Занятие по экспериментированию в подготовительной группе. "Путешествие в мини лабораторию"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Т.В.Тимофеева

конспект занятия "Путешествие в мини лабораторию"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия студии «Почемучка» в подготовительной группе

Тема: Путешествие в мини лабораторию

Цель: Формирование навыков экспериментальной деятельности в процессе проведения практических опытов.

Задачи:

1развивающие

-Развивать наблюдательность, любознательность, мыслительную деятельность, память, речь, логическое мышление.

2. Обучающие:

- Развивать умение приобретать знания посредствам проведения практических опытов, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.

3. Воспитательные:

-Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности.

• Создание эмоционально-положительного настроя детей.

Оборудование и материалы:

Карты схемы о свойствах воздуха, соли, воды,.Где люди используют соль. Правила поведения в лаборатории.

Целофановые пакеты на каждого ребенка,Веер на каждого ребенка, Стакан с водой.Сахар, соль, мука, растительное масло, пищевой краситель.Прозрачные стаканчики с ложкой на каждого ребенка.Соль, картонка на каждого ребенка,2 стакана с водой, 2 сырых яйца.Молоко, жидкость для мытья посуды,краски, ватные палочки,пипетка.широкая тарелка.Мыльные пузыри на каждого ребёнка.

(Дети заходят в группу, которая оформлена под «научную лабораторию»).

В круг широкий вижу я

Встали все мои друзья

Мы сейчас пойдем направо

А теперь пойдем налево

В центр круга соберемся

И на место все вернемся

Все друг другу улыбнемся,

Вот и можем начинать

Но прежде надо дружно

Всем здравствуйте сказать.

Ребята давайте улыбнемся и поздороваемся с нашими гостями. Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в нашу мини-лабораторию, где нас ждут удивительные открытия.

А что такое ЛАБОРАТОРИЯ? Лаборатория - это специальное место для проведения различных опытов, наблюдений и экспериментов. Ребята , а кто работает в лаборатории.( Ученые , научные сотрудники). Ну, что ребята, вы готовы? (ответы детей). Давайте встанем в кружок и скажем волшебные слова (повторяют за воспитателем слова и движения):

Раз, два, три! В лабораторию заходи! (одеваем фартучки)вот и мы превратились в научных сотрудников.

Воспитатель: Но для начала давайте вспомним правила работы в лаборатории:

Соблюдай тишину в лаборатории.

Слушать внимательно задание

Работать аккуратно

Не толкай соседа во время работы.

Сначала подумай, потом сделай.

Не пробовать вещества на вкус без разрешения.

Точно выполнять указания

В конце опытов делать выводы

Убери за собой рабочее место.

Сейчас я повешу картинки, чтобы не забывать.

Не будем терять время, начнем! Я приглашаю вас к первому опытному столу

«Невидимка – воздух».

Предлагаю отгадать загадку

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать,

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

- Что это? (воздух)

Правильно, это воздух. Для чего нужен воздух? (чтобы дышать)

-Да, мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Ну-ка давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.

-Что мы с вами вдохнули? (воздух)

-А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.

-Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно? (плохо)

-Какой вывод можно сделать?

- Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может.

«Поймай невидимку»

Воспитатель: Скажите, а вы видите воздух вокруг себя? (Нет). А как вы думаете, он вообще существует? (Да). Давайте это проверим.

Воспитатель раздает детям целлофановые пакеты.

Ребята, попробуйте поймать в пакет то, чего не видно. Как это сделать? (Дети предлагают варианты). Давайте просто откроем пакет и быстрым движением «захватим» им воздух, а потом закрутим. Что получилось?

Вывод детей: Пакет надулся, стал упругим. Значит, он наполнен воздухом.

Значит, воздух существует, даже если мы его не видим, Воздух есть везде, он занимает место.

(Вывешивается схема-символ: «Воздух есть везде»).

