Познавательное развитие (Исследовательская деятельность)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Зайцева Светлана Аркадьевна

Тема: «Звук».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk.docx38.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звук».

Образовательная область:  «Познавательное  развитие» (Исследовательская деятельность)  

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»,  

«Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».)

Цель: Сформировать понятие о природе звука.

Задачи:

-образовательные: Формировать представление детей  звуке. Познакомить с причиной возникновения высоких и низких звуков.

-развивающие: Способствовать развитию понимания зависимости звучания от материала, из которого сделан предмет и от величины предмета.

-воспитательные: Воспитывать аккуратность в ходе опытно-экспериментальной деятельности.

Словарная  работа: звук, топот, хлопки, стук.

Форма проведения: игровое занятие.

Предварительная работа: игра на музыкальных инструментах, физ. минутки, опыт с бутылкой «Вибрация», опыт «Усилитель звука» из воздушного шарика, опыт «Звучащий стакан», опыт «Вата и слух».

Пособие и материал:

демонстрационный материал: проектор, пластиковые бутылки с водой на каждого ребенка, воздушные шарики, вата, схема уха, бумажные стаканчики, резиночки, колокольчики, бубны, деревянные ложки, алгоритмы выполнения опытов, белые халаты, интерактивная игра «Что за звук?», интерактивная игра «Оркестр».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам стать учеными и отправиться лабораторию «Звук».

Воспитатель: Начнем с веселой зарядки.

Мы, ребятки, дружно, вместе

Совершаем бег на месте.

Если в сердце не покой,

Громко топнули ногой.

И другой!

А теперь, мои хорошие,

Громко хлопайте в ладоши!

Вы улыбками со всеми поделитесь

И садитесь!

Воспитатель: Что мы сейчас делали?

(Топали, хлопали, шумели.)

Ответы детей.

Воспитатель: Как можно назвать такие звуки(топот, хлопки, стук) Они называются – шумы.

Ответы детей.

Воспитатель: А какие еще существуют звуки? (Шумы, музыкальные звукизвуки природы)

Ответы детей.

Воспитатель: Какой мы сделаем вывод? Вокруг нас много вещей, которые издают звуки. Мы слышим шелест листьев, шум двигателей самолета, плеск воды, голоса животных, речь человека.

Воспитатель: При помощи чего мы можем слышать? (При помощи ушей!)

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно! Уши для того, чтобы слышать окружающие нас звуки. Они могут быть приятные и ( дети называют антонимы: неприятные, громкие и (тихие, нежные и (грубые, высокие и (низкие…Они окружают нас повсюду!

Воспитатель: А сейчас ребята пройдите к своим столам. Перед вами кусочки ваты. Заткните уши ватой. Что произошло? (Прижмите мочки)

Воспитатель: Сразу исчезли все звуки. Вы перестали слышать. С помощью органов слуха нам подвластен целый мир звуков : шум дождя, журчание ручейка, музыка и речь окружающих людей.

Воспитатель: Как устроено наше ухо? Давайте вспомним!

(Дети отвечают по схеме)

(схема уха) Видимая часть органа слуха - наружная ушная раковина. Она определяет, откуда, т. е. с какой стороны поступает звук или звуки. Дальше слуховые сигналы поступают во внешний слуховой проход. Ушная раковина и слуховой проход образуют наружное ухо. Дальше сигналы попадают в среднее ухо, состоящее из барабанной перепонки - это плотная кожистая перепонка, и трех косточек. Затем звуки поступают во внутреннее ухо. От внутреннего уха сигналы поступают в нервы и потом в мозг. Там сигналы превращаются в понятные для человека слова и звуки.

Воспитатель: Чтобы уши не болели, и слух всегда оставался хорошим, нужно знать и выполнять основные правила. Давайте их вспомним!

(Чтобы сберечь органы слуха, необходимо:

• Защищать уши от сильного шума.

• Защищать уши от ветра и холода.

• Не ковырять в ушах.

• Не сморкаться сильно.

• Не допускать попадания воды в уши.

• Если уши заболели, обратиться к врачу.

• Мыть уши каждый день).

Ответы детей.

(Дети садятся на стулья).

Воспитатель: Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Что за звук Слушайте внимательно! Если вы отгадаете, что может издавать звук, картинка появится на экране! (включить игру).

