Организация работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста.
методическая разработка

В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста

Костина Татьяна Ивановна, старший воспитатель

МДОУ д/с № 8  г. Волжский,

     В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике.

Что же такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой- либо конкретной области.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования, первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

Работа по формированию профессиональной ориентации дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, игры,общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

 К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Для этого ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. Поэтому большое значение имеет создание условий для получения детьми максимально разнообразного спектра впечатлений о мире профессий, формирования у них положительного отношения к людям труда, их занятиям, приобретениям начальных трудовых умений в различных доступных видах деятельности.

В настоящее время в дошкольных учреждениях существует проблема ранней профориентации детей, а именно:

- потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере;

- не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий;

- работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена на современный региональный и муниципальный рынок труда;

- нет преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении.

        Поэтому профориентация дошкольников стала одним из направлений работы нашего коллектива.  

В своей работе мы наметили основные этапы.

  1. Организационный этап: изучение методической литературы по теме, разработка перспективное планирования, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала, анализ условий.
  2. Практический этап: реализация перспективного плана через организацию совместной и самостоятельной деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации, привлечение родителей к изготовлению презентаций «Профессии моих родителей», создание  предметно – пространственной развивающей  среды.
  3. Итоговый этап:  анализ и обобщение опыта.

       Применяемые  педагогические технологии:

- игровые технологии: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игры-экспериментирования, театрализованные игры.

- технология макетирования: создание моделей, представляющих собой уменьшенные объекты, обыгрывание макетов «Ферма», «Пекарня», АЗС и др.

- проектные технологии: экскурсии,чтение художественной литературы, продуктивные виды деятельности, досуги, викторины.

- цифровые технологии: презентации, интерактивные игры, мультфильмы, виртуальные экскурсии.

        Работа по ранней профориентации ориентируется на возрастные особенности детей и осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность и  включает в себя четыре блока:

- «Знакомимся с профессиями» (вторая младшая группа);

- «Путешествие в мир профессий»(средняя группа);

- «Как много профессий на свете»  (старшая группа);  

- «Все профессии важны, все профессии нужны»  (подготовительная группа).

        Содержание этих блоков направлено на знание различных видов профессий, помощь детям в осознании важности, необходимости и незаменимости каждой профессии.

      Одним из направлений деятельности ДОУ по ранней профориентации   детей является взаимодействие с родителями. В этом направлении используются следующие формы работы:

  • открытый просмотр занятий;
  • индивидуальные беседы, консультации по запросам родителей;
  • тематические родительские собрания, конференции;
  • праздники, развлечения;
  • анкетирование, опрос, стендовая информация;
  • семейные проекты;
  • выставки, конкурсы;
  • встречи с людьми разных профессий;
  •  библиотека для родителей

Большое значение  имеет взаимодействие с социальными партнерами:

 • организация экскурсий реальных и виртуальных;

• встречи с представителями разных профессий, досуговая деятельность;

 • включение воспитанников ДОУ в различные виды совместной с партнерами деятельности (продуктивная деятельность, субботники, акции, конкурсы, фестивали профессий)

Профориентация в дошкольном образовании – не выбор профессии ребенком дошкольного возраста, а формирование у него ценностно смысловой компетенции как запускающего механизма, который обеспечит успешное вхождение в социум и прямо или косвенно повлияет на его дальнейшее профессиональное самоопределение на следующей ступени образования.

Список литературы:

 1.Кондрашов В.П. Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников: [Текст] / В. П. Кондрашов.- Саратов: Изд-во СГУ, 2001г.

2.Попова Е.И. Сюжетно-ролевые игры 21 века для социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста 5–7 лет. Технологические карты. Предметно-игровая среда. Сценарии сюжетно-ролевых игр: для воспитателей дошкольных образовательных организаций бакалавров направления Педагогическое образование, профиль Дошкольное образование / Е.И. Попова, А.Ф. Кондрашина, С.С. Сунцова. – Ишим : Изд-во ИПИ им. П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ, 2018. – 80 с

3. Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях – Изд-во ТЦ Сфера, 2021 – 128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Реализация цифровых технологий в работе по ранней профориентации детей дошкольного возраста" от 18.04.2019

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Реализация цифровых технологий в работе по ранней профориентации детей дошкольного возраста" от 18.04.2019...

Методическая разработка: «Методическое сопровождение работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст-это тот подготовительный этап, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения. Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и п...

Семинар – практикум. Тема: «Методическое сопровождение работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста».

Семинар – практикум.Тема: «Методическое сопровождение работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста»....

Информация о работе центра ранней профориентации детей дошкольного возраста "Профиград".

Информация о работе центра ранней профориентации детей дошкольного возраста "Профиград", созданного на базе детского сада "Родничок" города Щигры Курской области....