"Волшебница вода"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

конспект 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnitsa_voda.docx239.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад Рябинка»

Конспект

Занятия по экспериментированию

в подготовительной  группе

«Волшебница вода»

                                        Воспитатель:

                                                                                    Морозова Елена Николаевна

                                                    г. Тихвин

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель: развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей а процессе экспериментирования.

Образовательные задачи:

  • Ознакомить детей со свойствами воды.
  • Закреплять  знание о свойствах воды (натяжение, притяжение, сила тяжести)
  • Учить детей делать выводы на основе опытно-экспериментальной деятельности.
  • Активировать речь детей, обогащать словарный запас.

Развивающие задачи:

  • Развивать познавательно-исследовательскую деятельность.
  • Развивать умения выдвигать гипотезы, сравнивать, анализировать и делать соответствующие выводы.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать у детей безопасность собственной жизнедеятельности во время проведения экспериментов.
  • Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу.
  • Подвести детей  к пониманию того, что жизнь человека на земле зависит от окружающей среды.

Методические приёмы:

  • Наглядный: презентация «Вода», иллюстрация с изображением Земли, диаграммы, рисунок салфетки под микроскопом.
  • Словесный: изложение рассказа «Маленькие человечки»

Подготовительная работа:

  • Чтение художественной литературы «Как люди речку обидели.
  • Отгадывание загадок по теме.
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий о воде, и природных явлениях.

Материалы и оборудование:

  • Демонстрационный экран, ноутбук, проектор, экран.
  • Стаканы, красители.
  • Скрепки, марля, резинки, картон
  • Пакет ,карандаши, бумажные цветы.

Ход занятия

  1. Вводная часть

Воспитатель приглашает детей встать в круг.

1.Игра малой подвижности «Встаньте, дети, встаньте в круг» - вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на занятие и желание участвовать в нём.

Встаньте, дети, встаньте в круг.

Ты мой друг и я твой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Дети стоят около воспитателя.

  1. Основная часть

Воспитатель: Сегодня я вас приглашаю в лабораторию. А как вы думаете, что такое лаборатория.

Дети: В лаборатории ученые проводят эксперименты.

Воспитатель: Правильно. Для чего проводят опыты и эксперименты.

Дети: Воспроизведение в лабораторных условиях, того или иного природного явления.

Воспитатель: Мы с вами то же будем проводить опыты, а с чем узнаете отгадав загадку.

                           

(Воспитатель читает загадку)

Она в реках и морях,

И в озерах, и прудах,

Без нее не мил нам свет,

Без нее и жизни нет.

Жидкою оно бывает

И снежинкою летает,

Может превратится в газ,

Как туман окутал нас.

Дети: Вода.

Воспитатель: Вода-одно из самых удивительных веществ на планете.

На земном шаре воды больше чем суши.

А скажите кому нужна вода?

Дети: человеку, растениям, животным.

Воспитатель: Ребята давайте вспомним в каких  состояниях находится  вода?

Дети: твердое, жидкое, газообразное.

Воспитатель: Правильно, вода может находится в твердом, жидком, газообразном состоянии.

       Я хочу рассказать  вам историю про маленьких человечков. Они живут везде в воде, воздухе, камнях , и зовут их молекулами. Они постоянно движутся. В твердом теле человечков очень много они стоят близко, близко к друг другу, в жидкостях человечки стоят свободнее и между ними могут «пройти» другие человечки. А в газах расстояние между человечками еще больше.

Сегодня в процессе экспериментирования мне бы хотелось вас познакомить с новыми свойствами воды. А вы хотите узнать, что это за свойства?

Дети: Да.

Воспитатель: И так занимаем свои места.

Но прежде, чем мы приступим к опытам, давайте повторим правила безопасности. Нужно четко выполнять инструкции, слушать и запоминать.

(Дети садятся за столы, воспитатель обращает внимание детей на то, что находится у них на столах.)

Опыт № 1Picture background

«Шагающая вода»                                    

  • 3 стаканчика,
  • красители (красный, желтый, синий),
  • салфетки,
  • ст.палочки,
  • поднос.

Ход:

В 3 стакана наливаем по 150-200 мл воды.1 стакан с желтым красителем,2 стакан с красным красителем, 3 стакан с синим красителем. Бумажную салфетку перекидываем из стакана в стакан. Цветная вода начнет подниматься вверх по салфеткам, а затем перетекать в соседние стаканы.

Объяснение опыта:
Как же вода поднимается вверх по салфетке, перетекая в другую емкость?
Салфетка состоит из волокон бумаги. По эти волокнам как по тонким трубочкам вода может подниматься вверх.

Опыт № 2

«Почему не тонет скрепка»

  • стакан
  • вода
  • две канцелярские скрепки

Ход:                                                                                  

Налей в стакан воды. Сделай из одной скрепки крючок с плоской загнутой частью, как показано на рисунке. «Всем известно, что металлические скрепки тонут в воде». Чтобы доказать это, брось скрепку в стакан с водой.

