Знакомство детей средней группы с сезонными изменениями природы родного края
материал по окружающему миру (средняя группа)

Знакомство детей средней группы с сезонными изменениями природы ЛО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Знакомство детей средней группы с сезонными изменениями природы родного края

С. Н. Николаева в книге по методике экологического воспитания, дала определение сезонные изменения природы – это природные факторы, оказывающие влияние на жизнедеятельность живых организмов. Сезонными изменениями в природе называют периодические явления, повторяющиеся ежегодно в одной и той же последовательности. Сезонные изменения, или – смена времён года, обусловлена годовым обращением Земли вокруг Солнца при изменении наклона земной оси к плоскости орбиты. Яркость и продолжительность ежедневной солнечной радиации в разные сезоны года влияет на температуру воздуха и почвы, на влажность, что в свою очередь, влечёт за собой изменения в жизни растений и животных.

В. Г. Федотова и Л. П. Достоевская в своей научной статье дают определение сезонные изменения природы Ленинградской области – периоды годичной динамики развития природных объектов со специфическими наборами сезонных явлений и аспектов.

Зима – самое продолжительное время года. На востоке области она наступает в конце ноября, а на западе – в начале декабря. Для первой половины зимы характерна неустойчивая циклоническая погода с частыми оттепелями. Вторая половина зимы почти всегда значительно холоднее первой. Весна наступает в области в конце марта, когда начинает таять снег. В западной части области снежный покров сходит обычно в последних числах марта, на востоке – в первой половине апреля. В начале весны прилетают первые птицы, зацветают деревья. Весна развивается медленно, так как оказывает влияние охлаждённых за зиму крупных водоёмов. Лето в Ленинградской области умеренно тёплое. В связи с преобладанием континентальных воздушных масс облачность в большинстве случаев небольшая, особенно в начале лета. Во второй половине лета ясную и тёплую погоду всё чаще прерывают циклоны. Они приносят пасмурную, ветреную и дождливую погоду. Осень наступает в начале сентября, заморозки учащаются, начинается листопад, однако погода ещё напоминает позднее лето. Это так называемое бабье лето, довольно тёплое и сухое. С октября температура быстро понижается, усиливаются циклоны, преобладающей становится пасмурная, прохладная, ветреная погода с моросящими дождями и туманами, которая сохраняется и в ноябре. Облачность и влажность в это время года самые высокие.

Согласно программе «От рождения до школы», в образовательную область «Познавательное развитие» в средней группе входит ознакомление детей с окружающим миром, что предполагает закрепление представлений о сезонных изменениях в природе, развитие интереса к миру природы, к природным явлениям, а также поощрение любознательности и инициативы у детей.

В. А. Батранина в своей статье описывает, что внимание детей средней группы становится более устойчивым. Им уже доступно понимание простейших связей в наблюдаемых явлениях. Исходя из этого, воспитатель средней группы ставит задачи по ознакомлению детей с природой, такие как:

1) Расширять и обогащать представления детей о сезонных явлениях;

2) Развивать познавательные интересы, устойчивое внимание, наблюдательность;

3) Учить устанавливать временные и причинно – следственные связи между сезонными явлениями;

4) Воспитание гуманного, бережного отношения к миру природы, развитие эмоционально – доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними.

Решение этих задач основывается на следующих принципах:

1) принцип научности – знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребёнка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения;

2) принцип прогностичности– в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений – умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях;

3) принцип интеграции – отражается в необходимости экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности ребёнка;

4) принцип гуманизации – обеспечение физического, психического и социального благополучия каждого ребёнка. Построение содержания методов и форм занятий в соответствии с опытом и уровнем знаний детей, направленностью их личности, структурой интересов;

5) принцип демократизации – обеспечение права педагогу свободного выбора форм, средств и методов работы с детьми. Это гарантирует адекватность избранных форм, средств и методов с задачами экологического образования дошкольников;

6) принцип региональной специфики проявляется в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего, своего края, с учётом его историко– географических, этнографических особенностей;

