Познавательное развитие
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Зайцева Светлана Аркадьевна

Тема: «Птицы нашего края».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy_nashego_kraya.docx35.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Птицы нашего края».

Образовательная область: Познавательное  развитие (с окружающим миром/природой)  

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»,  

« Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: Выявить знания детей о птицах.

Задачи:

-образовательные: Расширять знания о разнообразии мира пернатых. Учить узнавать и правильно называв» птиц, живущих в данной местности. Формировать умение выделять характерные особенности разных птиц. Учить составлять паспорт для птицы.

-развивающие: Развивать познавательный интерес.

-воспитательные: Воспитывать интерес к обитателям природы, заботиться о птицах - кормить их.

Словарная  работа: перелетные, зимующие, вожак.

Форма проведения: игровое занятие.

Предварительная работа: чтение книг и рассказов; загадывание загадок; наблюдения; беседы; рисование птиц, аппликация, лепка, рассматривание иллюстраций птиц проживающих на территории Крыма.

Оборудование  и материал:

-демонстрационный материал: демонстрационные картинки «Перелётные птицы», аудиозапись «Голоса птиц», мяч, фасоль или горох.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, какие птицы улетают осенью в теплые страны? Послушайте стихотворение Е. Благининой «Улетают, улетели…»

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели,

Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел.

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой чёрной

В огороде на гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении?

Ответы детей.

Воспитатель: Куда же это все птицы улетают? (Про осень. О птицах, которые улетают в тёплые края).

Ответы детей.

Воспитатель: Верно. И сегодня на занятии мы будем говорить о перелётных птицах, которые остаются у нас, на полуострове Крым.

2. Беседа.

Воспитатель: В природе существует большое разнообразие птиц. Где бы ты ни гулял – в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу,- повсюду ты встретишь птиц. Почти все они умеют летать. Птицы – это животные с перьями и крыльями. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья, втирая в них свой жир. Они также вырывают старые перья там, где растут новые. Птицы живут в гнёздах. Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек, но некоторые птицы живут в кучках камней. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, какие изменения происходят в жизни птиц осенью? (Птицы собираются в теплые края)

Ответы детей.

Воспитатель: Почему птицы улетают именно осенью?

Ответы детей.

Воспитатель: Какие птицы улетают? (скворцы, гуси, утки, журавли)

Ответы детей.

Воспитатель: Почему птиц называют перелетными?

Ответы детей.

Воспитатель: Каких перелетных птиц вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Почему улетают птицы?

Ответы детей.

Воспитатель: Кто ведет птиц? (вожак)

Ответы детей.

Воспитатель: Почему его так называют? (Он самый опытный, сильный, главный в стае птиц)

Ответы детей.

Воспитатель: Какие птицы нашего края первыми улетают в теплые края?

Ответы детей.

Воспитатель: Оказывается, еще в августе воздух около земли теплый, а чем выше, тем холоднее. Стрижи летают очень высоко, а там холодно и нет насекомых - они и улетают. Улетают самыми первыми. За ними ласточки, а позже улетают скворцы. Потом улетают последние журавли.

Воспитатель: На берегах моря, на скалах и обрывах круглый год можно встретить бакланов и среди них издавна гнездящегося в Крыму хохлатого баклана.

Крым — единственное место в России, где происходит массовое гнездование этих птиц. К подходу косяков хамсы летят к побережьям малые буревестники и на берегах Черного и Азовского морей кормятся и гнездятся нырки, пеганки, многие виды чаек.

В старых степных лесополосах любят селиться сорокопуты (жулан и чернолобый, овсянка-просянка и оседлая птица Крыма серая куропатка. Гнездятся здесь также зеленушки, славки, удоды, козодои, мелодично гулькающие горлинки, птицы-флейты иволги, горластые, бесцеремонные сороки, садовые овсянки.

Воспитатель: Давайте с вами поиграем.

Игра «Изобрази птицу»

Дети выкладывают силуэты птиц семенами гороха, фасоли и называют птицу, которую изобразили.

Воспитатель: Все ли птицы улетают в теплые края?

Ответы детей.

Воспитатель: Какие птицы остаются в нашем городе?

Ответы детей. (У нас остаются вороны, воробьи, сороки, утки).

3. Словесная игра «Кто как голос подаёт» (с мячом)

Правила игры: воспитатель называет птицу и спрашивает ребёнка, как она подаёт голос, после бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч, отвечает на вопрос и бросает мяч обратно воспитателю.

Соловей (поёт,

Ласточка… (щебечет,

Журавль… (курлычет,

Ворона … (каркает,

Кукушка… (кукует,

Утка (крякает,

Курица (квохчет,

Голубь (варкует,

Воробей (чирикает).

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на картинки. Каких птиц вы узнали?

Ответы детей.

Воспитатель: На какие группы их можно разделить? (на зимующие и перелетные).

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем.

Игра на зрительную память и внимание «Кто улетел?»

Правила игры: воспитатель прикрепляет на доску 5-6 изображений перелётных птиц (постепенно количество картинок увеличивается) и предлагает детям назвать всех птиц. Затем говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы. Тот кто первым даёт правильный ответ, получает призовой жетон. Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением.

Например: на юг улетел журавль. Выигрывает тот, у кого жетонов больше.

5. Разучивание пальчиковой гимнастики «Десять птичек – стайка»

Пой-ка, подпевай-ка:

10 птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое пёрышко.

Это – зяблик, это – стриж,

Это развесёлый чиж.

Ну, а это злой орлан.

Птички, птички по домам! (И. Токмакова)

Воспитатель: Все перелетные птицы с первым теплом возвращаются в родные места, в свои гнезда. Как вы думаете, почему? (Они летят на родину, где сами вывелись и где выведут своих птенцов) 

Ответы детей.

Воспитатель: Вы хотели бы, чтобы птицы весной возвратились к нам?

Ответы детей.

Воспитатель: Тогда мы с вами дадим сейчас обещание, что будем беречь природу и заботиться о ней, чтобы птицы вернулись к нам весной. Пусть в нашем красивом поселке всегда слышится пение птиц, плеск фонтанов, шелест листьев в скверах и парках.

Журавушки – журавли

Оторвались от земли.

Крылья к небу вскинули,

Милый край покинули.

Закурлыкали вдали

Журавушки – журавли!

Итог.

Воспитатель: Ребята, скажите, о чем мы сегодня говорили на занятии?

Ответы детей.

Воспитатель: Что нового вы узнали?

Ответы детей.

Воспитатель: Вам понравилось?

Ответы детей.

Воспитатель: Какое у вас настроение?

Ответы детей.