Экологический проект «Путешествие в страну цветов» возраст 5 – 6 лет, 2021 год
проект по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Экологический проект «Путешествие в страну цветов»
возраст 5 – 6 лет
Выполнили: Хамидулина З. Я.
Долгова К. И.
Вид проекта: познавательно – исследовательский.
Тип проекта: долгосрочный.
Сроки реализации проекта: май – август 2021 год.
Участники проекта: воспитатели группы №8, дети старшей группы от 5 до 6 лет, родители.
Цель проекта: расширить и углубить понимание детьми мира цветов, их многообразия и значения.
Задачи:
- Расширить знания о цветах: познакомить детей с различными видами цветов, их особенностями и названиями.
- Классифицировать цветы по среде обитания: научить детей различать и группировать цветы по местам их произрастания (луг, сад, поле, дом).
- Познакомить с профессиями цветоводства: рассказать о людях, чья работа связана с выращиванием и уходом за цветами.
- Осознать роль цветов: объяснить, какую важную роль играют цветы в жизни человека, животных и насекомых.
- Развить творческие навыки: стимулировать детей к созданию цветов из различных материалов, используя разные техники.
- Сформировать экологическую осознанность: воспитывать бережное отношение к природе и понимание ее ценности.
- Развить наблюдательность и исследовательские навыки: поощрять детей к изучению цветов через наблюдение и исследование.
- Воспитать заботу о цветах: научить детей ухаживать за растениями и ценить их красоту.
- Развить эмоциональное выражение: помочь детям передавать свои впечатления от природы через творчество.
- Обогатить речь и знания: расширить словарный запас детей, связанный с цветами, и углубить их знания о луговых, садовых и комнатных растениях.
Актуальность
Взаимодействие детей дошкольного возраста с природой является приоритетной задачей в педагогической практике. При этом исключительно важно, чтобы полученные знания не были фрагментарными и отрывались от общей картины явлений, окружающих изучаемый объект. Необходимо, чтобы дети всегда видели связь отдельного вида с окружающей средой, понимали его влияние на эту среду, а также осознавали взаимозависимость растений и животных от среды обитания.
Экологическое воспитание, являясь одним из ключевых направлений в системе образования, оказывает воздействие на чувства, сознание, взгляды и представления детей.
Дети испытывают естественную потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать за ней, сопереживать ей и понимать, что наша планета не может существовать без растений, которые не только обеспечивают нас кислородом, но и обладают лечебными свойствами.
Цветы – это не просто красота, а часть живой природы, требующая бережного отношения и охраны. Необходимо знать их строение, внешний вид, особенности и целебные свойства. Сорвать цветок может любой, но далеко не каждый сможет назвать сорванный им вид.
Механизм реализации проекта:
1 этап: подготовительный
2 этап: основной
3 этап: заключительный
Обогащение предметно – развивающей среды группы (картотека загадок о цветах, дидактические игры)
Ожидаемые результаты: развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о цветах. Положительно – эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам, которые окружают ребенка. Цветы являются не только украшением Земли, но и целителями. Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами). Сформировались навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.
Методы и формы организации деятельности по проекту:
1) НОД (лепка, ознакомление с окружающим миром природы);
2) Дидактические игры;
3) Экологические викторины:
4) Организация тематических конкурсов рисунков.
Календарно – тематическое планирование
Период | Мероприятия | Ответственные |
Подготовительный этап Май 1 неделя | -Сбор и анализ литературы по данной теме; -Разработка плана реализации проекта; -Разработка дидактических игр, пособий; -Подборка иллюстративного материала; -Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок; -Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр, веселых вопросов; | Воспитатель |
Основной этап Май 2 – 4 недели | - Беседа «Цветы – краса земли», «Почему их так назвали», «Цветочные сны», «Цветы– талисманы», -Загадывание загадок, -Чтение художественной, познавательной литературы, -Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов; - Дидактическая игра «Сложи цветок» (уточнение знаний о строении цветка – стебель, листья); - НОД лепка «Гвоздика» - Возложение цветов к Вечному огню. | Воспитатель |
Июнь 1 неделя | -Высаживание цветов в клумбы, цветники -Уход за цветами в течение проекта -Дидактическая игра «Найди растение по описанию (уточнение знаний о строении цветка, закрепление названий комнатных растений); - Беседа «Красота спасет мир». | Воспитатель |
