Тематическая беседа «День снятия блокады Ленинграда» для детей старшей группы
материал по окружающему миру (старшая группа)

Живодерова Екатерина Андреевна

конспект тематической беседы "День снятия блокады Ленинграда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 27_yanvarya_den_osvobozhdeniya_leningrada_ot_blokady.docx32.03 КБ
Файл 27_yanvarya.pptx982.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическая беседа «День снятия блокады Ленинграда» для детей старшей группы

Цель:

- расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.

Задачи:

Познакомить детей с жизнью людей в это время.

Развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих, воспитывать чувство патриотизма.

Рассказать детям о жизни взрослых и детей в тяжелые военные годы.

Воспитывать уважительные отношения к исторической памяти к жителям Ленинграда, к ветеранам войны.

Обогащать знания детей о героическом прошлом города;

Расширять и закреплять понятия «блокада», «прорыв блокады», «кольцо блокады».

Формировать у детей интерес к историческому прошлому нашей страны;

Обогащать знания детей о героическом прошлом народа;

Способствовать формированию чувства гордости за защитников Отечества;

Формировать чувство сопереживания людям старшего поколения, пережившего тяготы войны.

Ход беседы:

Воспитатель:

Много лет тому назад, когда нас ещё не было на свете на нашу Родину напала фашистская Германия. Началась Великая Отечественная Война.

Это была жестокая война. Она принесла много горя и беды в каждый дом.

«Великая Отечественная» - так называем мы ту войну, в которой наш народ победил фашизм. Это была война за право жить, за право дышать, за право называться человеком. Поэтому против фашизма поднялись все - не только солдаты, партизаны, но и старики, женщины, дети. На фронте и в тылу всем миром приближали Великую Победу.

27 января – День снятия блокады Ленинграда. Это очень памятная дата для города - героя Санкт-Петербурга. Раньше его называли Ленинградом, а жителей – ленинградцами.

Сегодня мы вспомним о том, какие тяжелые испытания пришлось пережить этому красивому городу, во время той страшной и беспощадной войны.

Когда фашисты напали на нашу Родину, они хотели не просто захватить Ленинград, они хотели уничтожить его, стереть с лица земли. Больше двух месяцев, 900 дней и ночей шли кровавые бои под Ленинградом, но наши солдаты не позволили фашистам войти в город. Тогда гитлеровцы со всех сторон окружили Ленинград, перекрыли все входы и выходы из города, сомкнув «кольцо» вокруг города. Это окружение ещё называют блокадой.

Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. В город перестало поступать продовольствие, отключили свет, отопление, воду…Наступила холодная зима…Наступили страшные блокадные дни… Дома не отапливались, не было угля, люди в комнатах ставили буржуйки – маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться. В домах не работал водопровод, за водой ходили на реку Нева.

Окна в домах заклеивали узкими полосами бумаги или газетами – чтобы осколки при бомбёжке не могли поранить. Вешали темные шторы, чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечки. Так как фашистские летчики летали и бомбили по ночам.

В Ленинграде начался страшный, мучительный голод. В самый тяжелый период блокады жители Ленинграда получали только один маленький кусочек хлеба на целый день 125 грамм (показать).

В булочные, где выдавали хлеб по карточкам, были огромные очереди, потому что и по одному кусочку хлеба иногда на всех не хватало.

Фашистские самолеты днем и ночью сбрасывали на Ленинград бомбы, а вражеские орудия стреляли по домам, больницам, заводам, на которых ленинградцы делали танки и оружие для защитников города.

О приближении немецких бомбардировщиков ленинградцев оповещал звук воздушной сирены. Послушайте, как она пронзительно выла.

Дети слушают звук сирены.

Услышав вой сирены, жители города, если у них были силы, спускались под землю, в бомбоубежища. После отбоя воздушной тревоги люди вновь возвращались в сои дома. По радио всё время жители города слышали звук метронома.

Дети слушают звук метронома.

В блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. Он напоминал звук биения сердца и как будто говорил людям о том, что жизнь в городе продолжается.

От страшного голода, холода и болезней в блокадном Ленинграде стали умирать люди. Послушайте, как о страшной, тяжелой жизни в блокадном Ленинграде рассказал поэт Вольф Суслов, сам переживший блокаду (поэма «Память»).

Воспитатель читает стихотворение.

Нет хлеба. Нет Света. Воды и тепла.

Висит над Невою морозная мгла.

И если не лает, не воет война –

Глухая, немая стоит тишина.

На той, на опасной в обстрел стороне,

У булочной очередь жмется к стене.

Листовка со строчкою: «Враг у ворот!»

Нацеленный в небо застыл пулемет.

Осколком пробит на часах циферблат,

И время не движется – стрелки стоят,

И очередь тоже стоит и стоит

Угрюмо, как наш ленинградский гранит…

Вместе с взрослыми в блокадном Ленинграде жили и боролись дети.

Им в голодном и холодном городе было труднее всех. В первый год блокадной зимы работали школы. Даже в жутких условиях дети учились, и это был подвиг. Ведь путь в школу был опасен и тяжел. На улицах часто рвались снаряды. В помещениях стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода и все-таки шли в школу.

Ленинградские школьники не только учились, они помогали взрослым тушить зажигательные бомбы, делали оружие на заводах и помогали больным и старым людям приносить воду из Невы.

Наша страна всегда помнила о блокадном Ленинграде и помогала ему, как могла. По единственной дороге по Ладожскому озеру в город везли хлеб, а обратно из города вывозили (эвакуировали) детей, стариков, раненых. Уже через 3 дня после начала блокады по Ладоге пошел первый транспорт.

Эту дорогу через Ладогу стали называть «дорогой жизни», потому что она спасла тысячи ленинградцев.

И вот пришел день освобождения. Так же как сегодня, 27 января, наши солдаты прогнали фашистов с Ленинградской земли.

В этот день в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом над Невой прозвучал праздничный салют. Все люди вышли из своих домов и со слезами на глазах смотрели в небо.

С тех пор прошло много лет. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти, в названиях улиц и площадей, в величественных памятниках.

Самые известные из них – памятник героическим защитникам Ленинграда, Разорванное кольцо – памятник прорыву блокады Ленинграда,

За мужество, за храбрость, за самоотверженный труд в годы войны городу было присвоено звание – Город-герой Ленинград.

И сегодня давайте все вместе зажжём свечу памяти, помолчим, почтим героев Ленинграда, всех, чьи жизни унесла в суровый час блокада.

МИНУТОЙ МОЛЧАНИЯ

Воспитатель:

Спасибо тем, кто город отстоял,

Кто выжил в страшную блокаду,

Кто восстанавливал, из пепла возрождал.

Спасибо вам, герои Ленинграда!

Ребята, а мы с вами зажгём свои маленькие огоньки, в знак того, что наши сердца тоже будут помнить подвиг ленинградцев.

(дети рисуют вечный огонь).

(понедельник)

1. Ознакомление с миром природы

Тема: Зимние явления в природе

Цель: Расширять представления детей о зимних изменениях в природе. Закреплять знания о зимних месяцах. Активизировать словарный запас (снегопад, метель, иней, изморозь). Учить получать знания о свойствах снега в процессе опытнической деятельности. Развивать познавательную активность, творчество.

#1056;исование

Тема: «Дети гуляют зимой на участке»

Цель: Учить детей передавать в рисунке несложный сюжет. Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать форму, пропорции и расположение частей, простые движения рук и ног. Упражнять в рисовании и закрашивании карандашами (цветными мелками).

2 половина дня

#1060;изическая культура

Занятие 19

Цель: Повторить ходьбу и бег между предметами; закрепить умение перебрасывать мяч друг другу; упражнять в пролезании в обруч и равновесии.

(вторник)

#1056;ЭМП

Занятие 3. Цель: Продолжать формировать представления о равенстве групп предметов, учить составлять группы предметов по заданному числу, видеть
общее количество предметов и называть его одним числом. Познакомить с цифрой 7. Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой высоты, равные образцу. Учить ориентироваться на листе бумаги.

#1052;узыка (по плану муз. руководителя)

2 половина дня

#1051;епка

Тема: Зайчик

Цель: Закреплять умение детей лепить животных, передавая форму, строение и величину частей. Упражнять в применении разнообразных способов лепки. Учить передавать простые движения фигуры. Развивать умение рассматривать созданные фигурки животных, отмечать их выразительность.

(среда)

#1055;одготовка к обучению грамоте

Тема: Звуковой анализ и синтез, чтение, письмо слов СОК, ТОК, КОК.

Цель: Учить звуковому анализу, синтезу, чтению и письму односложных слов, развивать фонематический слух, внимание, мышление

2 Музыка (по плану муз. руководителя)

2 половина дня

#1056;азвитие речи

Тема: Рассказывание по картинке «Лошадь с жеребенком».

Цель: Учить детей составлять описательный рассказ по картине; используя наиболее точные слова для обозначение цвета, величины; закреплять в игре умение строить предложение из заданных слов, менять порядок слов в предложении; формировать умение отчётливо произносить скороговорки в разном темпе и разной силой голоса.


Конспект занятия по риосованию в ГОРН 5-6 лет

Тема: «Дети гуляют зимой на участке»

Материал: Альбомные листы, цветные карандаши, восковые мелки, плакат с сюжетом «Зимние забавы»

Организационный момент:

Вся деятельность происходит в группе, на столах альбомные листы, карандаши, восковые мелки на каждого ребенка, плакат с сюжетом «Зимние забавы»

Воспитатель собирает детей вокруг себя.

В: Доброе утро ребята, скажите вы любите зиму, расскажите за что?

Д: Ответы 2 – 3 детей.

В: Давайте мы с вами вспомним, как вы гуляете на участке детского сада, чем вы любите заниматься на прогулке зимой?

Д: Ответы 2-3 детей.

В: Покажите, как вы катаетесь на лыжах? На санках? На коньках?

Д: Показ движений 3-4 детей.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)

Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)

Раз, два, три. Наклонился левый бок.

Раз, два, три. А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)

И дотянемся до тучки. Сядем на дорожку, (Присели на пол.)

Разомнем мы ножки.

Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)

Раз, два, три!

Согнем левую ножку,

Раз, два, три.

Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)

И немного подержали.

Головою покачали (Движения головой.)

И все дружно вместе встали. (Встали.)

Будем прыгать, как лягушка

Будем прыгать, как лягушка, Чемпионка-попрыгушка.

Ход ООД:

В: Давайте вы нарисуете, то чем вы обычно занимаетесь на прогулке зимой (катаемся с горки, на санках, и тд)

Проходим присаживаемся за столы, прежде чем мы с вами начнем рисовать, давайте подготовим руки к работе.

Пальчиковая гимнастика:

Что зимой мы любим делать?

В снежки играть, На лыжах бегать,

На коньках на льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

(Поочередно соединяют большой палец с остальными)

В: Очень хорошо, теперь можем приступать к работе.

В ходе работы поощрять интересные дополнения рисунка.

Рефлексия:

В: Вы очень славно потрудились, смотрите, у меня есть веселые и грустные смайлики, возьмите себе тот который соответствует вашему настроению сейчас.

По окончании работы, рассмотреть с детьми и оценить все рисунки, затем устроить выставку детских работ.

Ход НОД:

#1052;отивационно-побудительный этап.

- Ребята, вы любите отгадывать загадки? Слушайте внимательно:

Что за чудо-покрывало?

Ночью все вдруг белым стало.

Не видать дорог и рек —

Их укрыл пушистый... (снег).

Выпала из белой тучки

И попала к нам на ручки.

Эта снежная пушинка,

Серебристая... (снежинка).

Снег от холода стал синий,

На деревьях — белый иней.

Даже Бобик прячет нос,

Ведь на улице... (мороз).

Заморозил чародей

И озера, и ручей.

Холодом дышал, и вот —

Не вода в ручье, а... (лед)

Во дворе замерзли лужи,

Целый день поземка кружит,

Стали белыми дома.

Это к нам пришла... (зима).

- Правильно – это зима. Зима – это волшебное, сказочное время года.

2.Загадки о зимних месяцах:


Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке.

Дни его – всех дней короче,

Всех ночей - длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет-

Мы встречаем Новый год.

(декабрь)

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду-упадет

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится:

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету,

Что, скажи, за месяц это?

(январь)

Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силен,

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно,

Ну, так что за месяц это?

(февраль)

- Молодцы, правильно угадали!

  • Рассказ о зимних месяцах: декабрь, январь и февраль. Наблюдение за природой.

В старину месяц декабрь называли «студень». Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает. Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых ветках лежит снег, а сосна и ель остаются по-прежнему зелеными. В декабре дни короткие, ночи длинные, темнеет рано, а по ночам трещит мороз. В самом конце декабря дети и взрослые готовятся к встрече Нового года.

Январь. Месяц январь называли «Лютень». «Месяц январь - зимы государь» - так в народе его называли. В январе сугробы высокие, мороз на стеклах рисует удивительные узоры. В январе отмечают праздник Рождества Христова. У детей много забав веселых в этом месяце: катание на санках, на коньках, на лыжах.

