Познавательно-исследовательский проект "Профессия - Пчеловод"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 57.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-исследовательский проект
"Профессия - Пчеловод"
Познавательно-исследовательский проект "Профессия - пчеловод".
Актуальность проекта
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир природы. При этом ребенок стремится к активной деятельности, поэтому исследование - наиболее близко и естественно для дошкольника.
Актуальность экологического проекта «Профессия пчеловод» в том, чтобы дети больше знали о жизни на селе, о труде людей, проживающих в сельской местности и их профессиях. Формирование знаний о трудовой деятельности людей имеет значение в социализации личности ребёнка, в их умении ценить людей труда.
Профессия пчеловод может показаться опасной, ведь даже самые маленькие из них знают, что эти насекомые больно жалят. Как правило, если нет аллергии, то каждый человек любит мед, ведь это сладость, от которой трудно отказаться, особенно малышам. А мед появляется благодаря пчелам и пчеловодам, значит эта профессия очень важна и востребована. Хороший пасечник — это человек, который не боится труда. Ведь для того чтобы добыть мед, требуется огромное терпение, спокойствие и соответствующие знания. А также пчеловод должен любить природу, ведь он постоянно находится в тесной связи с ней.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Возраст детей: 5-6 лет.
Реализация проекта: краткосрочный (2 недели).
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Цель исследования: создать условия для знакомства дошкольников с профессией пчеловод.
Задачи:
- Дать первоначальное представление о профессии пчеловода; Систематизировать у детей элементарные представления о жизни пчелы; Активизировать словарь по теме: улей, пасека, соты, нектар, пчеловод, дымарь, рой.
- Способствовать развитию интереса и желания быть пчеловодом.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к насекомым, уважительное отношение к людям.
Предполагаемые результаты:
В результате проведённых мероприятий будут достигнуты следующие результаты:
1. Дети будут мотивированы на самостоятельное знакомство с рядом профессий.
2. Родители будут активными помощниками в воспитании и профориентационном сопровождении детей.
Реализация проекта:
Проект реализуется в три основных этапа:
I этап – подготовительный
На данном этапе осуществляются мероприятия, необходимые для реализации самого проекта:
1.Выявление первоначальных знаний детей о профессии пчеловод.
2.Информация родителей о предстоящей деятельности.
3.Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по теме «Пчеловодство».
4. Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, познавательной деятельности.
5. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.
6. Составить план мероприятий.
II этап – основной
На основном этапе происходит реализация запланированных мероприятий. Работа по реализации проекта будет осуществляться по двум направлениям:
1. Организация деятельности с детьми.
2. Организация деятельности с родителями.
- Проведение занятий, дидактических игр, бесед.
- Выполнение семейных творческих работ.
| Работа с детьми | Цель | Работа с родителями |
1 день | - Беседа: «История профессии пчеловод». (Приложение 1) - Рассматривание иллюстраций о пчеловодстве. | - Дать первоначальные представления детям о профессии пчеловод (история, значение данной профессии и т.д.). Способствовать развитию интереса и желания быть пчеловодом. Воспитывать уважение и любовь к труду. | Предложить родителям побеседовать с детьми о пчеловодстве; найти дома подходящую литературу и совместно ее изучить. |
2 день | Показ мультфильмов о пчёлах: "Где живут пчелы?", "Удивительные пчелы". | Закреплять знания о пчелах. Развивать умение называть и распознавать пчел. Сформировать представления о правилах взаимодействия с пчелами. Воспитывать бережное отношение к пчелам. | |
3 день | - Аппликация «Весёлая пчела». (Приложение 3) - Знакомство с пословицами и поговорками о пчеловодстве. (Приложение 4) | - Закрепить умение вырезать из бумаги детали заданной формы. -Побуждать и развивать интерес к традиционным методам аппликации; -Побуждать к наблюдению за окружающим миром; -Познакомить ребят с полезным насекомым, пчелой. | Предложить родителям создать поделки для макета «Пасека». |
4 день | - Беседа «Пчёлка в гости прилетела. Наблюдение за пчёлами» (Приложение 2)
| - Познакомить детей с строением пчелы, рассказать о пользе которую пчёлы приносят людям. Развивать речь детей, логическое мышление. | Рекомендации родителям о совместной беседе с детьми о насекомых, наблюдения на прогулке за пчёлами. |
5 день | - Вечер загадок «Чудесный сундучок». (Приложение 5) | - развивать логическое мышление – умение отгадывать загадки. | |
6 день | - Беседа: «Правила поведения на пасеке» (Приложение 6) - Рассматривание костюм пчеловода. (Приложение 7) | - Познакомить с элементарными правилами безопасного поведения на пасеке. - Воспитывать уважение к труду пчеловода. |
|
7 день | - Рисование «Пчеловод». - Дидактическая игра «Отгадай профессию». | - Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира; воспитывать интерес к художественно-творческой деятельности. |
|
8 день | -Чтение сказок, стихов, о пчёлах, пчеловодстве.Саша Чёрный «Сладок мед, ужасно сладок!», О. Конаева «Ты куда спешишь, пчела?», В. Зубков «Летом пчелкам целый день» Д. Эйза «Аромат цветов струится». Н. Абрамцева «Сказка о весёлой пчёлке». | -Познакомить детей с новыми произведениями, учить понимать содержание, сопереживать героям. Учить детей участвовать в беседе по содержанию произведения, развивать диалоговую речь; развивать внимание, мышление, чувство юмора; закреплять знания о пчёлах. | Дать рекомендации, какие книги надо читать для детей дошкольного возраста. |
9 день | - Лепка макета «Пасека». - Дидактическая игра «Кто где работает?» | - Учить детей лепить пасеку, учить объединять вылепленные части в одно целое. - Активизировать знания детей об окружающем мире, о пчеловодстве, формировать умение развивать сюжет игры на основе полученных ранее знаний. |
|
III этап – заключительный
- Анализ и обобщение результатов.
IV этап - рефлексия
Работа с родителями:
• консультации «Если ребёнка ужалила пчела», «О пользе мёда», «Интересные факты о пчёлах».
Приложение 1
Конспект "Знакомство с трудом Пчеловода"
Цель: дать детям понятие о профессии пчеловода.
Задачи: Образовательные: Дать первоначальные представления о профессии пчеловода. Расширить знания детей о полезных свойствах меда. Обогащать словарный запас детей за счёт терминов: нектар, улей, соты, пасека, пчеловод. Закрепить представления детей о труде пчеловода.
Развивающие: Развивать интерес к труду пчеловода. Развивать память, внимательность. организованность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Воспитательные: Воспитывать уважение к человеку – труженику. Воспитывать любознательность, интерес к живой природе.
Ход занятия: 1. Организационный момент.
Здравствуйте! Ты скажешь человеку
Здравствуй! Улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
Давайте, дети, пожелаем здоровья друг другу и нашим гостям!
Воспитатель: Дети, вы любите отгадывать загадки? Угадайте - что за дом?
Посетить хотят все дети
Самый сладкий дом на свете
Но хозяева жужжат
Строго домик сторожат.
Дети: Улей. Слайд 2
Воспитатель: Кто живет в улье?
Дети: Пчелы.
Воспитатель: Улей –дом для пчел. А вы знаете, кто такой пчеловод?
Дети: Человек. Он ухаживает за пчелами. Слайд 3.
Воспитатель: Ой! Вы слышите? А в улье кто-то жужжит!
Звучит фонограмма «Жужжание пчелы», «вылетает» пчелка.
Воспитатель: Да это же маленькая пчелка. Добро пожаловать к нам в детский сад, Пчелка. Как ты здесь оказалась?
Воспитатель: Дети, Пчелка говорит, что она заигралась, устала, залетела в улей и уснула. А проснулась в детском саду. Пчелке очень страшно. Она хочет домой, к маме.
Воспитатель: Что же нам делать, дети? Как нам помочь маленькой пчелке?
Дети: Надо отнести ее в свой улей, к маме.
Воспитатель: А где находится ее улей.
Дети: У пчеловода.
Воспитатель: Хорошо, отправляемся все вместе в путь, я знаю дорогу.
2. Основная часть.
Воспитатель: Вот мы и на месте. Пчелы всю зиму живут у пчеловода в утепленном темном помещении, в своих ульях,. Пчеловод всю зиму проверяет ульи. Если пчелы болеют, он их лечит и заботится о них. А с наступлением весны пчеловод перевозит ульи с пчелами на пасеку. Слайд 5.
Воспитатель: Что такое – пасека?
Дети:.Место, где находится много ульев.
Воспитатель: Где находится пасека?
Воспитатель: В лесу, на полянке
Появляется пчеловод. Слайд 6.
Пчеловод : Как хорошо, что ты нашлась, маленькая пчелка! Я сейчас отнесу тебя в твой улей.
Дети: Это мы ее нашли.
Воспитатель: А вы догадались кто это? Да, это – пчеловод. Он разводит пчел, заботиться о них. Следит, чтобы у пчел в ульях было чисто, тепло и уютно. Летом на пасеке он собирает мед.