Июнь 2 неделя | - Подвижные игры; - Исследовательско – поисковая деятельность: если долго не поливать цветы, листочки увядаю, а цветок падает; - НОД ознакомление с окружающим миром природы «Иван – да – Марья» | Воспитатель |
Июнь 3-4 неделя | Оформление фотоальбома «Красивые цветы в нашем городе»; Оформление фотовыставки «Цветочный калейдоскоп». | Воспитатель |
Июль 1-2 неделя | Наблюдение за цветами на участке Изготовление картотеки пальчиковых игр «Цветы» | Воспитатель |
Июль 3-4 неделя | Экскурсия в парк. Наблюдение за цветами в парке нашего города Применение цветов в быту (взаимодействие с родителями) | Воспитатель |
Август 1-2 неделя | Оформление картотеки загадок «Цветы» Изготовление гербария «Цветы» (взаимодействие с родителями) | Воспитатель |
Август 3-4 неделя | Конкурс стихов Дидактическая игра «Ромашка» Наблюдение за цветами (обратить внимание детей на сезонные изменения) | Воспитатель |
Итоговое мероприятие | Изготовление книжки «Цветик-семицветик» | Воспитатель |
Конспект НОД по лепке
Тема «Гвоздика»
Программное содержание: уточнить и дополнить знания детей о цветке гвоздика; формировать умение выполнять поделку из пластилина; развивать мышление, образное восприятие, мелкую моторику рук; воспитывать интерес к родной природе; познакомить детей с легендой о гвоздике.
Оборудование: Картинки с изображение гвоздики, доска для лепки, пластилин, стека.
Ход занятия:
Воспитатель: это цветок многим из вас знаком. Назовите его (показ). Это гвоздика. Вы, наверное, видели гвоздики в букетах, преподнесенных в подарок, или в цветочных магазинах. Это садовые цветы. Их выращивают специально для того, чтобы потом срезать для букетов. Эти цветы долго стоят в вазах и радуют своей красотой людей. Но есть у садовых гвоздик родственницы – дикорастущие гвоздики. Что значит дикорастущие? Это растения, которые растут без помощи человека, сами, в лесах, лугах, горах.
Воспитатель: вот гвоздика головчатая. Видите, какая она головастенькая, целая компания цветков на конце стебля. А пахнет – то она как! Не то что ее садовая сестрица.
А есть еще гвоздика полевая. Как вы думаете, почему она получила такое название? Гвоздика полевая растет в поле. Гвоздика бледная. Ваши предположения по поводу этого названия? Лепестки этого цветка окрашены в бледный бежевый цвет. Растут в Крыму гвоздики, которые носят имена своих первооткрывателей (гвоздика Маршалла и гвоздика Андржейовского).
В давние времена в Китае от людей, которые разговаривали с китайским императором, требовали, чтобы они держали во рту гвоздику, чтобы не беспокоить государя неприятным запахом во рту.
Да и в других странах не обходилось без гвоздик во дворцах. Придворные дамы украшали гвоздиками свои наряды. Просто не давали покоя садовникам, без конца требуя себе этих цветов. А все потому, что королева Англии явилась на бал в платье, украшенном гвоздиками.
А еще есть старинная легенда о гвоздике.
Легенда о гвоздике.
«Была у греков богиня Диана. Очень красивая, мужественная и плюс ко всему – страстная охотница. Ее изображали с луком и стрелами и считали покровительницей охотников. Возвращалась она как – то с неудачной охоты и встретила малолетнего пастушонка, играющего на свирели. Диане надо было на ком – то сорвать свою злость, и она закричала на мальчика: «Это ты, негодный, распугал своей свирелью всех зверей и птиц» - «Что вы! Что вы! – испугался пастушок. – Я никого не пугал я тихо играл, для себя только. Просто забавлялся. Голос свирели так тих, что его слышат только цветы. Разгневанная богиня не поверила пастушонку, набросилась на него избила. Избила так, что капли крови окропили все вокруг, и каждая капелька проросла из земли, став стеблем пунцовой гвоздики».
Воспитатель: вот такая грустная легенда. Вы уже знаете, что легенда – это вымышленный рассказ о реальном, настоящем предмете.
Воспитатель: Гвоздика умеет не только радовать взор своей красотой. Она еще обладает лекарственными свойствами. А насекомым она мила за то, что является медоносным растением. Названия растения происходит от греческих слов – «божественный» и «цветок». Давайте попробуем сделать цветок гвоздики. Но сначала подготовим пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика «Точилка для карандашей»
Точилку в руки мы возьмем,
Карандаш точить начнем.
Стружек ярких насверлим,
Цветок гвоздики смастерим.
Дети складывают левую руку в кулак, оставляя отверстие в середине. В это отверстие по очереди вставляют пальцы правой руки и делают вращательные движения, как бы затачивая карандаш с помощью точилки.
Воспитатель предлагает детям слепить из пластилина цветок гвоздику.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром
Тема «Иван – да – Марья»
Программное содержание: познакомить детей с цветком (название, внешний вид, места и особенности произрастания); формировать умение детей понимать образный смысл легенды; развивать образное восприятие, умение видеть красоту природы.
