Организация работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста.
методическая разработка
В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста
Костина Татьяна Ивановна, старший воспитатель
МДОУ д/с № 8 г. Волжский,
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике.
Что же такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой- либо конкретной области.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования, первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Работа по формированию профессиональной ориентации дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, игры,общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Для этого ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. Поэтому большое значение имеет создание условий для получения детьми максимально разнообразного спектра впечатлений о мире профессий, формирования у них положительного отношения к людям труда, их занятиям, приобретениям начальных трудовых умений в различных доступных видах деятельности.
В настоящее время в дошкольных учреждениях существует проблема ранней профориентации детей, а именно:
- потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере;
- не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий;
- работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена на современный региональный и муниципальный рынок труда;
- нет преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении.
Поэтому профориентация дошкольников стала одним из направлений работы нашего коллектива.
В своей работе мы наметили основные этапы.
- Организационный этап: изучение методической литературы по теме, разработка перспективное планирования, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала, анализ условий.
- Практический этап: реализация перспективного плана через организацию совместной и самостоятельной деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации, привлечение родителей к изготовлению презентаций «Профессии моих родителей», создание предметно – пространственной развивающей среды.
- Итоговый этап: анализ и обобщение опыта.
Применяемые педагогические технологии:
- игровые технологии: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игры-экспериментирования, театрализованные игры.
- технология макетирования: создание моделей, представляющих собой уменьшенные объекты, обыгрывание макетов «Ферма», «Пекарня», АЗС и др.
- проектные технологии: экскурсии,чтение художественной литературы, продуктивные виды деятельности, досуги, викторины.
- цифровые технологии: презентации, интерактивные игры, мультфильмы, виртуальные экскурсии.
Работа по ранней профориентации ориентируется на возрастные особенности детей и осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность и включает в себя четыре блока:
- «Знакомимся с профессиями» (вторая младшая группа);
- «Путешествие в мир профессий»(средняя группа);
- «Как много профессий на свете» (старшая группа);
- «Все профессии важны, все профессии нужны» (подготовительная группа).
Содержание этих блоков направлено на знание различных видов профессий, помощь детям в осознании важности, необходимости и незаменимости каждой профессии.
Одним из направлений деятельности ДОУ по ранней профориентации детей является взаимодействие с родителями. В этом направлении используются следующие формы работы:
- открытый просмотр занятий;
- индивидуальные беседы, консультации по запросам родителей;
- тематические родительские собрания, конференции;
- праздники, развлечения;
- анкетирование, опрос, стендовая информация;
- семейные проекты;
- выставки, конкурсы;
- встречи с людьми разных профессий;
- библиотека для родителей
Большое значение имеет взаимодействие с социальными партнерами:
• организация экскурсий реальных и виртуальных;
• встречи с представителями разных профессий, досуговая деятельность;
• включение воспитанников ДОУ в различные виды совместной с партнерами деятельности (продуктивная деятельность, субботники, акции, конкурсы, фестивали профессий)
Профориентация в дошкольном образовании – не выбор профессии ребенком дошкольного возраста, а формирование у него ценностно смысловой компетенции как запускающего механизма, который обеспечит успешное вхождение в социум и прямо или косвенно повлияет на его дальнейшее профессиональное самоопределение на следующей ступени образования.
Список литературы:
1.Кондрашов В.П. Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников: [Текст] / В. П. Кондрашов.- Саратов: Изд-во СГУ, 2001г.
2.Попова Е.И. Сюжетно-ролевые игры 21 века для социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста 5–7 лет. Технологические карты. Предметно-игровая среда. Сценарии сюжетно-ролевых игр: для воспитателей дошкольных образовательных организаций бакалавров направления Педагогическое образование, профиль Дошкольное образование / Е.И. Попова, А.Ф. Кондрашина, С.С. Сунцова. – Ишим : Изд-во ИПИ им. П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ, 2018. – 80 с
3. Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях – Изд-во ТЦ Сфера, 2021 – 128с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Реализация цифровых технологий в работе по ранней профориентации детей дошкольного возраста" от 18.04.2019
Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Реализация цифровых технологий в работе по ранней профориентации детей дошкольного возраста" от 18.04.2019...

Методическая разработка: «Методическое сопровождение работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст-это тот подготовительный этап, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения. Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и п...

Программа организации работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста «Дошкольник в мире профессий» МКДОУ «Д/с №32». 2020-2021 уч.г.
Программа "Дошкольник в мире профессий!...

Семинар – практикум. Тема: «Методическое сопровождение работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста».
Семинар – практикум.Тема: «Методическое сопровождение работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста»....

Организация работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста.
Карта тематического контроля...
ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ "Организация работы педагогов ДОО по ранней профориентации детей дошкольного возраста с использованием современных методов обучения"
Опыт работы старшего воспитателя ДОУ об организации работы по ранней профориентации дошкольников....

Информация о работе центра ранней профориентации детей дошкольного возраста "Профиград".
Информация о работе центра ранней профориентации детей дошкольного возраста "Профиград", созданного на базе детского сада "Родничок" города Щигры Курской области....