Консультация для воспитателей «Экспериментируем и играем на подносе»
консультация по окружающему миру

Бубнова Елена Николаевна

Как использовать подносы в работе с дошкольниками?

В работе с дошкольниками могут помочь самые обычные предметы обихода. «Почему бы не использовать для индивидуального обучения и развития детей подносы, находящиеся всегда под рукой?» Так, по всей видимости, рассуждала известный педагог Мария Монтессори, раскладывая на подносах в качестве задания для детей композиции из предметов. Авторы пособия «Экспериментируем и играем на подносе» А. Бостельман и М. Финк подхватили эту идею и предложили для работы с малышами целый ряд развивающих игр и заданий на подносах, которые легко повторить. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentiruem_i_igraem_na_podnose.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Экспериментируем и играем на подносе»

Как использовать подносы в работе с дошкольниками?

В работе с дошкольниками могут помочь самые обычные предметы обихода. «Почему бы не использовать для индивидуального обучения и развития детей подносы, находящиеся всегда под рукой?» Так, по всей видимости, рассуждала известный педагог Мария Монтессори, раскладывая на подносах в качестве задания для детей композиции из предметов. Авторы пособия «Экспериментируем и играем на подносе» А. Бостельман и М. Финк подхватили эту идею и предложили для работы с малышами целый ряд развивающих игр и заданий на подносах, которые легко повторить. 

Какой поднос лучше выбрать

Использовать для занятий можно любые подносы. Главное — поднос должен быть удобным, чтобы ребенок мог его взять и с легкостью перенести на другое место. Следует также учесть размеры полок, на которых будут располагаться подносы в группе.

Подносы из пластика рекомендуется использовать для экспериментов с водой. Поднос не должен иметь слишком высокие бортики, чтобы дети могли с легкостью добраться до расположенных на нем предметов. Подносы можно смастерить самостоятельно из больших крышек или коробок из-под обуви. Для этого достаточно оклеить крышку несколькими слоями папье-маше, чтобы она стала достаточно твердой.

Как подобрать задание для ребенка

Воспитатели — настоящие профессионалы в наблюдении за детьми. Именно наблюдение является основой педагогической деятельности и помогает выбрать и предложить ребенку подходящее задание.

Вы можете подготовить подносы с индивидуальными заданиями для каждого ребенка или предложить группе детей различные виды развивающих игр, соответствующих их уровню развития и отвечающих их интересам, на нескольких подносах. Все зависит от возраста детей и того, насколько однородна в этом отношении группа, с которой вы работаете. В любом случае подготовленные вами задания облегчат вам решение ежедневных задач, связанных с развитием и обучением детей.

Как подготовить задания

Поразмышляйте для начала над тем, что ребенок на данном этапе должен усвоить, какие способности или навыки ему необходимо развить сейчас. И в зависимости от поставленной цели подберите для него подходящее задание.

Подумайте, какие материалы вам для этого понадобятся, и подготовьте их.

Затем определите, как можно изменять задания по уровню сложности; какие материалы или вещества вы хотели бы предложить ребенку в начале игры, а какие можно дать ему позже, на замену.

Развивающие и стимулирующие задания

Понятность. Задание, которое нужно выполнить ребенку, должно быть ясным и понятным без дополнительных объяснений. Другими словами, предметы следует располагать на подносе так, чтобы было очевидно, что с ними нужно сделать. При этом композиция на подносе должна побуждать ребенка к конкретным действиям. Например, если ребенку предлагается собрать пирамидку, то на подносе следует расположить не готовую пирамидку, а поставить основание пирамидки со стержнем и рядом положить несколько колец. Так можно мотивировать ребенка проверить, нанизываются ли кольца на стержень. Этот принцип понятности развивающих заданий следует соблюдать при составлении всех композиций.

Наглядность и порядок. Поднос следует разделить на ячейки. Упорядоченность и структурированность — важные принципы, которые позволяют сделать задание наглядным и понятным, не требующим дополнительных объяснений. Готовые подносы с ячейками можно купить в специализированных магазинах, продающих инвентарь для дошкольных учреждений. Но при помощи полос из картона можно легко разделить крышку от обувной коробки на ячейки и самим.

Также можно предложить материалы для заданий в специальных чашечках, чтобы создать ощущение порядка.

Пространство для творчества. При подготовке заданий для детей всегда помните о присущем им любопытстве. Поэтому располагайте предметы так, чтобы ребенок обязательно почувствовал желание поиграть с предложенными материалами.

Возможность экспериментировать. Дети по-разному выполняют одно и то же задание. Каждый ребенок должен иметь возможность исследовать предложенные ему предметы, опираясь на собственные идеи и представления.

Как работать с подносами

Для подносов обязательно нужно отдельное место хранения. Некоторые подносы малыши могут брать в течение дня самостоятельно, поэтому их следует поставить на низкую, доступную для детей полку. Поблизости от нее должен находиться стол или широкая скамья, на которых дети смогли бы работать с подносами. Малыши охотно ставят подносы прямо на пол, садятся рядом и играют.

Те подносы, которые воспитатели предлагают детям со строго определенными целями и которые должны использоваться только под контролем педагога или с его помощью, следует хранить на самых высоких полках. Но эти полки должны находиться на уровне глаз взрослого, чтобы воспитатель мог легко увидеть содержимое подносов и выдать для работы один из них ребенку, если он об этом попросит или если у вас есть время для совместных занятий с ним. На полках можно повесить фотографии с изображением содержимого подносов, чтобы дети и взрослые хорошо видели, какой поднос где стоит. Те подносы, которые можно использовать только под контролем воспитателей, промаркируйте наклейками.

Далее приведу описание игры «Заставляем предметы исчезнуть».

Заставляем предметы исчезнуть

Вам понадобятся:

  • жестяная баночка с пластмассовой крышкой, разрезанной посередине крест-накрест;
  • разноцветные бигуди разного размера.

Как в это играют

Дети очень быстро понимают, что они должны сделать на этом подносе. В прорезанное в крышке отверстие можно засунуть бигуди, и тогда они исчезнут в баночке. Шероховатая поверхность бигуди поскрипывает при засовывании в отверстие банки.

Звуки меняются в зависимости от скорости проталкивания и материала, из которого бигуди сделаны.

А поскольку бигуди разноцветные, ребенку нетрудно догадаться, что бигуди отправляются в баночку по определенному признаку. Например, сначала красные, потом желтые и т. д. Так выполняется еще и задание на сортировку. Как только все бигуди окажутся в баночке, ребенок сможет ее открыть, чтобы достать оттуда цветные рулончики. Игру можно начинать сначала!

Что развивается и чему учится ребенок

Понимание того, что вещи не исчезают, даже если их не видно. Исчез ли предмет, который я засунул в банку, или он только спрятался там?

Координация и глазомер. Бигуди могут попасть в банку через отверстие, только если ребенок вставляет их в нее под прямым углом.

Понимание причинно-следственных связей. Сначала бигуди шуршат, а потом слышится звук от падения предмета на дно банки.

Стремление к порядку. Какие бигуди надо мне сначала засунуть в баночку: сортируя их по цвету или по размеру?

Умение считать. Сколько бигуди уже в баночке: четыре или шесть? А сколько еще осталось?

Мелкая моторика. У меня получится открыть крышку баночки и снова ее плотно закрыть?

На что следует обратить внимание?

Чтобы дети не поранились, если им удастся засунуть всю руку в банку через отверстие в крышке, следует обточить края клиньев крышки в местах разреза и постоянно следить за тем, чтобы пластик крышки не порвался. Эта игра не таит в себе никаких опасностей, но иногда могут случаться неприятности: в такие баночки дети могут засунуть совсем другие предметы. Поэтому следует постоянно следить за действиями ребенка, играющего с этим подносом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ДОУ "Коррекционные игры в работе воспитателя по звукопроизношению"

Мы все хотим, чтобы наши дети (и свои, и воспитанники), став взрослыми, добились в жизни успехов, сделали блестящую карьеру, преуспевали в бизнесе, одним словом, состоялись, как личности, чувствовали ...

Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры игры в экологическом воспитании дошкольников"

Данная консультация знакомит воспитателей с дидактическими играми по экологии....

Консультация для воспитателей по теме: «Играем и экспериментируем в детском саду»

Информация для воспитателей по исследовательской деятельности с детьми....

консультация для воспитателей Экспериментируем на прогулке зимой

В данной консультации представлены рекомендации при экспериментировании на прогулке зимой для всех возрастов. А так же представлены некоторые интересные эксперименты....

Консультация для воспитателей по созданию игры по ПДД. Формирование основ безопасности. Дидактическая игра на липучках по Правилам дорожного движения.

Данные игра создана для обучения детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения, чтобы обучение было интересным, увлекательным, эффективным и практически значимым....

Экспериментируем и играем на подносе с малышами.

Актуальность:Актуальность определяется необходимостью расширять кругозор детей и удовлетворять их любознательность, так как ранний возраст предполагает пик накопления знаний и умений. В этом возрасте ...

Экспериментируем и играем на подносе с малышами.

Актуальность определяется необходимостью расширять кругозор детей и удовлетворять их любознательность, так как ранний возраст предполагает пик накопления знаний и умений. В этом возрасте дети только н...