«Путешествие в осенний лес»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Путешествие в осенний лес»
Возраст: 5-6 лет (подготовительная к школе группа)
Время:25-30 минут.
Цели:
· Образовательные: Систематизировать знания детей об осени как времени года, ее характерных признаках (изменения в неживой природе, в жизни растений и животных). Закрепить понятия «лиственные» и «хвойные» деревья. Познакомить с понятием «грибы» (съедобные и несъедобные).
· Развивающие: Развивать наблюдательность, связную речь, умение сравнивать и делать выводы. Развивать память, внимание, мышление.
· Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть ее красоту, желание заботиться о братьях наших меньших (птицах, животных) в сложное для них время года.
Материалы и оборудование:
· Картина или презентация «Осенний лес».
· Картинки с изображением диких животных (белка, еж, медведь, заяц, лиса) и их запасов на зиму.
· Муляжи или картинки грибов (белый, лисичка, опята, мухомор, бледная поганка).
· Корзинка с натуральными объектами: шишки (еловые и сосновые), гербарий из осенних листьев (клен, дуб, береза), веточки хвойных деревьев.
· Листы бумаги, карандаши или восковые мелки.
· Аудиозапись с музыкой П.И. Чайковского «Времена года. Октябрь» или звуками леса.
---
Ход занятия:
1. Организационный момент. «Загадка от Лесовичка» (2-3 минуты)
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие. А куда — отгадайте загадку:
«Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом —
Чудеса увидишь в нём!»(Лес)
Вносится игрушка-старичок-Лесовичок.
Воспитатель:Правильно! Это лес. А чтобы не заблудиться, нас будет сопровождать мудрый хозяин леса – Лесовичок. Он приготовил для нас много интересного.
2. Основная часть.
а) Беседа «Что мы видим в осеннем лесу?» (5-6 минут)
Включается спокойная музыка или звуки леса. На мольберте вывешивается картина «Осенний лес».
Воспитатель: Давайте мысленно войдем в лес. Оглянитесь вокруг.
· Вопрос 1: Какое сейчас время года? (Осень).
· Вопрос 2: Как мы догадались, что в лесу осень? (Листья желтеют, краснеют, опадают).
· Вопрос 3: Какая стоит погода? (Стало холоднее, часто дует ветер, идут дожди).
· Вопрос 4: Почему птиц стало меньше слышно? (Перелетные птицы улетели в теплые края).
Воспитатель обобщает: Да, осенью в неживой природе происходят изменения: день становится короче, солнце греет слабее, часто идут дожди. Это влияет на всех обитателей леса.
б) Игра-исследование «Дары леса» (4-5 минут)
Лесовичок «приносит» корзинку.
Воспитатель:Лесовичок собрал для нас кое-что интересное в лесу. Давайте посмотрим.
Дети по очереди достают предметы из корзинки и вместе с воспитателем обсуждают:
· Листья: «Это лист клена, он резной, похож на ладошку. А это дубовый лист, он более округлый. Листья опали, потому что дерево готовится к зиме».
· Шишки: «Это шишка еловая, она продолговатая. А это сосновая – более круглая. Ель и сосна – хвойные деревья, они не сбрасывают иголки на зиму».
· Веточки хвойных деревьев: «Потрогайте иголки. Они колючие. Это видоизмененные листья».
в) Физкультминутка «Мы осенние листочки» (2-3 минуты)
Мы листочки, мы листочки, (Стоят, покачиваясь)
Мы осенние листочки.
Мы на веточках сидели, (Сидим на корточках)
Ветер дунул – полетели. (Бегут по кругу)
Мы летали, мы летали, (Кружатся)
А потом летать устали. (Останавливаются)
Перестал дуть ветерок –
Мы присели все в кружок. (Садятся на места)
г) Беседа «Как звери к зиме готовятся» (5-6 минут)
На мольберте появляются картинки с животными.
Воспитатель: Ребята, а как же звери в лесу готовятся к холодной зиме? Давайте поможем Лесовичку разобраться.
· Белка: «Что делает белочка? (Делает запасы: сушит грибы, собирает орехи и шишки). А как изменилась ее шубка? (Стала серой, чтобы быть незаметной на голых деревьях)».
· Медведь: «А мишка? (Накопил за лето жирок и ищет берлогу, чтобы заснуть на всю зиму). Это называется – впасть в спячку».
· Еж: «Ежик тоже ищет себе норку, чтобы проспать зиму».
· Заяц: «А зайчик меняет шубку? (Да, с серой на белую, чтобы спрятаться от лисы и волка на снегу)».
· Лиса и Волк: «Эти звери не спят. Они просто становятся более ловкими и хитренькими, чтобы добывать себе пищу».
д) Дидактическая игра «Съедобный – несъедобный» (4-5 минут)
Лесовичок: «Ой, ребята, а я в лесу грибов насобирал, только все перепутал! Помогите мне разобрать корзинку!»
На столе муляжи или картинки грибов. Двое детей выходят и по очереди сортируют грибы: в одну корзинку – съедобные (для белочки), в другую – несъедобные (выбросить, не сшибать ногой!).
Воспитатель напоминает главное правило: «Незнакомый гриб брать нельзя!»
3. Итог занятия. Рефлексия. (2-3 минуты)
Воспитатель: Наше путешествие в осенний лес подходит к концу. Давайте поблагодарим Лесовичка за интересную экскурсию.
· Что нового вы сегодня узнали?
· Что вам больше всего понравилось в лесу?
· Как мы должны вести себя в лесу, чтобы не навредить ему? (Не шуметь, не мусорить, не ломать ветки, не рвать грибы, если они незнакомы).
Воспитатель: Вы сегодня были настоящими друзьями природы. Давайте на прощание нарисуем самый красивый осенний листок, который мы видели в нашем воображаемом лесу.
Дети рисуют листья, и работы оформляются в виде общего «Осеннего ковра» или вывешиваются на доске.
---
Рекомендации воспитателю:
· Создавайте загадочную, сказочную атмосферу с помощью музыки, интонации, игровых персонажей.
· Активно используйте натуральные объекты для развития тактильного восприятия.
· Поощряйте вопросы детей и их собственные наблюдения из жизни.
· Занятие можно адаптировать под любое время года, сменив тему на «Зимний лес», «Весеннее пробуждение» и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенний праздник в средних группах "Путешествие в осенний лес"
"Путешествие в осенний лес" праздник в средних группах...

Интегрированная образовательная деятельность на тему"Путешествие в осенний лес" в рамках тематической недели "Осени прощальные мотивы"
Интегрированная образовательная деятельность на тему «Путешествие в осенний лес» в рамках тематической недели «Осени прощальные мотивы».Программное содержание:1. Здоровье. Сохранять и укреплять физиче...

Сценарий осеннего праздника для второй младшей группы "Путешествие в осенний лес"
Сценарий осеннего развлечения разработан для младших дошкольников с учётом возрастных особенностей детей....

Конспект интегрированного занятия "Чтение стихов об осени. Путешествие в осенний лес" .
Это занятие для детей второй младшей группы....

Сценарий осеннего праздника "Путешествие в осенний лес" (разновозрастная группа)
Сценарий осеннего праздника "Путешествие в осенний лес" (разновозрастная группа)...

Осенний праздник для детей 2 младшей группы "Осеннее путешествие в осенний лес"
Сценарий раскрывает встречу детей с Осенью. В доступной форме дети знакомятся с осенним временем года. В прцессе праздника дети просматривают кукольный спектакль. Цель праздника: воспитывать ком...

