Конспект занятия по экологическому воспитанию "Путешествие к старому пню"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Программное содержание:
1. Формировать представление детей о пне, как живом объекте природы, представление о том, что старый пень является жилищем разных насекомых, животных и птиц.
2. Развивать представление детей о том, что объект живой природы могут использовать люди, дав вторую жизнь погибшему дереву (сделать место отдыха, скульптурную композицию, использовать в поделках).
3. Воспитывать уважительное отношение к старым деревьям и пням, бережное отношение к окружающей природе, экологическую культуру.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по экологическому воспитанию
Путешествие к старому пню
Воспитатель Харунова Елена Михайловна
Программное содержание:
1. Формировать представление детей о пне, как живом объекте природы, представление о том, что старый пень является жилищем разных насекомых, животных и птиц;
2. Развивать представление детей о том, что объект живой природы могут использовать люди, дав вторую жизнь погибшему дереву (сделать место отдыха, скульптурную композицию, использовать в поделках); умение ориентироваться по плану экологической тропы;
3. Воспитывать уважительное отношение к старым деревьям и пням, бережное отношение к окружающей природе, экологическую культуру.
Материал: кольцевые спилы, пластилин
Словарная работа: крепчал, спил, годичные,
Предварительная работа: рассматривание веток различных деревьев, картинок и поделок из природного материала, наблюдения, беседы, разгадывание загадок, опыты.
Ход занятия:
Воспитатель : Старик Лесовик прислал нам письмо. Давайте его прочитаем.
Читаем письмо: «Дорогие мои друзья! Здравствуйте! Я наблюдаю за вами, когда вы путешествуете по экологической тропе. Я вижу, вам нравится путешествовать. Я, как хозяин тропы, приглашаю вас к старому пню. Там вы узнаете о старом пне и о других чудесах».
Ну что, ребята, принимаем приглашение Старика Лесовика?
Дети: ответ детей.
Воспитатель: Отправляемся к старому пню. Давайте рассмотрим на плане, как нам до него дойти.
Дети рассматривают план экологической тропы.
Воспитатель: Нашли?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда отправляемся в путь!
Дети все вместе дружно проходят по тропе и останавливаются у старого пня.
Вот мы с вами и дошли.
Воспитатель: Дети, а дерево у нас живой объект или нет?
Дети: Ответы детей. (Дышит, удерживает растения в почве, всасывает из почвы влагу, растет, питается, размножается).
Воспитатель: У пня есть признаки?
Дети: нет
Воспитатель: eго можно назвать деревом?
Дети: Нет
Воспитатель: Правильно, нельзя. Ребята, как вы думаете, почему погибло дерево?
Дети: от сильного мороза, ветра или люди его сломали.
Воспитатель : Вот как раз от сильного ветра это дерево и погибло.
Называется это дерево Тополь. Вырос он из одного маленького семечка. С каждым годом Тополь набирался сил и рос. Становился все выше и выше. Крепчал. Тополь распускал каждую весну зеленые листья, летом умывался теплыми дождями, осенью дарил пожелтевшую листву холодным ветрам, зимой кутался в снежную шаль. Лесные птицы вили на нём гнезда, по коре пробегали ящерицы, веселые белки прыгали на его ветках, и важные жуки проползали по своим делам. Со всеми Тополь дружил, и никто не обижал. Прошло время. Состарилось дерево, и от сильного ветра погибло. Люди его спилили. Из ствола сделали мебель, из толстых веток – бумагу для книг и тетрадей. Тополь прожил долгую жизнь и выполнил свой долг, как солдат, и мы должны его уважать.».
Жалко мне стало дерево. Ведь от него остался лишь старый пень, никому ненужный и всеми забытый. Вот все думаю, как можно помочь ему? Сам справиться я не могу, поспешил к вам за помощью. Дети сможем ли мы помочь Тополю? Ведь не должен он грустить, став пнем.
Дети: ответ детей.
В-ль. : А вы знаете дети, как можно определить возраст дерева?
Дети: ответы детей.
В-ль. : Возраст дерева можно определить тремя способами:
По годичным кольцам, которые можно найти на спиле дерева. 2 кольца темное и светлое – составляю год жизни дерева. Светлое кольцо появилось летом, когда дереву хватало света, тепла и воды, а темное кольцо – зимой, когда не хватает питательных веществ, и служит оно опорой дереву.
Также можно определить возраст по количеству веток, отходящих от ствола, но нужно быть очень внимательным, чтобы не ошибиться, так как веточки со временем ломаются и зарастают корой.
По высоте в метрах.
Воспитатель :
Дети, воспитатель обходят вокруг пня. Рассматривают его, наблюдают за насекомыми, растениями на пне.
Ситуативная беседа, вопросы и ответы детей. (кого увидели, чем занят, что растет, как выглядит)
Воспитатель : а сколько же лет нашему пню? Может мы с вами посчитаем?
Воспитатель : Посмотрите на стол, на них лежат так называемые кольцевые спилы, посмотрите на них внимательно.
-Чем снаружи покрыт пень?
Дети: корой.
Воспитатель : Для чего кора нужна дереву?
Дети: защищает дерево.
Воспитатель : от чего защищает дерево кора?
Дети: от повреждений.
Воспитатель : Верно, а еще – от высыхания, от воздействия сильного холода и жары. Из чего состоит сам ствол?
