«Осень»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)
Ранний возраст – важный период в развитии психических процессов, особенно речи. Поэтому именно в раннем возрасте вопросам речевого развития детей необходимо уделять особое внимание. В современных условиях организация развития речи детей в дошкольной образовательной организации предусматривает поиск эффективных педагогических средств речевого развития, адекватных возрастным возможностям ребенка и обеспечивающих гарантированный результат. Дети называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель, предметы гигиены; глаголы, которые обозначают действия в процессе потребления пищи, одевания, умывания и др. При накоплении существительных в словаре ребенка появляются понятия-обобщения (мебель, посуда, одежда). Улучшается произносительная сторона речи. Однако в ней имеются нарушения: часть детей говорят недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки и слова.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 250.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональный конкурс методических разработок
Номинация: «Кейс методических материалов»
Тема: «Осень»
Мурашко Алина Алексеевна,
воспитатель МБОУ «СОШ №41»
Бийск, 2025
2.1.Актуальность
Ранний возраст – важный период в развитии психических процессов, особенно речи. Поэтому именно в раннем возрасте вопросам речевого развития детей необходимо уделять особое внимание. В современных условиях организация развития речи детей в дошкольной образовательной организации предусматривает поиск эффективных педагогических средств речевого развития, адекватных возрастным возможностям ребенка и обеспечивающих гарантированный результат. Дети называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель, предметы гигиены; глаголы, которые обозначают действия в процессе потребления пищи, одевания, умывания и др. При накоплении существительных в словаре ребенка появляются понятия-обобщения (мебель, посуда, одежда). Улучшается произносительная сторона речи. Однако в ней имеются нарушения: часть детей говорят недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки и слова.
2.2 Целевая аудитория
Вторая группа раннего возраста 2 – 3 года
2.3 Цели и задачи
Цель: Обобщить и закрепить знания детей об осенних признаках, сезонах, цветах, а также развить мелкую моторику и речь.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать представления о времени года — осени.
- Познакомить с основными признаками осени (дождь, ветер, листопад, холод).
- Уточнять и расширять знания об осенних изменениях в природе.
- Закреплять названия цветов (особенно красный, желтый, зеленый).
- Формировать умение отвечать на простые вопросы и слушать воспитателя.
Развивающие:
- Развивать связную речь и обогащать словарный запас детей (например, словами «листопад», «лужи», «золотая осень»).
- Развивать внимание, память и мышление.
- Развивать мелкую и крупную моторику через движения и игры.
- Формировать умение устанавливать простые причинно-следственные связи.
- Развивать умение работать с наглядными пособиями и следовать словесным указаниям.
Воспитательные:
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в игре.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
- Создавать положительный эмоциональный настрой и праздничное настроение.
- Прививать навыки аккуратности и гигиены, связанные с осенней одеждой.
2.4 Планируемые результаты
Развита диалогическая речь посредством ответов на вопросы педагога. Обогащен словарь детей. Употребляют усвоенные слова в самостоятельной речи. Отчетливое произношение гласных и согласных звуков, в правильном воспроизведение звукоподражании, слов и не сложных предложений. Отвечают на простейшие и более сложные вопросы. Развитие фантазии и воображения.
2.5 Форма проведения
Занятие
2.6 используемые педагогические технологии, методы, приёмы;
• практические: «А мы в поезде сидим»; дидактические игры «Большие и маленькие листочки», «Собери листочки по цвету», дыхательное упражнение «Листопад» (Подуй на листок);
– наглядные: рассматривание наглядных пособий; осенних листьев, собранных детьми;
– словесные: художественное слово, вопросы, объяснения воспитателя.
2.7 Пополнение словарного запаса
альбом «Осень»; осенние листья большие и маленькие; вырезанные из картона листья желтого, красного и зеленого цветов
Содержание занятия