7) принцип социализации ребёнка – вовлечение дошкольника в речевую и двигательную активность, в совместное решение экологических задач в процессе игр – занятий, чтобы это стало составной частью системы действий всей группы;

8) принцип вариативности – предполагает использование различных технологий экологического развития дошкольников в зависимости от задач образовательного процесса, предпочтений детей, особенностей развивающей среды, желания родителей и т. д.;

9) принцип развивающего характера образования направлен на развитие всей целостной совокупности качеств личности ребёнка и происходит в зоне ближайшего его развития. Этот принцип предполагает вовлечение ребёнка в экологическую деятельность с использованием наглядно-дидактических игр и упражнений, что способствует обогащению речи, воображения, памяти, мышления ребёнка.

В. А. Батранинав статье описывает, что работу по ознакомлению дошкольников с сезонными изменениями в природе в средней группе можно разделить на тематические блоки.

Первый тематический блок «Неживая природа». Ознакомление с неживой природой осуществляется путём кратковременных наблюдений и игр во время прогулок. Воспитатель время от времени привлекает внимание детей к погоде в связи с их повседневной жизнью и деятельностью. Вначале педагог сам говорит, какая погода: «Как сегодня ярко светит солнце, как тепло, мы сможем хорошо погулять». В дальнейшем можно спросить детей или дать поручение одному ребёнку посмотреть в окно и сказать, какая погода: можно ли гулять, как надо одеться, какие взять игрушки. Надо учить подмечать изменения в цвете неба: в солнечный день предложить посмотреть на небо и сказать, какое оно – ясное, голубое, чистое. В другой раз дети увидят, что небо покрыто тучами, тучи тёмные, закрывают солнце, скоро пойдёт дождь. В течение всей зимы воспитатель привлекает внимание ребят к ярким и характерным зимним явлениям. Вышли на прогулку, спросить, холодно ли, сильный ли мороз, есть ли на небе солнышко, дует ли ветер. Следует понаблюдать, как ветер раскачивает деревья, крутит и метёт снег; предложить повернуть лицо к ветру, отметить, что от ветра становится ещё холоднее, мороз щиплет нос, уши. Нельзя пропустить первый снег: его появление вызывает у детей восторг. Понаблюдать, какими хлопьями падает снег, как медленно опускаются снежинки на землю, на крыши, на деревья и забор, затем обойти участок и посмотреть, как быстро все побелело, — все это детям очень интересно. На одной из прогулок можно подойти к замёрзшим лужицам, походить по тонкому льду, послушать, как хрустит под ногами ломающийся лёд. Взяв льдинку, показать, какой лёд прозрачный, а когда установятся морозы, лёд твёрдый, скользкий. В тёплые зимние дни следует показать, как легко из снега лепить снежки, он не рассыпается, как в мороз. Так дети узнают о разных свойствах снега. Уже с начала весны проводят наблюдения за характерными явлениями сезона. Прежде всего, внимание детей привлекается к потеплению. Можно использовать разнообразные приёмы, опираясь на чувственный опыт ребят. На прогулке предлагают потрогать нагревшуюся на солнце одежду, свою и товарища, подставить под солнечные лучи лицо, отмечают, что солнце светит ярко, стало тепло. Надо привлечь внимание детей к таянию снега, изменению снежного покрова. Для начала следует выбрать солнечный тёплый день. Ребята убедятся, что снег и лёд на солнце тают. Показать сосульки. Спросить, когда капают сосульки. Послушать звон капели. Через несколько дней прийти к месту первых наблюдений, спросить, что изменилось. Отметить, что снег почернел, его становится все меньше, а луж и ручьёв больше, растаяли сосульки от весеннего солнца.

