«Новая жизнь ненужных вещей»

- работа в творческой мастерской, изготовление поделок из бросового материала

Открытие выставки «Чудеса для людей из овощей».

Тематические игры и наблюдения.

Наблюдение. В течение нескольких дней обращаем внимание детей на то, что мы ежедневно выбрасываем мусор. Куда он девается? Из квартиры домов, выбрасывают ли что-нибудь дети? Что делают с мусором их родители? Как поступают с отходами в детском саду? Можно ли увидеть мусор в окрестностях детского сада? Откуда он там берется? Есть ли рядом с садом мусорные баки и

урны?

Во время прогулки по экологической тропе проверяем, есть ли там мусор. В каких местах его больше всего и почему? Обратите внимание ребят на то, как красивы незахламлённые участки и как неприятно посещать те места, где люди не убрали за собой.

Ознакомление со свойствами бумаги.

Цель: опытным путём установить свойства и качество бумаги. Познакомить детей с видами бумаги.

Рассматривание разных видов бумаги и её назначение (картон, калька, гофрированная, писчая, обёрточная, газетная, для рисования);

Исследование свойств и качеств бумаги (тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, непрозрачная, полупрозрачная (калька); мнется, рвётся, намокает, сгибается, горит);

Д/и «Вхождение в образ» (Я бумага – описание ребенком вида бумаги и ее назначения).

«Ознакомление со свойствами пластмассы»

Цель: Познакомить детей с пластмассой. Учить детей делать выводы.

Д/и «Чем похожи эти предметы» (все предметы из пластмассы);

Обследование предметов разной формы, цвета, размера из пластмассы (Вывод: пластмасса лёгкая, из неё можно отлить разные предметы);

Опытно-практическая деятельность: пластмасса легкая, не тонет в воде, гнется. Не прозрачная, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая, обладает теплопроводностью - в холоде охлаждается, в тепле - нагревается, плавится;

Д/и «Расскажи о предмете» (описание пластмассового предмета).

«Ознакомление со свойствами металлических предметов»

Цель: Познакомить с предметами из разных металлов и свойствами металлических предметов их разных видов металлов (чёрный металл, алюминий, медь, цветной металл - фольга).

Рассматривание металлических предметов;

Рассказ взрослого о разных видах металла;

Опытно-практическая деятельность:

металл - прочный, тяжёлый, с блеском, гладкий, тонет (независимо от размера), притягивается магнитом;

«Ознакомление со свойствами резины»

Цель: Познакомить со свойствами резины.

Д/и «Из чего сделан предмет» (классификация по материалу);

Обследование предметов из резины (эластичная, гладкая, холодная, режется, тонкая и толстая (шины);

Опыт с воздушным шаром

- не пропускает воздух и воду, не тонет в воде, прокалывается.

Д/и «Найди игрушки из резины».

Проведение длительного эксперимента: «Мусор в земле».

В землю закопать предметы из пластика, резины, бумаги, металла, а так же пищевые отходы (очистки картофеля, моркови), листья и мелкие ветки. Обозначить место захоронения.

Через определенный промежуток времени проверяем состояние материалов. Под воздействием солнца, дождя, почвы отходы продуктов и бумажная салфетка разложились, а предметы из пластмассы, резины, металла остались прежними.

По истечении эксперимента делаем вывод о том, какой материал и отходы разложились в почве и что необходимо делать людям с твердым мусором для охраны окружающей среды (переработать во вторичное сырье).

образовательная деятельность

Тема: «Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети!»

Цель: Формировать навыки экологического воспитания детей.

Рассказ воспитателя о правилах поведения в природе. Знакомство с природоохранными знаками (нельзя бросать мусор в реку, в лесу; загрязнять почву; выбрасывать мусор в непредназначенных местах). Подвести итог эксперимента и наблюдений за пищевыми отходами.

Установление правила: сортировать групповой мусор (две мусорных корзинки: в одну собирать лом от игрушек, в другую - бумажные обрезки, которые необходимо утилизировать в компостные ямы).

Игры.

«Расскажи о предмете»

Цель: закрепить представление о материалах, их которых сделаны предметы.

Оборудование: кубик с изображением на гранях видов материалов.

Ход. Каждый ребенок отбрасывает кубик и ловит его, какой материал выпадает, о том он и рассказывает. Остальные игроки контролируют правильность определения свойств и качество материала.

«Что лишнее?»

Цель: научить вычленять общие признаки предметов; закрепить знания о видах материалов; развивать внимательность.

Оборудование: карточки с изображение четырех предметов, три из которых изготавливаются из одного материала, а один из другого.

Ход. Педагог раздает несколько карточек. Дети по очереди определяют лишний предмет, материал которого не соответствует материалу других трех, и объясняет почему.

