Проект "Моя семья"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Долгосрочный проект для старшей группы "Моя семья"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 48 «Ручеёк» города Рубцовска Алтайского края |
658222, Алтайский край, г. Рубцовск, ул. Северная,18, тел. 6-17-56, detsadik48@yandex.ru |
Проект
для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
на тему «Моя семья»
Разработали воспитатели
старшей группы «Ромашка»:
Никифорова Инна Александровна
Воронова Марина Петровна
г. Рубцовск, 2024
Пояснительная записка
«Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».
В. А. Сухомлинский
Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша, приобщает его к окружающей жизни.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых дней его жизни – основная обязанность родителей. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Но часто родители перекладывают ответственность не только за образование, но и за воспитание детей на государственные учреждения: детские сады, школы, дополнительные центры развития. Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.
Именно поэтому мы считаем, что необходимо обогащать детско-родительские отношения опытом эмоционального диалогического общения и, соответственно, налаживать контакты с родителями воспитанников, сотрудничество с ними.
В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. Каждая семья интересна по-своему; у каждой – свои традиции: встречать гостей, организовывать труд и отдых, проводить семейные торжества. Семьи отличаются друг от друга привычками, укладом, обычаями, атмосферой. Там, где родители в семье уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев семьи, дети более уверенно входят в мир взрослых.
Опрос детей показал, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья», с целью изучения семьи, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка, который поможет детям понять значимость семьи, воспитать у них любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Исходя из этого, были поставлены следующие цели и задачи.
Цель: формирование ценностного отношения у детей старшего дошкольного возраста к своей семье.
Задачи проекта:
- Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями.
- Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
- Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.
- Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
Принципы построения проекта
- доступность;
- систематичность;
- индивидуальный подход;
- практичность.
Название проекта: «Моя семья».
Предметная область: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Вид проекта: интегрированный: игровой, творческий, практический.
Срок реализации: 1 год, сентябрь 2023 г. - май 2024 г.
Участники проекта:
- воспитанники старшей группы «Ромашка» (5-6 лет);
- педагоги ДОУ (воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре);
- родители воспитанников.
Новизна: организация нетрадиционных форм работы с родителями через детско-родительский клуб «Встреча с интересными людьми».
Предполагаемый результат:
Дети:
- больше узнают о своей семье: членах семьи, традициях, совместных праздниках, жизни бабушек и дедушек; сформируется чувство уважения к своей семье;
- смогут организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье;
- смогут поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения.
Родители:
- повысится интерес родителей к данной теме;
- полученные знания, будут активно использоваться в играх и занятиях, беседах с детьми дома;
- активно примут участие в совместных мероприятиях с детьми и педагогами.
Педагоги:
- между педагогами и родителями наладится успешное взаимодействие, которое позволит оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии и воспитании ребёнка, установится эмоциональный контакт с детьми и продуктивное сотрудничество с родителями;
- в процессе работы над проектом воспитатели ближе познакомятся с семьями воспитанников, с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания.
Реализация этапов проекта:
1.Подготовительный:
- выбор темы, постановка цели и задач;
- подбор литературы по теме;
- создание картотеки пальчиковых игр, подборка дидактических игр и пособий по теме «Семья»;
- знакомство родителей воспитанников с реализуемым проектом и привлечение их к работе по насыщению предметно-развивающей среды в группе;
- пополнение РППС дидактическими пособиями и развивающими играми, иллюстрированным материалом, атрибутами для игровой, театрализованной деятельности по теме «Семья»;
- опрос детей «Что я знаю о семье?».
2.Основной:
- систематическое проведение запланированной работы с детьми в разных режимных моментах (проведение бесед, дидактические и развивающие игры на занятиях и в свободной деятельности);
- внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении;
- совместное изготовление родителей с детьми сюжетно - ролевых игр «Семья», «Больница», «Магазин»;
- разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме;
- подготовка консультативного материала для родителей.
3.Заключительный.
- подведение итогов работы по проекту.
Продукт проекта:
- Дерево семей группы.
- Перспективный план работы.
- Картотека консультаций для родителей.
- Дидактические игры и пособия, изготовленные родителями воспитанников и педагогами, способствующие развитию моторики рук и речи детей.
Планирование работы по проекту «Моя семья» в старшей группе «Ромашка» (5-6 лет) на 2023-2024 учебный год
№ | Мероприятие | Сроки | Участники | Результат (продукт) |
1 | Создание и пополнение картотеки физминуток, пальчиковых игр на тему «Семья». | сентябрь 2023 г. | воспитатели | Картотека игр по развитию речи и мелкой моторике пальцев рук. |
2 | Пополнение предметно-пространственной развивающей среды, изготовление дидактических пособий | сентябрь 2023 г. | воспитатели, родители воспитанников | Дидактические и развивающие игры и пособия, атрибуты к с/р играм. |
3 | Подбор материала для консультаций, информация на официальный сайт детского сада для родителей на тему «Семья» | в течение года | воспитатели | Ознакомление родителей с консультациями «Что такое семья», «Семья и семейные ценности», «Роль семьи в воспитании ребёнка» |
4 | Подбор иллюстративного материала, загадок, пословиц и поговорок, стихотворений на тему «Семья» | октябрь 2023 | воспитатели, родители | Альбом с иллюстрациями, картотека пословиц и поговорок, загадок, сборник стихотворений на тему «Моя семья» |
5 | Выставка поделок из природного материала «Осенняя фантазия» | октябрь 2023 | воспитатели, родители | Сбор природного материала для изготовления поделок |
6 | Утренник, посвящённый Дню матери, подборка фотографий детей с мамой для создания фотогазеты к Дню матери | ноябрь 2023 | воспитатели, музыкальный руководитель, мамы, дети | Участие мам в празднике, подарки мамам, фотогазета «Мамочка – любимая моя!». |
7 | Родительское собрание «Развитие творческих способностей у ребёнка 5 – 6 лет» | декабрь 2023 | воспитатели, родители | Буклет «Развитие творческих способностей в семье», обмен опытом родителей по развитию творчества в семье. |
8 | Составление детьми рассказов о своей семье, разгадывание загадок о семье, рисунки детей на тему «Моя семья» | февраль - март 2024 г. | воспитатели, дети, родители | Творческий рассказ детей на тему «Моя мама», «Мой папа», «Мой дедушка», «Моя бабушка», «Моя семья», «Праздники в нашей семье», «Как я помогаю дома», рисунки детей на тему «Моя семья». |
9 | Спортивный семейный праздник, посвящённый Дню Защитника Отечества на тему «Богатырские состязания» | февраль 2024 г. | воспитатели, инструктор по физической культуре, дети, папы | Разучивание стихов к празднику. Участие в празднике, подарки детей папам. |
10 | Разучивание и систематическое проведение пальчиковых, речевых игр, физминуток, логоритмических упражнений с детьми. | в течение года | воспитатели, дети. | Картотека речевых игр, логоритмических упражнений на тему «Моя семья» |
11 | Организация и проведение праздника для мам и бабушек на тему «Бал в королевстве бантиков» | март 2024 г. | воспитатели, родители воспитанников. | Разучивание детьми стихотворений к празднику. Участие мам и бабушек в утреннике, вручение подарков мамам и бабушкам. |
12 | Знакомство детей с литер. произведениями: В. Осеева «Хорошее», «Сыновья», «Волшебное слово», «Отомстила», татарская сказка «Три дочери», нанайская сказка «Айога», ненецкая сказка «Кукушка». | в течение года | воспитатели, дети | Выставка детских книг по нравственному воспитанию на тему «Семья» |
13 | Оформление информационного материала к празднику «День семьи» 15 мая | май 2024 г. | воспитатели | Ознакомление родителей с консультацией «Дружная семья - здоровый ребёнок» |
14 | Субботник с детьми и родителями на участке группы | май 2024 г. | воспитатели, дети, родители | Участие в уборке участка |
25 | Подведение итогов работы по проекту. Презентация проекта, дерева семей группы | май 2024 г. | воспитатели | Проект «Моя семья», дерево семей группы |
Список литературы:
1.Формирование у детей интереса к семейным традициям. Журнал «Ребенок в детском саду» №5 2009 г.
2.Журнал «Воспитатель ДОУ» №3 2011, №4 2010
3.Журнал «Дошкольное образование» №7 2009, №2 2010
4.Журнал «Управление ДОУ» №3 2007, №2 2006 •6. Детство – пресс, 2003.
5.«Вместе с семьей» (Т. Н. Доронова, Т. И. Гризик) Москва, 2005
6.«Книга для чтения в детском саду и дома» составитель в. В. Гербова Москва ОНИКС 2008
7.Конвенция ООН о правах ребенка ст. 5, 7, 9, 10 от 20 ноября 1989 приложение
8. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»
Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»
Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!
План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель: создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...

Конспект мероприятия по образовательной деятельности «Семья — это просто, семья — это сложно, но жить одному без семьи невозможно!»
Конспект НОД...
конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"
конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...
Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"
Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....

