«Путешествие в осенний лес»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Клементьева Дарья Павловна
Цели: · Образовательные: Систематизировать знания детей об осени как времени года, ее характерных признаках (изменения в неживой природе, в жизни растений и животных). Закрепить понятия «лиственные» и «хвойные» деревья. Познакомить с понятием «грибы» (съедобные и несъедобные). · Развивающие: Развивать наблюдательность, связную речь, умение сравнивать и делать выводы. Развивать память, внимание, мышление. · Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть ее красоту, желание заботиться о братьях наших меньших (птицах, животных) в сложное для них время года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx15.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Путешествие в осенний лес»

Возраст: 5-6 лет (подготовительная к школе группа)

Время:25-30 минут.

Цели:

· Образовательные: Систематизировать знания детей об осени как времени года, ее характерных признаках (изменения в неживой природе, в жизни растений и животных). Закрепить понятия «лиственные» и «хвойные» деревья. Познакомить с понятием «грибы» (съедобные и несъедобные).

· Развивающие: Развивать наблюдательность, связную речь, умение сравнивать и делать выводы. Развивать память, внимание, мышление.

· Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть ее красоту, желание заботиться о братьях наших меньших (птицах, животных) в сложное для них время года.

Материалы и оборудование:

· Картина или презентация «Осенний лес».

· Картинки с изображением диких животных (белка, еж, медведь, заяц, лиса) и их запасов на зиму.

· Муляжи или картинки грибов (белый, лисичка, опята, мухомор, бледная поганка).

· Корзинка с натуральными объектами: шишки (еловые и сосновые), гербарий из осенних листьев (клен, дуб, береза), веточки хвойных деревьев.

· Листы бумаги, карандаши или восковые мелки.

· Аудиозапись с музыкой П.И. Чайковского «Времена года. Октябрь» или звуками леса.

---

Ход занятия:

1. Организационный момент. «Загадка от Лесовичка» (2-3 минуты)

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие. А куда — отгадайте загадку:

«Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом —

Чудеса увидишь в нём!»(Лес)

Вносится игрушка-старичок-Лесовичок.

Воспитатель:Правильно! Это лес. А чтобы не заблудиться, нас будет сопровождать мудрый хозяин леса – Лесовичок. Он приготовил для нас много интересного.

2. Основная часть.

а) Беседа «Что мы видим в осеннем лесу?» (5-6 минут)

Включается спокойная музыка или звуки леса. На мольберте вывешивается картина «Осенний лес».

Воспитатель: Давайте мысленно войдем в лес. Оглянитесь вокруг.

· Вопрос 1: Какое сейчас время года? (Осень).

· Вопрос 2: Как мы догадались, что в лесу осень? (Листья желтеют, краснеют, опадают).

· Вопрос 3: Какая стоит погода? (Стало холоднее, часто дует ветер, идут дожди).

· Вопрос 4: Почему птиц стало меньше слышно? (Перелетные птицы улетели в теплые края).

Воспитатель обобщает: Да, осенью в неживой природе происходят изменения: день становится короче, солнце греет слабее, часто идут дожди. Это влияет на всех обитателей леса.

б) Игра-исследование «Дары леса» (4-5 минут)

Лесовичок «приносит» корзинку.

Воспитатель:Лесовичок собрал для нас кое-что интересное в лесу. Давайте посмотрим.

Дети по очереди достают предметы из корзинки и вместе с воспитателем обсуждают:

· Листья: «Это лист клена, он резной, похож на ладошку. А это дубовый лист, он более округлый. Листья опали, потому что дерево готовится к зиме».

· Шишки: «Это шишка еловая, она продолговатая. А это сосновая – более круглая. Ель и сосна – хвойные деревья, они не сбрасывают иголки на зиму».

· Веточки хвойных деревьев: «Потрогайте иголки. Они колючие. Это видоизмененные листья».

в) Физкультминутка «Мы осенние листочки» (2-3 минуты)

Мы листочки, мы листочки, (Стоят, покачиваясь)

Мы осенние листочки.

Мы на веточках сидели, (Сидим на корточках)

Ветер дунул – полетели. (Бегут по кругу)

Мы летали, мы летали, (Кружатся)

А потом летать устали. (Останавливаются)

Перестал дуть ветерок –

Мы присели все в кружок. (Садятся на места)

г) Беседа «Как звери к зиме готовятся» (5-6 минут)

На мольберте появляются картинки с животными.

Воспитатель: Ребята, а как же звери в лесу готовятся к холодной зиме? Давайте поможем Лесовичку разобраться.

· Белка: «Что делает белочка? (Делает запасы: сушит грибы, собирает орехи и шишки). А как изменилась ее шубка? (Стала серой, чтобы быть незаметной на голых деревьях)».

· Медведь: «А мишка? (Накопил за лето жирок и ищет берлогу, чтобы заснуть на всю зиму). Это называется – впасть в спячку».

· Еж: «Ежик тоже ищет себе норку, чтобы проспать зиму».

· Заяц: «А зайчик меняет шубку? (Да, с серой на белую, чтобы спрятаться от лисы и волка на снегу)».

· Лиса и Волк: «Эти звери не спят. Они просто становятся более ловкими и хитренькими, чтобы добывать себе пищу».

д) Дидактическая игра «Съедобный – несъедобный» (4-5 минут)

Лесовичок: «Ой, ребята, а я в лесу грибов насобирал, только все перепутал! Помогите мне разобрать корзинку!»

На столе муляжи или картинки грибов. Двое детей выходят и по очереди сортируют грибы: в одну корзинку – съедобные (для белочки), в другую – несъедобные (выбросить, не сшибать ногой!).

Воспитатель напоминает главное правило: «Незнакомый гриб брать нельзя!»

3. Итог занятия. Рефлексия. (2-3 минуты)

Воспитатель: Наше путешествие в осенний лес подходит к концу. Давайте поблагодарим Лесовичка за интересную экскурсию.

· Что нового вы сегодня узнали?

· Что вам больше всего понравилось в лесу?

· Как мы должны вести себя в лесу, чтобы не навредить ему? (Не шуметь, не мусорить, не ломать ветки, не рвать грибы, если они незнакомы).

Воспитатель: Вы сегодня были настоящими друзьями природы. Давайте на прощание нарисуем самый красивый осенний листок, который мы видели в нашем воображаемом лесу.

Дети рисуют листья, и работы оформляются в виде общего «Осеннего ковра» или вывешиваются на доске.

---

Рекомендации воспитателю:

· Создавайте загадочную, сказочную атмосферу с помощью музыки, интонации, игровых персонажей.

· Активно используйте натуральные объекты для развития тактильного восприятия.

· Поощряйте вопросы детей и их собственные наблюдения из жизни.

· Занятие можно адаптировать под любое время года, сменив тему на «Зимний лес», «Весеннее пробуждение» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенний праздник в средних группах "Путешествие в осенний лес"

"Путешествие в осенний лес" праздник в средних группах...

Интегрированная образовательная деятельность на тему"Путешествие в осенний лес" в рамках тематической недели "Осени прощальные мотивы"

Интегрированная образовательная деятельность на тему «Путешествие в осенний лес» в рамках тематической недели «Осени прощальные мотивы».Программное содержание:1. Здоровье. Сохранять и укреплять физиче...

Сценарий осеннего праздника для второй младшей группы "Путешествие в осенний лес"

Сценарий осеннего развлечения разработан для младших дошкольников с учётом возрастных особенностей детей....

Сценарий осеннего праздника "Путешествие в осенний лес" (разновозрастная группа)

Сценарий осеннего праздника "Путешествие в осенний лес" (разновозрастная группа)...

Осенний праздник для детей 2 младшей группы "Осеннее путешествие в осенний лес"

Сценарий раскрывает встречу детей с Осенью. В доступной форме дети знакомятся с осенним временем  года. В прцессе праздника дети просматривают кукольный спектакль. Цель праздника: воспитывать ком...