Развитие познавательной активности дошкольников через наблюдения с использованием ТРИЗ технологии.
консультация по окружающему миру

Андреева Надежда Геннадьевна

Наблюдение – это сложная познавательная деятельность, которая требует устойчивого внимания. Чтобы хорошо усвоить алгоритм наблюдения в технологии ТРИЗ используют дидактическое пособие «Кольцо наблюдения». Данное пособие можно использовать с детьми с 2,5 лет после того, когда дети узнают некоторые возможности анализаторов и умеют задавать вопросы от имени нескольких схем признаков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности дошкольников через наблюдения с использованием ТРИЗ технологии.

Подготовила и провела:

Андреева Надежда Геннадьевна,

воспитатель.

Наблюдение – это сложная познавательная деятельность, которая требует устойчивого внимания. Чтобы хорошо усвоить алгоритм наблюдения в технологии ТРИЗ используют дидактическое пособие «Кольцо наблюдения». Данное пособие можно использовать с детьми с 2,5 лет после того, когда дети узнают некоторые возможности анализаторов и умеют задавать вопросы от имени нескольких схем признаков.

Для того, чтобы сделать пособие «Кольцо наблюдения» нам нужен диск с диаметром 10-12 см, диаметр отверстия 2-3 см. можно сделать из картона, вырезать круг с такими же параметрами.

Для младших групп – одноцветное кольцо. Кольцо разделено на пять секторов.

Для средней и старших групп – с одной стороны – кольцо разделено на пять секторов желтым цветом, с другой стороны – на пять секторов синим цветом.

Освоение детьми способов наблюдения.

1 шаг. Научить ребенка выделять объект наблюдения.

Показать Кольцо Наблюдения и объявить детям о его возможностях: в дырочку можно найти объект и его рассматривать, чтобы больше о нем узнать.

2 шаг. Включаем все пять помощников Умной Головы. Правило: если ты выбрал объект, то должен понюхать, потрогать, послушать.

- На глазах у детей на Кольце наблюдения нарисовать глаз фломастером и объявить его помощником Умной головы. Глаз видит объект (части, форма, цвет). Например, посмотрели на облако – глаз увидел облако, а Умная голова поняла, что это облако (по форме, по цвету, по месту). Глаза смотрят, а голова – видит разные признаки и их изменения.

Таким образом на глазах у детей зарисовываем всех помощников умной головы после прохождения остальных признаков объектов.

Например, на глазах у детей в одном из секторов Кольца Наблюдения изображается силуэт руки. Выбирается объект наблюдения – дерево. Помощник Умной Головы – Рука узнает температуру и влажность этого объекта.

На глазах у детей в следующих секторах изображаются схемы носа, уха и языка. Выбираются объекты, у которых можно понаблюдать запах, звук и вкус.

Все 2 шага проходим в младших группах и все. В первой младшей группе в течении полугода наблюдаем через кольцо, смотрим в дырочку, находим объект и называем: кольцо на улицу не выносим, все наблюдаем в группе.

3 шаг появляется в средней группе – значок времени, то есть что изменилось с наблюдаемым объектом в конце прогулки. Например, посмотрели на облако – глаз увидел облако, а Умная голова поняла, что это облако (по форме, по цвету, по месту). Через 5-7 минут или в конце прогулки на глазах у детей нарисовать на Кольце наблюдения с другой стороны кольца синего цвета глаз. Глаз увидел изменения, а голова поняла, что облако поменяло форму, цвет и место. То же самое с остальными анализаторами.

В конце прогулки – изображается силуэт руки на синей стороне кольца (можно цвета фломастеров поменять) и отмечаются изменения температуры и влажности у этого же дерева.

После фиксации изменения на другой стороне кольца наблюдения изображаются фломастером эти же анализаторы.

4 шаг – побуждать детей рассказать об этих изменениях или их засхематизировать. Почему это произошло? (причинно-следственная связь). Это начинаем в конце средней группы.

В старшем дошкольном возрасте дети уже должны знать правила работы с кольцом.

Правила работы с Кольцом Наблюдения:

  1. Найти объект
  2. Помощниками Умной Головы узнать его признаки
  3. Подождать некоторое время
  4. Помощниками Умной Головы узнать, какие признаки изменились.
  5. Рассказать об этих изменениях или их засхематизировать.

В старшем дошкольном возрасте ребенок самостоятельно проводит наблюдения за выбранным им самим объектом и фиксирует изменения признаков в тетради наблюдения с помощью схем. На данном этапе активно используется модели причинно-следственных связей и выявленных ранее закономерностей. Ребенок старшей и подготовительной группы может брать кольцо и рассказать детям средней группы.

Дидактическое пособие «Кольцо Наблюдения» заполняется силуэтами анализаторов только на глазах у детей и постепенно для того, чтобы у детей шло осознание возможности анализаторов при длительном наблюдении за каким-либо объектом.

Кольцо Наблюдения в младшем возрасте может быть одно на всю группу., и воспитатель дает возможность по очереди работать с ним. В старшем дошкольном возрасте Кольцо Наблюдения может быть у каждого ребенка, если усвоено правило работы с ним.

Игра «Кольцо Наблюдения» способствует формированию у детей осознанного отношения к процессу наблюдения, обучает детей понимать, как и для чего проводятся наблюдения, создает условия для усвоения обобщенной модели процесса наблюдения.

Таким образом, дидактическое пособие «Кольцо Наблюдения» позволяет детям овладеть алгоритмами работы с новыми знаниями, у них формируется навыки исследовательской деятельности, развиваются способности самостоятельно получать недостающую для решения проблем информацию (самостоятельно наблюдать за изменениями в природе, за природными объектами), делиться своими наблюдениями друг с другом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности дошкольников через использование современных форм организации работы по ФЭМП.

Доклад "Развитие познавательной активности дошкольников через использование современных форм организации работы по ФЭМП" в подготовительной группе...

Опыт работы: Развитие познавательной активности дошкольников через использование интерактивных методов обучения в условиях ФГОС ДО

Вопрос в том, как помочь маленькому ребенку  взгля­нуть на окружающий мир широко распахнутыми от удивления глазами, волнует многих из нас, педагогов.    Поиск новых методов обу...

Буклет: «Развитие познавательной активности дошкольников через использование интерактивных методов обучения в условиях ФГОС ДО»

Интерактивное обучение   - это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все воспитанники оказываются вовлечен...

Развитие познавательной активности дошкольников, через использование элементов технологии ТРИЗ в экспериментировании

Статья, где описываются отдельные элементы технологии ТРИЗ для старших дошкольников: метод маленьких человечков в экспериментировании...

Презентация на тему: «Развитие познавательной активности дошкольников через использование музыкальной площадки в ДОУ» на муниципальном семинаре

Выступление на муниципальном семинаре «Развитие познавательной активности дошкольников посредством развивающей предметно-пространственной среды в детском саду»Презентация на тему: «Р...