Воспитатель: Хорошо. Вы справились с заданием! А теперь подойдите к мольберту!

(Схема звуковых волн)

Воспитатель: Звуки – это волны, только воздушные, наши глаза их не видят, а уши слышат. Звук – это энергия. Она образуется, когда что-то дрожит, то есть быстро перемещается вперед-назад. Это движение называется вибрацией. Мы слышим звуки, потому что вибрации предметов вызывают вибрации воздуха, которые достигают наших ушей.

Воспитатель: Ребята, подойдите к столам! Что вы видите?

(Опыт с бутылкой «Вибрация».)

Ответы детей.

Воспитатель: Посмотрите на бутылочки с водой, вы слышите от них звук? Нет! А что нужно сделать, чтобы услышать плеск воды? Правильно, покачать эти бутылочки с водой, заставить их вибрировать. Молодцы! У всех получилось создать звуковые волны!

Воспитатель: А теперь возьмите в руки воздушные шары (опыт «Усилитель звука из воздушного шарика»).

Воспитатель: Тихий звук может наделать много шума, если вы воспользуетесь хорошим проводником звука.

Инструкция:

1. Надуйте воздушный шар.

2. Держите шар близко к уху и слегка постучите ногтем с другой стороны.

Воспитатель: Что происходит?

Ответы детей.

Воспитатель: Несмотря на то, что вы лишь слегка коснулись ногтем шара, в ушах слышен громкий шум. Когда вы надули шарик, вы заставили молекулы воздуха внутри прижаться ближе друг к другу. Поскольку молекулы воздуха внутри баллона ближе друг к другу, они становятся лучшим проводником звуковых волн, чем обычный воздух вокруг вас.

Воспитатель: А сейчас давайте немного отдохнем! Выходите ко мне!

Физминутка.

Лес ночной

Был полон звуков :

Кто-то выл,

А кто - мяукал,

Кто-то хрюкал,

Кто-то топал,

Кто-то крыльями

Захлопал.

Кто-то ухал

И кричал

И глазищами

Вращал,

Ну а кто-то

Тихо-тихо

Тонким голосом

МОЛЧАЛ! (С. Пшеничных)

Воспитатель: Отдохнули? А теперь подойдите к своим столам ( Опыт : Звучащий стакан.)

Воспитатель:

-Наденьте резиновое колечко на стакан, как показано на рисунке.

-Приложите стакан дном к уху.

-Побренчите натянутой резинкой как струной.

Итоги: Слышен громкий звук.

Воспитатель: ПОЧЕМУ? 

Ответы детей.

Воспитатель: Предмет звучит, когда он колеблется. Совершая колебания, он ударяет по воздуху или по другому предмету, если тот находится рядом. Колебания начинают распространяться по заполняющему все вокруг воздуху, их энергия воздействует на уши, и мы слышим звук. Колебания гораздо медленнее распространяются через воздух — газ, — чем через твердые или жидкие тела. Колебания резинки передаются и воздуху и корпусу стакана, но звук слышен громче, когда он приходит в ухо непосредственно от стенок стакана.

Воспитатель: Я предлагаю послушать стихотворение. Придумайте, как вы можете его озвучить.

Была тишина,

Тишина

Тишина…

Вдруг

Грохотом

Грома

Сменилась

Она!

И вот уже дождик

Тихонько-

Ты слышишь?-

Закапал

Закапал,

Закапал по крыше…

Сейчас

Барабанить

Он станет…

Уже

Барабанит!

Уже, барабанит! (А. Шибаев)

Воспитатель: Молодцы! А сейчас выходите ко мне! Пришла пора музыкальной паузы! Давайте превратимся в оркестр! Берите музыкальные инструменты! (Шумовой оркестр).

Рефлексия.

Воспитатель: Понравилось вам в лаборатории?

Ответы детей.

Воспитатель: А чем оно вам понравилось?

Ответы детей.

Воспитатель: Какой опыт вам запомнился больше остальных?

Ответы детей.

Воспитатель: Какой опыт был самым сложным?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы! Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе

Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...

ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исс...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....

Исследовательский проект - опыт исследовательских результатов: "Экспериментально – исследовательская деятельность детей в группе младшего дошкольного возраста".

На современном этапе развития общества, в условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает познавательное развитие детей. В целевых ориентирах прописано в п. 4.6 ФГОС ДО: ребен...