Усложнение. После того как ребенок определил лишний предмет, задать вопрос: «Что будет, если вазу сделать из ткани?» и т.п.

«Отгадай материал»

Цель: закрепить знания о свойствах и качествах материалов и их названия.

Ход. В гости приходит Незнайка, который забыл название материалов, а знает только их свойство. Он просит помочь. Например, этот материал легко мнется, рвется, размокает в воде. Как он называется?

«Хорошо-плохо»

Цель: активизировать способность определять свойство и качество материалов, устанавливать причинно- следственные связи между признаками материала и его назначения.

Ход. Воспитатель называет материал, дети определяют его положительные и отрицательные признаки.

«Наоборот»

Цель: закрепить знания о свойствах и качествах материалов, расширить словарь ребенка.

Ход. Дети встают в круг. Воспитатель называет материал и одно свойство или качество. Ребенок в ответ называет другой материал и его противоположное свойство (пластмасса непрозрачная, стекло- прозрачное).

«Что из чего»

Цель: закрепить знание о материалах, из которых сделаны предметы.

Оборудование. Мяч.

Ход. Дети становятся в круг, педагог стоит в кругу, бросает мяч ребенку и говорит: - «колесо» ребенок ловит мяч и отвечает - резина.

Вывод: Бытовой мусор – это не просто отходы, это зловещая тень, нависшая над будущим нашей планеты, экологическая катастрофа, требующая немедленного вмешательства. Пропаганда экологических знаний и неустанное экологическое воспитание – вот те семена, из которых произрастут ростки сознательности и бережного отношения к природе. Начнем с малого: преобразим свой дом, вдохнем жизнь в свой двор, облагородим родное село – и тогда, возможно, спасем мир.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Анкета для родителей.

  1. Какие отходы накапливаются в наибольшем количестве в вашей семье за неделю?
  2. Сортируете ли вы мусор для утилизации?
  3. Каким способом утилизируете отходы (сжигание, мусорные баки и т.д.)
  4. Используете ли вы бросовый материал для поделок с детьми и дизайна своего двора?
  5. Знаете ли вы, чем опасны бытовые отходы?
  6. Проводите ли вы беседы с детьми о вреде бытовых отходов?
  7. Как вы поступаете с отходами после различных прогулок на природу?
  8. Используете ли вы в семье литературу по экологической направленности?
  9. Приобщаете ли вы детей к уборке территории возле своего дома?
  10. Приучаете ли вы детей убирать за собой мусор?
  11. Какую информацию вы бы хотели узнать о бытовых отходах?
  12. Удовлетворены ли вы организацией утилизации бытовых отходов в нашем поселке?

Ваши предложения по утилизации отходов в нашем поселке.


Список использованной литературы

  1. Бондаренко Т.Л. Экологические занятия с детьми 6-7 лет,- Воронеж, 2002.
  2. Коробко В.И., Бычкова В.А. Твёрдые бытовые отходы. Экономика. Экология. Предпринимательство.- М., 2012.
  3. Николаева С. Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве, - М.: Новая школа, 1995.
  4. Рыжова Н. А. Невидимые ниточки природы, - М., 1995.
  5. Рыжова Н. А. Я и природа, - М., 1996.
  6. Шишкина В. А. Прогулки в природу, - М.: Просвещение, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию " Мы - спасатели природы".

В проете предложен материал для совместной работы детей, родителей. Расчитан проект на 4 недели. Заключительной его часть будет развлечение с детьми и гостями, которые придут на наш праздник, показ ко...

Проект по экологическому воспитанию «Мы сохраняем природу».

Творческий проект. Предназначен для детей старшей группы....

Проект по экологическому воспитанию дошкольников «Берегите природу. Красная книга Алтая»

Все хорошее в людях из - детства!Как истоки добра пробудить?Прикоснуться к природе всем сердцем:Удивиться, узнать, полюбить!Н. Луконин...

Проект по экологическому воспитанию "Дети - друзья природы"

Материал содержит игры, чтение художественной литературы, беседы.Защита проекта проводится воспитанницей детского сада....

ПРОЕКТ по экологическому воспитанию «Мы-часть природы» (первая младшая группа)

Мы помним из далекого детства свои ассоциации, связанные с соприкосновением с природой. Мы бегали босиком по росистой траве, купались в чистых водах рек, озер, резвились под теплыми дождями, с восторг...

Проект по экологическому воспитанию детей старшей группы «Помоги птицам зимой!»

Цель: формирование основ экологической культуры детей старшей группы...

Проект по экологическому воспитанию «Мусор в океане»

Вызвать интерес детей к проблеме экологического кризиса на Земле и последствий деятельности человека.Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольнико...