Исследовательская работа «Волшебное мыло»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им.

Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Таким образом, проблема разработки системы мероприятий по организации экспериментирования для нас стала актуальной.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_proekt_mylo_2.docx27.36 КБ
Файл proekt_mylo.pptx764.3 КБ

Предварительный просмотр:

Межрегиональный  конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников

«Я – исследователь»

                                            Исследовательская работа

«Волшебное мыло»

Выполнила: Волкова Лиза

Старшая группа

Руководитель: Кашина  Е.А

2025 г.

Оглавление

  1. Введение                                                                                     3
  2. Основная часть                                                                           4                            
  3. Заключение                                                                                 11
  4. Список используемой литературы                                           12

«Оставляйте всегда что-то недосказанное,

чтобы ребенку захотелось еще и еще раз

возвратится к тому, что он узнал».

Сухомлинский В.А

Тема проекта: «Волшебное мыло»    

Тип проекта:  исследовательско-творческий

Продолжительность: краткосрочный - 3 недели.

Участники: Лиза Волкова, родители, воспитатель  

 

  1. Введение

 Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях, возникает очень много вопросов, на которые он хочет получить ответ.

Как способствовать развитию творческого начала ребёнка?

Ведь, по словам американского философа Ральфа Уолда Эмерсона «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».

Экспериментирование является одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира. 

Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им.

Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Таким образом, проблема разработки системы мероприятий по организации экспериментирования для нас стала актуальной.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.    Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.    

Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?», позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных опытах, позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

                         

  1. Основная часть

Актуальность:

Проблема грязных рук актуальна во все времена. Эту проблему помогает нам решать мыло. Им мы пользуемся каждый день.  Сегодня мы не можем представить себе наше существование без мыла. Еще в XIX веке один ученый-химик сказал, что богатство и культуру нации определяет то, сколько мыла она потребляет. А сегодня мыло — неотъемлемая часть личной гигиены и хорошего здоровья. Как же получилось, что этот продукт занял такое важное место в нашей жизни? Из чего получают мыло в промышленности? Что делает мыло таким привлекательным, ароматным и душистым? Можно ли самим изготовить мыло? Поможет разобраться в этих вопросах проект   «Волшебное мыло»

 Гипотеза:

Исследовательская деятельность проекта «Волшебное мыло» будет эффективна, если повысить педагогическую компетентность родителей и

создать условия для  совместной   детско-родительской поисковой деятельность по данной теме.

Цель

Создание условий для исследовательской деятельности и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе знакомства со свойствами мыла.

Задачи для педагога:

- Учить применять полученные знания о свойствах мыла в игровой деятельности;

- Учить проявлять фантазию и творчество.

- Пополнить и активизировать словарный запас.

- Развивать навыки экспериментальной деятельности.

-  Привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в процессе реализации проекта.

Задачи ребенка:

-Расширить знания детей группы о важности личной гигиены и хорошего здоровья.

- узнать историю происхождения мыла.

- исследовать  его свойства и разнообразие

Задачи для родителей:

 -оказывать помощь в организации похода в библиотеку, в музей,

- подобрать материал по теме;

- провести опыт с мылом (сделать мыло вместе с ребёнком)

- поддерживать познавательный интерес ребенка.

Объект исследования: мыло

Предмет исследования: особые свойства мыла

Ресурсное обеспечение:

Художественное слово о мыле (литературные произведения): Л. Гуляева «Если дунуть посильней», О. Чусовитина «Раз, два, три», Ж. Биганина «Даша, внучка, посмотри! », Л. Степанова «До вечерней до зари», Г. Дядина «Двенадцать мыльных пузырей»; пословицы и поговорки, пальчиковая гимнастика «Моем ручки», загадывание загадок, словотворчество;

Репродукции картин "Мыльные пузыри" Джона Эверетта Миллеса. П. Н. Лагутин «Мыльные пузыри», Mark Thompson «Мыльные пузыри»; Charles (Joshua) Chaplin, The Soap ubbles; .

Картотека «Опыты с мылом»;

прослушивание песни «Мыльные пузыри» композитор Сергей Ермашкевич

просмотр мультфильма «Большая стирка» («Маша и медведь»);

материалы для исследовательской деятельности;

фотоаппарат;

компьютер (ноутбук), проектор, экран;

видеоматериалы;

Интернет ресурсы:

http://www.mama-mila.ru/book6_ks4h7lgjr64w2g5.html

http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-mylnye-puzyri.html

http://allforchildren.ru/poetry/toys168.php

http://www.www.naturseife.com

http://www.ru.wikipedia.org.

Методы исследования:

1 Изучение книг, опрос взрослых и поиск информации в интернете о мыле и его свойствах.

2. Экспериментирование: опыты на выявление особых свойств мыла в группе с детьми.

3. Мыловарение с родителями.

Ожидаемые результаты:

В результате проекта «Волшебное мыло»  

- Повысится уровень освоения культурно-гигиенических навыков (самостоятельно используют мыло ).

-Дети узнают об истории мыла, его свойствах, материалах, его разнообразии, способах  изготовления.

- Сформируется интерес  к экспериментированию

- Обогатиться речь, пополнится словарный запас

Этапы работы над проектом.

1 этап- «Планирование».

Что мы знаем? Что хотим узнать? Как можно узнать об этом?

2 этап-  предварительный

Подготовка иллюстративного и дидактического материала

Мониторинг знаний ребенка о мыле.

Составление плана проекта

Подбор литературы

Подбор материала для создания коллекции: «Такое разное мыло »

3 этап  - основной

Дата

Мероприятие

Работа с родителями

Исполнители

4-5ноября

Планирование направления

Беседа с ребенком «Что знаем? Что хотим узнать? Как об этом узнать?»

