Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Песочная лаборатория »
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Турубарова Виктория Олеговна

создание условий для развития познавательно-исследовательской интересов у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления с песком, как с природным компонентом и его составом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pesochnaya_laboratoriya.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад № 13 Лесозаводского городского округа»

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности

 «Песочная лаборатория »

Выполнила:

воспитатель

Турубарова Виктория Олеговна

Лесозаводск 2025 г.

Конспект  познавательно-исследовательской деятельности

для детей подготовительной группы

«Песочная лаборатория ».



Цель: создание условий для развития познавательно-исследовательской интересов у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления с песком, как с природным компонентом и его составом.

Задачи:

Образовательные:

- развитие у детей стремления к самостоятельному познанию и размышлению;

- формирование представлений о песке как об объекте неживой природы, его свойствах и роли в окружающем мире;

Развивающие:

- обогащение опыта, развитие мелкой моторики рук; развитие умения отвечать на вопросы, рассуждать; развитие фантазии, творчества, воображения, инициативности и самостоятельности;

Воспитательные:

- воспитание аккуратности в обращении с песком; воспитание дружеских взаимоотношений.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель:

Поиграли мы с утра,

Заниматься нам пора:

Но не лепкой и не чтением.

Ждёт нас опыт и игра.

2. Создание проблемной ситуации. Ситуативная беседа.

Воспитатель: Ребята, сегодня нас ждут интересные опыты и исследования. А чем мы будем заниматься, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже.

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, эта загадка о песке. И сегодня я хочу предложить вам поговорить о песке и узнать, какой он бывает, и как его используют люди.

Воспитатель: Ребята, предлагаю вашему вниманию видеоматериал «Удивительный песок», из которого мы узнаем много интересного об обычном, на первый взгляд, песке.

Презентация «Удивительный песок».

Воспитатель: Кто мне скажет, что же такое песок?

Дети: Песок – это природный материал. Песок относится к неживой природе.

Воспитатель: Верно! Давайте вспомним основные правила при работе с песком.

Дети: Нельзя песок кидать в лицо и обсыпаться им. Нельзя брать песок в рот. После игры и работы с песком надо обязательно мыть руки.

Воспитатель: Молодцы. Отлично знаете правила, а значит, мы можем приступить к работе. Для начала мы внимательно рассмотрим, из чего состоит песок. Давайте вспомним, какой инструмент нам понадобится для этого.

Дети: Лупа.

3. Проведение опытов-экспериментов.

Опыт 1.

Воспитатель: Давайте насыплем на бумагу небольшое количество песка, поднесём лупу, внимательно смотрим, что мы видим?

Дети: Мы видим мелкие песчинки. В песке есть камешки. Они разные по форме, размеру и цвету.

Воспитатель: Правильно. А теперь возьмём песок в руку и обследуем его на ощупь. Что можно сказать, какой он?

Дети: Песок сухой и сыпучий. Песок шершавый.

Воспитатель: А давайте опустим в песок магнит. Что мы заметили?

Дети: На магнит приклеились мелкие частички.

Воспитатель: Ребята, это – частички металла, которые присутствуют в песке. Какой можно сделать вывод из наших исследований?

Ответы детей.

Вывод: песок состоит из мелких песчинок, в нём есть камешки и частички металла, на ощупь песок сыпучий и шершавый.

Опыт 2.

Воспитатель: А сейчас возьмите карандаш, опустите его в стакан с песком. Поводите карандаш в разные направления. Что вы заметили?

Вывод: песок – сыпучий, рассыпчатый, рыхлый.

Опыт 3.

Воспитатель: Переходим к следующему опыту. Возьмите горсть песка и пустите его струей в одну точку. Образуется конус, который растёт в высоту, а у основания его площадь становится шире. Если мы осторожно подуем на песок, имитируя ветер, то что заметим?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Песок может двигаться. Значит, из этого опыта какой можно сделать вывод?

Ответы детей.

Вывод: песок может двигаться.

Воспитатель: Давайте и мы с вами отдохнем и подвигаемся.

Физкультурная минутка.

Это лёгкая забава –

Повороты влево – вправо,

Нам известно всем давно –

Там стена, а там окно. (Повороты туловища влево и вправо).

Приседаем быстро, ловко.

Здесь видна уже сноровка.

Чтобы мышцы развивать,

Надо много приседать. (Приседания).

А теперь ходьба на месте,

Это тоже интересно. (Ходьба на месте).

Воспитатель: Ну, что отдохнули? Тогда давайте пройдем на свои места, и продолжим исследования.

Опыт 4.

Воспитатель: Давайте проверим, растворяется ли песок в воде или нет?

Дети: Да, нет. (Кто как ответит).

Воспитатель: Возьмём стакан с водой и высыплем туда ложку песка. Не размешиваем. Что происходит с песком?

Дети: Песок оседает, а на поверхности воды можно увидеть песочную пыль.

Воспитатель: Перемешиваем. Хорошо перемешиваем, стараемся. Ну что, растворился?

Дети отвечают неоднозначно, кто да, кто нет.

Воспитатель: Ну, раз мы с вами затрудняемся ответить на этот вопрос, то проверим это на опыте. У меня есть соль, которая хорошо растворяется в воде. Сейчас мы это проверим. Растворяю соль в воде и показываю детям, её не стало. Тут же беру стакан с песком, в котором имеется песчаный осадок. Давайте сравним. Соль растворилась в воде, не изменив её цвет. А песок не растворился и изменил цвет воды. Так какой мы можем сделать вывод?

Дети: Песок не растворяется.

Вывод: в песке обязательно есть пыль; песок тяжёлый; песок не растворяется в воде; песок окрашивает воду.

4. Итог.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами изучили удивительные свойства привычного песка. Давайте вспомним их.

- Прежде всего, скажите мне, что такое песок? (Песок – это природный материал, состоит их мелких камешков, которые имеют разную форму, окраску, размер. Песок может содержать частички металла).

- Какими свойствами обладает песок? (Сыпучий, шершавый, рыхлый, рассыпчатый, может двигаться).

- Где применяется песок? (В строительстве, для изготовления бетона, цемента, для изготовления стекла, при тушении пожара, в гололёд, для игр, песком можно рисовать).

- При помощи чего мы узнали о составе песка и его свойствах? (Провели исследования при помощи специального оборудования, ставили разные опыты).

Воспитатель: Молодцы! Сколько интересного сегодня мы узнали о песке. 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему «Зимняя лаборатория»

Здравствуйте, уважаемые гости, ребята. Сегодня мы хотим с вами поделиться интересными идеями. А для начала расскажем вам про то, что такое познавательно-исследовательская деятельность.Говоря о познава...

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности с применение цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандии" "Что такое звук?"

Цель: Формирование познавательно – исследовательской активности в условиях цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» на основе технологии проблемного обучения.Задачи: -...

конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе "Лаборатория чудес"

кнспект занятия  по исследовательской деятельности  в подготовительной группе...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы   Квест - игра «Волшебная лаборатория»

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы   Квест - игра «Волшебная лаборатория»  Цель: Ознакомление детей со свойствами...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности. Тема: «В лаборатории у Фиксиков. Опыты с тканью.»

Основной целью интеллектуально-познавательного развития является – развитие познавательных интересов, потребностей и способностей воспитанников, их самостоятельной поисковой деятельности на базе...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Квест - игра "Волшебная лаборатория"

Формирование познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность....