«Семейные традиции в современности».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Михайлова Татьяна Михайловна

«Семейные традиции в современности».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsel.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

«Семейные традиции в современности».

Цель: Закреплять  знания и представления детей о семье, о семейных традициях.

Образовательные: дать понятие «Семейные традиции», показать роль традиций в становлении крепкой и дружной семьи.

Развивающие: развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, активизировать словарь на основе знаний о своей семье, знания и понимания смысла пословиц.

Закреплять умение отвечать на вопросы полным, распространенным предложением, грамматически правильно выстраивать ответы.

Воспитательные: воспитание чувств любви к своей семье, чувства уважения к родителям. Воспитывать познавательный интерес и уважение к традициям, обычаям и культуре русского народа.

Интеграция ОО: Познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое.

Методические приемы: беседы, игра, сюрпризные моменты, метод поощрительного словесного стимулирования, метод вопрос-ответ.

Предварительная работа: чтение художественной литературы; знакомство с русскими пословицами, приметами; составление генеалогического древа своей семьи совместно с родителями; составление рассказов о своей родословной; беседы о современных семейных традициях и давно сложившихся традициях русского народа; обсуждение традиций, сложившихся в детском саду; беседы на тему «Моя семья»; рассматривание тематических иллюстраций; рисование «Моя семья»

Материалы и оборудование: народные костюмы для девочки и мальчика; полотенце – рушник; каравай с солью; атрибуты для оформления русской горницы (самовар, прялка, половики, чайный сервиз, скатерть); сундук с предметами (фотоальбом, фотографии).

Организационный момент.
Говорю тебе привет, улыбнись скорей в ответ.

здравствуй друг, здравствуй друг

Здравствуй весь наш дружный круг.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, пожалуйста, вы заметили, что у нас сегодня гости? А как мы приветствуем гостей?    

Дети: здравствуйте, дорогие гости.

Воспитатель: сегодня я хочу рассказать много нового и интересного! Чтобы узнать тему нашего занятия, вам надо отгадать загадку,
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет

 к цифре «семь» добавлю «Я»-                                                                     

и получится? (Семья)
А, что такое семья?           

  Воспитатель: ребята расскажут, что такое семья.      Варианты ответов: Мама, папа, братья и сестры, бабушки и дедушки…это люди, которые живут вместе, в одном доме…это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают друг другу.                                                                                                                                            

 Воспитатель: Верно, в семье человек получает преданную любовь близких, заботу, воспитание, пример поведения.                            
Воспитатель: Ребята вспомните пословицы про семью?

- Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.

- При солнышке тепло, при матери добро.

- Семья ладом полна.

- Вся семья вместе, и душа на месте.

- Дерево держится корнями, а человек семьей.

- На что клад, коли в семье лад.

- В гостях хорошо, а дома лучше.

- В дружной семье и в холод тепло.             
Воспитатель: да, слагать пословицы, которые несут смысл – это одна из давних традиций А, что такое традиции? Ребята, может вы знаете?   (Предположительные ответы детей).  

Воспитатель: тогда я предлагаю вам отправиться в удивительную страну под названием «Семья».

Ребята, я приглашаю вас на выставку картин. Рассмотрите внимательно эти картины. Они написаны разными художниками.

(Репродукция картин (А.Ван Дейк «Семейный портрет», Я.Колокольников–Воронин «Автопротрет с женой и сыном», Ю.Кугач «В субботу», З. Серебрякова «Автопортрет с дочерьми», И.Хомутова «Семья», неизвестный художник «Портрет семьи Затолокиных»).

Воспитатель: как вы думаете, что   объединяет все эти картины? Кто изображен на них?

Вариант ответа детей: на этих картинах изображены семьи.

Воспитатель: почему вы так думаете?

Вариант ответа детей: потому что на картинах нарисованы мамы, папы, дети, бабушки, дедушки.  

Воспитатель: Скажите, как художникам удалось передать их любовь, нежность, заботу?

Варианты ответов детей: родители ласково обнимают детей, у всех очень добрые лица, они вместе отдыхают, вместе делают домашние дела.

Воспитатель: Ребята, чтобы семья была крепкой и счастливой она должна быть наполнена «Семейными ценностями». А вы знаете, что такое семейные ценности?  

 Воспитатель: у каждого из нас есть своя семья, а у каждой семьи свои традиции. Как вы думаете, ребята, какие есть у вас традиции. (Ответы детей).                                                                               
Воспитатель: Традиции – это семейные обычаи, принятые в семье, правила поведения, совместное празднование праздников, всё, что передается из поколения в поколение.                                                                                                                                                                         

 Воспитатель: сейчас мы с вами ненадолго перенесемся во времена наших бабушек и дедушек, и я расскажу вам, какие были тогда обычаи и традиции. Какие же семейные традиции были в России? Чтобы узнать куда мы попадем, отгадайте загадку.

Стоит жилище, деревянные бочища. Внутри печь да дрова это русская ...(изба).
Все подходят к оформленному уголку в виде русской избы, макет печи, стол, самовар, сушки, баранки, колосья.  У входа переодетые в русские народные костюмы мальчик и девочка встречают гостей хлебом да солью.

Дети: Здравствуйте, гости дорогие, милости просим к нам в дом! Здороваются с поклоном. 
Ребята, скажите, почему нас здесь так встречают?                    

