«Игры и наблюдения на прогулке с детьми 3-4 лет в детском саду»
картотека по окружающему миру (младшая группа)
Прогулка – это не просто обязательный режимный момент, а целый мир открытий, исследований и радости для ребенка 3-4 лет. Именно в этом возрасте дети активно познают окружающий мир, а прогулка предоставляет для этого уникальные возможности. Она является основной формой развития двигательной активности, сенсорного восприятия, curiosity (любознательности) и социальных навыков. Правильно организованная прогулка сочетает в себе наблюдения за природой, подвижные и дидактические игры, а также свободную деятельность.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 12.98 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игры и наблюдения на прогулке с детьми 3-4 лет в детском саду»
Прогулка – это не просто обязательный режимный момент, а целый мир открытий, исследований и радости для ребенка 3-4 лет. Именно в этом возрасте дети активно познают окружающий мир, а прогулка предоставляет для этого уникальные возможности. Она является основной формой развития двигательной активности, сенсорного восприятия, curiosity (любознательности) и социальных навыков. Правильно организованная прогулка сочетает в себе наблюдения за природой, подвижные и дидактические игры, а также свободную деятельность.
Общие цели прогулки для детей 3-4 лет:
· Оздоровительные: Укрепление здоровья, закаливание, развитие основных движений (бег, прыжки, лазание, бросание).
· Образовательные: Расширение представлений об окружающем мире (сезонные изменения, мир растений и животных), развитие речи, обогащение сенсорного опыта.
· Воспитательные: Воспитание любви к природе, навыков самостоятельности, умения взаимодействовать со сверстниками, соблюдать правила.
Выносной материал (базовый набор на любой сезон):
· Совочки, ведерки, формочки.
· Машинки, каталки.
· Мячи разного размера.
· Игрушки для песочницы (грабельки, сито).
· Куклы и одежда для них по сезону.
· Оборудование для сюжетно-ролевых игр (руль, посуда).
· Материал для поделок (в зависимости от сезона: корзинки, подносы).
Осень: «Золотая пора открытий»
Осень дарит богатейший материал для наблюдений и игр: разноцветные листья, шишки, каштаны, лужи, дождь и прохладный ветерок.
1. Наблюдение за осенними листьями
· Цель: Учить детей замечать изменения в природе (листья меняют цвет и опадают), развивать тактильные ощущения, обогащать словарь (желтый, красный, оранжевый, сухой, шуршащий).
· Ход: Воспитатель предлагает детям посмотреть на деревья. «Ребята, посмотрите, какое платье надела наша березка? (Желтое). А клен? (Красное)». Дети собирают листья, рассматривают их, сравнивают по цвету, размеру, форме. Воспитатель предлагает послушать, как шуршат листья под ногами, потрогать их (гладкие, шершавые, сухие). Можно подбросить листья и понаблюдать, как они кружатся и падают.
· Выносной материал: Корзинки или ведерки для сбора листьев.
2. Подвижная игра «Солнышко и дождик»
· Цель: Развивать умение бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; учить действовать по сигналу; вызывать чувство радости от совместных действий.
· Содержание: Дети запоминают две команды: «Солнышко!» – можно бегать, прыгать, веселиться. «Дождик!» – нужно быстро спрятаться под заранее натянутый зонт или в «домик» (обозначенное место).
· Ход игры: Воспитатель говорит: «На небе светит солнышко, можно идти гулять!». Дети свободно перемещаются по площадке. Через некоторое время воспитатель произносит: «Смотрите, тучка пришла, сейчас дождь пойдет! Кап-кап-кап! Бегите ко мне под зонтик!». Дети бегут прятаться. Игра повторяется 3-4 раза.
· Выносной материал: Большой яркий зонт.
3. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (с осенними дарами)
· Цель: Развивать тактильную память и восприятие, учить на ощупь определять предмет (шишка, каштан, желудь, грецкий орех).
· Содержание: В тканевый мешочек складываются собранные на прогулке природные материалы.
· Ход игры: Воспитатель показывает мешочек и говорит, что он волшебный, и там спрятались осенние сокровища. Дети по очереди опускают руку в мешочек, нащупывают один предмет и пытаются угадать, что это. Затем достают и показывают всем. Воспитатель уточняет название, форму, свойства предмета (колючая шишка, гладкий каштан).
· Выносной материал: Тканевый мешочек, собранные шишки, каштаны, желуди.
Зима: «Волшебство снежного царства»
Зима – это время для игр со снегом, наблюдений за его свойствами и зимующими птицами.
1. Наблюдение за снегом
· Цель: Познакомить со свойствами снега (белый, холодный, тает в тепле, бывает рыхлым и липким), развивать исследовательский интерес.
· Ход: Воспитатель предлагает детям рассмотреть снег на варежке. «Какого цвета снег? (Белый). Давайте его потрогаем. Какой он? (Холодный). Давайте подуем на него – он легкий, летит. А теперь положим снег в ведерко и отнесем в группу. Посмотрим, что с ним станет?». Можно слепить маленький снежок и показать, что из мокрого снега можно лепить.
· Выносной материал: Лопатки, ведерки, формочки для снега, лупа для рассмотрения снежинок.
2. Подвижная игра «Снежинки и ветер»
· Цель: Развивать умение действовать в коллективе, выполнять движения в соответствии с текстом, упражняться в беге и кружении.
· Содержание: Дети изображают снежинок, а воспитатель – «ветер».
· Ход игры: Воспитатель говорит: «Снежинки-пушинки устали на лету, кружиться перестали, присели отдохнуть». Дети кружатся, бегают на носочках, изображая летящие снежинки. Затем воспитатель командует: «Ветер подул! Полетели!». Дети снова разбегаются по площадке. Через некоторое время «ветер» утихает, и снежинки снова «ложатся на землю» (дети приседают или ложатся на очищенный от снега участок).
· Выносной материал: Не требуется.
3. Трудовая деятельность и игра «Покормим птичек»
· Цель: Воспитывать заботливое отношение к птицам, знакомить с их внешним видом и повадками.
· Содержание: Дети вместе с воспитателем насыпают в кормушку заранее приготовленный корм (семечки, пшено, крошки хлеба).
· Ход: Воспитатель обращает внимание детей на птиц (воробьи, синицы), которые прилетели к кормушке. «Посмотрите, какие птички маленькие, у них есть клювик, перышки, крылышки. Они клюют зернышки. Давайте мы им поможем, положим вкусных семечек». Дети наблюдают за тем, как птицы клюют корм, слушают их чириканье.
· Выносной материал: Кормушка, корм для птиц.
Весна: «Пробуждение природы»
Весной дети наблюдают, как тает снег, появляются первые ручьи, травка, набухают почки и прилетают птицы.
1. Наблюдение за первыми проталинами и травой
· Цель: Учить замечать сезонные изменения: таяние снега, появление первой зелени, солнечное тепло.
· Ход: Воспитатель подводит детей к месту, где уже нет снега и видна земля и первая травка. «Ребята, посмотрите, куда же делся снег? Его растопило солнышко. А что появилось из-под снега? Молодая, зеленая травка. Она еще совсем маленькая, нежная. Давайте ее понюхаем. Потрогаем аккуратно».
· Выносной материал: Не требуется.
2. Подвижная игра «Ручеёк»
· Цель: Развивать ловкость, умение двигаться в заданном направлении, доставлять радость от совместной игры.
· Содержание: Дети имитируют перепрыгивание через ручеек.
· Ход игры: На земле воспитатель рисует две волнистые линии (мелом на асфальте или палочкой на земле), изображая «ручеек». Ширина ручейка в начале 30-40 см, потом постепенно расширяется до 50-60 см. Воспитатель говорит: «Солнышко пригрело, снег растаял, и побежали веселые ручейки! Давайте перепрыгнем через наш ручеек, чтобы не намочить ножки!». Дети по очереди подходят и перепрыгивают через «ручеек». Там, где он широкий, можно перепрыгнуть двумя ногами с места или оттолкнуться одной ногой.
· Выносной материал: Мел или палочка для обозначения «ручейка».
3. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на кораблике»
· Цель: Развивать воображение, умение действовать с предметами-заместителями, обогащать игровой опыт.
· Содержание: Дети используют крупные модули, скамейку или просто воображаемый корабль для путешествия по «весеннему морю».
· Ход игры: Воспитатель предлагает отправиться в плавание: «Ребята, давайте представим, что эта скамейка – наш корабль. Мы плывем и смотрим по сторонам. Что мы видим? (Птичек, деревья с почками, лужи). Ой, смотрите, впереди айсберг (сугроб), нам нужно его аккуратно объехать!». Дети вместе с воспитателем обыгрывают путешествие, «управляют кораблем», машут прохожим.
