Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Пернатые друзья»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Колесникова Анна Владимировна

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Пернатые друзья". По формированию представления детей о зимующих и перелётных птицах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №231»

(МБДОУ «Детский сад №231»)

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

«Пернатые друзья»

(Старшая группа)

        

       Выполнил: воспитатель

                                                                                                          Колесникова А.В.

Г. Барнаул, 2025г.

Цель: формирование представлений детей о зимующих и перелётных птицах.

Задачи

  • закрепить знания детей о зимующих и перелётных птицах;
  • дать представление о значении птиц для окружающей природы;
  • учить отгадывать загадки о птицах;
  • воспитывать заботливое отношение к птицам;
  • формировать умения работать в команде.

Предварительная работа. Чтение художественной литературы о птицах, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц и перелётных; конструирование (оригами) птиц. Наблюдения за птицами на участке. Беседа о птицах.

Материал и оборудование. Два комплекта картинок с изображением птиц (совы, синицы, голубя, снегиря, дятла, ласточки, скворца); письмо от Деда Природоведа; иллюстрации зимующих и перелетных птиц; дидактическая игра «Найди тень птицы».

Ход занятия:

Организационный момент.

Приветствие: Утром Солнышко встает,              

                        Всех на улицу зовет                      

                        Выхожу из дома я:                        

                       «Здравствуй, улица моя!» 

- Ребята, сегодня у нас не простое занятие, мы его проведем в виде викторины. И для того, чтобы нам его начать, нам нужно разделиться на две команды и придумать названия. Названия команд связанные с темой занятия.

 Отгадайте загадку: Воробьи, стрижи, пингвины,

                                  Снегири, грачи, павлины,

                                  Попугаи и синицы:

                                  Одним словом, это. (птицы)

- Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о наших пернатых друзьях- птицах. Дети делятся на команды: «Воробышки» и «Синички».

- Молодцы ребята. Но для того, чтобы нам начать нашу викторину, послушайте правила.

Правила: внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы не выкрикивая, а поднимать карточку с правильным ответом, не перебивать друг друга, и выполнять задания. Выигрывает команда, набравшая больше всего фишек.

-У вас на столе лежат карточки, это ответы на мои вопросы.

-Ребята, все понятно?   (Ответы детей)

- Тогда мы начинаем нашу викторину.

Задание 1:

- Ребята, первое задание. Отгадайте загадку.

Загадка:  Ночь, как смола, черным - черна

                 Серой птице не до сна.

                 Меж кустов, как тень, скользит

                 Караулит, кто не спит.

                 Ловит каждый шорох чутко

                 А как крикнет, станет жутко.

                 Вздрогнет спящая трава

                 Это ухает …     (Ответы детей).  (Поднять карточку)

- Правильно, молодцы. Это сова. А теперь рассмотрите картинку и расскажите, что вы знаете об этой птице (Получают фишку та команда, которая первая правильно ответила и рассказала рассказ)

- Ребята, рассмотрите внимательно картинку.

-Расскажите какой внешний вид у совы?       (ответы детей)

- Какой окрас?          (ответы детей)

- Ребята, а скажите сова зимующая или перелетная птица?    (ответы детей)

- Молодцы. Давайте подведем итог.

- Сова – крупная птица. Голова круглая как тарелка, по бокам перышки торчат, клюв крючком. Глаза большие круглые, но днем сова видит плохо и поэтому охотится ночью. Издает звуки словно охает у-хую. Сова у нас зимующая птица.

Задание 2:

- Ребята, следующее задание

- Загадка: Спинкою зеленовата,

                 Животиком желтовата

                 Черненькая шапочка,

                  И полоска шарфика.    

-Ответы детей.     (Получают фишку)

- Молодцы правильно, это синица  

- Ребята, рассмотрите внимательно картинку.  

- Расскажите, какой окрас у синицы?           (ответы детей)

-Правильно, молодцы.

- У синицы яркая и красивая окраска брюшка – желтая или лимонная, с продольной черной полосой. Снежно-белые щечки и затылок, а сама голова черная. Со стороны спины зеленоватый или голубоватый отлив. Черный суженный, прямой, укороченный клюв и длинный хвост. Крыло серо-голубого цвета с поперечными светлыми полосками.

Задание 3:

- Следующее задание:

Загадка: Собирает он проворно,

                 Горстью брошенные зерна,

                И гнездится под карнизом,

                 Наш любимый… (Ответ детей, карточка)

- Правильно. Это Голубь. (Получают фишку та команда, которая первая правильно ответила и рассказала рассказ)

- Ребята, рассмотрите внимательно картинку

- Расскажите какой окрас у голубя?   (ответ детей).

- Молодцы, правильно.

- Ребята, а голубь больше или меньше воробья?  (ответ детей)

- Молодцы, правильно.

