Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Песочная лаборатория »
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
создание условий для развития познавательно-исследовательской интересов у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления с песком, как с природным компонентом и его составом.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 142 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад № 13 Лесозаводского городского округа»
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности
«Песочная лаборатория »
Выполнила:
воспитатель
Турубарова Виктория Олеговна
Лесозаводск 2025 г.
Конспект познавательно-исследовательской деятельности
для детей подготовительной группы
«Песочная лаборатория ».
Цель: создание условий для развития познавательно-исследовательской интересов у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления с песком, как с природным компонентом и его составом.
Задачи:
Образовательные:
- развитие у детей стремления к самостоятельному познанию и размышлению;
- формирование представлений о песке как об объекте неживой природы, его свойствах и роли в окружающем мире;
Развивающие:
- обогащение опыта, развитие мелкой моторики рук; развитие умения отвечать на вопросы, рассуждать; развитие фантазии, творчества, воображения, инициативности и самостоятельности;
Воспитательные:
- воспитание аккуратности в обращении с песком; воспитание дружеских взаимоотношений.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель:
Поиграли мы с утра,
Заниматься нам пора:
Но не лепкой и не чтением.
Ждёт нас опыт и игра.
2. Создание проблемной ситуации. Ситуативная беседа.
Воспитатель: Ребята, сегодня нас ждут интересные опыты и исследования. А чем мы будем заниматься, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, эта загадка о песке. И сегодня я хочу предложить вам поговорить о песке и узнать, какой он бывает, и как его используют люди.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вашему вниманию видеоматериал «Удивительный песок», из которого мы узнаем много интересного об обычном, на первый взгляд, песке.
Презентация «Удивительный песок».
Воспитатель: Кто мне скажет, что же такое песок?
Дети: Песок – это природный материал. Песок относится к неживой природе.
Воспитатель: Верно! Давайте вспомним основные правила при работе с песком.
Дети: Нельзя песок кидать в лицо и обсыпаться им. Нельзя брать песок в рот. После игры и работы с песком надо обязательно мыть руки.
Воспитатель: Молодцы. Отлично знаете правила, а значит, мы можем приступить к работе. Для начала мы внимательно рассмотрим, из чего состоит песок. Давайте вспомним, какой инструмент нам понадобится для этого.
Дети: Лупа.
3. Проведение опытов-экспериментов.
Опыт 1.
Воспитатель: Давайте насыплем на бумагу небольшое количество песка, поднесём лупу, внимательно смотрим, что мы видим?
Дети: Мы видим мелкие песчинки. В песке есть камешки. Они разные по форме, размеру и цвету.
Воспитатель: Правильно. А теперь возьмём песок в руку и обследуем его на ощупь. Что можно сказать, какой он?
Дети: Песок сухой и сыпучий. Песок шершавый.
Воспитатель: А давайте опустим в песок магнит. Что мы заметили?
Дети: На магнит приклеились мелкие частички.
Воспитатель: Ребята, это – частички металла, которые присутствуют в песке. Какой можно сделать вывод из наших исследований?
Ответы детей.
Вывод: песок состоит из мелких песчинок, в нём есть камешки и частички металла, на ощупь песок сыпучий и шершавый.
Опыт 2.
Воспитатель: А сейчас возьмите карандаш, опустите его в стакан с песком. Поводите карандаш в разные направления. Что вы заметили?
Вывод: песок – сыпучий, рассыпчатый, рыхлый.
Опыт 3.
Воспитатель: Переходим к следующему опыту. Возьмите горсть песка и пустите его струей в одну точку. Образуется конус, который растёт в высоту, а у основания его площадь становится шире. Если мы осторожно подуем на песок, имитируя ветер, то что заметим?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Песок может двигаться. Значит, из этого опыта какой можно сделать вывод?
Ответы детей.
Вывод: песок может двигаться.
Воспитатель: Давайте и мы с вами отдохнем и подвигаемся.
Физкультурная минутка.
Это лёгкая забава –
Повороты влево – вправо,
Нам известно всем давно –
Там стена, а там окно. (Повороты туловища влево и вправо).
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания).
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте).
Воспитатель: Ну, что отдохнули? Тогда давайте пройдем на свои места, и продолжим исследования.
Опыт 4.
Воспитатель: Давайте проверим, растворяется ли песок в воде или нет?
Дети: Да, нет. (Кто как ответит).
Воспитатель: Возьмём стакан с водой и высыплем туда ложку песка. Не размешиваем. Что происходит с песком?
Дети: Песок оседает, а на поверхности воды можно увидеть песочную пыль.
Воспитатель: Перемешиваем. Хорошо перемешиваем, стараемся. Ну что, растворился?
Дети отвечают неоднозначно, кто да, кто нет.
Воспитатель: Ну, раз мы с вами затрудняемся ответить на этот вопрос, то проверим это на опыте. У меня есть соль, которая хорошо растворяется в воде. Сейчас мы это проверим. Растворяю соль в воде и показываю детям, её не стало. Тут же беру стакан с песком, в котором имеется песчаный осадок. Давайте сравним. Соль растворилась в воде, не изменив её цвет. А песок не растворился и изменил цвет воды. Так какой мы можем сделать вывод?
Дети: Песок не растворяется.
Вывод: в песке обязательно есть пыль; песок тяжёлый; песок не растворяется в воде; песок окрашивает воду.
4. Итог.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами изучили удивительные свойства привычного песка. Давайте вспомним их.
- Прежде всего, скажите мне, что такое песок? (Песок – это природный материал, состоит их мелких камешков, которые имеют разную форму, окраску, размер. Песок может содержать частички металла).
- Какими свойствами обладает песок? (Сыпучий, шершавый, рыхлый, рассыпчатый, может двигаться).
- Где применяется песок? (В строительстве, для изготовления бетона, цемента, для изготовления стекла, при тушении пожара, в гололёд, для игр, песком можно рисовать).
- При помощи чего мы узнали о составе песка и его свойствах? (Провели исследования при помощи специального оборудования, ставили разные опыты).
Воспитатель: Молодцы! Сколько интересного сегодня мы узнали о песке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательские проекты в средней группе ДОО. Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности «Водица - вода»
Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности «Водица - вода»...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему «Зимняя лаборатория»
Здравствуйте, уважаемые гости, ребята. Сегодня мы хотим с вами поделиться интересными идеями. А для начала расскажем вам про то, что такое познавательно-исследовательская деятельность.Говоря о познава...

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности с применение цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандии" "Что такое звук?"
Цель: Формирование познавательно – исследовательской активности в условиях цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» на основе технологии проблемного обучения.Задачи: -...

конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе "Лаборатория чудес"
кнспект занятия по исследовательской деятельности в подготовительной группе...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы Квест - игра «Волшебная лаборатория»
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы Квест - игра «Волшебная лаборатория» Цель: Ознакомление детей со свойствами...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности. Тема: «В лаборатории у Фиксиков. Опыты с тканью.»
Основной целью интеллектуально-познавательного развития является – развитие познавательных интересов, потребностей и способностей воспитанников, их самостоятельной поисковой деятельности на базе...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Квест - игра "Волшебная лаборатория"
Формирование познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность....