Дети: из древесины, колец.
Воспитатель : Почему летом образуются большие светлые кольца? Что вы видите еще?
Дети: узкие кольца.
Воспитатель : когда образуются узкие кольца, как вы думаете?
Дети: зимой.
Воспитатель : Да, они образуются в зимний период, когда деревья находятся в состоянии сна. Как вы думаете почему?
Дети: холодно, мало светит солнце.
Воспитатель : а можно узнать по спилу дерева сколько ему было лет?
Дети: да
Воспитатель : а как?
Дети: надо посчитать, сколько темных узких колец и сколько светлых колец.
Воспитатель : Конечно и только тогда мы узнаем, сколько лет дереву. Давайте мы с вами попробуем посчитать. Посчитали?
Дети: да.
Воспитатель : сколько у вас получилось? Молодцы! Сколько лет нашему дереву? Вот мы с вами и узнали сколько лет было нашему дереву.
Воспитатель : Дети я вам тоже хочу прочитать один рассказ про старый пень. А вы дети хотите его послушать?
Воспитатель: Пока я буду читать, я хочу чтобы вы посидели. Где бы нам присесть?
Дети: Ответы детей (на пень)
Воспитатель : молодцы ребята! Садитесь.
Воспитатель : читает рассказ Валентина Петровича Катаева «Пень»
В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась пню и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришел старик с мешочком, кряхтя, поклонился пню и побрел дальше.
Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.
Возгордился старый пень и говорит деревьям :
- Видите, даже люди и те мне кланяются. Пришла бабушка - поклонилась,
пришли девочки - поклонились, пришел старик - поклонился. Ни один человек не прошел мимо меня, не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный.
И вы тоже мне кланяйтесь.
Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой и грустной
осенней красоте.
Рассердился старый пень и ну кричать :
- Кланяйтесь мне! Я ваш царь!
Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую березу,
ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:
- Ишь как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а
обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки. Да и тех не находят. Давно уже все обобрали.
Воспитатель: Вот такой рассказ про пень. О чем это рассказ?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: вот тебе и старый пень! Старый, а выдержит любого: и взрослого, и ребенка. А какой-нужный-то он! Не будем же мы в путешествие брать стул или табурет. В каждом лесу есть пень или сваленное ветром дерево. Вот вам и лавочка, и готовый табурет!
Физминутка : Дети утром рано встали.
За грибами в лес пошли(ходьба на месте)
Приседали,приседали
Белый гриб в траве нашли.
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним ребята(наклоны)
Наклоняйся раз,два,три
И лукошко набери.
Воспитатель : я очень рада, что теперь у пня началась вторая жизнь. Когда-то он был красивым деревом, теперь стал полезным пеньком. К этому знаку будут приходить все, кому нужен отдых. И пню будет веселее!
Дети: да
Воспитатель : посмотрите, вокруг спиленного дерева тоже лежат тонкие ветки. Они тоже, наверное, считают, что стали никому не нужны. А вы как думаете?
Дети: птицам, чтоб строить гнезда
Воспитатель : и детям для разных поделок! Я обязательно расскажу вам, как из таких веточек можно сделать много интересных поделок.
Воспитатель : Ребята давайте вместе сделаем нашему пню подарок. На наших спилах мы слепим маленькие подснежники. Пусть наш пень не будет таким одиноким и грустным. Если вы согласны тогда я вас приглашаю за столы.
Дети садятся за столы и лепят красивые подснежники, которые дарят на память старому пню.
Под пнем ребята находят подарки .
Воспитатель: Ребята, а вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего запомнилось? Тогда я вас прошу возвратится в группу, а кто помнит дорогу домой? Ребята возвращаются в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике, средняя группа. " Старичок-рыбачок"
Программное содержание :- учить составлять конструкцию из четырёх равнобедренных треугольников;- учить ориентироваться на листе бумаги, словами называть направление «слева», «справа», «вверху» и...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе "В гостях у старичка - Лесовичка"
Тема: «В гостях у старичка - Лесовичка» (с использованием мнемотехники).Программное содержание: способствовать уточнению и обобщению представлений детей о разнообразном значении леса в жизни человека,...

Конспект занятия по художественному творчеству для старей группы "Деревья, отражённые в воде"
Конспект занятия по познавательному ихудожественно-эстетическому развитию для старшей грппы«Деревья, отражающиеся в воде». Интеграция образовательных областей: «...
Конспект занятия по ознакомлению с профессиями. Старая группа
Конспект занятия по ознакомлению с профессиями (плотник, портной, кинолог)...

Конспект занятия в подготовительной группе «Улицы старого города»
Занятие с элиментами аппликации....

Конспект занятия: «Моя малая Родина – город Старый Оскол»
Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине....

Конспект занятия по экологии "Сказка о старом Соме и чистом озере"
Формировать у детей знания о взаимодействии человека с природой. Расширять знания детей о природоохранных мероприятиях....
