Почва – дом для растений и насекомых
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Тема: «Почва – дом для растений и насекомых»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_pochva.docx15.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Почва – дом для растений и насекомых»

Цель: Формирование представлений детей о почве как о важнейшем компоненте природы, её составе и значении для живых организмов.

Образовательные задачи: Познавательное развитие: Формировать начальные представления о почве, её значении в природе.  Познакомить с основными компонентами состава почвы (песок, глина, перегной, воздух, вода). Расширять знания о насекомых и мелких животных, обитающих в почве (дождевые черви, муравьи, жуки, личинки). Устанавливать элементарные причинно-следственные связи (почему почва плодородна, почему в ней живут насекомые). Речевое развитие: Активизировать и обогащать словарный запас детей словами: почва, плодородная, перегной, песок, глина, дождевой червь, рыхлая, питательная. Учить отвечать на вопросы полными предложениями, строить простые рассуждения. Развивать умение описывать свои наблюдения.

Развивающие задачи: Развивать наблюдательность, любознательность и познавательный интерес в процессе проведения опытов. Развивать мышление (анализ, синтез, сравнение) при установлении состава почвы. Развивать мелкую моторику рук при работе с образцами почвы.

Воспитательные задачи: Воспитывать бережное отношение к природе, в частности к почве, как к дому для многих живых существ. Воспитывать аккуратность при работе с природными материалами. Формировать элементарные экологические представления.

Материалы: Образцы почвы в прозрачных контейнерах (1-2 стаканчика на стол): сухая земля, влажная земля, земля с небольшими камешками и веточками. Емкости с песком и глиной для сравнения. Несколько прозрачных стаканов с водой. Лупы (по количеству детей или на каждого ребенка). Палочки или деревянные шпатели для размешивания. Картинки или слайды: огород с растущими овощами, лес с деревьями; изображения дождевого червя, муравья, жука-навозника, крота (как почвенных обитателей). Демонстрационная модель «разрез почвы» (если есть) или схема состава почвы. Тарелочки или салфетки для каждого ребенка. Музыкальное сопровождение (звуки природы).

Предварительная работа: Наблюдения за землей на участке во время прогулок, рассматривание земли, песка, глины. Посадка растений в группе, наблюдение за их ростом. Беседы о значении почвы для растений (где растут овощи, цветы, деревья). Чтение книг и стихотворений о природе, о насекомых.

Организационный момент. Дети входят в группу, звучит спокойная музыка со звуками природы (пение птиц, шелест листьев). Воспитатель: "Здравствуйте, ребята! Посмотрите, как красиво вокруг! Мы живем на большой планете Земля. А что у нас под ногами? Что мы видим, когда выходим на улицу?" Дети: "Трава, асфальт, земля!" Воспитатель: "Правильно. Сегодня мы будем говорить о земле, а точнее – о почве. Почва – это верхний слой земли, по которому мы ходим, на котором растут деревья, цветы, трава. А как вы думаете, почва – это живая или неживая природа?" (Выслушивает ответы, подводит к мысли, что почва – неживая, но в ней кипит жизнь). Воспитатель: "Я принесла вам сегодня кусочки почвы. Хотите стать юными исследователями и узнать, из чего же состоит почва и кто в ней живет?"  Дети: "Да!"

Основная часть. «Тайны почвенного мира»

Опыт 1: «Рассматриваем почву» Воспитатель раздает детям на тарелочки образцы почвы и лупы. Воспитатель: "Посмотрите внимательно на почву. Возьмите ее в руки, потрогайте. Какая она? (Ответы: рассыпчатая, рыхлая, влажная, сухая, темная, светлая). "Понюхайте почву. Чем она пахнет?" (Ответы: землей, свежестью, сыростью). "А теперь возьмите лупы и рассмотрите почву поближе. Что вы видите?"  Дети: (Называют: маленькие камешки, корешки, палочки, песчинки, что-то черное, похожее на крошки). Воспитатель: "Все верно! То, что похоже на маленькие черные крошки – это перегной. Это остатки старых листьев, травинок, веточек, насекомых, которые перегнили и превратились в особое вещество. Перегной – это самое главное в почве, это её еда, её богатство. Благодаря перегною почва становится плодородной – то есть на ней хорошо растут растения!"

