Методическая разработка в организации образовательной деятельности по ранней профориентации детей дошкольного возраста «Профессии»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.
Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д.
Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать, и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.
Для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан педагогический проект «В мире профессий».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
в организации образовательной деятельности
по ранней профориентации детей дошкольного возраста
«Профессии»
Выполнила воспитатель
« МБДОУ детский сад № 35 «Василёк»
Нелидова Юлия Валерьевна
Тема: «Все профессии нужны, все профессии важны»
Возраст: 5–6 лет
Время проведения: 30–40 минут
Цель: ознакомление детей с разнообразием профессий, формирование уважения к труду и понимание значимости каждой профессии в обществе.
Задачи:
Образовательные:
Ознакомить с различными профессиями (врач, учитель, пожарный, водитель, строитель, повар и др.).
Объяснить, чем занимается каждый работник и почему его труд важен.
Развивающие:
Развивать умение классифицировать профессии по сферам деятельности.
Развивать речь, внимание, память, мышление, воображение.
Воспитательные:
Воспитывать уважение к труду взрослых.
Формировать чувство значимости собственного труда.
Оборудование и материалы:
Карточки с изображением профессий;
Игрушечные предметы, символизирующие профессии (шлем, стетоскоп, кастрюля и т.д.);
Книги и иллюстрации о профессиях;
Плакаты «Мой город и его профессии»;
Музыкальное сопровождение для игр.
Ход занятия:
1. Вводная часть (5 минут)
Приветствие и создание позитивной атмосферы.
Беседа:
Воспитатель: «Дети, кто такие взрослые и чем они занимаются?»
Обсуждение того, что каждый человек работает, чтобы делать жизнь удобной и безопасной.
Пояснение: «Сегодня мы познакомимся с разными профессиями и узнаем, что все профессии важны!»
2. Основная часть (25–30 минут)
А. Рассказ о профессиях (10 минут)
Воспитатель показывает карточки или иллюстрации профессий: врач, пожарный, полицейский, водитель, строитель, учитель, повар, фермер и др.
Для каждой профессии:
Название профессии.
Краткое объяснение, чем занимается человек этой профессии.
Почему эта профессия важна.
Пример:
«Врач лечит людей, чтобы они не болели. Важно, чтобы все были здоровы.»
«Повар готовит еду, чтобы мы были сыты и сильны.»
Б. Игровая часть (10–15 минут)
Игра «Кто это?»
Воспитатель описывает профессию без названия, дети угадывают.
Пример: «Этот человек носит красный шлем и тушит огонь» → дети: «Пожарный!»
Игра «Собери инструменты профессии»
Дети получают карточки с инструментами или игрушками и подбирают к ним соответствующие профессии.
Ролевая игра «Наш город»
Детям раздаются карточки с профессиями.
Они «работают» в разных местах: пожарные тушат «пожар», повар «готовит еду», водитель «везет пассажиров».
Воспитатель комментирует и показывает важность каждой профессии.
3. Заключительная часть (5–10 минут)
Обсуждение:
Воспитатель спрашивает: «Какая профессия вам понравилась и почему?»
Подведение итога: «Все профессии нужны и важны, каждый человек делает наш мир лучше!»
Итоговая игра или песня про профессии (короткая, для закрепления).
Методы работы:
Беседа, наглядность, демонстрация, игровая деятельность, ролевые игры, дидактические игры.
Список литературы:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), 2013.
Виноградова А. В., «Мир профессий для детей дошкольного возраста», 2020.
Бабаева Н. И., «Детям о профессиях», Москва, 2018.
Сафонова Е. В., «Развитие социально-бытовых представлений у детей дошкольного возраста», 2019.
Сборник дидактических игр «Профессии вокруг нас», 2021.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: «Методическое сопровождение работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст-это тот подготовительный этап, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения. Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и п...

Программа организации работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста «Дошкольник в мире профессий» МКДОУ «Д/с №32». 2020-2021 уч.г.
Программа "Дошкольник в мире профессий!...

Методическая разработка для воспитателей по теме "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста"
методическая разработка для педагогов и родителей, помогающая детям дошкольного возраста начать осознавать свои интересы и склонности в...
Дидактическое пособие по профориентации детей дошкольного возраста «Профессия Пожарный»
Данное дидактическое пособие предназначено для детей среднего дошкольного возраста и является развивающим средством обучения. Дидактическое пособие «Профессия пожарный» может быть использо...
Игровая образовательная ситуация как инновационный продукт модели по реализации программы по ранней профориентации детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
Ранняя профориентация детей дошкольного возраста — это первый этап знакомства дошкольника с профессиями, существующими в социуме, открывающее движение к выбору будущей профессии, заключающи...
Организация работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста.
В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Профориентация дошкольнико...

Организация работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста.
Карта тематического контроля...
