Тема «Путешествие в царство Растений и Насекомых»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл нод732.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Путешествие в царство Растений и Насекомых»

Цель: повторение и закрепление ранее изученного материала.

Задачи:

Коррекционно-образовательные цели:

  • Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Насекомые».
  • Закреплять навык звукослогового анализа слов.
  • Закрепить графический образ букв.
  • Закреплять навык чтения слогов и слов.
  • Закреплять умения составлять предложения по опорным словам.
  • Закреплять навыки порядкового счета в пределах 10, знания о числовом ряде, о соотношении числа с цифрой.
  • Совершенствовать умение решать примеры, пользоваться математическими знаками «-», «+», «=».

Коррекционно-развивающие цели:

  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Развивать память и внимание.
  • Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.
  • Развивать умение ориентироваться в пространстве.

Воспитательные цели:

  • Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.
  • Формировать навык совместной работы в паре.
  • Воспитывать бережного отношения к природе и насекомым.

 Оборудование: карточки с цифрами, «веточки» - цифры, карточки с примерами, набор для составления звуковых схем слов, набор для составления схем предложений, карточки с изображением насекомых. Компьютер, магнитная доска, столы, карандаши, листы бумаги в клетку.

Методы и приемы:

 - Наглядный  (пособия, картинки, буквы, презентация);

 - Словесный (совместная речевая деятельность);

 - Игровой  (сюрпризный момент, динамическая пауза);

- Практический  (выполнение заданий, упражнений).

Предварительная работа: 

работа с предложением, звуковой анализ слов, нахождение и придумывание слов с заданным звуком, разучивание стихов, пословиц, поговорок, физминутки, расширение активного словаря по лексическим темам.

Использование педагогических и здоровьесберегающих технологий:

Педагогический опыт учителя-логопеда Н.В.Нищевой «Система работы в логопедической группе для детей с ОНР», Железнова Е. «Пальчиковые игры и физминутки».

ХОД  ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент. 

Дети заходят в группу и здороваются с гостями. Встают в круг, взявшись за руки, и говорят:

Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

Зарядка на внимание:

Топни левою ногой!

Влево шаг! На месте стой.

Повернись скорее к другу,

Правую дай другу руку.

Повернись опять ты  к другу,

Левую дай другу руку.

Шаг назад и два вперед!

Вправо, влево поворот!

  1. Основная часть
  1. Проблемная ситуация.

На экране изображение бабочки.

- Как  вы думаете, что это или кто это? (ответы детей)

https://chudo-prirody.com/uploads/posts/2021-08/1628325896_113-p-listovidka-foto-127.jpg

https://chudo-prirody.com/uploads/posts/2021-08/1628325832_13-p-listovidka-foto-13.jpg

Логопед: Чтобы найти ответ на этот вопрос, я предлагаю вам превратиться в насекомых и отправиться в царство Растений.

Логопед. Ребята, вы закрываете глаза, а я начинаю колдовать и в насекомых вас превращать. Раз, два, три. Вокруг себя обернись, и в насекомого превратись. (Воспитатель раздает детям листочки с цифрами по количеству детей)

Воспитатель: Почему-то, вы стали цифрами, а не насекомыми. Попробуем восстановить числовой ряд, и может, тогда все встанет на свои места.

  1. Работа с числовым рядом

- Шаг вперед все четные числа.

- Шаг вперед все нечетные числа.

- Шаг вперед соседи числа 8.

- Шаг вперед, число, которое стоит за числом 9 (перед, 7, между 3и 5 и т.п.)

3. Решение примеров (см. приложение №…)

Воспитатель: Чтобы узнать, как всё-таки вас зовут, предлагаю присесть на цветочек со своим номером.

Дети решают примеры, у которых ответ соответствует номеру цветка.

Воспитатель: А теперь, давайте узнаем, кого как зовут.

- Кто сидит на цветке 1?

- Тебя зовут Богомол. (самый маленький богомол имеет размер 1см в дину)

- Запомни, как тебя зовут.

1. Водомерка. Длина о тела 1см

2. Оса. Длина тела – 2 см.

3. Шмель. Длина тела – 3 см.

4. Стрекоза. У нее 4 крыла.

