Тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с явлениями живой и неживой природы
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Хлебунова Адиля Фаритовна

Тематический план поможет педагогам организовать с детьми опытно-экспериментальную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Нягань

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей № 8 "Росинка"

Тематический план

по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста

с явлениями живой и неживой природы

                                                                                                            Подготовил:

Хлебунова А.Ф.

    воспитатель

г. Нягань 2017 г.

Вода

Тема: Очистка воды

Цель: подвести детей к выводу, что загрязнённую воду можно очистить.

Что делали

Что наблюдали

Выводы

В  стакан с водой насыпали крахмал. Пропустили загрязнённую воду через фильтры: ткань, вату, промокательную бумагу, песок.

Вода замутилась.

Чище всего оказалась вода, пропущенная через промокательную бумагу, затем через песок, вату и, наконец, ткань.

Лучше всего очищает воду промокательная бумага.

Тема: Помощница вода

Цель: выяснить с детьми, как можно изменить уровень воды в стакане.

В стакан с небольшим количеством воды опустить небольшой лёгкий предмет. Предложить детям достать его, не замочив рук.

В стакан с водой добавлять камешки до тех пор, пока уровень воды не поднимется.

Дети в затруднении.

Уровень воды поднялся.

Если в воду опустить тяжёлые предметы, уровень воды в стакане поднимается. Камешки, заполняя ёмкость, выталкивают из неё воду .

Тема: Куда делась вода

Цель: Подвести детей к выводу, что вода испаряется, причём скорость испарения воды зависит от температуры.

Взять три стакана с водой. Один открытым поставить на подоконник, второй открытым на отопительную батарею. Третий стакан поставить закрытым в тёплое место. Через два дня сравнить состояние воды в стаканах.

В первом стакане уровень воды изменился мало. Во втором стакане воды не осталось. В третьем стакане уровень воды не изменился, но на крышке появилась испарина.

Вода имеет свойство испаряться. Но скорость испарения зависит от температуры. В тёплом месте вода испаряется быстрее. Если стакан накрыт крышкой, то испарившаяся вода (пар), соприкасаясь с холодной крышкой опять превращается в воду.

Тема: Водяная мельница

Цель: подвести детей к выводу о том, что вода обладает силой.

Что делали

Предложить детям полить воду на водяную мельницу с разной силой.

Что наблюдали

Чем сильнее струя воды, опускающаяся на мельницу, тем сильнее крутятся её лопасти.

Выводы

Вода обладает определённой силой, которую люди используют в жизни.

Тема: Замерзание и таяние воды.

Цель: показать детям, что скорость таяния воды зависит от изменения температуры

Две миски с водой выставить на мороз. Затем одну миску поставить на столе, а другую – в тёплое место.

Вода в мисках на морозе замёрзнет. Лёд в миске, которая стоит на столе, оттаивает дольше, чем лёд в миске, которая стоит в более тёплом месте.

Скорость таяния воды зависит от изменения температуры. Чем теплее, тем быстрее оттаивает вода.

Тема: Образование инея

Цель: показать детям, что пар, замерзая, превращается в иней, оседая при этом на ветки деревьев, стёкла автобусов (соблюдать технику безопасности).

Опыт проводится на прогулке. Воспитатель показывает детям металлический предмет, например, ложку, и дышит на него.

Ложка холодная. Изо рта выходит пар. Он оседает на ложке в виде инея.

С поверхности земли постоянно происходит испарение воды (даже в мороз). Пар, поднимаясь с земли, оседает на ветках деревьев и замерзает, превращаясь в иней.

Тема: Заваривание воды травами, чаем

Цель: показать детям, что вкус воды можно изменить, заварив в воде лечебную траву, листья растений (чай, ромашка, малина и т.д.)

Заварить в воде  в разных стаканах чай, листья малины, смородины, мяты.

Дать попробовать детям.

Вкус воды во всех стаканах разный.

Вода не имеет вкуса. Вкус воды можно поменять, добавив в воду различные травы. Это делается в лечебных целях, а также для придания воде определённого вкуса.

Тема: Просачивание воды в почву

Цель: подвести детей к выводу, что вода имеет свойство просачиваться в почву.

Время просачивания зависит от свойств почвы.

Найти впадину на тропинке, заполнить её водой и засечь время просачивания воды в почву.

Вода просачивается в почву. Но на разных участках почвы время просачивания разное

Вода имеет свойство просачиваться в почву. Если почва рыхлая, песчаная, то вода просачивается быстрее.

(Песок, земля, глина)

Тема: Что тяжелее: снег в воде или земля в воде?

Цель: показать детям, что земля тяжелее снега.

В один стакан с водой добавить снег, в другой – землю.

Объём воды увеличился в обоих стаканах, но больше в том стакане, куда добавили землю.

Снег и земля занимают ёмкость и выталкивают воду из стакана. Но так, как земля тяжелее снега, она выталкивает воды больше. Поэтому в этом стакане объём жидкости увеличивается больше.

Воздух

Тема: Воздух, как его обнаружить.

Цель: показать детям, что воздух есть вокруг нас.

Детям предлагается взять полиэтиленовые мешочки, внимательно рассмотреть их и ответить, есть ли в них что-нибудь.

Затем дети скручивают мешочки.

Дети отмечают, что в мешочках ничего нет, они пусты.

По мере скручивания мешки вздуваются, становятся выпуклыми.

Выпуклым мешочек может быть только тогда, когда в нём что-то есть.

В мешочке есть воздух.

Тема: Как обнаружить воздух.

Цель: показать один из способов обнаружения воздуха.

В стакан с прикреплённым ко дну кусочком пластилина вводят салфетку и прижимают её ко дну. Повернув стакан отверстием вниз, опускают его резко в аквариум так, чтобы стакан полностью был погружён. Затем вынимают стакан из воды и трогают салфетку.

Салфетка в стакане так и осталась сухой.

Если салфетка сухая, значит, воды в стакан вошло мало. Воздух, который был в стакане, не дал воде полностью

Тема: Почему надулся шар

Цель: подвести детей к выводу, что воздух занимает всё свободное пространство.

Опускаем воронку с надетым на её узкую часть надувным резиновым шариком раструбом в воду.

По мере опускания воронки шарик раздувается.

По мере заполнения водой, воздух из воронки поступает в шарик.

Тема: Перемещение воздуха

Цель: показать детям перемещение воздуха.

Ребёнок дует на полоску бумаги.

Полоска отклоняется.

Воздух может перемещаться (двигаться). Когда он перемещается над землёй с одного места в другое, мы говорим, что дует ветер. Когда воздух перемещается, он заставляет двигаться и другие предметы.

Тема: Снижение парашюта

Цель: показать детям использование воздуха в жизни человека.

Дети выпускают кубик из рук.

К крючку кубика прикрепляют самодельный парашютик. Выпускают кубик вместе с парашютом.

Кубик достаточно быстро падает и сильно ударяется об пол.

Наблюдают плавное и достаточно медленное падение кубика. Удар об пол значительно слабее.

Когда опускается парашют, воздух под ним распирает купол, поддерживает его, поэтому снижение происходит плавно.

Ветер приводит в движение ветряную мельницу, толкает парусник.

Тема: Расширение воздуха

Цель: показать детям, что воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.

Охлаждаем на морозе открытую бутылку. Когда она достаточно охладится, надеваем на горлышко шарик.

Затем поставим бутылку в миску с горячей водой.

Опять выставим бутылку на холод.

Шарик надувается.

Шарик при этом сдувается.

   

Воздух при нагревании расширяется.

Воздух при охлаждении сжимается.

Тема: Где теплее

Цель: подвести детей к выводу, что холодный воздух тяжелее тёплого.

Предложить детям опуститься на некоторое время на палас, а затем взобраться на стульчики. Сравнить, где им было теплее.

Детям на паласе сидеть прохладнее, чем на стульчиках.

Холодный воздух тяжелее тёплого, он опускается вниз, к полу.

А тёплый воздух лёгкий, он поднимается вверх.

Тема: Ветер в комнате (Живая змейка)

Цель: подвести детей к выводу, что воздух, нагреваясь, поднимается вверх.

Зажечь свечу. Из бумаги вырезать «змейку». Держать «змейку» над горящей свечой.

«Змейка»  закрутилась.

Воздух, прогреваясь, становится легче. Поднимаясь, тёплый воздух крутит «змейку».

Тема: Ветер в природе

Цель: показать возникновение ветра в природе

Приоткрыть дверь в коридор. Внизу и вверху образовавшейся щели держим по зажженной свече.

Пламя нижней свечи направлено внутрь группы, а пламя верхней – наружу.

Это происходит потому, что тёплый воздух в группе лёгкий. Он поднимается и выходит в коридор через щель наверху.

А холодный воздух тяжелее. Он входит в группу через щель внизу и занимает место тёплого воздуха.

Именно так и возникает ветер в природе.

Тема: Опыт с открытой дверью и свечой.

Цель: показать детям, как возникает ветер в природе.

   Приоткрыть дверь в коридор. Внизу и вверху образовавшейся щели держим по зажженной свече.

Пламя нижней свечи направлено в группу; а пламя верхней – наружу.

Это происходит потому, что тёплый воздух в группе лёгкий. Он поднимается и выходит из группы через щель наверху.

   А холодный воздух тяжелый. Он опускается вниз, к полу. Холодный воздух перемещается в группу на место тёплого.

Именно так и возникает ветер в природе.

Тема: Вес воздуха. Сжимаемость воздуха.

Цель: подвести детей к выводу, что воздух имеет вес; показать, что воздух можно сжать.

На концы деревянной палочки повесить не надутые шары. Уравновесить палочку на спинке стула.

Затем один из шаров надуть и подвесить.

Выпустили воздух из шарика.

Палочка уравновешена.

Надутый шар перевесил.

Воздух с шумом выходит.

Не надутые шары имеют одинаковый вес.

Надутый шар перевесил, потому что он тяжелее, т.к. в нём больше воздуха.

Воздух в шарике был сжат, поэтому он с шумом выходит.

Если шарик наполнить большим количеством воздуха, он может лопнуть.

Тема: «Как человек использует воздух для защиты от холода»

Цель: объяснить детям,  почему мы выбираем просторную обувь для зимы;

почему зимой одевают несколько слоёв одежды и почему мех «греет» лучше.

Поставить на кубики 2 одинаковых по размеру стаканчика, наполнить их горячей водой и накрыть опрокинутыми вверх дном банками: большой и маленькой.

Установить, что под маленькой банкой вода остынет быстрее; а под большой  - медленнее.

Воздух хорошо сохраняет тепло.

   

Тема: «Холодный и горячий воздух имеют разные свойства».

Цель: познакомить детей с умением воздуха сжиматься и расширяться. 

Накрыть крышкой пластиковую бутылку, но не завинчивать. Разогреть бутылку со всех сторон феном в течение 20 минут; затем завинтить пробку.

Через несколько секунд бутылка сомнется.

Разогретый воздух расширяется, занимает больше места, и часть его выходит за пределы бутылки. Когда мы завинтили крышку в бутылке, внутри осталось меньше газообразных человечков. Когда они остыли, то стали занимать меньше места, воздух сжался.

 А)  Опустить колбу горлышком в воду, нагреть её феном.

   

Б) Обернуть холодной тряпкой колбу.

  Станут выходить пузырьки воздуха.

   

В горлышко станет поступать вода.

   Разогретый воздух расширяется, занимает больше места, и часть его выходит за пределы бутылки.

   Охлаждённый воздух сжимается, начинает занимать меньше места и поднимает за собой воду.

 

Тема: «Есть ли в воздухе вода?»

Цель: показать детям, что в воздухе всегда есть водяные пары.

Налить в стеклянный графин ледяной воды

Через некоторое время на стенках сосуда появится влага.

Это сконденсировались водяные пары, которые всегда есть в воздухе, даже над пустынями.

Тема: «От чего зависит скорость падения листа бумаги»

Цель: показать детям, что скорость падения листа зависит от площади поверхности листа.

 Сравнить скорость падения 2-х листов бумаги (один сжат в плотный комок).

Развёрнутый лист бумаги падает медленно.

   Лист бумаги, сжатый в комок, падает быстро.

Чем больше поверхность листа, тем медленнее он падает.

Тема: Загрязнение воздуха.

Цель: показать детям, что окружающий нас воздух загрязнён.

У трёх коробок вырезать переднюю и заднюю стенки. Одну из сторон закрыть белой тканью, центр которой промазать вазелином. Развесить коробки на разные участки (у дороги, в группе, на участке).

Контрольный кусок ткани оставить в группе.

Через некоторое время собрать коробки и сравнить с контрольным образцом.

   Грязнее всех кусочек ткани, который висел у дороги.

  Намного чище кусочек ткани, который висел на участке, среди деревьев.

Воздух в городе сильно загрязнён выхлопными газами автомобилей, дымом котельных. Из-за грязного воздуха болеют люди.

   Необходимо озеленять город. Деревья и кустарники очищают воздух.

Магнит

Тема: Знакомство с магнитом и его свойствами

Цель: показать детям свойства магнита.

1. К магниту подносим по очереди предметы: скрепку, гвоздь, деревянный кубик, пластмассовый кубик, резинку, кнопку.

К магниту притянулись только скрепка, гвоздь, кнопка.

Магнит притягивает только металлические предметы.

2. Между магнитом и скрепкой поместили: лист бумаги, тонкую деревянную пластину, стекло, толстую книгу.

Магнит во всех случаях  притягивает к себе скрепку, кроме случая с толстой книгой.

Если между магнитом и металлическим предметом расположить толстый предмет (например, толстую книгу), магнит перестаёт притягивать к себе предметы.

3. К магниту поднесли скрепку.

     К первой скрепке поднесли вторую скрепку, затем третью.

   Осторожно убрали магнит.

Она притянулась к магниту.

Скрепки притянулись друг к другу. Образовалась цепочка скрепок.

Через некоторое время цепочка скрепок развалилась.

Скрепки притягиваются друг к другу потому, что пока они находились рядом с магнитом, сами стали обладать магнитными свойствами (намагнитились),

но ненадолго.

4. В стакан с водой бросили две скрепки.

   Поднесли к стенке стакана магнит.

Стали передвигать магнит по стенке стакана вверх к отверстию.

Они опустились на дно стакана.

Скрепка притянулась к магниту через стекло.

Скрепка потянулась за магнитом вверх, к отверстию стакана.

Магнитные свойства проявляются не только на воздухе, но и в воде.

Растения

Тема: Посадка лука.

Цель: подвести детей к выводу, что для нормального роста и развития растений необходимы свет, тепло, вода и питание.

   1. Посадили две луковицы: одну в стакан с водой, другую в стакан с землёй.

На второй день начали сравнение: по длине и густоте корней, развитию листьев.

Обе луковицы начали прорастать. Но в стакане с водой корни у луковицы короче и реже, пёрышки листьев растут медленнее.

   В стакане с землёй луковица растёт и развивается намного быстрее.

   Для нормального роста и развития растений необходимы вода и питательные вещества. В воде их недостаточно, поэтому растения мы сажаем в почву.

2. Четыре луковицы посадим в разных условиях:

а) свет, вода, тепло;

б) вода, тепло, но без света;

в) свет, вода, но без тепла;

г) тепло, свет, но без воды.

Лучше и быстрее других росла и развивалась луковица, у которой были все условия (вариант а).

   Остальные луковицы развивались медленно, слабо. Корни развиты хорошо, но слабо развиты пёрышки листьев, цвет бледно-зелёный (вариант б). На сильном морозе (вариант в)

 луковица замёрзла, развитие прекратилось.

   Луковица без воды (вариант г) осталась без изменений.

Для того, чтобы растения росли и развивались необходимо создать благоприятные условия: вода, свет, тепло, питание.

   При отсутствии одного из условий растение развивается слабо или прекращает расти и развиваться.

Тема: Посадка семян

Цель: показать детям, что для роста и развития семян растений необходима влага, и что быстрее растут заранее проращенные семена.

В одну баночку посадить сухие семена гороха.

В другую баночку посадить заранее проращенные семена гороха.

Обе баночки своевременно поливать.

Семена, которые прорастили заранее, вырастут быстрее, выше процент всхожести.

 Сухие семена будут расти медленнее, и прорастут не все.

Для роста растений необходима вода. Легче и быстрее прорастут семена, которые  прорастили .заранее.

Тема: Необходимость тепла для распускания срезанных веток.

Цель: показать детям, что для распускания веток необходимо тепло.

Поставили срезанные ветки в две вазы. Одну вазу поместили между оконными рамами. Другую поставили на подоконнике.

 В вазе, поставленной в холодное место, изменений практически не произошло.

 В вазе, поставленной в тепло, ветки распустились.

Для распускания срезанных веток, как и для роста и развития растений, необходимо тепло.

Тема: Влияние прополки на рост и развитие растений.

Цель: показать детям, что для того, чтобы растение могло свободно развиваться, необходимо растение пропалывать.

В два поддона посадили рассаду бархатцев. В один поддон рассаду посадили густо и не прореживали.

В другом поддоне рассаду постоянно прореживали, пропалывали.

В первом поддоне рассада росла медленно. Ростки оставались слабыми.

   Во втором поддоне ростки быстро пошли в рост, окрепли.

   В первом случае ростки росли густо, мешали друг другу развиваться, им не хватало питания. Для того, чтобы растения росли и развивались, необходимо проводить прополку и прореживать растения.

Лёд

Тема: Лёд – твёрдое тело.

Цель: подвести детей к выводу, что лёд обладает свойствами твёрдого тела.

Ударили по льду молотком.

Большую сосульку одним концом положили на табурет и прижали твёрдым предметом. На другой конец подвесили камень.

Кусочек льда положили в комнате на тарелку.

Лёд разбился на мелкие кусочки.

   Сосулька через несколько дней согнулась (опыт проводят на улице.

Лёд растаял (расплавился)

Лёд, как и твёрдое тело, при ударе разбивается, его можно согнуть, лёд плавится.

Почва

Тема: Состав почвы

Цель: показать детям, что состав почвы везде разный.

Набрали почвы на разных участках земли, рассмотрели её.

   На одном участке в почве много песка, на другом – глины. Почва с третьего участка (например, с цветочного горшка) плодородна.

В почве есть вода.

   В почве от дождей и таяния снега много воды. Она влажная. В наших условиях почва песчаная. Глинистой почвы мало. Для нормального роста растений на дачных участках почву удобряют, добавляют торф.

Тема: Изменение почвы в зависимости от температуры

Цель: показать детям, что почва зимой промерзает, поэтому растения зимой замедляют свой рост и развитие.

В два стакана набрали почвы. Один стакан поставили в тёплое место, а другой выставили на холод.

   В первом стакане почва останется мягкой и рыхлой, а в другом – застывшей, твёрдой.

   Вода, находящаяся в почве, на морозе застывает, становится твёрдой, замороженной. В связи с этим все растения или погибают (например, надземная часть травы), или просто замедляют свой рост и развитие (например, деревья сбрасывают листья, замедляют рост).

Песок

Тема: Форма песчинок.

Цель: показать детям, что песчинки имеют определённую форму, песок сыпучий.

   Насыпали в лоток сухой песок, рассмотрели его в лупу.

   Пересыпали песок с одной руки в другую.

Форма песчинок разная.

Сухой песок легко пересыпается с одной руки в другую.

Песчинки имеют определённую форму. Например, в пустыне песчинки имеют форму ромба.

Песок сыпучий.

Тема: Песчаный конус

Цель: показать детям, что песок может двигаться.

   Набрали в ладонь горсть сухого песка и выпустили его струйкой так, что он сыпался в одно место.

   Сыпали песок длительное время.

   Постепенно в месте падения песка образовался конус, растущий в высоту и занимающий всё большую площадь у основания.

   Если сыпать долго, возникают сплывы песка то в одном, то в другом месте.

Песок может двигаться.

Движение песка похоже на течение.

Тема: Песочные часы

Цель: показать детям, что сухой песок высыпается с определённой скоростью, за определённое количество времени.

   Рассмотреть песочные часы.

   Предложить детям набрать в ладошку песок и наблюдать, как бежит струйкой песок из сжатой ладошки.

За одну минуту высыпается определённое количество песка.

   Песок с ладошки ссыпается равномерно.

Это качество используют в песочных часах.

У детей получились свои песочные часы.

Свет

Тема: Что такое тень?

Цель: показать детям, что все непрозрачные предметы могут иметь тень. Тень имеет конфигурацию того предмета, от которого получена. Размер тени зависит от места расположения предмета и источника света.

Установили лампу и направили свет на стенку. Между лампой и стеной поместили непрозрачный предмет (например, книгу). Перемещали книгу то дальше от лампы, то ближе к лампе.

   

  На стене появилась тень книги.

   Чем ближе книга к лампе, тем больше тень. Таким образом, размер тени меняется.

   Цвет тени у всех предметов одинаковый.

   Тени от ладоней и пальцев получались необычными.

   Тень взрослого больше тени ребёнка, если они стоят рядом.

Свет идёт от лампы лучами. Лучи задерживаются непрозрачным предметом. Позади него образуется место, куда лучи света не попадают. Место, куда не попадают лучи, называют тенью.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с водой, как неживой природой "Путешествие с капелькой"

·       Цели: Познакомить детей со свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, интересного.  ·...

Тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с явлениями живой и неживой природы (опытническая работа)

Тематический  план  по ознакомлению детей  старшего дошкольного возраста  с явлениями живой и неживой природы (опытническая работа)...

Выступление из опыта работы "Развитие экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование в неживой природе"

Организация познания мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей в процессе опытнической деятельности и экспериментирования в условиях детского сада....

Развитие экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование в неживой природе.

        Экологическое воспитание - новое направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало актуально в связи с возросшей деятельностью человека в мире при...

Тематический план по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с явлениями живой и неживой природы

Тематический план подскажет педагогам, как провести опыты с младшими дошкольниками....

ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДУШАНОВОЙ Д.К. ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ"

ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДУШАНОВОЙ Д.К. ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ"...