  Варианты ответов: это старая традиция – встречать гостей на пороге дома.                                                                                                            

 Воспитатель: Хозяин показывает, что рад гостям, что для гостей предлагает самое ценное в доме – хлеб да соль; так хозяйка дома показывает свое гостеприимство; про такие семьи говорят они какие?                                                

 Дети: гостеприимные – всегда рады гостям…и т.п.                                               

 Воспитатель: Согласна с вами, мы действительно попали в гостеприимную семью. Скажите, а какая традиция, связанная с походом в гости, сохранилась с давних времен по сегодняшний день?                                                                                   

  Варианты ответов: Чаепитие! Друзья чаще всего приглашают в гости «на чай», за чаем обсуждали разные проблемы, решали вопросы…просто беседовали…
         
Загадка про лес.                              

Дом со всех сторон открыт.  
 Он резною крышей крыт                                                                                  

 Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.    

Ребята, посмотрите, куда мы попали?  (шум леса)                           

  Воспитатель: это настоящий исторический лес! Все деревья в нем необычные, нет ни одного похожего друг на друга.  Ребята, как думаете почему здесь необычные деревья?                                            

 Варианты ответов детей: это наши родословные деревья. По этим деревьям можно узнать свою родословную, своих предков.
Воспитатель: такие деревья составляли с давних времен, чтобы каждый новый член семьи знал свои корни, своих родных, предков…это давняя семейная традиция – составлять генеалогическое древо, а кто изображен на ваших деревьях? Ответы детей.
Воспитатель: А, кто скажет, почему историю семьи чаще всего оформляю в виде дерева? Почему называют – родословное дерево?
Варианты ответов детей: Потому, что семья как дерево – растет, увеличивается…семья мощная, сильная, крепкая как дерево…

Воспитатель: Вы все молодцы, постарались с родителями и сделали небольшую экскурсию по своей родословной. Надеюсь, эту замечательную традицию вы будете хранить и продолжать. После лесной прогулки надо немного отдохнуть.

Физминутка

Воспитатель: А, мы, отправляемся дальше. Чтобы понять куда мы направимся надо отгадать загадку.

Когда услышит добрый день

Зазеленеет старый …(пень)

(Под пенечком находят загадку).

В комнате у бабушки словно барин он стоит.

И под крышкой тяжеленой много нужного хранит. (Сундук)

Ребята, скажите, что это такое?

Дети: что-то похожее на ящик с крышкой.

Воспитатель: ребята случайно, нигде сундук не видели?
(сундук спрятан под тканью). Воспитатель достают сундук. Дети садятся на стульчики. (В сундуке предметы, воспитатель достает по одному и рассказывает).
Воспитатель: это сундук, в нем могли хранить разные ценные вещи, могли хранить вещи, которые передавались из поколения в поколение…
Я раскрою вам секрет – этот сундук – хранитель традиций. Здесь собраны старые традиции, многие из которых и сегодня существуют в современных семьях.  Давайте посмотрим, что в нем лежит и попробуем понять, о каких традициях нам могут рассказать эти вещи. Возможно, здесь есть подсказки из ваших семейных традиций.
Варианты ответов: 

фотоальбом – это давняя семейная традиция – хранить фотографии родственников…фотографии каких -то памятных моментов…праздников
книжка – традиция читать книги младшим детям…читать перед сном… может быть традиция сочинять и записывать сказки…
колпак праздничный «с днем рождения» - традиция праздновать дни рождения, новый год с семьей… поздравлять друг друга
А какие традиции есть в нашей группе?
Варианты ответов детей: поздравлять друг друга с днем рождения…готовить и праздновать Праздник осени, Новый год, Масленицу, 8 марта …ходить к памятнику на 9 мая, ходить на экскурсию в лес в разные времена года… участвовать в разных конкурсах, викторинах...делать подарки родителям своими руками.
Воспитатель: Ребята мы столько времени проводим вместе, заботимся друг о друге, помогаем друг другу в группе, справляем праздники, а нашу группу можно назвать одной дружной семьей?
Воспитатель: Дети, мы узнали многое о традициях…узнали какие бывают традиции…поняли, что в ваших семьях тоже есть свои традиции

Я хочу вам сказать: Любите, уважайте, берегите, радуйте своими успехами своих родителей. Цените самое дорогое, что есть у человека – свои семьи. Ребенок читает стих.

Будьте все вместе, друг друга цените

Обиды и ссоры подальше гоните

И пусть про вас говорят все друзья:
Какая хорошая – ваша семья.                                                  

Воспитатель. Молодцы, ребята. И я хочу вам пожелать, чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая и крепкая семья. А я приглашаю   в гостеприимную семью, где нас встречали хлебом и солью, закрепить традицию чаепития.
(Занятие заканчивается общим чаепитием).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Семейные традиции в современном мире»

Советы родителям. Статья  «Семейные традиции в современном мире»...

Христианские ценности в формировании семейных традиций в современной России

В статье раскрывается роль семьи в формировании христианских ценностей...

Круглый стол с родителями на тему: "Семейные традиции в современном мире"

Круглый стол с родителями "Семейные традиции в современном мире"....

Консультация для родителей "Семейные традиции в современной семье"

Семейные традиции и обычаи являются неотъемлемым атрибутом семейного счастья и благополучия. Некогда традиции были обязательной составляющей сплоченной семьи, отражая нравственную позицию всех е...

Семейные традиции в современном мире

Семейные традиции в современном мире...

План-конспект круглого стола для родителей на тему: «Семейные традиции в современном мире»

Семейные традиции в современном мире Цель: привлечение родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, то есть к формированию семейных ценностей....