Второй тематический блок «Живая природа»: Наблюдения за растениями. Листопад принадлежит к числу наиболее характерных осенних явлений. На прогулках наблюдают за деревьями и кустарниками своего участка и ближайшего окружения. Целесообразно отмечать наиболее видимые изменения: листья пожелтели или покраснели, сухие листья опадают, ветви на деревьях стали голые, листьев на них не осталось. Несколько раз за осень воспитатель организует наблюдения за растениями цветника на своём участке. В начале осени дети осматривают клумбы, любуются красивыми цветами. Надо предложить найти знакомые растения: настурцию, астры, анютины глазки. Повторно наблюдения надо провести позже, когда после заморозков побуреет трава, завянут цветы, обратить внимание ребят на то, что цветы погибли от холода. Следует привлекать внимание ребят к растениям и в зимнее время. Дети наблюдают деревья и кустарники под снежным покровом, замечают, как в ветреную погоду ветки гнутся и с них осыпается снег. Как только на деревьях и кустарниках начинают заметно набухать и лопаться почки, надо нагнуть ветку, чтобы дать детям возможность рассмотреть её, понюхать душистые почки, листочки, потрогать их пальцами. На каждой прогулке воспитатель поручает ребятам посмотреть, что распустилось, зазеленело на участке, у какого дерева появились листья. Так дети приучаются всматриваться в окружающую природу, замечать изменения в ней. Также и необходимо не забывать про использование игровых приёмов, проводить развивающие игры. Наблюдения за животными и птицами. Наблюдения за птицами надо вести в течение всего года. Осенью необходимо обратить внимание на то, что птиц стало меньше, не слышно их пения, как это было летом. Зимой чаще всего можно наблюдать на участке воробьёв, ворон, голубей. Таким образом, одним из важных условий становления личности ребёнка является развитие его познавательных способностей, позволяющих формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах, их свойствах и отношениях в окружающем мире. Наиболее яркими и наиболее интересными проявлениями окружающего мира для ребёнка является природа. Поэтому формирование у дошкольника представлений о сезонных явлениях в природе служит понятным для него инструментом развития его способностей и осознания окружающей его реальности. Формирование представлений о сезонных явлениях в природе можно использоваться для развития интеллектуальных умений, так как оно представляет обширный материал для сравнения, установления причинно– следственных связей, применения знаний в новой ситуации. Освоение с представлений о сезонных явлениях природы у детей пятого года жизни является результатом целенаправленных педагогических воздействий и системы методов обучения, обеспечивающих накопление детьми эмоционально – чувственного опыта во взаимодействии с объектами природы и вхождение их в мир связи, отношений живых организмов, единство познаний, переживаний и действий.

Таким образом, по мнению современных исследователей (В. А. Батранина, В. Г. Федотова, Л. П. Достоевская, М. С. Калинина, М. А. Кабанова), знакомство с сезонными изменениями природы родного края в средней группе необходимо. Оно обеспечивает выполнение требований ФГОС ДО, способствует формированию у детей целостной картины мира, является фундаментом для дальнейшего углубления экологических знаний, представлений о сезонных изменениях в природе, развитие интереса к миру природы, к природным явлениям, а также поощрение любознательности и инициативы у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование в средней группе "Ознакомление дошкольников с природой родного края"

Для того чтобы познавательный интерес детей к природе родного края  постоянно подкреплялся, получал импульсы для развития, необходимо создать соответствующие условия, а также использовать приемы,...

Образовательная деятельность в средней группе по экологии «Бережем природу родного края».

- Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.- Учить почувствовать единение с природой посредством слова, мысли, чувства.- Воспитывать чувства го...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ « БЕРЕГИ И ЛЮБИ ПРИРОДУ РОДНОГО КРАЯ»

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ                         В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ...

Календарно-тематическое планирование_средняя группа_Осень. сезонные изменения

Календарно-тематическое планирование_средняя группа_Осень. сезонные изменения...

Отчёт по самообразованию Тема: Экологическое воспитание детей среднего возраста через ознакомление с природой родного края.

  Отчёт  по самообразованию Тема: Экологическое воспитание детей среднего возраста через ознакомление с природой родного края....

Презентация для детей старшей группы "Зима. Сезонные изменения"

Цель: Обобщить и системаматезировать знания детей о зиме, учить отвечать на вопросы, развивак навык словообразования, прививать любовь к поэтическому слову, активизировать словарь детей, учить п...