Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Пернатые друзья»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Пернатые друзья". По формированию представления детей о зимующих и перелётных птицах.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 378.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №231»
(МБДОУ «Детский сад №231»)
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
«Пернатые друзья»
(Старшая группа)
Выполнил: воспитатель
Колесникова А.В.
Г. Барнаул, 2025г.
Цель: формирование представлений детей о зимующих и перелётных птицах.
Задачи:
- закрепить знания детей о зимующих и перелётных птицах;
- дать представление о значении птиц для окружающей природы;
- учить отгадывать загадки о птицах;
- воспитывать заботливое отношение к птицам;
- формировать умения работать в команде.
Предварительная работа. Чтение художественной литературы о птицах, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц и перелётных; конструирование (оригами) птиц. Наблюдения за птицами на участке. Беседа о птицах.
Материал и оборудование. Два комплекта картинок с изображением птиц (совы, синицы, голубя, снегиря, дятла, ласточки, скворца); письмо от Деда Природоведа; иллюстрации зимующих и перелетных птиц; дидактическая игра «Найди тень птицы».
Ход занятия:
Организационный момент.
Приветствие: Утром Солнышко встает,
Всех на улицу зовет
Выхожу из дома я:
«Здравствуй, улица моя!»
- Ребята, сегодня у нас не простое занятие, мы его проведем в виде викторины. И для того, чтобы нам его начать, нам нужно разделиться на две команды и придумать названия. Названия команд связанные с темой занятия.
Отгадайте загадку: Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом, это. (птицы)
- Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о наших пернатых друзьях- птицах. Дети делятся на команды: «Воробышки» и «Синички».
- Молодцы ребята. Но для того, чтобы нам начать нашу викторину, послушайте правила.
Правила: внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы не выкрикивая, а поднимать карточку с правильным ответом, не перебивать друг друга, и выполнять задания. Выигрывает команда, набравшая больше всего фишек.
-У вас на столе лежат карточки, это ответы на мои вопросы.
-Ребята, все понятно? (Ответы детей)
- Тогда мы начинаем нашу викторину.
Задание 1:
- Ребята, первое задание. Отгадайте загадку.
Загадка: Ночь, как смола, черным - черна
Серой птице не до сна.
Меж кустов, как тень, скользит
Караулит, кто не спит.
Ловит каждый шорох чутко
А как крикнет, станет жутко.
Вздрогнет спящая трава
Это ухает … (Ответы детей). (Поднять карточку)
- Правильно, молодцы. Это сова. А теперь рассмотрите картинку и расскажите, что вы знаете об этой птице (Получают фишку та команда, которая первая правильно ответила и рассказала рассказ)
- Ребята, рассмотрите внимательно картинку.
-Расскажите какой внешний вид у совы? (ответы детей)
- Какой окрас? (ответы детей)
- Ребята, а скажите сова зимующая или перелетная птица? (ответы детей)
- Молодцы. Давайте подведем итог.
- Сова – крупная птица. Голова круглая как тарелка, по бокам перышки торчат, клюв крючком. Глаза большие круглые, но днем сова видит плохо и поэтому охотится ночью. Издает звуки словно охает у-хую. Сова у нас зимующая птица.
Задание 2:
- Ребята, следующее задание
- Загадка: Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата
Черненькая шапочка,
И полоска шарфика.
-Ответы детей. (Получают фишку)
- Молодцы правильно, это синица
- Ребята, рассмотрите внимательно картинку.
- Расскажите, какой окрас у синицы? (ответы детей)
-Правильно, молодцы.
- У синицы яркая и красивая окраска брюшка – желтая или лимонная, с продольной черной полосой. Снежно-белые щечки и затылок, а сама голова черная. Со стороны спины зеленоватый или голубоватый отлив. Черный суженный, прямой, укороченный клюв и длинный хвост. Крыло серо-голубого цвета с поперечными светлыми полосками.
Задание 3:
- Следующее задание:
Загадка: Собирает он проворно,
Горстью брошенные зерна,
И гнездится под карнизом,
Наш любимый… (Ответ детей, карточка)
- Правильно. Это Голубь. (Получают фишку та команда, которая первая правильно ответила и рассказала рассказ)
- Ребята, рассмотрите внимательно картинку
- Расскажите какой окрас у голубя? (ответ детей).
- Молодцы, правильно.
- Ребята, а голубь больше или меньше воробья? (ответ детей)
- Молодцы, правильно.
- Ребята, расскажите, чем питаются голуби? (ответы детей)
- А могут ли голуби передавать письма? (ответы детей)
- А как называют таких голубей? (ответы детей)
- Правильно, почтовые голуби.