- А вы знаете, почему пчеловода не жалят пчелы? Потому что я всегда хожу чистым, опрятным, люблю своё дело и очень ласков по отношению к пчелам! Летом, когда приходит время собирать мед, он надевает специальную одежду, которая состоит из штанов, рубахи и шляпы с сеткой. Как вы думаете, зачем нужна сетка? Слайд 7.
Дети: Чтобы пчелы не ужалили, чтобы было все видно.
Слайд 8. Воспитатель: Дальше, он берёт дымарь, набивает его разными палочками и разжигает его. Посмотрите как он выглядит. Потом подходит к улью, снимает крышку и начинает дымарить. Пчелы прячутся от дыма и можно спокойно доставать вот такие рамки с медом. Мед наливаю в бочонки и банки. Слайд 9.
Воспитатель: Нужно много знать, чтобы правильно ухаживать за пчелами, да, дети? Слайд 10. Что это ребята? Верно, это мед. Чем же полезен мед?
Дети: Мёд помогает победить простуду, укрепляет сердце, лечит многие болезни.
Воспитатель: Нам пора возвращаться в наш детский сад. (Песня «Жу-жу»)
Давайте попрощаемся с Пчелкой. Посмотрите какая она стала счастливая.
Дети: До свидания.
Приложение 2
Беседа в старшей группе на тему «В гости пчёлка прилетела»
Цель: расширение и обогащение знаний и представлений детей о пчелах (особенностях внешнего вида, особенностях их поведения и жизнедеятельности)
Образовательные задачи:
- расширить и обогатить знания и представления детей о пчелах (особенностях внешнего вида, особенностях их поведения и жизнедеятельности)
- закреплять знания цветов (зеленый, желтый, красный, оранжевый, синий, белый)
Развивающие задачи:
- развивать память, внимание, мышление;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать диалогическую форму речи;
- активизировать и обогащать словарь детей за счет слов: хоботок, жало, нектар, пасека, улей, соты
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес и бережное отношение к природе
Ход занятия: Сюрпризный момент
Воспитатель просит закрыть глаза детей и прислушаться (включает запись звука жужжащей пчелы).
Воспитатель достает игрушечную пчелу.
Воспитатель: Ребята, откройте, пожалуйста, глаза. Посмотрите, кто прилетел к нам в группу в гости?
Дети: Это пчела
Воспитатель: Да, ребята, это пчела Жу-жу! Давайте с неё поздороваемся.
Дети здороваются с пчелой.
Пчёлка: Я — старательная Пчелка Жу-жу,
Я из улья прилетела,
Потому что к вам я в гости
Очень сильно захотела.
Воспитатель: Пчёлка прилетела к вам не просто так. Пчелка Жу-жу знает, что многие дети и взрослые боятся пчел. Поэтому она хочет познакомить нас с жизнью пчёл, рассказать, какую пользу приносят пчёлы людям и, конечно же, поиграть с вами. Хотите?
Основная часть
Воспитатель: Ребята, а вы встречались летом с пчелой?
Ответы детей.
Воспитатель: Кто такая пчела, вы знаете? Это рыба или птица?
Ответы детей: Это насекомое.
Воспитатель: Давайте рассмотрим пчелу. У пчелы есть туловище и голова.
Воспитатель: Что есть у пчелы на голове?
Ответы детей: Глаза и усики.
Воспитатель: Ребята, у вас есть носики? Покажите мне их пальчиком. Они у вас длинные или короткие? А у пчёлки на голове есть длинный хоботок. С помощью хоботка пчёлы собирают сладкий нектар с цветов.
Воспитатель: Какое туловище у пчелы?
Ответы детей: Оно мохнатое, полосатое.
Воспитатель: Каких цветов у пчелы полоски на туловище?
Ответы детей: желтые и черные
Воспитатель: Что есть у пчелы на туловище?
Ответы детей: Крылья и лапки.
Воспитатель: На теле пчелы расположены четыре крыла и шесть лапок. Зачем нужны крылья пчеле?
Ответы детей: Чтобы летать.
Воспитатель: Правильно! Крылья помогают ей перелетать от цветка к цветку. А лапки помогают пчеле цепляться за цветочек.
Воспитатель: А еще у пчелы есть жало. Оно необходимо пчеле, чтобы защищаться от врагов. При встрече с пчелой – будьте осторожны. Пчела может вас ужалить, если вы ее напугаете. Поэтому не пугайте пчел, размахивая руками, не делайте резких движений. Если заметили пчелу на цветке, не подходите к ней, а просто понаблюдайте издалека.
