«Осень»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Ранний возраст – важный период в развитии психических процессов, особенно речи. Поэтому именно в раннем возрасте вопросам речевого развития детей необходимо уделять особое внимание. В современных условиях организация развития речи детей в дошкольной образовательной организации предусматривает поиск эффективных педагогических средств речевого развития, адекватных возрастным возможностям ребенка и обеспечивающих гарантированный результат.  Дети называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель, предметы гигиены; глаголы, которые обозначают действия в процессе потребления пищи, одевания, умывания и др. При накоплении существительных в словаре ребенка появляются понятия-обобщения (мебель, посуда, одежда). Улучшается произносительная сторона речи. Однако в ней имеются нарушения: часть детей говорят недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки и слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnoe_meropriyatie_murashko_a.a.docx250.86 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный конкурс методических разработок

Номинация: «Кейс методических материалов»

Тема: «Осень»

Мурашко Алина Алексеевна,

воспитатель МБОУ «СОШ №41»

Бийск, 2025

2.1.Актуальность

Ранний возраст – важный период в развитии психических процессов, особенно речи. Поэтому именно в раннем возрасте вопросам речевого развития детей необходимо уделять особое внимание. В современных условиях организация развития речи детей в дошкольной образовательной организации предусматривает поиск эффективных педагогических средств речевого развития, адекватных возрастным возможностям ребенка и обеспечивающих гарантированный результат.  Дети называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель, предметы гигиены; глаголы, которые обозначают действия в процессе потребления пищи, одевания, умывания и др. При накоплении существительных в словаре ребенка появляются понятия-обобщения (мебель, посуда, одежда). Улучшается произносительная сторона речи. Однако в ней имеются нарушения: часть детей говорят недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки и слова.

2.2 Целевая аудитория

Вторая группа раннего возраста 2 – 3 года

2.3 Цели и задачи

Цель: Обобщить и закрепить знания детей об осенних признаках, сезонах, цветах, а также развить мелкую моторику и речь.

Задачи:

Образовательные:

- Формировать представления о времени года — осени.

- Познакомить с основными признаками осени (дождь, ветер, листопад, холод).

- Уточнять и расширять знания об осенних изменениях в природе.

- Закреплять названия цветов (особенно красный, желтый, зеленый).

- Формировать умение отвечать на простые вопросы и слушать воспитателя.

Развивающие:

- Развивать связную речь и обогащать словарный запас детей (например, словами «листопад», «лужи», «золотая осень»).

- Развивать внимание, память и мышление.

- Развивать мелкую и крупную моторику через движения и игры.

- Формировать умение устанавливать простые причинно-следственные связи.

- Развивать умение работать с наглядными пособиями и следовать словесным указаниям.

Воспитательные:

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в игре.

- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

- Создавать положительный эмоциональный настрой и праздничное настроение.

- Прививать навыки аккуратности и гигиены, связанные с осенней одеждой.

2.4 Планируемые результаты

Развита диалогическая речь посредством ответов на вопросы педагога. Обогащен словарь детей. Употребляют усвоенные слова в самостоятельной речи.  Отчетливое произношение гласных и согласных звуков, в правильном воспроизведение звукоподражании, слов и не сложных предложений. Отвечают на простейшие и более сложные вопросы. Развитие фантазии и воображения.

2.5 Форма проведения

Занятие

2.6 используемые педагогические  технологии, методы, приёмы;

• практические: «А мы в поезде сидим»; дидактические игры «Большие и маленькие листочки», «Собери листочки по цвету», дыхательное упражнение «Листопад» (Подуй на листок);

– наглядные: рассматривание наглядных пособий; осенних листьев, собранных детьми;

– словесные: художественное слово, вопросы, объяснения воспитателя.

2.7 Пополнение словарного запаса 

альбом «Осень»; осенние листья большие и маленькие; вырезанные из картона листья желтого, красного и зеленого цветов

Содержание занятия

Этапы, методы и приемы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводная часть

Организационный момент 

Сюрпризный момент.

Создание мотивации для деятельности детей

Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас отправиться в гости на поезде!

«Мы в поезде все сидим»

А мы в поезде сидим,

Все сидим?..

И в окошечко глядим,

Все глядим?..

А нас поезд не везет,

Не везет?...

Вдруг колеса закружились

Чух-чух-чух, чух-чух-чух…

И вперед мы покатились

Чух-чух-чух, чух-чух-чух…

Щетки по стеклу шуршат

Вжик, вжик, вжик, вжик.

Пыль очистить всё хотят

Вжик, вжик, вжик, вжик.

А мы в поезде сидим,

Все сидим?..