Февраль – последний зимний месяц. В этом месяце дуют сильные ветры, метели и вьюги наметают высокие сугробы. В старину февраль называли «Снеговеем». В феврале дни становятся длиннее, и начинает пригревать солнышко. В этом месяце бывают оттепели, снег подтаивает и становится липким. Из такого липкого снега можно лепить снежные фигуры, играть в снежки. В конце февраля люди прощаются с зимой и отмечают праздник Масленицы. Это праздник встречи с солнышком. В этот день все пекут блины, ведь они похожи на солнышки, такие же круглые и румяные.

  • Физкультминутка.

    На дворе у нас мороз (Дети хлопают себя ладонями по плечам и
    Чтобы носик не замерз, топают ногами)
    Надо ножками потопать
    И ладошками похлопать.
    С неба падают снежинки, (Дети поднимают руки над головой и делают
    Как на сказочной картинке. хватательные движения, словно ловят) снежинки.
    Будем их ловить руками
    И покажем дома маме.
    А вокруг лежат сугробы, (Потягивания — руки в стороны).
    Снегом замело дороги.
    Не завязнуть в поле чтобы, (Ходьба на месте с высоким подниманием колен).
    Поднимаем выше ноги.
    Мы идем, идем, идем (Ходьба на месте).
    И к себе приходим в дом. (Дети садятся на свои места).


  • Дидактическая игра «Подбери слово-признак»

- Ребята, зимние месяцы предлагают вам интересную игру. Нужно назвать как можно больше слов, которые отвечают на вопросы: Какой? Какая?

- Зима (Какая?)

Дети: снежная, морозная, холодная

- Снежинка (Какая?)

Дети: красивая, легкая, пушистая

- Елка (Какая?)

Дети: красивая, нарядная, зеленая, душистая, новогодняя, настоящая, лесная

- Ветер (Какой?)

Дети: сильный, страшный, холодный

- Снегопад (Какой?)

Дети: сильный, красивый, легкий

- Метель (Какая?)
Дети: снежная, сильная, страшная, свирепая, завывающая.

- Иней (Какой?)
Дети: серебристый, лёгкий, нежный, белый, блестящий.

- Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием!

  • Экспериментирование «Зимние явления в природе».

Задание.

- Ребята, рассмотрите внимательно снег в тарелочках. Какого цвета снег? Имеет ли он запах? (Ответы детей).

Понаблюдайте. Что с ним происходит? (Тает). Почему снег стал таять? (В помещении детского сада тепло, температура воздуха выше, чем на улице).

- Какая стала вода, после таяния снега: чистая, прозрачная или мутная, имеет частички пыли, грязи? (Вода после таяния снега становится грязной, так как в ней есть различные примеси из пыли и грязи).

  • Чтение стихотворения А. Бродского «Мороз»:

Невидимкой осторожно,

Он является ко мне,

И рисует, как художник

Он узоры на окне.

Это клён, а это ива,

Вот и пальма предо мной.

Как рисует он красиво

Белой краскою одной!

Я гляжу - не оторваться

Веток линии нежны!

А художник - рад стараться,

Даже кисти не нужны.

- О каком художнике пишет автор стихотворения?

- Какие узоры рисует мороз на окне?

#1056;ефлексивно-корригирующий этап.

- Отгадайте ещё одну загадку:

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом-

Все покрыла серебром.

(Зима и Зимние месяцы).

- О чём мы говорили на занятии? (О зиме, зимних месяцах).

- Назовите зимние месяцы.

- О каких зимних явлениях мы говорили?

- Ребята, а что мы делали на занятии? (Отгадывали загадки, играли в игры, проводили наблюдение за таянием снега)- А вы хотите, поиграть в снежки и слепить снеговика? (Да). Тогда нам пора на прогулку!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа «День снятия блокады Ленинграда» для детей старшей группы

Беседа «День снятия блокады Ленинграда» для детей старшей группыЦель:- расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- Познакомить...

Беседа «День снятия блокады Ленинграда» для детей старшей группы

Цель:- расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- Познакомить детей с жизнью людей в это время.- Развивать способность чувствов...

Беседа «День снятия блокады Ленинграда» для детей старшей группы

Беседа «День снятия блокады Ленинграда» для детей старшей группыЦель:- расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- Познакомить...

Тематическая беседа «День снятия блокады Ленинграда»

Тематическая беседа «День снятия блокады Ленинграда» для детей старшей группыЦель:- расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:Познакомить дет...

Тематическая беседа «День снятия блокады Ленинграда» для детей старшей группы

Тематическая беседа «День снятия блокады Ленинграда» для детей старшей группы...

Беседа "День снятия блокады Ленинграда для детей старшей группы"

Расширять представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда...

Тематическая беседа «День снятия блокады Ленинграда» для детей старшей группы

Целью беседы расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда....