картотека наблюдений
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Кувшинова Екатерина Геннадьевна

картотека наблюдений за деревьями осенью 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudeniya.docx611.98 КБ

Предварительный просмотр:

:1

Наблюдение за осиной

Цель: ознакомить с деревом — осиной, ее строением, листьями.

Ход наблюдения

Зябнет осинка, дрожит на ветру,

Стынет на солнышке, мерзнет в жару.

Дайте осинке пальто и ботинки,

Надо согреться бедной осинке.

И. Токмакова

У осины ствол гладкий, серо-зеленого цвета. Осенью ее листья раскрашены в разные цвета: розовый, красный, желтый. Листья у осины особенные, крепятся на гибких сплюснутых череночках, чуть подует ветерок, и застучат листочки руг о друга.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Какой ствол и листья у осинки?
  • Почему дрожат листья дерева?
    Трудовая деятельность

Одна подгруппа детей — подметание дорожки на участке, сбор опавших листьев; другая — рыхление песка в песочнице.

Цель: воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща.

Подвижная игра

«Не упади».

Цель: закреплять умение передавать мяч назад и вперед
прямыми руками.

Индивидуальная работа «Коснись мяча».

Цель: закреплять умение бросать и ловить мяч.

Конспект наблюдения в старшей группе на прогулке

Ноябрь

Наблюдение за березой

Цели:

  • продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года;
  • воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.

Ход наблюдения

Лишь осень золотая

Лист опалит огнем —

Березка облетает,

Тоскует под дождем.

Воспитатель проводит с детьми беседу.

  • Почему листья на березе стали желтые?
  • Что происходит с деревьями осенью?
  • Как деревья готовятся к зиме?

Осенью листочки на березе начинают желтеть сначала вверху, где воздух холоднее, а затем внизу. Налетает ветер, срывает листья, и они, словно золотые монетки, падают на темную сырую землю.

Предложить детям собрать букет из опавших листьев, отметить, какого цвета листья.

Трудовая деятельность

Подметание дорожек, уборка мусора.

Цели:

— воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща.

— убирать инвентарь после труда в определенное место

Подвижные игры

«Мы — веселые ребята», «Затейники».

Цели:

—учить соблюдать правила игры, действовать быстро, ловко;

  • упражняться в беге.
    Индивидуальная работа
    «Удочка», «С кочки на кочку».
    Цели:
  • упражнять в прыжках;
  • воспитывать уверенность в своих силах.

Конспект наблюдения в старшей группе на прогулке

Январь

Наблюдение за березой зимой

Цели:

  • формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой;
  • воспитывать бережное отношение к растениям (не задевать хрупких от мороза веток и почек, так как они ломаются).

Ход наблюдения

Стоит березка в пелеринке,

Звенит на ветках бахрома.

Чем легче, тем нежней снежинки,

Тем холодней стоит зима!

Зимой береза не замерзает, она живая, но от мороза ее веточки и почки становятся хрупкими и быстро ломаются, поэтому их нельзя трогать. Если подберем обломанные ветром ветки и поставим их в воду, то они зазеленеют.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Как чувствуют себя деревья зимой?
  • Что с ними происходит?
  • В каком состоянии находятся деревья зимой? (В покое.)
  • Как вы узнали березу?
    Трудовая деятельность

Укрывание стволов деревьев на участке снегом, чтобы они

не вымерзли. Цели:

  • учить работать сообща; воспитывать трудолюбие.
    Подвижные игры

«Кому флажок?», «Эстафета с обручами».

Цели:

— упражнять в прыжках с продвижением вперед, пролезании в обруч;

— воспитывать ловкость, целеустремленность.
Индивидуальная работа

«Резвый мешочек».

Цель: упражнять в подпрыгивании на двух ногах.

Конспект наблюдения в старшей группе на прогулке

Февраль

Наблюдение за рябиной

Цель: продолжать наблюдение за рябиной зимой.

Ход наблюдения

Сравнить осеннюю и зимнюю рябину по картинке. Что изленилось? Вспомнить с детьми, как нужно заботиться о деревьях Зимой.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Что произошло с рябиной?

  • Почему на рябине нет листьев, но есть ягоды?
  • Как мы с вами можем сохранить ее от сильных морозов?
  • Кто питается ягодами рябины?
    Трудовая деятельность

Сгребание снега под кусты и деревья; расчистка дорожек и горки.

Цель: прививать желание помогать деревьям и кустам укрыться от морозов, трудиться небольшими группами дружно и весело.

Подвижные игры

«Мороз-красный нос», «Пройди по кругу».

Цель: учить ловко и быстро перебегать через площадку; пройти по лыжне полный круг и вернуться к флажку.

Индивидуальная работа

«По длинной дорожке».

Цель: учить разбегаться по снегу и скользить по ледяной дорожке как можно дальше.

Конспект наблюдения в старшей группе на прогулке

Март

Наблюдение за рябиной

Цели:

— закрепить знания о рябине;

— отметить, какие изменения произошли с ней весной.
Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

  • По каким характерным признакам можно узнать рябину?
  • Расскажите стихотворение про рябину.
  • Какие пословицы, поговорки вы про нее знаете?
  • Когда зацветает рябина?
  • Кто проведывает первым ароматные цветы рябины? Почему?

В конце апреля, в мае снова оживает наша рябина, просыпается после зимней спячки. Медленно растут резные зеленые листочки, зацветает рябина. Первые гости-пчелы весело гудят возле нее. Своим душистым ароматом она невольно привлекает внимание прохожих.

Трудовая деятельность

Расчистка дорожек, сбор прошлогодних листьев.

Цель: воспитывать аккуратность и чистоту при выполнении трудовых действий.

Подвижные игры

«Волк во рву», «Горелки».

Цели:

— учить по сигналу перепрыгивать через ров и обратно,
парами по сигналу быстро бежать вперед;

— развивать ловкость, быстроту, внимательность.
Индивидуальная работа

«По прямой».

Цель: учить ездить на велосипеде.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: тренировать в беге по узкой дорожке, между линиями с ускорением и замедлением темпа.

Конспект наблюдения в старшей группе на прогулке

Апрель

Наблюдение за проклюнувшимися почками березы

Цель: продолжать знакомить с березой, ее особенностями в весеннее время года.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.

— Я раскрываю почки.

В зеленые листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня ... (весна).

— Она весну встречает,

Сережки надевает,

Накинута на спинку

Зеленая косынка,

А платьице в полоску.

Ты узнаешь ... (березку)!

  • О каком времени года говорится в загадке?
  • Перечислите признаки весны?
  • Что это за дерево?
  • Что произошло с почками?
  • В каком состоянии находятся деревья весной? (Они

пробуждаются.)

Трудовая деятельность

Заготовка талой воды для поливки комнатных растений;

уборка мусора с участка.

Цель: обеспечивать участие в трудовой деятельности каждого ребенка.

Подвижные игры

«Бездомный заяц», «Караси и щука».

Цель: упражнять в беге, умении действовать по сигналу.

Индивидуальная работа

«Пустое место», «Брось за флажок».

Цели:

  • закреплять умение быстро бегать;
  • развивать глазомер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека наблюдений

картотека наблюдений  на прогулке для старших дошкольников...

Картотека наблюдений на прогулке в старшей группе

Конспекты наблюдений на прогулке в старшей группе...

картотека наблюдений

Педагогам для проведения прогулок....

Картотека наблюдений за погодой

В своей работе я стараюсь упорядочить знания и накопленный материал и упростить работу, поэтому создаю разные "шпаргалки"...

картотека наблюдений на прогулке старшая и подготовительная группа

картотека по всем временам года, художественное слово и дидактическая игра...

Картотека наблюдений 2 младшая Осень

Здесь размещен материал наблюдений на прогулках на 3 месяца осени...