Этапы, методы и приемы | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Вводная часть Организационный момент Сюрпризный момент. Создание мотивации для деятельности детей | Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас отправиться в гости на поезде! «Мы в поезде все сидим» А мы в поезде сидим, Все сидим?.. И в окошечко глядим, Все глядим?.. А нас поезд не везет, Не везет?... Вдруг колеса закружились Чух-чух-чух, чух-чух-чух… И вперед мы покатились Чух-чух-чух, чух-чух-чух… Щетки по стеклу шуршат Вжик, вжик, вжик, вжик. Пыль очистить всё хотят Вжик, вжик, вжик, вжик. А мы в поезде сидим, Все сидим?.. Очень громко мы гудим Ту-ту-у-у-у-у! | Дети сопровождают слова движением: |
Основная часть | Ребята, когда вы шли в детский сад, на улице было тепло или холодно? Какую одежду вы надели? А вы знаете, какое время года наступило? Если на деревьях листья пожелтели Если в край далекий птицы улетели, Если небо хмурое, если дождик льется Это время года осенью зовется! Давайте вместе повторим? Жёлтый коврик под ногами – Это осень между нами, Ходит, золотая, Листьями играя! А где растут листочки? Листья падают с деревьев на землю и лежат как красивый ковёр. Ребята, какого цвета стали листья?.. Правильно, молодцы! Если походить по листочкам, то можно услышать, как они шуршат. Ваши ножки топают по листьям, а они шуршат и приговаривают: «Осень наступила! Осень к нам пришла!» Ребята, а как шуршат осенние листья? А когда подует ветер, листочки падают. Происходит листопад. Давайте все хором повторим… Давайте попробуем сдуть листочки с ладошек, чтобы у нас получился листопад Осенью часто дует ветер. Давайте подуем, как сильный осенний ветер. А теперь – как слабый ветерок. Давайте подуем на ладошку и почувствуем ветер. А теперь возьмите листочек в руки и подуйте на него. Вот подул ветер и листок полетел А сейчас мы с вами тоже станем листочками. Вставайте в круг, поиграем в игру «Листопад» Листопад, листопад, Листья желтые кружат Листопад, листопад Листья по ветру летят Покружились, покружились И на землю опустились. | Дети отвечают на вопросы воспитателя Дети повторяют: Осень Дети внимательно слушают воспитателя и рассматривают картину «Осень золотая» – На деревьях – Жёлтые, красные, зелёные. Дети проговаривают вместе с воспитателем: «Осень наступила! Осень к нам пришла!» – Ш-ш-ш-ш! – Листопад Дети берут в руки листочки и дуют на них Дети стоят в кругу Крутят ладошками вверху над головой Бег по кругу, махи руками. Покружиться Присесть. |
Заключительная часть Подведение итога деятельности. | Дети, к кому в гости мы ездили сегодня? – А что вам понравилось? – Чем мы сегодня занимались? – Осень в гости к нам пришла и нам радость принесла! Вот такие красивые листочки (рисунки)! | Дети называют время года осень, говорят для чего она нужна. Ответы детей. |
4. Заключение
Результаты показали, что дети наиболее эффективно познают мир в игровой и исследовательской деятельности, и когда им дают возможность самостоятельно сделать вывод, то и повышается познавательный интерес к необходимым культурным правилам , а это в свою очередь, является базой для для формирования речи и словарного запаса
В своей педагогической практике я столкнулась с определенными трудностями обучения:
- Огромный труд и терпение при использовании дифференцированного и индивидуального подхода в работе с детьми.
- Совершенствование и оттачивание приемов, форм и методов педагогического искусства.
5. Список источников
1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования./ под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой.
2. Развитие речи в ясельных группах детского сада: Конспекты занятий с детьми 2 – 3 лет. Гербова В.В.
3. Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник Осени в детском саду "Осень, Осень в гости просим!"
«Осень, Осень, в гости просим!» Чего в детском саду обычно ждут дети? Конечно, праздника! Пусть в календаре и нет никакой знаменательной даты, но почему бы не устроить праздник в честь другого со...

Осенние сценарии "Что у осени в корзинке?", "Чудеса в осеннем лесу" (для младшей, средней и старшей дошкольной возрастной группы)
Данные осенние сценарии - это увлекательные осенние путешествия, с песнями, танцами, играми, загадками, и конечно же встреча со сказочными героями......

логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй
«Осень. Осенние месяцы.Периоды осени. Деревья осенью»Звук Ц], буква ЙйКоррекционно-образовательные цели. Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе. Формирование ...

Логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй
Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе. Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенност...

«Осень, осень снова к нам пришла! Осень, осень чудная пора!»
Осень - это не только слякоть, пронизывающий холод. Осень - это золотая пора, богатая своей цветовой палитрой, и невозможно не восхищаться работой этой художницы. Крона деревьев, багрян...