                                                                                                Picture background

                                                                                                 рис.1

Достань скрепку из стакана и высуши её.  Положи скрепку на плоский участок крючка, сделанного из другой скрепки. Держи его горизонтально как можно ближе к поверхности воды, но не касаясь её. Медленно опусти скрепку в воду. Скрепка будет плавать. (рис.2)Picture background

                                                                                           

                                                                                                 рис.2

Объяснение опыта

Скрепка может плавать по поверхности воды благодаря особому свойству воды – поверхностному натяжению. На поверхности воды образуется нечто вроде тонкой натянутой плёнки. Поверхностного натяжения воды достаточно для того, чтобы выдержать вес скрепки. Если ты хочешь, чтобы скрепка поплыла, очень важно опускать её на воду медленно и строго горизонтально. Если скрепка входит в воду под углом или резко опускается в неё, поверхностная плёнка рвётся и скрепка не может удержаться на воде.

Опыт № 3

«Стакан-непроливайка».

Материал:

  • марля 15×15 см
  • стакан
  • резинка
  • вода
  • картон

Ход: 

Накройте стакан марлей. Закрепите марлю на месте резинкой, чтобы края марли крепко прижимались к стакану. Налейте через марлю полный стакан воды. Одной рукой возьмите стакан вместе с марлей, а другой рукой накрой его сверху картоном. Переверните стакан вверх дном над миской. Скажите волшебные слова, а потом медленно уберите руку, закрывающую стакан. Вода не выливается! (Этот эксперимент проще выполнить если стакан полон воды

до краев).    

                                                                             Picture backgroundОбъяснение опыта:

Вода обладает таким свойством, как поверхностное натяжение, и если размер отверстий небольшой (как в нашем случае), то пленка не рвется даже под тяжестью воды!

Итог занятия (сюрпризный момент)

Опыт № 4

"Волшебный не рвущийся пакет"

Для эксперимента понадобится:  

  • заточенные карандаши;
  • плотный полиэтиленовый пакет (желательно с застежкой)
  • вода. 

Ход:

Налейте в пакет воды и закройте его. Держа пакет с водой, начните протыкать его карандашами, и вы заметите, что из пакета не выливается вода.

Объяснение опыта

Полиэтилен, из которого сделан пакет, эластичен. Когда мы протыкаем пакет острым карандашом, образуется совсем маленькая дырочка, диаметром не больше диаметра грифеля, а полиэтилен легко растягивается и плотно облегает карандаш, не давая воде проникнуть через отверстие.

Опыт № 4 (рефлексия)        

 «Цветы лотоса»» 

Очень простой и очень красивый опыт. С помощью бумаги и воды можно увидеть как распускаются цветы. В природе все происходит не так быстро, а тут все за минуту на наших глазах. 

⏱
Ход:


Вырезаем из цветной бумаги цветы. У нас получилось в каждом по пять лепестков. Складываем лепестки один за другим к центру. Цветы закрыты и не стремятся открыться.


Наливаем воды в тарелку и кидаем туда наши цветы лепестками вверх. Цветы тут же начинают раскрываться. И вот мы уже в Тайланде у пруда с лотосами.

Объяснение опыта:

Бумага так же как  и салфетка состоит из волокон. Волокна бумаги намокают и разбухают. Точно также набухают и линии сгиба. Они расширяются и лепестки разгибаются.

Итог.

 

Сегодня мы с вами узнали, что вода-одно из самых удивительных веществ.

Вода бывает в трех состояниях(каких) : жидком, твердом, газообразном.

В результате наших экспериментов мы узнали о таких свойствах, как поверхностное натяжение, бумажная салфетка состоит из трубочек(волокон), и по этим волокнам вода может подниматься и опускаться. Вода заполняет отверстия ткани и «запечатывает» их благодаря поверхностному натяжению.  Воздух, так же как и вода состоит из молекул. Поэтому жидкость не проливается. Цветы лотоса распускаются, потому что разбухают сгибы.

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация поисково-исследовательской деятельности детей «Волшебница вода» Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение испол

Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение использовать знания и спос...

Семейный экологический проект «Капелька - волшебница вода». Номинация «Вода в доме».

Цель проекта:Ознакомление ребёнка со значением воды.Задачи проекта:Развитие познавательных способностей ребёнка в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов с водой;Воспи...

Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе «Волшебница вода». Тема Занятия «Мы изучаем воду»

Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе«Волшебница вода». «Мы изучаем воду»...

Занимательные опыты с водой. "Волшебница вода"

Расширять знания детей о воде и ее свойствах в результате проведения опытов, познавательную активность в процессе экспериментирования, интерес к исследованию....

«Волшебница-вода». Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе Тема: «Волшебница-вода» (средняя группа) Подготовила: Синельник К.В.

Программное содержание:Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, течет, не имеет формы, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель.)Задачи:Образовател...

27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, показать огромное значение воды в природе

27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, по...