- Ребята, расскажите, чем питаются голуби?  (ответы детей)

- А могут ли голуби передавать письма?  (ответы детей)

- А как называют таких голубей?   (ответы детей)

- Правильно, почтовые голуби.  

- Голуби - это птицы, которых можно научить передавать письма. Для этого к лапкам голубя привязывают письмо, и он приносит его в определенное место – голубятню. Во время войны голуби служили почтальонами и доставляли ценные письма адресатам. Так же голубь - одна из самых добрых и мирных птиц. За это ее избрали символом мира и дружбы. А веточка в клюве у голубя означает, что он несет добрую весть о мире и дружбе.    

- Ребята, а скажите голуби зимующие или перелетные птицы?   (ответы детей)

Физкультминутка. Проводится двигательная подвижная игра «Воробушки и кот». Где дети — «воробушки» сидят на своих «гнездышках» (стульчиках). Водящий «кот» располагается на другой стороне от воробушек, как только «кот» задремлет, «воробушки» вылетают из гнезда, перелетают с места на место, ищут крошки, зёрнышки. «Кот» просыпается, мяукает, бежит за воробушками, которые должны улететь в свои гнезда.  Проигрываем в подвижную игру 4 раза.

- Мы с вами немножко отдохнули, отвлеклись. Давайте продолжим дальше.

Задание 4:

- Следующая загадка:

Загадка: Зимой на ветках яблоки!

              Скорей их собери.

              И вдруг, вспорхнули яблоки,

              Ведь это….      (ответы детей)

- Правильно. Это снегирь. (Получают фишку та команда, которая первая правильно ответила и рассказала рассказ)

- Рассмотрите внимательно картинку.

- Скажите, какой окрас у снегиря?

- Как вы думаете слово снегирь связано со словом снег?   (Ответы детей)

- Правильно, можно сказать, что снегирь связан со словом снег, потому что снегири появляются с первым снегом.

- Ребята, посмотрите на картинку

- Расскажите, чем отличаются два снегиря друг от друга?    (ответы детей)

- Правильно у одного снегиря грудка красная, а другого серая.

- Один снегирь самец (мальчик), а другая самка (девочка). Ребята, у самца грудка красная, а у самки серо-бурая.

- Следующий вопрос, чем питаются снегири?   (ответы детей)

- Правильно, питаются семенами, ягодами, и т.д.  

Задание 5.

- Следующее задание. Отгадайте загадку.

Загадка:  Все время стучит,

               Деревья долбит.

               Но их не калечит,

              А только лечит

             (Ответы детей)  

- Правильно, это дятел (Получают фишку та команда, которая первая правильно ответила и рассказала рассказ)

- Рассмотрите внимательно картинку.

- Чем отличаются дятлы друг о друга?      (ответы детей)

- Правильно, у одного дятла на голове красная шапочка это самец (мальчик), а у другого дятла ее нет это самка (девочка).

- Ребята, ответьте на вопрос: почему дятлы стучат по дереву?    (ответы детей)

- Да, правильно.

-Дятел стучит по дереву, чтобы пробить кору деревьев и добраться до насекомых, скрывающихся в древесной коре, освобождает дерево от вредителей.

- Следующий вопрос

- Чем питается дятел?         (ответы детей)

- Дятел питается насекомыми летом, а зимой в основном семенами сосны и ели.  

- Скажите дятел зимующая птица или перелетная?     (Ответы детей)

- Правильно, зимующая.

Задание 6.

- Ребята, я вам сейчас прочитаю стихотворение. А вы мне потом скажите про кого это стихотворение:

                     Наши ласточки – сестрички, но живут не вместе!

                     Гнездышки в особом месте строят эти птички.

                     Кто под крышей выбирает спальню для детишек,

                     Кто под берегом копает норки для малышек.

                     Ласточки – друзья, как люблю вас я!

- Ребята, про кого это стихотворение?     (ответы детей)

- Да, правильно про ласточку.  (Получают фишку та команда, которая первая правильно ответила и рассказала рассказ)

- Рассмотрите картинку, и скажите, какой окрас у ласточки?    (Ответы детей)

- Правильно, ласточки имеют металлический сине-черный окрас, грудка и живот светло-серые, с рыжиной на лбу. У них длинный раздвоенный хвост. Крылья ласточки заостренные.

- Чем питаются ласточки?     (ответы детей)

- Ласточки ловят мошек и насекомых.

- А где стоят свои гнезда?       (Ответы детей)

- Да, ласточки строят свои гнезда под крышей домов и под берегом копают норки.

- Ребята, скажите ласточка зимующая или перелетная птица?   (ответы детей)

- Молодцы ребята.

- Следующее задание.

Задание 7.

- Я вам сейчас прочитаю ещё одно стихотворение. А вы мне скажите про кого это стихотворение.

Что за радость! Наконец,

Прилетел к нам в сад скворец.