Воспитатель: А какие звуки издают пчёлы, когда летают?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте пожужжим как пчёлки.
Дети изображают жужжание пчел.
Воспитатель: А чем полезны пчелы?
Ответы детей: Они делают мед.
Воспитатель: Правильно!
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что пчёлы бывают дикие и домашние? Дикие пчёлы живут в лесу, а домашние рядом с человеком на пасеке в специальных домиках – ульях. (воспитатель демонстрирует иллюстрации и макет улья). В улье живет большая пчелиная семья. В своём улье пчёлы делают соты, такие специальные ячейки. С цветов своим хоботком пчелы собирают нектар, несут его в улей и складывают в соты. Со временем из нектара в сотах получается мед.
Воспитатель: Зачем человеку мед? Ответы детей.
Воспитатель: Мед - это очень вкусный и полезный продукт, который содержит много витаминов и укрепляет наше здоровье.
Воспитатель: Ребята, пчелка Жужа хочет, чтобы мы показали ей, как умеем собирать нектар с цветочков на нашей полянке. Покажем?
Только нам надо превратиться в пчелок. Произнесем волшебные слова: «Вокруг себя повернись, в пчелку превратись» - полетели.
Физминутка «Пчелка»
Пчелка утречком проснулась
потянулась, улыбнулась
Раз -росой умылась
Два- изящно покружилась
Три -нагнулась и присела
На четыре полетела
Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть пчелами? Ответы детей.
Воспитатель: Что интересного вы сегодня узнали о пчелах? Ответы детей.
Воспитатель: А где живут домашние пчелы? Ответы детей.
Воспитатель: Для чего пчелы делают соты в улье? Ответы детей.
Воспитатель: Что есть у пчелы для сбора нектара? Ответы детей.
Воспитатель: А зачем пчеле жало? Как надо вести себя, если рядом оказалась пчела? Ответы детей.
Воспитатель: Пчёлка Жу-жу очень рада, что теперь вы так много знаете о пчелах и об их важной работе. Ей пора возвращаться домой в улей. Давайте с ней попрощаемся.
Приложение 3
Конспект занятия по аппликации «Веселая пчелка» в средней группе.
Цель: Воспитывать у детей интерес к явлениям живой природы;
Задачи: Образовательные: -продолжать конкретизировать представления детей о насекомых (внешний вид, среда обитания, жизнедеятельности)
-формировать представления о том что пчёлы полезные насекомые (собирают сок- нектар, из которого получается мёд
Развивающие: -развивать слуховое и зрительное восприятие, общую и мелкую моторику пальцев
-развивать психические процессы (воображение, память, логическое мышление, умение высказывать свои мысли;
-развивать изобразительные навыки и умения, эмоциональную отзывчивость;
Воспитательные:
-воспитывать интерес к изучению насекомых бережное отношение к ним;
-воспитывать аккуратность при выполнении работы.
- побуждать детей узнавать насекомое по внешним признакам;
- развивать творческие способности, фантазию, воображение.
Ход занятия. Воспитатель:К нам в детский сад пришла посылка из леса. Хотите узнать, что в ней? Давайте посмотрим. Здесь есть письмо и в нем загадка, слушайте внимательно.
Домовитая хозяйка
Пролетает над Лужайкой
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком.
Как вы думаете, кто это? (Ответы детей)
Воспитатель:Пчела - это насекомое. Расскажите, из каких частей состоит тело пчелы, назовите их. (Ответы детей).
Воспитатель: Пчелы есть домашние, а есть лесные, дикие, которые живут в дупле или в гнезде, как у птиц, на ветках, которые они делают сами. И вот такой домик - гнездо нам прислал из леса Лесовичек. Он рассказывает в письме, что домик опустел и в нем ни кто не живет. Может быть, ребята помогут поселить в него пчелок?
Воспитатель - Ну что, ребята, сделаем из бумаги и клея пчелок и поселим в домик. Под руководством воспитателя изготавливаем аппликацию пчелки.
Воспитатель: Вот какие замечательные пчелки у нас получились.
Рефлексия:
Ребята вам понравилось наше занятие?Что больше всего вам запомнилось,что понравилось?
Воспитатель:Наша пчелка очень рада, она благодарит вас. И желают вам оставаться бодрыми, веселыми и послушными.
В создании нашей поделки будут использованы следующие материалы и инструменты:
1. Бумага: желтого, белого, чёрного цвета.
2. Клей – карандаш
3. ножницы
4. Маркер
Порядок выполнения:
На первом этапе подготовим все необходимые для работы детали;
Для младших дошкольников распечатаем шаблон круга (разные по диаметру) на принтере, старшие дошкольники могут самостоятельно обвести круглый предмет, например стаканчик.