«Воздух невидимый и прозрачный»

Воспитатель: Мы поймали воздух, но почему мы его не видим? Давайте посмотрим сквозь этот надутый пакет на свою руку. Что мы видим? (Руку видно четко).

Вывод: Воздух прозрачный, сквозь него все видно. Поэтому он невидимый. (Вывешивается схема-символ: «Прозрачный, невидимый»).

«Воздух легче воды»

· Опыт с стаканом и соломинкой:

· Задание: Возьмите стакан с водой и соломинку. Подуйте в нее. Что вы видите? (Появляются пузырьки).

· Вопрос: Откуда берутся пузырьки? (Это выходит воздух, который был у нас внутри). Куда поднимаются пузырьки? (Наверх).

· Вывод: Пузырьки воздуха поднимаются наверх, потому что воздух легче воды. (Вывешивается схема-символ: «Легкий»).

«Воздух может двигаться»

Воспитатель: Ребята, а как мы можем почувствовать воздух? (Ветер, когда дуем).

Задание: Возьмите веер. Помашите им сначала около своей щеки, потом около руки. Что вы чувствуете? (Прохладу, дуновение).

Вопрос: Что такое ветер? (Это движение воздуха).

Вывод: Воздух может двигаться, и когда он движется, мы чувствуем ветер. (Вывешивается схема-символ: «Двигается»).

«Воздух не имеет запаха и вкуса»

Цель: Определить, что чистый воздух не имеет запаха и вкуса.

Ход: Воспитатель предлагает детям понюхать воздух в стакане. Пахнет ли чем-то? Затем дает понюхать ароматизированную салфетку.

Воспитатель:Чем пахнет сейчас? (Апельсином). Но пахнет не сам воздух, а частички, которые в нем находятся. А теперь попробуйте на язык положить немного сахара или соли. Это вкус воздуха? Нет, это вкус вещества. Чистый воздух не имеет вкуса и запаха.

Вывод детей: Сам по себе воздух не пахнет и не имеет вкуса. Запах ему придают другие вещества (цветы, духи, дым).

Воспитатель собирает детей вокруг доски с вывешенными схемами-символами.

Давайте вспомним, какие же секреты воздуха мы сегодня раскрыли в нашей лаборатории.

· Мы доказали, что воздух... (есть везде).

· Он... (невидимый и прозрачный).

· Он... (легче воды).

· Он может... (двигаться, создавая ветер).

Итог: молодцы ребята вы активны и любознательны .я предлагаю на прогулке понаблюдать за движением воздуха (качаются ветки деревьев, летят листья, развиваются флажки).

Пройдём к следующему опытному столику

«Волшебница Водица».

Самое удивительное вещество на земле – вода. Вы с водой хорошо знакомы: не раз шлёпали под дождём, разбрызгивая лужи, плескались в речке. Но давайте приглядимся к ней получше – познакомимся со свойствами этого необыкновенного вещества.

Посмотрите пожалуйста внимательно на стакан с водой. Что вы можите сказать о ней. Через стакан с водой все видно.

«Вода прозрачна»

Понюхайте водичку

«Вода не имеет запаха»

Принимает форму сосуда

Всем известно вода является хорошим растворителем, но не все вещества растворяются в воде. Давайте проверим это.

Всем известно вода является хорошим растворителем, но не все вещества растворяются в воде. Давайте проверим это.

«Растворение веществ»

Материал: сахар, соль, мука, растительное масло.

В стаканах смешиваем воду с сахаром, солью, мукой и маслом.краской Делаем вывод: вода растворяет сахар и соль, с мукой смешивается, а масло не растворяется в воде и не смешивается с водой.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы вдохнули глубоко,

Дышим мы легко-легко.

Плавно руки вверх подняли

И кистями помахали.

Руки мы к плечам прижали

И локтями повращали.

Сделали по пять прыжков.

И к работе все готовы!

Я приглашаю вас к следующему опытному столу

Что у вас в стаканчиках? Соль

Давайте насыплем немного соли на лист картона, что заметили?

Сыпется.