4. Комар. Длина тела – 4 мм.

4.Клещ. Имеет 4 глаза

4.Скарабей (жук- навозник). Длина тела 4 см.

5.Кузнечик. Прыгает в высоту – 5 м.

5. Муха. У нее 5 глаз. (2 основных, 3 простых)

6. Жук. У жука шесть ног

6.Шершень. Длина тела 6 см.

7. Пчела. У пчелы длина хоботка – 7 мм.

8. Паук. У паука 8 ног

8.Скорпион. 8 глаз

9. Сверчок. Самый большой сверчок в дину – 9 см.

10. Муравей. Муравей сам весит 1г, а поднимает – 10г.

10. Гусеница. Самая длинная гусеница в длину – 10 см.

Таракан. Длина тела самого большого – 10см. (2 см, маленький)

На экране появляются цифры с ответом и изображение насекомого) (см. приложение  №….)

4.Звукобуквенный анализ названий насекомых

Логопед: Ребята, возьмите с центра стола фотографии своих насекомых. (читают надписи над картинками, соответствующую его номеру кладут перед собой)

Логопед: Посмотрите-ка, а все насекомые черно-белые, но в мире растений так не бывает. Видимо, мы, когда сюда перемещались, где-то нашумели. Насекомые и попрятались. Мы с вами должны их раскрасить.

Каждый под названием насекомого выполняет звуко-буквенный анализ слова.

к

с

к

с

 

 Комар (2 слога – ко-мар) делим на слоги, ставим ударение.

5. Физминутка

«Гусеница»

Этот странный дом без окон (стоят прямо)

У людей зовется кокон.

Свив на ветке этот дом, (подкладывают ладони под правую щеку)

Дремлет гусеница в нем.

Спит без просыпа всю зиму. (подкладывают ладони под левую щеку)

Но зима промчалась мимо. (потягиваются)

Март, апрель, капель, весна…(медленно приседают)

Просыпайся, соня-сонюшка! (потягиваются)

Под весенним ярким солнышком.

Гусенице не до сна.

Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками)

 6. Упражнение «Назови всех родственников» (подбор однокоренных слов)

Логопед: Ребята, а где живут насекомые? (на цветах)

- Давайте вспомним всех родственников слова «цветок»:

Цветок

Цветы

Цветочек   цветище

Цветной

Цветет

(зацветать,  отцветать, цвести, не доцвести, перецвести и т. п.)

7. СР. Составление рассказа по схеме синквейна.

1.

2.

3.

4.

Логопед. Давайте составим рассказ о насекомом под номером №7. Это кто? (пчела)

  1. Это пчела
  2. Она трудолюбивая, полосатая
  3. Летает, собирает, приносит
  4. Полосатая пчела принесла нектар.
  1. Трудолюбивая пчела собрала мед.
  2. Пчела летает над цветами. (И т.п.)
  1. Пчела – это насекомое.

8. Пальчиковая гимнастика

«Насекомых надо знать»

Раз, два, три, четыре, пять - Сжимать - разжимать пальцы в кулак.

Насекомых надо знать: Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими.

Муха, бабочка, пчела,

Муравей, комар, оса,

Шмель, кузнечик и сверчок…

Поочередно загибать пальцы рук, начиная с большого пальца правой руки.

И у каждого шесть ног!

Поднять правую руку раскрытой ладошкой вверх, а левую сжать в кулачок, подняв верх большой палец – показать шесть пальцев.

Логопед. Посмотрите, вот на экране появилась еще одна буква, и мы можем с вами прочитать название этого необычного существа. Это КАЛЛИМА. Что же, кто же это?

Воспитатель: Узнать ответ на данный вопрос вы сможете, если нарисуете портрет этого необычного представителя, то ли флоры, то ли фауны.