Наш певец блестяще – черный,

По траве снует проворно,

Домик свой отвоевал:

Воробьев всех разогнал!

С видом деловым поспешно

Он влетает в свой скворечник.

На ступеньку без забот

Он садиться и поет

Так, что за душу берет!

- Про какую птицу говорится в этом стихотворении?  (ответы детей)

- Да, правильно про скворца.  (Получают фишку та команда, которая первая правильно ответила и рассказала рассказ)

- Рассмотрите картинку, скажите какой окрас у скворца?  (ответы детей)

- Да, у скворца окрас черное оперение с металлическим блеском фиолетового, зеленого, синего или коричневого цвета.

- Ребята, скажите, где живут скворцы?   (ответы детей)

- Да, правильно в скворечнике.

- А кто для них строит домики?

- Ответьте на вопрос, скворцы перелетные или зимующие птицы?     И в какое время года нужно вешать скворечники?      (ответы детей)

- Ребята, скажите, чем питаются скворцы?     (ответы детей)    

- Питаются дождевыми червями, насекомыми, бабочками, кузнечиков, многоножек и пауков, семенами, ягоды и различные фрукты: яблоки, груши, вишня, слива.

- Продолжим дальше нашу викторину.

Задание 8.  

- Вы сегодня много узнали о птицах, познакомились с окраской птиц, рассмотрели иллюстрации птиц и теперь выполни еще одно задание. Сыграем в дидактическую игру «Найди тень птицы».

-Перед вами разложены карточки с изображением птиц и карточки с тенями птиц. Вам нужно найти тень птицы и положить её на карточки с изображением птицы. Какая команда сделает быстрее и правильнее получает фишку.

А теперь у нас ребята рефлексия:

-  Как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края?    (ответы детей) (Перелетные)  

- Назовите перелетных птиц?      (ответы детей) (Ласточки, скворцы, журавли, гуси…)

-  Как называются птицы, которые остаются зимовать?    (ответы детей) (Зимующие).

- Назовите их.       (ответы детей) (Ворона, синица, воробей, голубь…)

- Почему одни птицы улетают в теплые края, а другие остаются зимовать. (Ответы детей)

- Да, правильно. Для перелетных птиц зимой не будет корма- они кормятся насекомыми.

- Перелетные птицы должны быть хорошо подготовлены к перелету. За лето птенцы подрастут и окрепнут. Взрослые научат их летать и добывать пищу. Летят птицы в теплые края, где тепло и есть пища. У птиц есть хвост – он помогает рулить, есть крылья поэтому они могут летать. Некоторые птицы остающиеся зимовать делают запасы семян и орехов, другие селятся поближе к людям. Перья и пух помогают им пережить холод.  А вот отыскать под снегом пищу птицам бывает очень трудно.

- Ребята, как мы можем помочь птицам пережить зиму?   (ответы детей)

- Зимой нужно покармливать птиц.

-  Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы, и теперь нам нужно подвести итоги нашей викторины. Наши команды очень старались, выполнили все задания и ответили на вопросы. Победила дружба. А в качестве награды мы все услышим благодарное щебетание птиц рядом с нашим домом.

Стук в дверь.

- Ребята, к нам кто-то стучится.

- Нам с вами принесли посылку. Давайте откроем ее.

-Здесь письмо «Здравствуйте! Я Дед Природовед! Ребята, наступает зима и птицам очень нужна наша помощь. Я уже сделал много кормушек и развесил их в парке. Но птиц много, а я один. Помогите мне доделать несколько кормушек для птиц! Ваш друг – Дед Природовед.»    

- Ребята, поможем Деду природоведу повесить кормушку?  (ответ детей)

- И изготовить их несложно. Подойдёт картон, бросовый материал, фанера. Давайте попросим наших родителей помочь нам. Мы организуем птичью столовую и объявим экологическую акция «Помоги пернатому другу перезимовать» - привлечение родителей (законных представителей) в изготовлении кормушек.

 Приложение

         

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. "Друзья Мухи цокотухи".

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. "Друзья Мухи цокотухи"....

Ознакомление с окружающим миром "Пернатые друзья"

Ознакомление с окружающим миром "Пернатые друзья" для детей старшей группы....

Презентация к НОД по ознакомлению с окружающим миром "Пернатые друзья"

Пернатые друзьяЦели:1.Формировать представления детей о зимующих птицах.2.Учить отгадывать загадки.3.Развивать интерес к миру пернатых, любознательность.4.Дать представление о значении птиц для окружа...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Викторина «Деревья - наши друзья»

Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистичных знаний об окружающем мире. Пробудить у дошкольников интерес к природе, показать её красоту можно через н...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «Пернатые друзья»

Конспект занятия  по ознакомлению с окружающим миром в старшей группеТема: «Пернатые друзья»...