Опыт 2: «Воздух в почве» Воспитатель раздает каждому ребенку прозрачный стаканчик с водой и предлагает взять кусочек почвы с тарелочки. Воспитатель: "Теперь осторожно опустите комочек почвы в воду. Что вы видите?" Дети: (Наблюдают пузырьки воздуха, поднимающиеся на поверхность). Воспитатель: "Что это за пузырьки? Правильно, это воздух! Оказывается, в почве есть воздух! Как вы думаете, зачем он нужен?" (Ответы: чтобы дышали корешки растений, чтобы дышали те, кто живет в земле). Вывод: В почве есть воздух.

Опыт 3: «Вода в почве» Воспитатель предлагает взять более влажный образец почвы или слегка смочить имеющийся. Воспитатель: "А теперь давайте сожмём в кулачке кусочек влажной почвы. Что вы почувствовали? (Ответы: почва стала мокрой, на руке осталась влага). Что это значит?" Дети: "В почве есть вода!" Воспитатель: "Конечно! В почве есть вода. А зачем нужна вода растениям? И тем, кто живет в почве?" (Ответы: чтобы пить, чтобы расти). Вывод: В почве есть вода.

Опыт 4: «Песок и глина в почве» Воспитатель показывает детям стаканчики с чистым песком и чистой глиной. Воспитатель: "Посмотрите, это песок. А это – глина. Потрогайте песок (рассыпчатый, крупинки). А теперь глину (мягкая, вязкая, если намочить – липкая). Как вы думаете, есть ли песок и глина в нашей почве?" Дети: "Да!" Воспитатель: "Правильно. Если бы мы взяли нашу почву и промыли ее водой, а потом дали отстояться, то увидели бы, как на дно опустились бы камешки, потом песок, а сверху осталась бы глина и перегной. Значит, почва состоит из камешков, песка, глины, перегноя, воздуха и воды." Воспитатель: Показывает схему состава почвы или модель, обобщая полученные знания. "Почва – это сложная, но очень важная часть природы."

Кто живет в почве? (Знакомство с обитателями) – Воспитатель: "Ребята, а как вы думаете, кто еще может жить в почве, кроме корней растений? Ведь там есть и еда, и вода, и воздух!" Дети: "Червяки, жуки, муравьи." Воспитатель: Показывает картинки с изображением дождевого червя, муравья, жука-навозника, крота. Воспитатель: "Посмотрите, это дождевой червь. Он живет в земле, роет там ходы, рыхлит почву, чтобы к корешкам растений лучше поступал воздух и вода. Он очень полезный! А вот муравьи строят в земле свои муравейники. Некоторые жуки и их личинки тоже живут в почве. Воспитатель: "Вот сколько жителей в этом подземном доме!"

Физкультминутка «Огород» Воспитатель: "Давайте превратимся в садоводов!" Мы весной копали грядки, (Имитация копания лопатой) А потом сажали семена. (Наклоны, "сажают" семена) Летом поливали, рыхлили, (Имитация полива, рыхления) Осенью урожай собрали! (Имитация сбора урожая) Вот какая почва – хороша! (Показывают "класс" большим пальцем)

Заключительная часть. Воспитатель: "Вот и подошло к концу наше путешествие в тайны почвы. Что нового и интересного вы сегодня узнали?"  "Что такое почва?"  "Из чего состоит почва?" (Песок, глина, перегной, воздух, вода).  "Кто живет в почве?" (Черви, муравьи, жуки).  "Зачем почва нужна растениям и нам?" (Чтобы росли растения, которые дают нам еду).  Воспитатель: "Молодцы, ребята! Вы были настоящими исследователями! Теперь вы знаете, что почва – это не просто грязь под ногами, а целый удивительный мир, который нужно беречь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путушествие в страну растений и насекомых

Путушествие в страну растений и насекомых...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Непосредственной образовательной деятельности. Тема: "ЛУГ. Растения и насекомые луга".

Методическая разработка технологической карты на тему : "Растения и насекомые луга".Включает в себя интеграцию образовательных областей:Познавательное,речевое,социально-коммуникативное,физич...

Проектно-исследовательская деятельность на тему: “Мир растений и насекомых в Рязанской области”

В настоящее время проблема взаимоотношения человечества со средой существования получает особую актуальность. Причиной тому является набирающий темпы научно-технический прогресс, который неизбежно вед...

Исследовательская работа на тему: «Почва. Влияние почвы на рост растений»

Исследовательская работа на тему:«Почва. Влияние почвы на рост растений»Цель исследования: выяснить, как влияет состав почвы на рост растений. Задачи исследования:...

Тема «Путешествие в царство Растений и Насекомых»

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР...

Конспект занятия "Почва - дом для растений и животных".

В данной методической разработке представлен конспект занятия  по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....