«Соль сыпучая, без запаха»

Как узнать, чем соль пахнет? Понюхать.

А чем-нибудь пахнет соль?

Какого цвета она? Белого.

Как вы думаете, в солёной воде можно утонуть? (предположения детей)

А давайте проверим.

Мне нужны 2 помощника: а чтоб проверить можно ли утонуть нам поможет обычное куриное яйцо.

Возьми пожалуйста стакан с водой и добавь туда 3 ложки соли и размешай хорошо. Куда делась соль? Растворилось в воде.

Значит, вода какая на вкус стала? Соленая.

А теперь бери обычное сырое яйцо и опусти в этот стакан с водой. Что вы видите? Яйцо не тонет, а плавает.

А теперь ты возьми другое с яйцо и опусти его в стакан, где вода не соленая, а обычная. Что происходит? Яйцо тонет, утонуло.

Какой вывод мы сделаем? Солёная вода помогает предметам удерживаться на поверхности. Значит в соленой воде легче плавать.

Воспитатель: Ребята как вы думаете ,где можно использовать соль?

Люди использую соль при приготовлении пищи.

В консервировании овощей на зиму!

Воспитатель: Так же соль используют в медицине:

Промывают нос, поласкают горло

А сейчас я хочу показать еще для чего люди, используют соль. Оказывается солью можно украсить интерьер комнаты. Посмотрите сколько цветной соли я для вас приготовила. Сейчас мы с вами будем по очереди засыпать соль в баночку.

А теперь ребята, я хочу пригласить вас, к следующему столику. где происходят удивительные превращения. Вы верите в то что на молоке можно рисовать? Если нет тогда давайте проведем опыт и посмотрим что произойдет.

«Рисуем на молоке»

Для опыта понадобится: тарелка, молоко, жидкое мыло, ватные палочки и краски.

Наливаем молоко в тарелку. Капаем по несколько капель краски в молоко. Обмакиваем ватные палочки в жидкое мыло и погружаем их в тарелку с молоком.

Вывод: при добавлении краски в молоко, на поверхности образуются красивые разливы от краски. При добавлении жидкого мыла, краска сбивается в полоски и образуют неожиданные рисунки на поверхности молока.

Воспитатель: А теперь, ребята, пришло время возвращаться в детский сад. Снимаем фартучки.

Давайте снова встанем в круг и произнесем волшебные слова.

Раз, два, три! Снова в группу заходи!

Воспитатель: Ну, вот мы и в детском саду.

Садятся на стульчики, расположенные полукругом.

Рефлексия:

- Ребята, где мы побывали сегодня? - Что нового вы узнали?

· Что вам больше всего понравилось на занятии?

· Какой опыт был самым удивительным?

- При попадании воздуха в мыльную воду что появляется? — пузыри

Ребята, к сожалению, пришла пора прощаться. А чтобы вам не было грустно, примите от меня маленькие подарочки - мыльные пузыри.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие по экспериментированию в средней группе Путешествие в сказку «Разноцветные чудеса"

Конспект занятия для средней группы по эксперементированию с водой...

Конспект образовательной деятельности с элементами экспериментирования в подготовительной группе "Путешествие в подземное царство"

Данное занятие будет интересно воспитателям подготовительной группы. Игровое занятие с элементами экспериментирования направлено на расширение знаний детей об окружающем мире через поисковую, опытниче...

Конспект экспериментирования в подготовительной группе "Путешествие в страну экспериментов"

Цель: познакомить детей с природными явлениями – вулканами, их строением, причиной извержения....

Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе «Путешествие в страну Экспериментов».

Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе«Путешествие в страну Экспериментов». Цель: Познакомить детей с природными явлениями – вулк...

Конспект  по экспериментированию в подготовительной группе «Путешествие в страну Экспериментов».

Познакомить детей с природными явлениями – вулканами, их строением, причиной извержения....

Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе «Путешествие в страну Экспериментов».

Познакомить детей с природными явлениями – вулканами, их строением, причиной извержения....