Вырезаем круг по контуру
Загибаем круги белого цвета пополам, это у нас будут крылышки
Все детали для работы готовы, можно приступать к созданию «Весёлой пчёлки»
Пошаговый порядок изготовления:
Приложение 4
Пословицы и поговорки про пчел и мёд
Трудолюбивее пчелы никого нет.
Пчёл держать – не в холодке лежать.
Маленькая пчела человека большому уму учит.
Покой да лень пьют воду, беспокойство – мёд.
С мёдом и калина – малина.
С мёдом и гвоздь проглотишь.
Трудолюбив, как пчела.
Доброго человека и пчела не жалит.
Ветры бушуют – соты пустуют.
Нет сада без пасеки и нет плодов без пчёл.
Есть пчела в саду – будет яблоко на ветке.
Пчела знает, где мед брать.
Трутням – праздник и по будням.
Есть медок, да засечен в ледок.
Люди рады лету, а пчела — цвету.
Пчела мала, а и та работает.
Пчела хоть и кусает, да мед дает.
Приложение 5
Загадки о пчеловодстве
1. Полосатая красотка прилетела на цветок,
Она трудится усердно, высунув свой хоботок.
И, как только, незаметно лето красное пройдет,
Та красотка принесет нам сладкий и душистый мед! (Пчела)
2. Этот домик необычный, нет в нем окон и дверей,
И жужжат в нем жарким летом, кому мед всего милей,
Как же домик называется, отвечайте поскорей! (Улей)
3. Он очень сладкий, ароматный,
На вкус и цвет - такой приятный,
В торты и чай его добавляют,
И при простуде он помогает,
Но если вдруг есть аллергия у тебя,
Продукт этот кушать тебе никак нельзя! (Мед)
4. Его собирают пчелы,
Летая с цветка на цветок,
Потом из него получают
Любых разнотравиев мед! (Нектар)
5. Этот продукт пчеловодства, поверьте,
Несладкий совсем!
Даже когда заболеешь,
Можно его, но не всем!
Он входит в состав зубной пасты,
Бывает основой лекарств,
Хоть сложно название это,
Но его мы узнаем сейчас! (Прополис)
Приложение 6
Беседа в старшей группе на тему: "Правила поведения на пасеке"
Правила поведения на пасеке:
1. Одежду на пасеку одевайте желательно однотонную и светлых расцветок. Желательно максимально закрыть тело одеждой. В идеале открытыми остаются лишь кисти рук и лицо. Женщинам тоже лучше одеть брюки. Брюки лучше заправить в носки, не очень красиво конечно, зато безопасно – пчела не сможет снизу залезть под одежду.
2. Перед поездкой на пасеку ни в коем случае не пользуйтесь «пахучей» косметикой – одеколоном, духами, дезодорантом. Пчелы очень реагируют на запахи, а незнакомые острые запахи сильно их раздражают, и могут вызвать агрессию.
3. Не бегайте по пасеке, не кричите, не включайте громко музыку, не надо будоражить пчел – они этого не любят.
5. В случае если к Вам привязалась пчела, не надо размахивать руками, так Вы еще сильнее разозлите пчелу. В таком случае быстро отойдите в сторону, пройдите возле дерева под ветвями, или в кустарнике. И тогда пчела потеряет Вас из виду.
6. Старайтесь не ходить в местах перелета пчел, если без этого не обойтись то не медлите, старайтесь быстрее покинуть «опасную» зону.
7. Выполняйте все советы пасечника, он подскажет, что может быть опасным для Вас, а что может помешать пчелам.
Вот и все простые и понятные правила, соблюдая которые, Вы не потревожите понапрасну тружениц в ульях, и к минимуму сведете риск быть ужаленными разъяренными пчелами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2
На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...
Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....
План проведения познавательного ликбеза по теме "Развитие познавательно-исследовательской деятельности в форме организации исследовательской лаборатории"
Документы, подтверждающие организацию и проведение познавательного ликбеза...

Познавательный семинар МБДОУ «ДС «Лада» по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности в форме организации исследовательской лаборатории»
план проведения познавательного семинара...

«Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Пчёлками ведающий - Пчеловод»»
laquo;Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Пчёлками ведающий - Пчеловод»»...

Познавательно – исследовательский краткосрочный проект «Профессия-пчеловод»
Актуальность экологического проекта «Профессия пчеловод» в том, чтобы дети больше знали о жизни на селе, о труде людей, проживающих в сельской местности и их профессиях. Формирование ...










