Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с объектами живой и неживой природы с помощью приёма ТРИЗ "Моделирование маленькими человечками"
статья по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
В статье описывается ознакомление старших дошкольников с основами окружающего мира через "Моделирование маленькими человечками - приём, позволяющий объяснить детям сложные природные явления, процессы взаимодействия объектов живой и неживой природы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с объектами живой и неживой природы с помощью приёма ТРИЗ «Моделирование маленькими человечками»
Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета и т. п. В настоящее время происходит переориентация образования на развитие творческих качеств личности.
Дошкольное образование является первой ступенью общей педагогической системы и создаётся государством для выполнения социального заказа. С учётом требований ФГОС ДО [3:с.22-23], одним из направлений инновационной деятельности, является развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром [2: с.9].
Внедрение инновационных технологий в ДОУ – важное условие совершенствования системы дошкольного образования.
Многим педагогам знакома технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, созданная Генрихом Альтшуллером, в 1946 году, которая совершила переворот в мировой науке. В дошкольном воспитании пик использования ТРИЗ-технологии пришёлся на 80-е годы, и по сей день многие детские сады применяют её в своей работе. Не исключение и наше ДОУ, где данная технология применяется во всех образовательных областях, посредством различных методов и приемов.
Один из таких замечательных методов «Моделирование Маленькими Человечками» - приём, позволяющий объяснить и смоделировать внутреннее строение объектов и взаимодействие между ними [1;с.141], который позволяет наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия предметов и их элементов. С помощью метода маленьких человечков, дошкольники учатся представлять, как изнутри выглядят объекты живой и неживой природы, что за процессы в них совершаются, какими являются наполняющие их вещества.
Все объекты, которые нас окружают, состоят из мельчайших частиц. Они такие крошечные, что их можно увидеть только на микроуровнях, в электронный микроскоп. Частичек так много, что когда они соединяются, образуют разные агрегатные состояния веществ. Например, кирпич состоит из маленьких кусочков кирпича, мыло из маленьких кусочков мыла.
Обобщая ответы детей, воспитатель указывает, что эти «маленькие частицы», из которых состоят вещества, называются молекулы. Можно сказать, что кирпич состоит из молекул кирпича, вода – из молекул воды. О молекулах дети узнают, когда будут учиться в школе, а пока мы называем молекулы – маленькими человечками [1: с.32].
Маленькие человечки живут в трёх агрегатных состояниях: твердых, жидких, газообразных. В твердом состоянии человечки держатся крепко друг с другом, они очень дружные и послушные. Это человечки и образуют все твердые вещества и предметы на нашей планете! Их можно увидеть в камне, дереве, стекле, пластмассе и т.д. В жидком состоянии человечки стоят рядом, держат руки на поясе, касаются друг друга локтями. Они не так дружны между собой. Такие человечки живут в жидких веществах (воде, молоке и т.д.), поэтому можно легко опустить ложку в стакан с чаем и размешать сахар. В газообразном состоянии человечки очень подвижны, непослушны, они могут бегать, летать, танцуют в воздухе, быстро перемещаются в разные стороны, кто куда захочет. Газовых человечков можно увидеть, в воздухе, тумане, когда кипит вода, где она превращается в пар, который хорошо виден.
Маленьких человечков можно представать в виде рисунков, cхем, самих детей. Этот метод помогает воспитателю объяснить, например, процесс таяния сосульки: зимой крошечным жителям холодно, и они крепко держатся за руки, в то время как с установлением весенней теплоты они приходят в движение, превращаясь в воду (уже не держатся за руки, а слегка касаются друг друга). При переходе в газообразное состояние, МЧ начинают двигаться, разбегаясь в разные стороны.
Именно ТРИЗ помогает разобраться детям, что происходит в мире неживой природы.
Работа с детьми с применением метода ММЧ проводится в несколько этапов.
На первом этапе педагог вместе с детьми выясняет, что явления и объекты бывают твердыми, жидкими, газообразными, что можно отнести к этим понятиям.
Игра «Назови твёрдое» (жидкое, газообразное).
Воспитатель бросает мяч ребёнку и предлагает назвать различные твёрдые предметы. Кто ошибся, выходит из игры [1: с.32].
Дети учатся обозначать камень, воду в стакане, пар или дым с помощью нескольких МЧ. Так, например, при моделировании стены дома маленькие человечки являются своеобразными «кирпичиками», а при моделировании дерева надо исходить из его образа (ствол, ветки).
На втором этапе моделируют объекты и явления, состоящие из сочетания разнообразных человечков: бутылка молока, чашка на блюдце, лужа на асфальте и т. д.
Игра «Маленькие человечки» [1: с.37]
На следующем этапе с детьми рассматриваем объекты и явления в движении: льющаяся из крана вода, кипящий чайник, дождь идёт. Это необходимо для того, чтобы плавно подвести детей к умению схематизировать взаимодействие, неизбежно возникающее между системами.
После освоения механического ММЧ, детей выводим на новый уровень рассмотрения взаимодействия объектов и явлений – схематизацию.
Схема, в отличие от механической модели, позволяет показать многосложность взаимодействия окружающего мира и отдельно взятого маленького человечка, представляющего твердое, жидкое или газообразное состояние, с помощью определенных символов – математических знаков «+», «-». Таким образом, отпадает необходимость рисовать много маленьких человечков. Чтобы показать соединение, используем знак «+». Знак «-» используется в том случае, когда убираем какой-то элемент (объект).
Можно составлять схемы явления с несколькими знаками. Например, можно провести беседу о мыльных пузырях в упражнении «Чёрный ящик» [1: с.40]. Воспитатель предлагает детям узнать, что лежит в чёрном ящике с помощью загадки. Отгадка: мыло. Мыло твёрдое, когда его намочишь водой, сделаешь пену и начинаешь дуть, то пузырьки, в которых находятся летающие человечки, разлетаются в разные стороны. Дети составляют схему с помощью маленьких человечков и знаков «+», «-».
Второй пример: как можно обозначить карандаш - снаружи деревянный корпус, внутри – графит? Оба составляющих карандаша - твёрдые. Дети самостоятельно, используя изображения человечков, обозначающих твёрдые вещества, и знак «+», составляют схему.
Эта технология развивает сообразительность, внимательность, наблюдательность, развивается воображение и фантазию, а также учит моделировать и схематизировать. Технология ТРИЗ помогает нам в развитии логического мышления, в развитии умения ставить и решать проблему. Следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой творческой личности.
Литература:
- Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. Учреждений.- 4-е изд.- Минск: ИВЦ Минфина, 2008. – 112 с.
- Попко Е.А. Технология творчества ТРИЗ для дошкольников. Дополнительная образовательная программа.- М: СОЛОН-Пресс, 2020. – 164 с.: ил.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования. – 23 с. []
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт на тему: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами опытно - экспериментальной деятельности неживой природы".
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами опытно-экспериментальной деятельности неживой природы....

Тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с явлениями живой и неживой природы (опытническая работа)
Тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с явлениями живой и неживой природы (опытническая работа)...

Тематический план по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с явлениями живой и неживой природы
Тематический план подскажет педагогам, как провести опыты с младшими дошкольниками....

Тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с явлениями живой и неживой природы
Тематический план поможет педагогам организовать с детьми опытно-экспериментальную деятельность....

Картотека дидактических игр для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром и миром природы
Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешател...

Картотека дидактических игр для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром и миром природы.
Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человек...