- Голуби - это птицы, которых можно научить передавать письма. Для этого к лапкам голубя привязывают письмо, и он приносит его в определенное место – голубятню. Во время войны голуби служили почтальонами и доставляли ценные письма адресатам. Так же голубь - одна из самых добрых и мирных птиц. За это ее избрали символом мира и дружбы. А веточка в клюве у голубя означает, что он несет добрую весть о мире и дружбе.
- Ребята, а скажите голуби зимующие или перелетные птицы? (ответы детей)
Физкультминутка. Проводится двигательная подвижная игра «Воробушки и кот». Где дети — «воробушки» сидят на своих «гнездышках» (стульчиках). Водящий «кот» располагается на другой стороне от воробушек, как только «кот» задремлет, «воробушки» вылетают из гнезда, перелетают с места на место, ищут крошки, зёрнышки. «Кот» просыпается, мяукает, бежит за воробушками, которые должны улететь в свои гнезда. Проигрываем в подвижную игру 4 раза.
- Мы с вами немножко отдохнули, отвлеклись. Давайте продолжим дальше.
Задание 4:
- Следующая загадка:
Загадка: Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери.
И вдруг, вспорхнули яблоки,
Ведь это…. (ответы детей)
- Правильно. Это снегирь. (Получают фишку та команда, которая первая правильно ответила и рассказала рассказ)
- Рассмотрите внимательно картинку.
- Скажите, какой окрас у снегиря?
- Как вы думаете слово снегирь связано со словом снег? (Ответы детей)
- Правильно, можно сказать, что снегирь связан со словом снег, потому что снегири появляются с первым снегом.
- Ребята, посмотрите на картинку
- Расскажите, чем отличаются два снегиря друг от друга? (ответы детей)
- Правильно у одного снегиря грудка красная, а другого серая.
- Один снегирь самец (мальчик), а другая самка (девочка). Ребята, у самца грудка красная, а у самки серо-бурая.
- Следующий вопрос, чем питаются снегири? (ответы детей)
- Правильно, питаются семенами, ягодами, и т.д.
Задание 5.
- Следующее задание. Отгадайте загадку.
Загадка: Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит
(Ответы детей)
- Правильно, это дятел (Получают фишку та команда, которая первая правильно ответила и рассказала рассказ)
- Рассмотрите внимательно картинку.
- Чем отличаются дятлы друг о друга? (ответы детей)
- Правильно, у одного дятла на голове красная шапочка это самец (мальчик), а у другого дятла ее нет это самка (девочка).
- Ребята, ответьте на вопрос: почему дятлы стучат по дереву? (ответы детей)
- Да, правильно.
-Дятел стучит по дереву, чтобы пробить кору деревьев и добраться до насекомых, скрывающихся в древесной коре, освобождает дерево от вредителей.
- Следующий вопрос
- Чем питается дятел? (ответы детей)
- Дятел питается насекомыми летом, а зимой в основном семенами сосны и ели.
- Скажите дятел зимующая птица или перелетная? (Ответы детей)
- Правильно, зимующая.
Задание 6.
- Ребята, я вам сейчас прочитаю стихотворение. А вы мне потом скажите про кого это стихотворение:
Наши ласточки – сестрички, но живут не вместе!
Гнездышки в особом месте строят эти птички.
Кто под крышей выбирает спальню для детишек,
Кто под берегом копает норки для малышек.
Ласточки – друзья, как люблю вас я!
- Ребята, про кого это стихотворение? (ответы детей)
- Да, правильно про ласточку. (Получают фишку та команда, которая первая правильно ответила и рассказала рассказ)
- Рассмотрите картинку, и скажите, какой окрас у ласточки? (Ответы детей)
- Правильно, ласточки имеют металлический сине-черный окрас, грудка и живот светло-серые, с рыжиной на лбу. У них длинный раздвоенный хвост. Крылья ласточки заостренные.
- Чем питаются ласточки? (ответы детей)
- Ласточки ловят мошек и насекомых.
- А где стоят свои гнезда? (Ответы детей)
- Да, ласточки строят свои гнезда под крышей домов и под берегом копают норки.
- Ребята, скажите ласточка зимующая или перелетная птица? (ответы детей)
- Молодцы ребята.
- Следующее задание.
Задание 7.
- Я вам сейчас прочитаю ещё одно стихотворение. А вы мне скажите про кого это стихотворение.
Что за радость! Наконец,
Прилетел к нам в сад скворец.
Наш певец блестяще – черный,
По траве снует проворно,
Домик свой отвоевал:
Воробьев всех разогнал!