Очень  громко мы гудим

Ту-ту-у-у-у-у!

 Дети сопровождают слова движением:

Основная часть

Ребята, когда вы шли в детский сад, на улице было тепло или холодно? Какую одежду вы надели? А вы знаете, какое время года наступило? 

Если на деревьях листья пожелтели

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется

Это время года осенью зовется!

Давайте вместе повторим?

Жёлтый коврик под ногами –  

   Это осень между нами,

   Ходит, золотая,

   Листьями играя!

А где растут листочки? 

Листья падают с деревьев на землю и лежат как красивый ковёр. Ребята, какого цвета стали листья?.. Правильно, молодцы! Если походить по листочкам, то можно услышать, как они шуршат. Ваши ножки топают по листьям, а они шуршат и приговаривают: «Осень наступила! Осень к нам пришла!» Ребята, а как шуршат осенние листья?

А когда подует ветер, листочки падают. Происходит листопад. Давайте все хором повторим…

Давайте попробуем сдуть листочки с ладошек, чтобы у нас получился листопад

Осенью часто дует ветер. Давайте подуем, как сильный осенний ветер. А теперь – как слабый ветерок. Давайте подуем на ладошку и почувствуем ветер.

А теперь возьмите листочек в руки и подуйте на него. Вот подул ветер и листок полетел

А сейчас мы с вами тоже станем листочками. Вставайте в круг, поиграем в игру «Листопад»

Листопад, листопад,

Листья желтые кружат

Листопад, листопад

Листья по ветру летят

Покружились, покружились

И на землю опустились.

Дети отвечают на вопросы воспитателя

Дети повторяют: Осень

Дети внимательно слушают воспитателя и рассматривают картину «Осень золотая»

– На деревьях

– Жёлтые, красные, зелёные.

Дети проговаривают вместе с воспитателем: «Осень наступила! Осень к нам пришла!»

– Ш-ш-ш-ш!

– Листопад

Дети берут в руки листочки и дуют на них

Дети стоят в кругу

Крутят ладошками вверху над головой

Бег по кругу, махи руками.

Покружиться

Присесть.

Заключительная часть Подведение итога деятельности.

Дети, к кому в гости мы ездили сегодня?

– А что вам понравилось?

– Чем мы сегодня занимались?

– Осень в гости к нам пришла и нам радость принесла! Вот такие красивые листочки (рисунки)!

 Дети называют время года осень, говорят для чего она нужна.

Ответы детей.

4. Заключение

Результаты показали, что дети наиболее эффективно познают мир в игровой и исследовательской деятельности, и когда им дают возможность самостоятельно сделать вывод, то и повышается познавательный интерес к необходимым культурным  правилам , а это в свою очередь, является базой для для формирования речи и словарного запаса

В своей педагогической практике я столкнулась с определенными трудностями обучения:

-  Огромный труд и терпение при использовании дифференцированного и индивидуального подхода в работе с детьми.

-  Совершенствование и оттачивание приемов, форм и методов педагогического искусства.

Изображение WhatsApp 2025-11-09 в 13.46.13_27de033d.jpg

5. Список источников

1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования./ под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой.

2. Развитие речи в ясельных группах детского сада: Конспекты занятий с детьми 2 – 3 лет. Гербова В.В.

3. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенний праздник "Осень, осень в гости просим."

Праздник для детей среднего возраста....

«Осень. Осенние месяцы. Периоды осени».

Итоговое тематическое занятие Осень. Приметы осени....

Праздник Осени в детском саду "Осень, Осень в гости просим!"

«Осень, Осень, в гости просим!» Чего в детском саду обычно ждут дети? Конечно, праздника! Пусть в календаре и нет никакой знаменательной даты, но почему бы не устроить праздник в честь другого со...

Осенние сценарии "Что у осени в корзинке?", "Чудеса в осеннем лесу" (для младшей, средней и старшей дошкольной возрастной группы)

Данные осенние сценарии - это увлекательные осенние путешествия, с песнями, танцами, играми, загадками,  и конечно же встреча со сказочными героями......

логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй

«Осень. Осенние месяцы.Периоды осени. Деревья осенью»Звук Ц], буква ЙйКоррекционно-образовательные цели. Обобщение и системати­зация представлений об осенних изменениях в природе. Форми­рование ...

Логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй

Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и системати­зация представлений об осенних изменениях в природе. Форми­рование представлений о периодах осени и их характерных осо­бенност...

«Осень, осень снова к нам пришла! Осень, осень чудная пора!»

Осень - это не только слякоть, пронизывающий холод. Осень - это золотая пора, богатая своей цветовой палитрой, и невозможно не восхищаться работой этой художницы. Крона деревьев, багрян...