· Выносной материал: Крупные строительные модули, скамейка, руль, бинокль (игрушечный).
Лето: «Солнце, воздух и вода»
Летние прогулки максимально насыщены движением, играми с песком и водой, наблюдениями за цветущими растениями и насекомыми.
1. Наблюдение за божьей коровкой
· Цель: Познакомить с насекомым – божьей коровкой, ее внешним видом и повадками; воспитывать бережное отношение к живому.
· Ход: Воспитатель находит на листке растения божью коровку и собирает детей вокруг. «Ребята, смотрите, кто к нам в гости приполз. Это божья коровка. Давайте рассмотрим ее. Какого она цвета? (Красного). А что у нее на спинке? (Черные точки). Давайте посчитаем. У нее есть усики и лапки. Она умеет летать. Смотрите!». Воспитатель читает потешку: «Божья коровка, улети на небко...». После наблюдения дети отпускают насекомое.
· Выносной материал: Лупа для более детального рассмотрения.
2. Подвижная игра «Мыши и кот»
· Цель: Развивать умение бегать, реагировать на сигнал, ориентироваться в пространстве.
· Содержание: Дети-«мышки» живут в «норках» (обручи или просто обозначенные места), а «кот» (сначала воспитатель) спит.
· Ход игры: «Мышки» выбегают из норок и бегают по полянке, пока воспитатель говорит: Мыши водят хоровод,На лежанке дремлет кот.Тихо, мыши, не шумите,Кота Ваську не будите! Как только воспитатель говорит: «Вот проснется Васька-кот и разгонит хоровод!», кот просыпается и ловит мышей. Мыши убегают в свои норки.
· Выносной материал: Обручи для «норок» (по желанию).
3. Игра-эксперимент с песком и водой
· Цель: Познакомить со свойствами песка (сухой – сыплется, мокрый – лепится) и воды; развивать тактильные ощущения.
· Содержание: Дети экспериментируют с песком, сухим и мокрым, и водой.
· Ход: Воспитатель организует две «лаборатории»: одна с сухим песком (дети пропускают его через сито, делают «куличики», которые рассыпаются), другая – с мокрым (дети лепят из него пасочки). Рядом стоит тазик с водой, куда можно пускать кораблики, переливать воду из леечки в леечку, устраивать «фонтан».· Выносной материал: Совочки, ведерки, формочки, сито, леечки, тазик с водой, плавающие игрушки.
Заключение
Прогулка в детском саду для детей 3-4 лет – это увлекательное занятие, которое при грамотной организации взрослого становится мощным инструментом развития. Чередуя наблюдения, подвижные, дидактические и сюжетные игры, воспитатель не только решает образовательные задачи, но и дарит детям ни с чем не сравнимое ощущение радости от общения с природой в любое время года. Главное – поддерживать интерес малышей, самому быть вовлеченным в процесс и помнить, что для ребенка игра – это и есть самая серьезная работа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект прогулки - «Туристический поход» с детьми старшего возраста по территории детского сада.
Дать представление о том, что такое туристический поход.Расширять представления о предметном мире, познакомить с назначением и использованием маршрутной карты.Закрепить навыки безопасного поведения: у...

Конспект прогулки «Туристический поход» с детьми старшей группы по территории детского сада.
Конспект прогулки «Туристический поход» с детьми старшей группы по территории детского сада....
Конспект прогулки «Туристический поход» с детьми средней группы по территории детского сада.
Конспект прогулки «Туристический поход» с детьми средней группы по территории детского сада....

«Отчет наблюдения с детьми и труд на огороде детского сада в летний период»
Труд как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устан...

“Наблюдения с детьми и труд на огороде детского сада ”
Цель: расширять кругозор детей , развивать интерес к окружающему миру! В нашем детском саду, как и во многих других, есть огород. Наличие огорода в детском саду даёт возможность познакомить детей...

Наблюдение за детьми раннего возраста в условиях детского сада
Наблюдение за детьми раннего возраста в условиях детского сада...

Отчет наблюдения с детьми и труд на огороде детского сада в летний период.
Основная цель : совершенствование работы по экологическому воспитанию детей. Создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности; раскрытие творческого и интеллектуального потенциа...
