Познавательное развитие
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Тема: «Птицы нашего края».
Образовательная область: Познавательное развитие (с окружающим миром/природой)
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»,
« Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: Выявить знания детей о птицах.
Задачи:
-образовательные: Расширять знания о разнообразии мира пернатых. Учить узнавать и правильно называв» птиц, живущих в данной местности. Формировать умение выделять характерные особенности разных птиц. Учить составлять паспорт для птицы.
-развивающие: Развивать познавательный интерес.
-воспитательные: Воспитывать интерес к обитателям природы, заботиться о птицах - кормить их.
Словарная работа: перелетные, зимующие, вожак.
Форма проведения: игровое занятие.
Предварительная работа: чтение книг и рассказов; загадывание загадок; наблюдения; беседы; рисование птиц, аппликация, лепка, рассматривание иллюстраций птиц проживающих на территории Крыма.
Оборудование и материал:
-демонстрационный материал: демонстрационные картинки «Перелётные птицы», аудиозапись «Голоса птиц», мяч, фасоль или горох.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, какие птицы улетают осенью в теплые страны? Послушайте стихотворение Е. Благининой «Улетают, улетели…»
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел.
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой чёрной
В огороде на гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении?
Ответы детей.
Воспитатель: Куда же это все птицы улетают? (Про осень. О птицах, которые улетают в тёплые края).
Ответы детей.
Воспитатель: Верно. И сегодня на занятии мы будем говорить о перелётных птицах, которые остаются у нас, на полуострове Крым.
2. Беседа.
Воспитатель: В природе существует большое разнообразие птиц. Где бы ты ни гулял – в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу,- повсюду ты встретишь птиц. Почти все они умеют летать. Птицы – это животные с перьями и крыльями. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья, втирая в них свой жир. Они также вырывают старые перья там, где растут новые. Птицы живут в гнёздах. Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек, но некоторые птицы живут в кучках камней. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, какие изменения происходят в жизни птиц осенью? (Птицы собираются в теплые края)
Ответы детей.
Воспитатель: Почему птицы улетают именно осенью?
Ответы детей.
Воспитатель: Какие птицы улетают? (скворцы, гуси, утки, журавли)
Ответы детей.
Воспитатель: Почему птиц называют перелетными?
Ответы детей.
Воспитатель: Каких перелетных птиц вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Почему улетают птицы?
Ответы детей.
Воспитатель: Кто ведет птиц? (вожак)
Ответы детей.
Воспитатель: Почему его так называют? (Он самый опытный, сильный, главный в стае птиц)
Ответы детей.
Воспитатель: Какие птицы нашего края первыми улетают в теплые края?
Ответы детей.
Воспитатель: Оказывается, еще в августе воздух около земли теплый, а чем выше, тем холоднее. Стрижи летают очень высоко, а там холодно и нет насекомых - они и улетают. Улетают самыми первыми. За ними ласточки, а позже улетают скворцы. Потом улетают последние журавли.
Воспитатель: На берегах моря, на скалах и обрывах круглый год можно встретить бакланов и среди них издавна гнездящегося в Крыму хохлатого баклана.
Крым — единственное место в России, где происходит массовое гнездование этих птиц. К подходу косяков хамсы летят к побережьям малые буревестники и на берегах Черного и Азовского морей кормятся и гнездятся нырки, пеганки, многие виды чаек.
В старых степных лесополосах любят селиться сорокопуты (жулан и чернолобый, овсянка-просянка и оседлая птица Крыма серая куропатка. Гнездятся здесь также зеленушки, славки, удоды, козодои, мелодично гулькающие горлинки, птицы-флейты иволги, горластые, бесцеремонные сороки, садовые овсянки.
Воспитатель: Давайте с вами поиграем.
Игра «Изобрази птицу»
Дети выкладывают силуэты птиц семенами гороха, фасоли и называют птицу, которую изобразили.
Воспитатель: Все ли птицы улетают в теплые края?
Ответы детей.
Воспитатель: Какие птицы остаются в нашем городе?
Ответы детей. (У нас остаются вороны, воробьи, сороки, утки).
3. Словесная игра «Кто как голос подаёт» (с мячом)
Правила игры: воспитатель называет птицу и спрашивает ребёнка, как она подаёт голос, после бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч, отвечает на вопрос и бросает мяч обратно воспитателю.
Соловей (поёт,
Ласточка… (щебечет,
Журавль… (курлычет,
Ворона … (каркает,
Кукушка… (кукует,
Утка (крякает,
Курица (квохчет,
Голубь (варкует,
Воробей (чирикает).
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на картинки. Каких птиц вы узнали?
Ответы детей.
Воспитатель: На какие группы их можно разделить? (на зимующие и перелетные).
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем.
Игра на зрительную память и внимание «Кто улетел?»
Правила игры: воспитатель прикрепляет на доску 5-6 изображений перелётных птиц (постепенно количество картинок увеличивается) и предлагает детям назвать всех птиц. Затем говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы. Тот кто первым даёт правильный ответ, получает призовой жетон. Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением.
Например: на юг улетел журавль. Выигрывает тот, у кого жетонов больше.
5. Разучивание пальчиковой гимнастики «Десять птичек – стайка»
Пой-ка, подпевай-ка:
10 птичек – стайка.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое пёрышко.
Это – зяблик, это – стриж,
Это развесёлый чиж.
Ну, а это злой орлан.
Птички, птички по домам! (И. Токмакова)
Воспитатель: Все перелетные птицы с первым теплом возвращаются в родные места, в свои гнезда. Как вы думаете, почему? (Они летят на родину, где сами вывелись и где выведут своих птенцов)
Ответы детей.
Воспитатель: Вы хотели бы, чтобы птицы весной возвратились к нам?
Ответы детей.
Воспитатель: Тогда мы с вами дадим сейчас обещание, что будем беречь природу и заботиться о ней, чтобы птицы вернулись к нам весной. Пусть в нашем красивом поселке всегда слышится пение птиц, плеск фонтанов, шелест листьев в скверах и парках.
Журавушки – журавли
Оторвались от земли.
Крылья к небу вскинули,
Милый край покинули.
Закурлыкали вдали
Журавушки – журавли!
Итог.
Воспитатель: Ребята, скажите, о чем мы сегодня говорили на занятии?
Ответы детей.
Воспитатель: Что нового вы узнали?
Ответы детей.
Воспитатель: Вам понравилось?
Ответы детей.
Воспитатель: Какое у вас настроение?
Ответы детей.