Анкетирование

«Что знаем? Что хотим узнать?»

КашинаЕ.А.

родители

Ноябрь

1 неделя

5 – 8 ноября

 Исследовательская деятельность с ребенком, сбор информации «Путешествие в прошлое мыла»

Сбор информации в библиотеке, интернете, музее

Кашина Е.А.

Родители

Подбор материала, составление перспективного плана

иллюстрации, книги, энциклопедии.

Кашина Е.А.

родители.

Составление картотеки «Опыты с мылом»

Изучение алгоритма проведения опытов

Кашина Е.А.

родители

Ноябрь

2 неделя

11– 15 ноября

Беседа на тему:  «Зачем людям мыло?»

 «История возникновения мыла»

  «Моем руки правильно»

Аппликация: «Укрась мыло для куклы»

СР  игра: «Семья»

прослушивание песни «Мыльные пузыри» композитор Сергей Ермашкевич

просмотр мультфильма «Большая стирка» («Маша и медведь»);

Чтение сказки Я. Даскаловой «Сказка про мыло»

ОД  «Уроки Мойдодыра»

ОД «Тайны мыльных пузырей»

Поход в библиотеку, в

музей с. Кабанск с ребенком, просмотр телепередач, видео мастер-класс  

«Мыло своими руками»

Кашина  Е.А.,

дети.

Родители

Ноябрь

3 неделя

18-20  ноября

Беседы на темы:

«Такое разное мыло»,

Рисование: «Мыльные фантазии», рисование мылом и гуашью по стеклу

Просмотр видео «Как делают мыло»

Чтение художественной литературе о мыле Л. Гуляева «Если дунуть посильней», О. Чусовитина «Раз, два, три», Ж. Биганина «Даша,

 внучка, посмотри! », Л. Степанова «До вечерней до зари», Г. Дядина «Двенадцать мыльных пузырей»; пословицы и поговорки, пальчиковая гимнастика «Моем ручки», загадывание загадок, словотворчество;

ОД Развитие речи (сочинение сказки с детьми) «Сказка  про мыльные пузыри»

Кукольный театр: «Приключения принцессы  Мылонии»

ДИ: «Узнай по описанию» «Живые картинки», «Найди отгадки на мои загадки».

Рассматривание репродукций картин "Мыльные пузыри" Джона Эверетта Миллеса. П. Н. Лагутин «Мыльные пузыри», Mark Thompson «Мыльные пузыри»; Charles (Joshua) Chaplin,

Чтение М. Яснов  «Мыло бывает разным»

Опыты:

1. «Мыло-помощник»

2. «Мыло-силач»

3. «Лодка с мыльным двигателем»

4. Рисование мыльными пузырями

Кашина Е.А.

Дети

родители

3 этап заключительный

Презентация на тему: «Путешествие в мир мыла» - для детей старших групп.

Создание коллекции: «Такое разное мыло »

Создание альбома «Мыльные фантазии»

Практическое значение: Материалы исследования могут быть  использованы  в экспериментально-познавательной деятельности и в  непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира. Изучив данный проект, воспитанники смогут с небольшой помощью взрослого проводить опыты  и наблюдать свойства мыла.

  1. Заключение

В результате реализации проекта развились координационные связи – родители и педагог стали партнерами и совместно реализовывали свои специфические возможности в воспитании детей. А совместное выполнение замысла ребенком и его родителями укрепили детско-родительские отношения.

4. Список используемой литературы

1.Веракса Н.Е. , Веракса А.Н.  «Проектная деятельность дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений.2010г.

 2.Давыдова Н.Е., Майер А.А., Богославец Л.Г.  «Проектная деятельность». Методическое пособие» 2012г.

 3.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: Сфера, 2001.

4.Методическое пособие  «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни», Москва 2021г.

5.Пособие для педагогов ДОУ «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников., Москва 2010г.

6.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста. Изд. «Детство-пресс», 2

7 . infourok.ru   Соболева Н.В.  «История мыла»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лиза Волкова Старшая группа «А» МАДОУ «Детский сад №15 с. Кабанск »

Слайд 2

Проект «Волшебное мыло» Руководитель: Кашина Е.А.

Слайд 3

Изучение информации

Слайд 4

Узнаем о мыле в детском саду!

Слайд 5

Узнаем о мыле в детском саду!

Слайд 7

Мыльные фантазии!

Слайд 8

Внимание, эксперимент! Первый опыт «Мыло – помощник»

Слайд 9

Второй опыт «Мыло – силач»

Слайд 10

Третий опыт «Лодка с мыльным двигателем»

Слайд 11

Рисунки мыльными пузырями !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект «Волшебное мыло»

Развитие навыка организационного поведения  в детском саду. Формирование  доброжелательного отношения друг к другу...

Исследовательская работа "Волшебный мир бумаги"

Мы любим рисовать, раскрашивать, делать различные аппликации. Нам нравится читать интересные книги и журналы. На занятиях мы пишем в рабочих тетрадях.  Все то, о чем мы написали, связано с бумаго...

Исследовательская работа «Волшебная соль»

Цель исследования – изучение области применения пищевой поваренной соли «Экстра» и её свойств.Задачи:-изучить исторические сведения о соли,-исследовать свойства соли,-узнать о з...

Познавательно-исследовательский проект «Волшебное мыло»

Познавательно-исследовательский проект «Волшебное мыло»...

Исследовательский проект «Волшебное мыло»

Цель: сформировать и расширить знания о свойствах мыла, его разновидностях; развивать мыслительные процессы, познавательный интерес к исследовательской деятельности.Задачи:1. Дать представления о...