Оборудование: Картинки с изображением цветка.
Ход НОД:
О возникновении цветов сложено много легенд. Сегодня вы услышите легенду о цветке с удивительным названием – Иван – да Марья.
«Давным – давно жил в дремучем лесу Леший. Кривоногий, с копытцами, ушастый и очень кудряво взъерошенный. Так считали люди. Сам же леший говорил, что он потому лохматый, что в парикмахерах у него были всякие древесные колючки, сквозь которые он постоянно в лесу продирался. Ну, так вот, жил себе Леший. Жил по – своему, горевал по – своему и радовался тоже по- своему. Одиночество не боялся, друзей не имел, что такое любовь, не знал, с соперниками дрался, гнал их из леса. Так оно и шло впредь, но вдруг Леший влюбился. Увидел, как – то по весне под кустиком глазастенькую желтенькую фиалочку – Марьюшку и пропал мужичок со всеми своими непричесанными кудрями и копытцами. Пристроился рядом, глазеет и вздыхает, вздыхает, ну прямо как больной. Это он смелости набирался. Фиалочка стоит, цветет, красуется, на Лешего даже не смотрит. Расстроился Леший, возьми да брякни: «Я тобою очарован, жизнь без тебя не в жизнь, выходи за меня замуж». Фиалочка посмотрела на Лешего и отвернулась. Леший думает: чем бы ее удивить, и давай хвастаться: «Я – то могу, это могу, хочешь, все звезды в шапку соберу?»
Фиалочка Марьюшка опять посмотрела на взъерошенного поклонника и сказала: «Зачем мне звезды в шапке? Пусть на небе живут, мне с моим суженым на лесные дорожки светят. Ивана люблю, с ним жить буду, а не с тобой». Это она для цветущего рядом фиолетового Ивана так говорила.
Пришло время, поженились две фиалки, желтенькая и фиолетовая, и зажили вместе одним домком, одним цветком. В цветке том желтые лепестки – Марьюшка, а фиолетовые – Иванушка. И не стало в лесу ни марьюшки, ни Иванушки по отдельности, а есть единый лесной цветок Иван – да – Марья. А Леший до сих пор в лесу шатается, горуюет и все жалуется».
Воспитатель: Иван – да – Марья – лесной цветок, что это значит? Этот цветок растет в лесу.
Цветки Ивана – да – Марьи обильно выделяют нектар и вполне заслуженно считаются хорошим медоносом. Знаете ли вы, какие растения называют медоносами? Прислушайтесь к этому слову – «медонос», о чем оно говорит? Мед носит.
Очень интересно приспособился цветок Иван – да – Марья к распространению семян – помогают ему в этом муравьи. Дело в том, что семена, похожие на пшеничные зерна, имеют мешочек с ароматными маслами. Для муравьев эти масла – лакомство, поэтому и перетаскивают они семена а цветку только этого и нужно.
А еще интересен этот цветок тем, что на корнях у него есть присоски, прикрепляющиеся к корням других растений. Так цветок подкармливается соком чужих растений. Этот цветок ядовит! А еще он обладает лечебными свойствами: заживляет раны, лечит сердце, кожу.
Подумать только, маленький цветок, а как многим он нужен: семена для муравьев, цветочная пыльца для пчел, настойки из листьев для лекарств людям. Да и просто посмотреть на цветок, полюбоваться приятно. Берегите дети красоту, не рвите цветы. Лесные цветы не живут сорванные в вазе, а сразу вянут и гибнут.
Список использованной литературы:
1. Мир природы и ребенок: Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Под редакцией Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998.,
2. С.Н. Николаева «Юный Эколог» 2002 год.,
3. Н.А. Рыжова «Экологическое образование в детском саду» 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие для детей с ОНР старшего возраста "Путешествие в страну цветов"
Групповое занятие для детей с общим недоразвитием речи проведённое совмествно с педагогом-психологом, музыкальным руководителем и воспитателем коррекционной группы....
Экологический проект"Путешествие в страну лечебных растений"
Экологический проект"Путешествие в страну лечебных растений"...

Статья. Проект «Путешествия в страну цвета» для детей с нарушением зрения.
Проектная деятельность – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в...

Экологический проект в старшей(разновозрастной) группе на тему "Путешествие в страну цветов"
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с пр...

Проект "Путешествие в страну цветов"
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТАПродолжительность проекта: краткосрочный - 2 недели.Тип проекта: позновательно-исследовательскийУчастники проекта: дети, родители, педагоги.Возраст детей: 4-6 лет.Акт...

Экологический проект "Путешествие в страну лекарственных растений"
Проект по экологии для детей старшего дошкольного возраста....

Проект «Путешествие в страну Цветов»
Познакомить с разнообразием цветущих растений, их связью со средой обитания, формирование осознанно – правильного отношения к представителям растительного мира, развитие творческих способностей....