С видом деловым поспешно
Он влетает в свой скворечник.
На ступеньку без забот
Он садиться и поет
Так, что за душу берет!
- Про какую птицу говорится в этом стихотворении? (ответы детей)
- Да, правильно про скворца. (Получают фишку та команда, которая первая правильно ответила и рассказала рассказ)
- Рассмотрите картинку, скажите какой окрас у скворца? (ответы детей)
- Да, у скворца окрас черное оперение с металлическим блеском фиолетового, зеленого, синего или коричневого цвета.
- Ребята, скажите, где живут скворцы? (ответы детей)
- Да, правильно в скворечнике.
- А кто для них строит домики?
- Ответьте на вопрос, скворцы перелетные или зимующие птицы? И в какое время года нужно вешать скворечники? (ответы детей)
- Ребята, скажите, чем питаются скворцы? (ответы детей)
- Питаются дождевыми червями, насекомыми, бабочками, кузнечиков, многоножек и пауков, семенами, ягоды и различные фрукты: яблоки, груши, вишня, слива.
- Продолжим дальше нашу викторину.
Задание 8.
- Вы сегодня много узнали о птицах, познакомились с окраской птиц, рассмотрели иллюстрации птиц и теперь выполни еще одно задание. Сыграем в дидактическую игру «Найди тень птицы».
-Перед вами разложены карточки с изображением птиц и карточки с тенями птиц. Вам нужно найти тень птицы и положить её на карточки с изображением птицы. Какая команда сделает быстрее и правильнее получает фишку.
А теперь у нас ребята рефлексия:
- Как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края? (ответы детей) (Перелетные)
- Назовите перелетных птиц? (ответы детей) (Ласточки, скворцы, журавли, гуси…)
- Как называются птицы, которые остаются зимовать? (ответы детей) (Зимующие).
- Назовите их. (ответы детей) (Ворона, синица, воробей, голубь…)
- Почему одни птицы улетают в теплые края, а другие остаются зимовать. (Ответы детей)
- Да, правильно. Для перелетных птиц зимой не будет корма- они кормятся насекомыми.
- Перелетные птицы должны быть хорошо подготовлены к перелету. За лето птенцы подрастут и окрепнут. Взрослые научат их летать и добывать пищу. Летят птицы в теплые края, где тепло и есть пища. У птиц есть хвост – он помогает рулить, есть крылья поэтому они могут летать. Некоторые птицы остающиеся зимовать делают запасы семян и орехов, другие селятся поближе к людям. Перья и пух помогают им пережить холод. А вот отыскать под снегом пищу птицам бывает очень трудно.
- Ребята, как мы можем помочь птицам пережить зиму? (ответы детей)
- Зимой нужно покармливать птиц.
- Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы, и теперь нам нужно подвести итоги нашей викторины. Наши команды очень старались, выполнили все задания и ответили на вопросы. Победила дружба. А в качестве награды мы все услышим благодарное щебетание птиц рядом с нашим домом.
Стук в дверь.
- Ребята, к нам кто-то стучится.
- Нам с вами принесли посылку. Давайте откроем ее.
-Здесь письмо «Здравствуйте! Я Дед Природовед! Ребята, наступает зима и птицам очень нужна наша помощь. Я уже сделал много кормушек и развесил их в парке. Но птиц много, а я один. Помогите мне доделать несколько кормушек для птиц! Ваш друг – Дед Природовед.»
- Ребята, поможем Деду природоведу повесить кормушку? (ответ детей)
- И изготовить их несложно. Подойдёт картон, бросовый материал, фанера. Давайте попросим наших родителей помочь нам. Мы организуем птичью столовую и объявим экологическую акция «Помоги пернатому другу перезимовать» - привлечение родителей (законных представителей) в изготовлении кормушек.
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе
Рисование красками. (пальчиками)...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. "Друзья Мухи цокотухи".
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. "Друзья Мухи цокотухи"....
Ознакомление с окружающим миром "Пернатые друзья"
Ознакомление с окружающим миром "Пернатые друзья" для детей старшей группы....

Презентация к НОД по ознакомлению с окружающим миром "Пернатые друзья"
Пернатые друзьяЦели:1.Формировать представления детей о зимующих птицах.2.Учить отгадывать загадки.3.Развивать интерес к миру пернатых, любознательность.4.Дать представление о значении птиц для окружа...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Викторина «Деревья - наши друзья»
Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистичных знаний об окружающем мире. Пробудить у дошкольников интерес к природе, показать её красоту можно через н...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «Пернатые друзья»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группеТема: «Пернатые друзья»...