Родители и дети под диктовку выполняют графический диктант «Бабочка»

Воспитатель: Чей же это портрет?  (Это бабочка)

9. Графический диктант

От поставленной точки 2клетки вправо, 2клетки вниз, 2клетки вправо, 2клетки вниз, 1клетка вправо, 4клетки вверх, 1клетка влево,1клетка вниз, 3клетки вправо, 1клетка вверх, 1клетка влево, 4клетки вниз, 1клетка вправо, 2клетки вверх, 2клетки вправо, 2клетки вверх, 2 клетки вправо, 2клетки вниз, 1клетка влево, 2клетки вниз, 1 клетка влево, 2клетки вниз, 3клетки влево, 1клетка вниз, 3клетки вправо, 2клетки вниз, 2клетки вправо, 2клетки вниз, 5клеток влево, 1клетка вниз, 1клетка влево, 1клетка вверх, 5клеток влево, 2клетки вверх, 2клетки вправо,  2клетки вверх, 3клетки вправо, 1клетка вверх, 3клетки влево, 2клетки вверх, 1клетка влево, 2клетки вверх, 1клетка влево, 2клетки вверх.

Графический диктант: От поставленной точки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

2клетки вправо,

2клетки вниз,

2клетки вправо,

2клетки вниз,

1клетка вправо,

 4клетки вверх,

1клетка влево,

1клетка вниз,

3клетки вправо,

1клетка вверх,

1клетка влево,

4клетки вниз,

1клетка вправо,

 2клетки вверх,

2клетки вправо,

2клетки вверх,

2 клетки вправо,

2клетки вниз,

 1клетка влево,

2клетки вниз,

1 клетка влево,

2клетки вниз,

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

3клетки влево,

1клетка вниз,

3клетки вправо,

2клетки вниз,

2клетки вправо,

2клетки вниз,

5клеток влево,

1клетка вниз,

1клетка влево,

 1клетка вверх,

5клеток влево,

2клетки вверх,

2клетки вправо,  

2клетки вверх,

3клетки вправо,

1клетка вверх,

3клетки влево,

2клетки вверх,

1клетка влево,

2клетки вверх,

1клетка влево,

2клетки вверх.

  1. Подведение итогов занятия

Логопед.  Вот мы и узнали кто же это. Это? (бабочка)

Среди насекомых существует самый лучший способ скрыться от врага — это притвориться кем-то другим. Каллимы, или бабочки-листовидки, становятся пожухшей листвой.

- Бабочка – это кто?

- Чем она питается?

- Где она живет?

- А нам пора домой.

Все встали в кружок.

Логопед. Раз, два, три. Вокруг себя обернись, домой вернись.

- Мы сегодня, где побывали? (в царстве растений)

- Какое необычное насекомое мы встретили? (бабочка КАЛЛИМА

Физминутка

«Гусеница»

Этот странный дом без окон (стоят прямо)

У людей зовется кокон.

Свив на ветке этот дом, (подкладывают ладони под правую щеку)

Дремлет гусеница в нем.

Спит без просыпа всю зиму. (подкладывают ладони под левую щеку)

Но зима промчалась мимо. (потягиваются)

Март, апрель, капель, весна…(медленно приседают)

Просыпайся, соня-сонюшка! (потягиваются)

Под весенним ярким солнышком.

Гусенице не до сна.

Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками)

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять - Сжимать - разжимать пальцы в кулак.

Насекомых надо знать: Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими.

Муха, бабочка, пчела,

Муравей, комар, оса,

Шмель, кузнечик и сверчок…

Поочередно загибать пальцы рук, начиная с большого пальца правой руки.

И у каждого шесть ног!

Поднять правую руку раскрытой ладошкой вверх, а левую сжать в кулачок, подняв верх большой палец – показать шесть пальцев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему: «Путешествие в царство комнатных растений»

Задачи: Закрепить знания детей о комнатных растениях, поддерживать интерес к жизни комнатных растений, желание наблюдать за ними; Уточнить и обобщить представления детей об уходе за комнатными расте...

Конспект занятия в младшей группе на тему: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦАРСТВО КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ»

Конспект НОД   для  детей младшей группы  по обобщению представлений о комнатных растениях....

КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ Тема: Путешествие в царство комнатных растений Средняя группа

Материал предназначен для воспитателей с целью закрепить знания названий  комнатных растений в средней группе....

Тема: «Путешествие в царство комнатных растений».

Цель: конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений. Программные задачи:Образовательные:- уточнить представление детей о комнатных растениях;- закрепить умение д...